Владимир Збойков
В предыдущей статье автор высказал свое мнение на опасность ухудшения криминальной ситуации, если все продавцы ювелирных изделий будут жестко придерживаться требований Федерального закона 115ФЗ. Однако понятно, что аргументов против распространения требований 115ФЗ на ювелирную сферу гораздо больше. И не все из существующих аргументов были использованы в проходивших дискуссиях…
При обсуждении минимального чека, начиная с которого целесообразно требовать идентификацию покупателей ювелирных изделий, законодатели и регулятор подходят у нас с чисто экономических позиций, как будто речь идет о величине налогообложения или величины пошлины. Но попытка найти в данном вопросе разумный компромисс вряд ли возможна. Дело в том, что требования Федерального закона 115ФЗ – это не экономические, а правоохранительные требования.
При выборе оптимальной величины ставки налогов или величины ввозных либо экспортных пошлин законодателям и регулятору необходимо искать компромисс между интересами бизнеса (ставка меньше) и фискальными интересами государства (ставка больше). А между чем нужно искать компромисс при выборе величины минимального ювелирного чека, начиная с которого требовать идентификацию покупателей по 115ФЗ? Между интересами бизнеса (сумма чека выше) и интересами покупателей (им идентификация вообще не нужна)? Или сравнивать с интересами государства?
У государства нет в этом вопросе экономически обусловленных интересов. Да, есть рекомендации ФАТФ*, и Россия их придерживается в данном вопросе.
Но, во-первых, это лишь рекомендации, хотя и возведенные ООН в ранг международных стандартов. Не российские спецслужбы их разрабатывали.
Во-вторых (и это очень важно!), рекомендации ФАТФ разрабатывались, исходя из реалий жизни стран «Большой семерки»*, где доля безналичных платежей достигает 90%. У нас же, в России, пластиковыми картами расплачиваются только за 15% покупок (http://www.e1.ru/news/spool/news_id-403597.html).
Соответственно, если, скажем, в США кто-то пришел в ювелирный салон и расплачивается «наличкой» - это точно подозрительный тип и цели у него сомнительные. А в России оплата наличными рублями даже очень дорогостоящих товаров – абсолютно обычное явление, справедливо не вызывающее ни у кого никаких подозрений. И здесь нет ничего странного – просто популярность «пластика» в России пока не велика.
А в-третьих, сегодня, в начавшийся и обещающий быть долгим период санкций/анти-санкций, как-то странно во главу угла нашей нормативно-правовой базы ставить документ, подготовленный не в России, а странами, инициировавшими эти самые санкции против России…
Можно, конечно, иметь в виду, что крупные наличные и в России – это плохо, и деньги эти могут иметь коррупционную природу. Но здесь возникает другой вопрос. Как известно, Россия до сих пор так и не ратифицировала Статью 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции (UNCAC). И – ничего, хотя эта норма ООН действует в 172 других странах мира.
Законодатели и регулятор все же пытаются как-то удовлетворить просьбы ювелиров, страдающих от неизбежных затрат на дорогое обслуживание требований Федерального закона 115ФЗ (как отмечалось, это 1,2 миллиарда рублей в год на ювелирную отрасль России) и ввести порог минимального чек, с которого требовать идентификации покупателей. Но здесь возникает другая проблема, как ни странно, социального толка. Начинаются сравнения предлагаемых сумм минимального чека покупателей без идентификации со средней зарплатой врача или учителя и так далее.
Т.е. вопрос начинает приобретать не правоохранительный и не экономический, а социальный характер. Зачем «мутить воду» там, где все и так ясно? Зачем отнимать время сотрудников Росфинмониторинга от более продуктивной и важной работы на обработку потоков информации из ювелирных магазинов? Может ли кто-нибудь сказать, сколько же случаев финансирования терроризма или отмывания коррупционных доходов было выявлено в России за весь период действия 115ФЗ благодаря идентификации покупателей ювелирных изделий?
В то же время, лишь установление минимального чека как порога для требований по идентификации покупателей ювелирных изделий – это, хотя и важный был бы шаг для ювелиров, но все же это – паллиатив. Да, он поможет сдержать дополнительное сжатие ювелирного рынка в России, но все равно затраты на финмониторинг у ювелиров останутся. Ведь все остальные требования Федерального закона 115ФЗ (обучение персонала, подготовка материалов и пр.) останутся, а значит, затраты сохранятся.
Ювелиры не раз обращали внимание законодателей и регулятора, что ювелирные изделия – это всего лишь товар народного потребления, а вовсе не инвестиционный актив. Товар не самый дорогостоящий, и пока еще очень массовый. Но, увы, массовость спроса этого вида товара в кризис резко падает – в кризис людям становится уже не до украшений… А лишняя, не обоснованная экономически нагрузка финмониторинга на отрасль сужает этот рынок еще больше. Меньше становится оборот – меньше остается рабочих мест в отрасли, меньше от ювелиров налогов государству. Зато больше затрат государства на обработку данных ювелирных магазинов в Росфинмониторинге. Государству все это надо?
* Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - The Financial Action Task Force (FATF) – межправительственная организация, вырабатывающая мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляющая оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам.
ФАТФ была создана в 1989 г. по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 35 страны и 2 организации, наблюдателями – 20 организаций и 1 страна.
Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в 5 лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 г. в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.
В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается 3 раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:
■ по оценкам и имплементации;
■ по типологиям;
■ по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
■ по обзору международного сотрудничества.
ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма.
Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне является Подразделение финансовой разведки (ПФР), отвечающее за сбор и анализ финансовой информации в пределах страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.
ЕАГ имеет статус наблюдателя в ФАТФ с февраля 2005 г. и является региональной группой по типу ФАТФ (РГТФ). В июне 2010 г. ЕАГ получен статус ассоциированного члена ФАТФ.
Приняты необходимые меры по приведению ЕАГ в соответствие с новыми требованиями ФАТФ к РГТФ и подано заявление в ФАТФ о получении ЕАГ нового статуса - ассоциированного члена ФАТФ. Россия и Китай – страны-участницы ЕАГ, являющиеся членами ФАТФ.
Официальный сайт - http://www.fatf-gafi.org
[ Ювелирные Известия ]
"Как известно, Россия до сих пор так и не ратифицировала Статью 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции (UNCAC). И – ничего, хотя эта норма ООН действует в 172 других странах мира". Вот и мне всегда был любопытен данный парадокс: почему представители власти настолько избирательно подходят к заимствованию стандартов мировой практики, игнорируя полную картину этого самого мира?