Российские огранщики и ювелиры в скором времени будут вынуждены сдать свои позиции на внутреннем рынке зарубежным конкурентам. И вообще заниматься огранкой алмазов и производством украшений в России вскоре может стать невыгодным. Какие факторы этому способствуют, в интервью нашему изданию рассказал Президент Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий Якутии, народный депутат Василий Власов.
- Василий Михайлович, какая обстановка в наших гранильной и ювелирной отраслях на текущий момент?
- Гранильная и ювелирная отрасли России находятся в кризисе – это видно по общероссийским цифрам. Если в 2014 году было произведено ювелирных изделий на 95 тонн в общем объеме, то в 2016 всего – 50 тонн. Наблюдается снижение производства в почти в два раза. Аналогичное падение происходит и в гранильной отрасли на примере нашей республики. Если в 2014 году было произведено бриллиантов на сумму 235 миллионов долларов, то в 2016 году – на сумму всего на 135 миллионов долларов. (Это с учетом обработки сырья на давальческой основе.) Снижение продолжилось и в текущем году. Но к концу года, мы думаем, резкого снижения не будет. Ожидаем, что уровень производства бриллиантов будет на уровне 2016 года.
- На каких позициях мы находимся в данных отраслях в масштабах мировой экономики?
- Отечественная гранильная отрасль по итогам в 2016 года занимала всего 2% от мирового объема производства бриллиантов. А наши объемы производства ювелирной отрасли равны 1% от объема мирового производства. Объем экспортных поставок ювелирных изделий составил всего 0,12 процента от мировых объемов. Вот три цифры, которые показывают, как мы смотримся в мире – по сути, никак. Это при том, что мы первые в мире по добыче алмазов. На третьем месте – по производству золота. На пятом – по добыче серебра. По добыче палладия мы первые. Мы покрываем 30% мирового рынка по платине. А вот по переработке - мы в хвосте. Естественно, российское сообщество огранщиков и ювелиров не радует такое состояние дел.
- Что требуется сделать, чтобы наши огранщики и ювелиры заняли более уверенные позиции на мировом рынке?
- Все эти годы мы работали над формулировкой проблем и поиском путей их решения. Что нам требуется сделать: мы должны по уровню производительности труда и себестоимости приблизиться к мировым производителям. Для этого необходимо внедрение и применение современных технологий в обработке алмазов и производстве ювелирных изделий.
Сегодня, к примеру, мировое гранильное производство широко применяет лазерную распиловку алмаза. Немыслимо планирование и разметка будущего бриллианта без компьютерных программ - для повышения производительности труда весь мир применяет автоматическую обдирку и.т.д. Всe-таки во дворе 21 век. А сейчас представьте себе, что всe это гранильное оборудование, без которого немыслимо современное гранильное производство, у нас в странене производится ! Всe это закупается нашими предприятиями за рубежом. И тут возникает первая загвоздка – это пошлина на ввоз оборудования до 15% от стоимости оборудования. Почему, зачем? Было бы понятно, если бы у нас производилось аналогичное оборудование, а пошлина исполняла функцию защиты отечественного производителя. Но у нас, повторюсь, ничего не производят для гранильной отрасли. Затем идет процесс растаможивания, который может длиться от двух до шести месяцев, что тоже требует денежных затрат.
Следующий негативный фактор – налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Абсурд в том, что НДС облагается сначала добытое сырье – сырые алмазы, то есть огранщики выкупают алмазы с НДС. Затем происходит продажа готового бриллианта ювелиру. После чего ювелир обязан оплатить НДС перед тем, как выложить это изделие с бриллиантом на прилавок. Он ещe выручку не получил, а налог оплатить уже обязан. Получается, на стоимость конечного изделия ДВАЖДЫ накручивается НДС по 18%. Разве это дает нам конкурентное преимущество перед остальными мировыми производителями?!
«У нас нет режима наибольшего благоприятствования по отношению к гранильной и ювелирной отрасли»
Алмазное сырье и проблемы с ним
- Для увеличения конкурентоспособности, как правило, ищут способы для снижения себестоимости товара. Имеются ли у огранщиков и ювелиров какие-то возможности для этого?
- Да! В себестоимости готовых бриллиантов до 92% занимает стоимость сырья. Значит, чтобы снизить себестоимость бриллианта, нужна отмена НДС на алмазное сырье! Мы уже дважды вносили такую инициативу в Государственную думу, но пока поддержки там не получили. Одним из доводов против отмены НДС было то, что это приведет к уменьшению поступлений в федеральный бюджет.
