В 2022 года россияне потратили на ювелирные украшения 301 млрд рублей, это на 9% ниже показателей прошлого года. Падение аналитики связывают с уходом западных ювелирных брендов
Российский ювелирный рынок в прошлом году сжался на 9% и составил 301 млрд рублей, говорится в исследовании аналитического центра SOKOLOV (с ним ознакомился Forbes).
«Снижение объемов рынка обусловлено в первую очередь уходом из России глобальных ювелирных брендов, особенно luxury-сегмента, на который приходилось порядка 20 млрд рублей», — поясняет руководитель аналитического центра Алина Колпакова.
Средний чек с начала года вырос на 20% и составил 6 880 рублей. При этом среднерыночные розничные цены на ювелирные изделия в декабре 2022 года оказались лишь на 14,2% выше, чем в декабре 2021 года, несмотря на скачок биржевых цен на золото и волатильность рубля весной прошлого года, из-за которых рост розничных цен в марте и апреле прошлого года достигал 40% и 33% соответственно, отмечает она, со ссылкой на данные Росстата.
«По итогам года в натуральном выражении рынок сократился на 11%, в стоимостном выражении — -1%», — оценивает директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*ЗОЛОТОЙ» Андрей Шляев. С ним согласен и генеральный директор ювелирной сети Sunlight Дмитрий Лазарев: «По нашей оценке, рынок стагнирует в денежном выражении, а падение в штуках составляет 5-10%».
Снижение объемов в первую очередь связано с осторожностью участников рынка, заказы на производство и закупки практически сырья приостанавливались из-за высоких цен на металл и роста курса доллара весной прошлого года, поясняли производители ювелирных изделий.
В начале 2022 года биржевые цены на золото находились в районе $1 830 за унцию, в марте они подошли к уровню в $2 200 за унцию, но к октябрю упали до $1 600.
По данным Росстата, в натуральном выражении производство ювелирных изделий из золота по итогам 2022 года сократилось на 16,7% — с 22,4 млн штук до 18,6 млн штук. При этом на 7% выросло производство изделий из серебра — с 46,2 млн штук до 49,3 млн штук.
Колпакова говорит, что произошло перетекание потребительского спроса в более бюджетный серебряный сегмент: в прошлом году доля серебра в продажах выросла с 31 до 35%. Серебряные изделия стоят дешевле, продолжает эксперт, средний чек на них не превышает 2 000 рублей, а в золотом сегменте он в разы выше — порядка 15 000 рублей.
С Колпаковой не согласен Андрей Шляев из «585*ЗОЛОТОЙ»: «Главное отличие 2022 года от многих предыдущих лет заключалось в том, что доля золота в структуре спроса увеличилась. Активнее других растут продажи золотых украшений с натуральными драгоценными (бриллиант, изумруд, рубин, сапфир) и полудрагоценными камнями. Спрос на золото с этими вставками увеличился на 11,3% к 2021 году и на 21% к 2019-му».
Шляев отмечает, что другим глобальным трендом 2022 года стал переход к рациональной модели потребления: клиенты стали внимательнее относиться к условиям программы лояльности, чаще интересоваться, как получить и потратить бонусы, воспользоваться банковскими услугами кешбэка. «Они стали задумываться о том, чтобы покупка приносила дополнительную выгоду», — говорит Шляев.
И Sunlight и «585*ЗОЛОТОЙ» говорят об увеличении среднего чека: на 16% в рублях и на 25% в штуках.
Доля онлайн-продаж растет, говорит Алина Колпакова. За год она увеличилась с 17 до 19%, при этом 30% рынка ювелирного e-com пришлось на маркетплейсы.
По данным аналитического центра SOKOLOV, тренд роста доли ювелирного e-commerce в ближайшие годы продолжится, доля онлайн-продаж будет прирастать в среднем на 3% процентных пункта ежегодно, а в денежном выражении на 14%.
В целом, по прогнозу SOKOLOV, ювелирный рынок в этом году прирастет на 2-3%, а в следующем на 5-6%.