Российские огранщики и ювелиры в скором времени будут вынуждены сдать свои позиции на внутреннем рынке зарубежным конкурентам. И вообще заниматься огранкой алмазов и производством украшений в России вскоре может стать невыгодным. Какие факторы этому способствуют, в интервью нашему изданию рассказал Президент Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий Якутии, народный депутат Василий Власов.
Вывозить можно – продавать нельзя
- А какой абсурд у нас творится с вывозом ювелирных изделий на заграничные выставки! Свою продукцию наши ювелиры вывозят в режиме временного вывоза. Таково требование, а это подразумевает строжайший возврат всего, что ты вывозишь на выставку. То есть показывать свою продукцию ты можешь, а вот продавать – нет. Как в таких условиях продвигать наши украшения и бренды? Человеку понравилось на выставке изделие наших мастеров, он хочет его купить, а ему отказывают. Хотя рядом выставляют свои работы ювелиры из других стран и с удовольствием продают. Ведь выставки для этого и проводят. А мы работаем в режиме музея. При том, что ювелир привез свой товар – свою собственность, а распоряжаться им сам не может. Как будто он привез экспонаты из Эрмитажа – бред! Надо менять этот режим временного вывоза на режим экспорта. И таких нелепых примеров масса. Взять хотя бы попытки вновь ужесточить меры контроля ювелирной отрасли.
Усиление учета вместо контроля
- Почему об ужесточении мер вновь стали говорить?
- Потому что до правительства доносят неверную информацию о росте контрабанды ювелирных изделий. А реакция на это всегда одна – закручивание гаек со стороны государства.
- Что за информация?
- На одном совещании – где и с чьим участием, уточнять не буду – озвучили данные Росстата. По этим данным, в 2016 году Россия произвела ювелирных изделий на 224 миллиарда рублей. В этой сумме 50 миллиардов занимают вставки из цветных камней и мелких бриллиантов. Но в то же время в этом же году официально через таможню в Россию было завезено цветных камней на сумму 230 миллионов рублей и мелких алмазов на 606 миллионов рублей, т.е. всего на 836 миллионов рублей.
При сопоставлении этих цифр возникает вопрос – в ювелирных изделиях, по данным Росстата, вставок на 50 миллиардов рублей, а по данным таможни всего ввезено камней на 836 миллионов. Откуда взялись ещe 49 миллиардов 164 миллиона? Власть видит один ответ, что всe это – контрабандный ввоз.
Сомнительность приведенных цифр подтверждают данные по якутскому рынку. По нашим данным, в Якутии было продано бриллиантов на12 миллионов долларов, т.е. в рублях на 720 миллионов. Но эта сумма равна общероссийской. Но ведь не может Якутия за всю страну камни покупать. Значит, с данными по стране что-то не то.
Существует и большой разброс в данных по количеству ювелиров. Приведу пример данные по одной области, но называть еe не буду. По данным местных властей, в области работает 2 тысячи ювелиров, по данным пробирной палаты - в этой области работает 700 ювелиров, в налоговой говорят – по их данным, в области числится всего 270 ювелиров. Тогда получается, что из 2 тысяч заявленных ювелиров налоги платят всего 270 ювелиров? Какова же реакция власти в данной ситуации - ужесточить контроль путем введения лицензии на данный вид деятельности!
- А что нужно сделать, чтобы разобраться в ситуации?
- Надо задаться главным вопросом – сколько из этих 2 тысяч ювелиров занимаются реальным производством? Ведь перед тем, как принимать решения по усилению контроля, надо вникать в обстановку. Среди ювелиров могут быть те, кто закрыл свой бизнес. Среди них могут быть и те, кто не встал еще на спецучет в ГИПН. Могут быть начинающие предприниматели, у которых налоговые каникулы. Для полноценного понимания ситуации в отрасли Минфину РФ необходимо свести все данные пробирной инспекции, налоговой, статистики и данных российской Гильдии ювелиров и провести комплексный анализ ситуации.
- Неужели есть проблемы с учетом объема реализуемой ювелирной продукции?
- В Сахастате по республике, к примеру, нет разбивки по изделиям из золота или из серебра, изделий с бриллиантами или без них. Всe в целом. Если такое происходит на уровне региона, то, что происходит на федеральном уровне? То есть надо наладить прежде всего учет производства и сбыта по различным категориям изделий. Откуда информация, что произведено изделий со вставками на 50 миллиардов рублей? Это могут быть ошибочные данные. Как можно что-то вычислять, не имея чeтких данных? Цифры пляшут, но из этого делаются далеко идущие выводы – сколько налогов утаили и прочее. Таким образом, серьезные, даже пагубные требования по ужесточению контроля за отраслью могут быть основаны на неверных данных. Так, сторонники ужесточения настаивают на том, что надо отменить ограничение на ежегодную проверку предприятий (сейчас – раз в три года), вернуть понятие «контрабанда» в Уголовный кодекс, ужесточить контроль за оборотом камней. Если за перевоз без соблюдения определeнных требований был штраф, то теперь предлагают судить по УК.
