Владимир Збойков
Правоохранители прекрасно знают, что в кризисные периоды число преступлений против собственности, имущества граждан всегда растет. И это – на фоне существенного сокращения численности сотрудников МВД в рамках реформирования правоохранительной системы.
Теперь попробуем оценить, какую роль в этой ситуации может сыграть реальное исполнение требований Федерального закона 115ФЗ, предписывающих идентификацию граждан, приобретающих ювелирные изделия. Что получится на практике, если норма идентификации покупателей ювелирных изделий будет повсеместно исполняться?
В России тысячи ювелирных магазинов. Их открытие не составляет практически никакого труда ни для кого – были бы деньги и желание. Встал на учет в пробирной инспекции Пробирной палаты – и продавай. Большинство из ювелирных магазинов, более 90% - это субъекты малого бизнеса.
Кто может поручиться за честность и порядочность руководителей и персонала этой армии? Никто. Кто может с уверенностью сказать, что в числе владельцев и менеджеров ювелирных магазинов нет криминальных элементов? Никто не может такого сказать, и, более того, все понимают, что криминал здесь, скорее всего, местами «трудится» наверняка.
Но закон 115ФЗ предписывает передавать в руки этих менеджеров личные данные всех покупателей. И не просто покупателей, а покупателей ювелирных изделий, т.е. относительно дорогостоящего товара точно не «первой необходимости».
Фактически, в руки персонала ювелирных магазинов, согласно требованиям закона 115ФЗ, при идентификации покупателей должны попадать адреса граждан, «все еще нормально чувствующих себя в кризисный период». У которых дома точно найдется «что-нибудь, что можно взять». И вовсе не обязательно, что именно ювелирные изделия – достаточно знать просто финансовое положение человека в текущий период. Идеальная наводка для криминала.
Владение базами личных данных – вообще явление, чреватое криминалом. Базы личных данных нередко продают, как конкурентам, так и просто криминалу. Так вот, получается, что вместо усилий по сохранению безопасности граждан в условиях сокращения штата МВД, закон 115ФЗ требует «оголения» личных данных относительно состоятельных граждан, передачи их в руки случайных торговых менеджеров.
Росфинмониторинг требует обучения персонала по исполнению требований 115ФЗ. А что, разве такое обучение способно сделать честным и порядочным криминалитет, «затеревшийся» в штат того или иного ювелирного магазина? Ведь ювелирный магазин – это не ФСБ, и даже не банк, и проверку жизненной истории соискателя на должность продавца директор магазина организовать не может… Хотя и банкам некоторые граждане тоже не хотели бы доверять свои личные данные.
Люди в своем большинстве не идиоты, и часто понимают, что, подавая продавцу ювелирного магазина свой паспорт, в котором указано место их регистрации (т.е. проживания), они фактически передают ему «наводку на себя».
Понятно, что при разработке Федерального закона 115ФЗ мало кого волновало, насколько упадет объем продаж ювелирных изделий из-за нежелания части граждан передавать свои данные в руки продавцов. И вряд ли кто подсчитывал, во сколько для российской ювелирной торговли обойдется обязательное обучение персонала требованиям закона 115ФЗ (а это по стране 1,2 миллиарда рублей в год). Скорее всего, никто не считал сколько вообще будет стоить для бизнеса обслуживание требований данного закона. Но вот передача личных данных граждан – разве это ни достаточно «тонкий» вопрос, чтобы последствия его реализации особо проработать?
Заметим, Федеральный закон 115ФЗ действует уже семь лет. Но до 2012 года проблем у ювелирной торговли вообще здесь не было, т.к. все опирались на информационное письмо Росфинмониторинга от 2008 года, по которому идентификацию покупателей нужно было осуществлять от чека свыше 600 тысяч рублей. Естественно, доля таких покупок крайне мала, и проблем с идентификацией покупателей не было.
Зато, когда в России наступил экономический кризис, и спад в ювелирной торговле превысил 45%, Росфинмониторинг дезавуировал прежнее информационное письмо, сославшись на его неверное толкование в отрасли… Чтобы совсем добить ювелирную торговлю?
И вот теперь то вносятся в Госдуму законопроекты, устанавливающие нижний порог идентификации покупателей ювелирных изделий, то они отклоняются. Хотя очевидно: вместо обсуждения того, каков должен быть размер чека, от которого следует требовать идентификацию покупателей ювелирных изделий, по разуму нужно было бы просто вывести ювелирную торговлю из-под действия Федерального закона 115-ФЗ. Ибо разве что только сумасшедший станет «отмывать» капитал с помощью инструмента, дающего как минимум 30-процентные потери при повторной реализации изделий.
Абсурдна сама идея «легализации незаконно полученных средств» через покупку ювелирных изделий. Ведь при покупке ювелирных изделий «живые» деньги меняют на товар, при продаже которого точно не вернуть вложенного – и это есть «легализация»? Обратное было бы понятно: похищенные где-то ювелирные изделия кто-то пытается продать, т.е. обменять на деньги. Вот это и есть «легализация» преступных «доходов». А обратное – просто бред…
Естественно, разрабатывая нормы Федерального закона 115ФЗ, хотели сделать для общества «как лучше». Получилось – «как всегда».