То же самое происходит и по отмене ввозной пошлины. Нам опять же говорят, что отмена ввозной пошлины приведет к уменьшению федерального бюджета. Но мы приводим пример – в 2016 году все ввозные пошлины на цветные камни (без алмазов), которые у нас не добывают и не производят, принесли в бюджет 37 миллионов рублей. А расходы всего федерального бюджета составляют 16 триллионов рублей. Из них эти 37 миллионов от ввозной пошлины – это пылинка. Но зато в случае отмены ввозных пошлин государство может получить отдачу от увеличения объема производства и продаж готовых изделий на нашем внутреннем рынке.
- Значит, у огранщиков единственный серьeзный сдерживающий фактор – это НДС?
- Не единственный. В гранильной отрасли существует и другой специфический момент – АЛРОСА продает алмазы лотами и боксами. В лоте представлены алмазы по всему срезу добываемого АЛРОСой сырья, то есть в каждом лоте камни разных размеров и разного качества – всe вперемешку. А на самом деле огранщику нужны не все камни из предлагаемого лота. Кто-то специализируется на крупных и ценных камнях, кому-то нужны камни среднего качества. Таким образом, всe, что по размеру и качеству ему не подходит – становится ему обузой. В такой ситуации напрашивается вывод, что он должен продать эти ненужные камни. Но! Согласно действующему законодательству сами заводы пересортировку делать не имеют права.
- А кто имеет право заниматься пересортировкой алмазов?
- У нас пересортировку раньше могли делать только Гохран России и АЛРОСА. Теперь только Гохран, поэтому мы просим министра финансов России – это ваша компетенция, пожалуйста, издайте приказ, которым бы разрешили АЛРОСА делать пересортировку лотов. Если бы разрешили делать пересортировку, то наши гранильные заводы покупали б только нужные им камни.
В 2009-2010 г.г., когда, я был председателем Алмазного Совета при Президенте республики, мы продвигали такой проект под названием «Ювелирная комплектация алмазного сырья». Более того, была проведена экспериментальная пересортировка и комплектация алмазного сырья в ЯПТА (Якутское предприятие по торговле алмазами) с участием компании ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», которое показало, что всe это технически возможно в АК «АЛРОСА». В прошлом году, ООО «Севералмазтехнологии», выкупив в АЛРОСА стандартный лот, провел пересортировку в Гохран РФ. При этом он нашел другой выход по применению алмазов низкого качества – поставка их в качестве учебного сырья ПЛ №16, чтобы студенты не на стекляшках тренировались, а на настоящем сырье.
- Что касаемо алмазных лотов. Существует ли сейчас проблема с доступностью их цены?
- С лотами вопрос более-менее решился. Раньше лоты были крупные и стоили 1,2 миллиона долларов. И возможности разбить их на меньшие доли не было. Можешь купить – покупай, нет – сиди и думай. А сейчас АЛРОСА пошла навстречу своим клиентам и сырье можно купить боксами со стоимостью 60 тысяч долларов. Обычно бокс содержит алмазы определенного размера, но с разными характеристиками.
- Востребованы ли мелкие камни на нашем рынке?
- На нашем внутреннем рынке – очень. Но, опять же, с мелкими камнями своя история. У нас в России невыгодно делать огранку мелких алмазов. Наши ювелиры или заказывают огранку за рубежом, или же покупают готовые мелкие камни у иностранных поставщиков. Но зато именно мелкие камни - до 0,3 карата в изделиях - у нас пользуются наибольшим спросом, потому что они дешевле и по карману нашим потребителям.
Однако поскольку мы ввозим мелкие камни из-за рубежа, они облагаются опять же ввозной пошлиной, а затем и НДС. В общем, наша налоговая политика не учитывает специфику внутреннего рынка. Мы говорим в правительстве – давайте отменим всe это. И вроде есть понимание среди некоторых чиновников, но нет политической воли, чтобы отменить ввозную пошлину и НДС для мелких бриллиантов, цветных камней и оборудования.
Разрешение на пересортировку вкупе с отменой НДС дало бы большой импульс для развития отечественной гранильной отрасли. А отмена ввозных пошлин на мелкие бриллианты и цветные камни, с учетом высокого спроса на недорогие ювелирные изделия, привело бы к развитию нашей ювелирной отрасли, и она стала бы пополнять бюджет налогами с уже готового продукта. Появились бы дополнительные рабочие места, сработал бы так называемый мультипликативный эффект.