- Насколько усложнится работа ювелиров, если контроль будет усилен как прежде?
- Если сейчас можно уведомить Пробирную палату о том, что вы начали работу и не бегать за разрешением, как раньше, то теперь требуют вернуть разрешительный принцип – получение лицензии. Но пока вам лицензию не дадут, вы не имеете права заниматься огранкой и ювелиркой. А пока лицензию будут готовить, а это длительный процесс, то вас вывернут наизнанку. А потом могут спокойно сказать – нет, ты не имеешь права заниматься ювелирным делом. Выходит, ты зря тратил свои время и средства. Этого ни в коем случае допускать нельзя. Но уже в Администрации Президента РФ провели целое совещание по этому поводу. Минфин предлагает ввести все эти ограничения. Пробирной палате хотят дать право по возбуждению дел по административным нарушениям. Пять лет назад их лишили этого права, но они хотят его вернуть. Если это произойдет, то отрасль заглохнет.
- Но контроль необходим, как его наладить без ущерба для отрасли?
- Надо усилить учет сырья (металла и камней), полуфабрикатов, каковыми являются бриллианты и готовых изделий. Поэтому идет речь о создании ИСИ – интегрированной системы информации. Мы поддерживаем эту инициативу. Нам надо всe это наладить. Надо кодировать каждое ювелирное изделие и каждый камень. Ставить спецметки, чтобы в них была вложена вся информация, где был куплен камень, где был огранен, его характеристики, его цена. И всe это должно сопровождать камень и изделие, пока их не купят. Тогда возможности контрабанды значительно снизятся.
- Значит, внедрение ИСИ позволит избавиться отрасли от всех проблем?
- Не совсем, на отрасли сказывается и специфика нашего правоохранительного законодательства. Если вы открываете гранильное производство, то к вам приходят люди в погонах и говорят, что в соответствии с требованиями закона вы должны установить в своeм помещении специальные бронированные двери, решетки на окна. Приобрести сейф для хранения сырья и продукции и всe это застраховать. Это тоже недешeвое удовольствие. В то же время как за рубежом таких обязательных требований нет. Я всегда привожу в пример Индию. Там стоит хибара с открытыми окнами и дверьми. В ней огранщик у порога на небольшом станке работает – алмазы ограняет, и никому нет до него дела. А у нас правоохранительные органы наоборот призывают ещe больше ужесточить требования к огранщикам и ювелирам, а это может привести к новым издержкам. Плановые проверки сейчас проводятся раз в три года, но сейчас опять требуют вернуть ежегодную проверку. Это не пойдет на пользу нашим огранщикам и ювелирам.
- Считается, что для всех предпринимателей независимо от вида деятельности одним из важных вопросов является доступ к кредитным ресурсам. Что беспокоит огранщиков и ювелиров в этой сфере?
- Кредиты нужны всем, и огранщиками и ювелирам в том числе. Как я ранее говорил, ввозные пошлины и НДС на цветные камни и мелкие бриллианты, которыми начисляются по несколько раз, - всe это вынуждает часто обращаться к кредитам, и они тоже приводят к наценке. Приходится, как минимум дважды обращаться за кредитом хотя бы для закупки сырья и уплаты НДС перед продажей. И здесь опять же влияет специфика отрасли. Гранильные заводы практически не имеют оборотных средств. Если очень просто объяснять, что такое гранильное производство – это помещение и в ней станки для огранки. Сколько всe это может стоить? В то время как огранщику нужно закупать комплектующие к технике, сырье и всe это за дорогую валюту. А своих свободных средств у него нет. Значит, надо идти в банк. Банк требует обеспечения под кредит. И не всегда банку интересны твоe помещение и оборудование. Да и много под такой залог не получишь. Мало того, у нас в Якутии у ювелиров товар в обороте под залог брать не хотят! Но если кредит взять, его надо отдавать с процентами, при этом совсем не гуманными – естественно, это бьет по конкурентоспособности наших гранильной и ювелирной отраслей.
- Какие предложения существуют на этот счет?
- Есть опыт прошлых лет. При Михаиле Николаеве правительство республики субсидировало част банковской ставки в наших банках. Давайте мы хотя бы одну четвертую ставки будем компенсировать из республиканского бюджета.