[ Ювелирные Известия ]
"Всезнайка" наваял очередной опус! И почему же автора так волнует именно эта проблематика? Возможно, он приобретает много ювелирных изделий в магазинах, и боится "засветить свои доходы". Может быть и так, но тогда статья вышла бы под псевдонимом "Встревоженный покупатель".
Предлагаемая логика автора: Криминал, открывая магазин или внедряя Агентов, получит доступ к адресам покупателей и начнет осуществлять поквартирный обход для сбора проданных украшений и остатков денежных средств после приобретения ювелирки. КУ-КУ!! Приехали. Конечная остановка! А как же покупать мебель и т.п., не указывая адрес доставки? А если купленное украшение будет подарено человеку, не зарегистрированному с покупателем по одному адресу? Большой прокол выйдет, и люди "рисковой профессии" такое вряд ли "спустят с рук" так называемому "Агенту". А бюро путешествий, продавшее путевку на кругосветное путешествие не более подходящий источник информации: точно известно когда никого не будет дома?
Подменяя понятия, для маскировки заказного материала, автор отвлекает от реальных проблем в отрасли, приведших к падению спроса и прочим проблемам. Советует искать проблему "под его фанарем", а не там где она находится.
P.S. А Агент, кажется, давно внедрен и пишет опусы.
По поводу "заказухи". Ну кому бы пришло в голову оставлять такой комментарий просто по собственному желанию и разумению?
Выражаю всем нам глубокое сожаление . Не мог даже предположить, что человек, с таким мировоззрением, берет на себя ответственность выражать мнение ювелирного сообщества в каких либо инстанциях.
Я-то, уважаемый анонимный Гость, выражаю свое мнение как мнение эксперта ювелирного сообщества. В силу своего трудового функционала и на основании приводимых аргументов. Отрасль сегодня, как никогда, заинтересована в том, чтобы не было факторов, уводящих потенциальных покупателей в сторону от покупки ювелирных изделий...
И главный из приводимых в данном тексте аргумент - это, как можно заметить, особые рыночные свойства драгоценных металлов как "концентрация в малых объемах повышенной стоимости". О чем ювелирному сообществу неоднократно говорил прежний куратор от Минфина, господин Зубарев. Вы с ним не согласны?
Вот только внимание к этим "особым свойствам" драгоценных металлов и изделий из них наше государство проявляет на редкость изберательно, в основном в части жесткости регулирования их оборота. При этом закон 115ФЗ игнорирует эти особые свойства ДМ в части возможных последствий для покупателей зарегулирования этого самого оборота...
По поводу моего мировоззрения. А Вам, уважаемый, какое до него дело? Вы комментарий к контенту статьи даете, не правда ли? Вот и рассуждайте по существу вопроса...
И последнее, по поводу "отвлечения от реальных проблем в отрасли". Будьте любезны, подскажите их, пожалуйста. На пользу ювелирному сообществу. И если можно - не ананимно.
Да какая разница – «заказной» это материал, или не «заказной»!!?? Суть надо выявлять, и на ней концентрировать внимание!
Проблема-то объективно существует! Ну оказывает обязанность (при условии ее добросовестного и повсеместного исполнения) проведения «паспортного контроля» негативное влияние на показатели экономической деятельности розничных продавцов, хоть заказывай, хоть нет! И не параметрическое, а функциональное! В высокой степени определяющее!
Но, главное, что «паспортный контроль» этот ну никак не способствует достижению продекларированных Федеральным законом «семь-восемь» целей!
А вот давление на предпринимателей, как выходит, не оправданное, избыточное и затратное, оказывает точно. Использование полученных сведений о лицах в криминальном аспекте, безусловно вероятно, но и без этого весомых аргументов для обоснования необходимости изменения существующей ситуации и так не мало.
…Регулятора надо НАСТОЙЧИВО убеждать. В том числе и посредством соответствующего содержания судебных решений. Короче – заниматься надо…
P.S. На главной странице сайта указано 7 комментариев к данному материалу, но, увы, насчитал только 4. Без данного. Мистика?
Полностью поддерживаю мнение, что регулятора нужно убеждать. Вопрос - какими аргументами.
Дело в том, что финмониторинг осуществляет, как мы понимаем, не Минэкономразвитие, и вопросы излишних издержек бизнеса ради удовлетворения требований, и даже проблема сужения ювелирного рынка из-за исполнения этих требований их мало волнует. Поэтому эти аргументы, такие понятные для ювелирного бизнеса, они просто не слышат - для них они - вовсе не аргументы.
Другое дело - вопрос опасности роста преступности. Ведь, собственно, ради снижения преступности финмониторинг и был введен. А если эффект от него может быть прямо противоположный - то вот это и может быть реальным аргументом, "не услышать" который ведомству будет гораздо сложнее...
И еще: аппелируя к требованиям ФАТФ, наш Росфинмониторинг не учитывает крайне важного факта: наличные деньги, тем более - относительно крупные - за рубежом давно есть экзотика. Но у нас наличные - это абсолютно обычная вещь. И если кто-то за рубежом покупает ювелирку за наличку - да, это как-то подозрительно, требует проверки. А у нас - обычно. Разве это тоже не аргумент?