- Кто бы мог содействовать принятию этого решения?
- С моей точки зрения, как таковой проблемы с пересортировкой нет. Просто министру финансов Антону Силуанову нужно проявить политическую волю и подписать соответствующий приказ – это в его компетенции и его силах. Ведь Андрей Юрин в Гохране наше предложение поддерживает. И в Минфине России Александр Ахполов тоже за это предложение.
Проблема в другом, в психологии нашего чиновника – вот я сейчас что-то сам сделаю, а кто-то завтра сообщит вышестоящему начальству. А оттуда скажут – ты почему без нашего ведома решения принимаешь? И вот он сидит и думает – нет, я лучше не буду ничего подписывать. Пусть они сами своей проблемой занимаются. Я, конечно, утрирую, но, по-моему, так всe и происходит. Я не могу понять, почему министр финансов не может самостоятельно принять решение по пересортировке алмазов? От этого хуже никому не станет, станет только лучше. Это шаг к потребителю, к покупателю, к клиенту.
Но, нерешительность чиновников в итоге бьет и по гранильной отрасли, а затем и по ювелирной отрасли. Все ждут, кто же донесет эту информацию до Путина, но никто не решается. Потому что с точки зрения министра финансов объемы наших отраслей мизерны, и он никогда с таким предложением к президенту Путину не пойдет. Он побоится, что ему скажут – зачем он по такому мелкому поводу обратился. У Президента ведь много других, более значимых общегосударственных и внешнеполитических забот. Та же цена на нефть – там речь о триллионах долларов, а тут - о паре миллионов. И никто не решается.
- Видимо, потому что нет примеров такого общения с вышестоящими лицами?
- Раньше Михаил Николаев или Вячеслав Штыров не боялись по таким вопросам обращаться в федеральное правительство. В последние годы никто эти проблемы не поднимает. Хотя многие вопросы можно решить на уровне правительства или министра финансов. Просто на их уровне должно быть дано соответствующее указание или приказ. Но всех сдерживает привычка ждать указания сверху. При этом у наших соседей по ЕврАзЭс таких проблем нет. В том же Кыргызстане наши заботы вызывают улыбку. Белорусы, к примеру, возмущаются – почему вы не пускаете наши изделия на свой рынок? А мы боимся пускать их изделия на наш рынок, потому что они дешевле, т.к. они избавлены от НДС и прочих накруток. Вместо того, чтобы уравнять условия работы ювелиров и огранщиков с мировыми, мы ставим заградительные меры, т.к. цены наших изделий получаются неконкурентоспособными. У них также нет пробирных палат, клейма на изделия они не ставят.
«Из-за одного маленького нерешенного вопроса по клеймению изделий вырастает целый клубок проблем для наших ювелиров. Но это же не должно продолжаться».
- Разве практика клеймения украшений создает какие-то проблемы?
- В мире примерно одна треть стран пользуются клеймением, а две трети - нет. Это сугубо добровольное дело. Но беда в том, что во многих странах российские клейма попросту не признают. Из этого вытекает колоссальная проблема для наших производителей.
- Какие ситуации возникают, к примеру?
- Наши ювелиры выходят на зарубежные торговые сети и магазины, размещают там свою продукцию. Еe берет какой-нибудь покупатель. Он видит клеймо и интересуется – что это? Ему объясняют – это российское клеймо. Он говорит: «Я хочу купить это изделие, но мне не нравится клеймо, оно всe портит. Надо его убрать». Продавец связывается с нашим производителем и интересуется, можно ли спилить клеймо? Нашему производителю нужны деньги, и он соглашается. Но бывает и так, что изделие в итоге не взяли, а клейма на нeм уже нет. И здесь возникает ситуация, когда ювелиру надо обратно ввести изделие в Россию. А клейма-то нет и вес не соответствует весу при вывозе. В итоге подобные разбирательства могут дойти и до уголовного дела. Это же немыслимо! В итоге начинаются проблемы и у зарубежных продавцов. Если вдруг станет известно, что компания-продавец фигурирует в уголовном деле в России. Падает престиж фирмы. В итоге, сталкиваясь с такими ситуациями, иностранные продавцы уже не хотят связываться с нашими ювелирами, потому что им эти проблемы с клеймами не нужны. Как следствие, мы теряем возможности для экспорта своих изделий. Поэтому мы предлагаем сделать процедуру клеймения для идущей на экспорт продукции добровольной. Но пока мы не можем убедить в этом федеральное правительство.