- Это предложение было направлено республиканской власти?
- Мы писали об этом, но нас не поддерживают. Но есть и другой вариант – товарные золотые кредиты. У нас в республиканском Гохране лежит золото. Государство вправе давать товарный кредит производителям ювелирных изделий по льготной ставке 4-5% годовых. Тоже пишем об этом, но наш Глава республики и Правительство нас в этом не поддерживают. Хотя я сам, работая Председателем Правительства, активно это внедрял. Почему сегодня этого нельзя сделать? Причем в российском Гохране сейчас активно обсуждают именно такую возможность – предоставление товарного кредита ювелирам! У нас есть свой Гохран в республике, где есть золото, но оно лежит без пользы для дела.
- Все эти предложения касаются уровня республики – что предлагаете решить на федеральном уровне?
- Здесь я хотел бы отметить, что я рассматриваю все эти решения не с точки зрения – федеральный уровень, республиканский уровень, а как меры государственной поддержки и меры оперативного решения.
- Как это выглядит?
- Отсрочка платежа по НДС на 180 дней по инициативе АЛРОСА. Хорошая поддержка — это оперативное решение, добрая воля компании. Далее, мы ведем переговоры по увеличению сроков отсрочки по НДС до 270 дней – это оперативная мера. Но нужна государственная мера – совсем отменить НДС на алмазное сырье и ювелирные изделия!
Другой пример – приходит огранщик к АЛРОСА купить камни, но от него требуют принести гарантию от банка. При этом у компании есть перечень таких банков. Но в нeм нет наших республиканских банков. Мы предлагаем докапитализировать «Алмазэргиэнбанк», чтобы он мог предоставлять гарантии. Для этого нужно довести уставной капитал банка до 5 миллиардов рублей. У АЭБ он составляет 4 млрд. Мы просим правительство перечислить ещe один миллиард рублей. Тогда он сможет выступать гарантом наших огранщиков и ювелиров при покупке сырья у АЛРОСА – это оперативное решение. И для этого не надо идти в Москву, надо просто принять это решение здесь. Но пока оно не принимается. Тем не менее, надо двигаться по этим двум направлениям поддержки.
Далее мы довели до властей предложение, чтобы субсидировались расходы на вывоз изделий на выставки – это оперативное решение. Кстати, по данному предложению принято поручение. А вот в качестве меры государственной поддержки требуется изменение режима таможенного вывоза. Для этого нужны поправки в Таможенный кодекс и смена режима временного вывоза на режим экспорта.
- Получается, что пока в целом на государственном уровне к проблемам ювелиров и огранщиков внимания нет?
- Внимание есть. Наши чиновники стали поворачиваться к нам лицом в вопросе отмены НДС. Но подтолкнули их к этому, как ни странно, индусы.
- Как это произошло?
- Мы пытались создать алмазный центр в Якутске. У нас вроде бы всe для этого есть – торговая площадка АЛРОСА, отделение пробирной платы, геммологические лаборатории. Есть огранщики и ювелиры. Свой Гохран. Но почему-то приняли решение создать этот центр во Владивостоке. И создали. АЛРОСА начала там первые продажи. Там же индусы как иностранные инвесторы создали свой гранильный завод. И они, как и все мы, считают деньги. Они тоже столкнулись с тем, что покупать сырье с 18% НДС невыгодно. И они, судя по всему, высказали эту проблему полпреду Юрию Трутневу с требованием – этот НДС отменить. И началось обсуждение отмены НДС. Получается, своих не слушают, а к индусам прислушались.
- Почему так вышло, что к индусам прислушались?
- И не только к ним. Индусы и израильтяне, ссылаясь на нормы ВТО, потребовали, чтобы отменили вывозные пошлины на сырые алмазы в размере 6,5% – отменили. Вот только от этой меры пострадали российские огранщики – АЛРОСА с оговоркой для «выравнивания цен, дабы не нарушить мировой баланс цен на алмазное сырье» тут же повысило цены на алмазы на 6-8% на внутреннем рынке. Т.е. они освободили себя от 6,5% вывозной пошлины и теперь готовятся освободиться от 18% НДС.
***
Якутяне уже давно задаются вопросом – почему при наличии стольких залежей полезных ископаемых на своей территории наша республика не является мировым флагманом производства чего-либо. Преимущественно мы можем радоваться лишь успехам добывающих отраслей. В то время как производство какого-либо конечного готового продукта у нас считается во многом нерентабельным. И в тоже время наши ювелиры и огранщики в числе тех немногих, несмотря на наличие стольких трудностей, являются успешными и стараются преодолеть эту локальную экономическую догму.