Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
В продолжение темы об основных заблуждениях предпринимателей ювелирной отрасли при идентификации клиентов, автор дает ответы и разъяснения по самым распространенным вопросам. Итак,
Миф 3. Если клиенту отказать в продаже изделия в связи с непредставлением им документов, необходимых для проведения идентификации, клиент может обратиться в суд. Предприниматель в таком случае будет привлечен к ответственности и понесет расходы, связанные с судебным разбирательством
На самом деле доля правды здесь есть. Покупатель действительно может обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении продавца заключить с ним публичный договор о продаже ювелирного изделия. Однако, в удовлетворении иска ему будет отказано. Обоснованием отказа в удовлетворении исковых требований покупателя станут положения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон), обязывающие продавца ювелирного изделия проводить идентификацию клиента до покупки им изделия свыше 40 тыс. руб. наличными или свыше 100 тыс. руб. при оплате с использованием персонифицированного электронного средства платежа.
Напомним читателям, что обязанность идентифицировать покупателя возложена на продавца пп.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
Сама по себе идентификация клиента не ограничивается только получением сведений о клиенте (ФИО, дата рождения, место и паспортные данные и т.д.). Мы не будем в этой статье разбирать вопрос о самой процедуре проведения идентификации, это очень объемная тема. Но отдельно отметим, что идентификация включает в себя получение информации, позволяющей подтвердить полученные сведения. Таким образом, без оригиналов документов или заверенных, например, нотариально, копий документов, идентификацию провести нельзя.
Учитывая вышеизложенное, отказ продавца в продаже ювелирного изделия обусловлен возложенной на него Федеральным законом публично-правовой обязанностью по идентификации клиента.
Поскольку идентификация клиента является обязательной в силу закона процедурой для совершения сделки по продаже ювелирного изделия, отказ клиента от прохождения идентификации образует основание для отказа в заключении продавцом публичного договора с ним. При этом пунктом 11 статьи 7 Федерального закона, прямо предусмотрено право продавца отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона. Отдельно отметим, что в случае с отказом клиента представить документы, право продавца отказать в продаже изделия, становится для продавца обязанностью.
Основываясь на положении п. 12 ст. 7 Федерального закона, отказ продавца в рассматриваемом случае, не является основанием для возникновения его гражданско-правовой ответственности. В таком случае, при отказе в удовлетворении исковых требований покупателя, на продавца, как на ответчика, не может быть возложена обязанность по несению судебных расходов, которые возникли у истца.
Вывод напрашивает сам собой, у продавца есть выбор, отказать клиенту в продаже товара в случае непредставления документов для идентификации или рисковать быть привлеченным к административной ответственности. Но к ответственности за надлежащее исполнение, возложенных законом на продавца обязанностей, продавец не может быть привлечен.
Миф 4. Клиент не должен сам заполнять анкету при проведении продавцом идентификации
Если при фиксировании сведений о клиенте, предприниматель использует анкету клиента – физического лица, например на бумажном носителе, то часть анкеты клиент может заполнить самостоятельно. В частности это касается сведений о клиенте и его документах удостоверяющих личность. Большинство продавцов, в современных условиях развития ювелирного маркетинга, предлагает клиентам оформить карты, предусматривающие льготные условия покупки ювелирных изделий. Продавец может предусмотреть выдачу карты клиенту до передачи ему изделия, то есть в процессе оформления покупки. В бланке-заявке на получение карты клиент сам может фиксировать о себе такие сведения как: ФИО, дата рождения и место рождения, паспортные данные и адрес регистрации и т.д. По результату заполнения бланка, продавец может сверить сведения с оригиналом паспорта клиента. Дальнейшую идентификацию уже проводит сам продавец. Напомним, что необходимо обязательно проверить клиента по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Перечень размещен в личном кабинете организации или индивидуального предпринимателя на сайте Росфинмониторинга и обновляется, как правило, один раз в неделю.
Обратить внимание необходимо и на решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма. Им может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Все сообщения с решениями размещаются в личном кабинете в разделе «Входящие сообщения».
Подробнее о проведении процедуры идентификации клиентов, мы напишем в следующих наших статьях.
Вопросы, по исполнению предпринимателями ювелирной отрасли обязанностей, установленных Федеральным законом №115-ФЗ, читатели могут направлять в редакцию на адрес электронной почты oootlt@mail.ru. Вопросы читателей будут учтены автором при написании следующих статей.
[ Ювелирные Известия ]
Уважаемый "гость", представляющий организацию из Санкт-Петербурга, конкурирующую с автором.
Убедительная просьба высказываться конструктивно, по существу, без намеков и подтекстов, относящихся к автору. В противном случае комментарии будут удаляться, как только что было сделано.
А к чему это сотрясение воздушных масс, ни кто в магазинах и не думал исполнять предписания законов, кто их проверит...