После первоначальной публикации ошибочных данных Сертификационная Схема Кимберлийского процесса (Kimberley Process Certification Scheme) опубликовала свои данные по объемам производства алмазов, показатели импорта и экспорта за 2014 год. Эти цифры полны неожиданностей, подчеркивая некоторые из изменений, которые претерпевает глобальный алмазный рынок. Они указывают на изменение степени важности определенных алмазных центров, а это сказывается на всем алмазопроводе.
В мае 2013 года Игорь Соболев, бывший тогда первым вице-президентом и исполнительным директором АЛРОСА, сказал мне во время поездки на их рудники в Мирном, что к 2018 году АЛРОСА будет крупнейшей в мире алмазодобывающей компанией. Это была четкая цель, которую поставила для себя компания. Хотя до 2018 года еще три года, а экономическая обстановка сегодня сильно отличается от той, что была в 2013 году, есть признаки того, что АЛРОСА может скоро достичь эту цель.
[De Beers сообщает о большем объеме производства, чем указанный Кимберлийским процессом, расхождения составляют 13,8% по объему и 33% по стоимости. Возможно ли, чтобы КП ошибся почти на 14% в объеме продукции, добытой во всем мире?]
Кроме рудников в России, АЛРОСА владеет долей в одном руднике за пределами страны – это шахта Катока (Catoca) в Анголе. За исключением этого, вся деятельность компании по горной добыче ведется в России, и почти без исключения, 94,5% российского производства принадлежит компании АЛРОСА.
В 2014 году Россия произвела 38,3 млн каратов на объявленную стоимость $3,73 млрд, став крупнейшим в мире производителем алмазов по стоимости и объему, согласно данным КП. До 2014 года в течение многих лет она была крупнейшим производителем только по объему в каратах. Повышение добычи на 19,9% по стоимости по сравнению с 2013 годом может быть увеличением только по бухгалтерским книгам (по объему рост составил всего на 1,1%) или может быть случайным улучшением показателей объема, добытого из недр, но, как может заявить АЛРОСА, нет никакой случайности или игры. Россия/АЛРОСА как единое целое просто продолжают двигаться по заранее определенному пути к достижению цели.
Ретроспективно, рост объемов производства АЛРОСА может быть просто разницей между алмазодобывающей компанией, поддерживаемой правительством, и компанией, которой владеет акционерная группа, мотивированная на получение прибылей каждый квартал. Когда АЛРОСА сталкивается с трудностями в продаже алмазов, она имеет поддержку Гохрана, государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
[В общей сложности в 2014 году цены на уровне добычи выросли на 7,6 процента].
У Гохрана есть ежегодный бюджет на закупку алмазов у АЛРОСА. Это позволяет компании сохранять горную добычу даже в самые трудные времена. Для обеспечения поступлений она продает алмазы в Гохран, которому, в свою очередь, нужно только подождать до лучших времен для продажи товара на рынок. Таким образом российское правительство защищает компанию АЛРОСА.
В 2014 году Ботсвана произвела 24,7 млн каратов на объявленную стоимость $3,65 млрд, что на 6,4% больше по объему, но всего на 0,6% больше по стоимости. De Beers добыла 98,3% от объема производства Ботсваны в 2014 году, делая ее важной компанией для алмазодобывающей отрасли Ботсваны, как АЛРОСА для российской алмазодобывающей отрасли.
Но с точки зрения De Beers, в 2014 году доля Ботсваны составляет 74,3% от ее глобального объема производства, так как эта компания имеет широкую географию деятельности. Когда клиенты не покупают так много (что наблюдается сейчас), De Beers сокращает объемы производства (как она делает сейчас). И этим объясняется то, что цифры КП за 2015 год, когда они будут выпущены в третьем квартале 2016 года, могут показать, что Россия еще больше обошла Ботсвану.
Согласно данным КП, глобальный объем производства в 2014 году составил 124,8 млн каратов на сумму $14,5 млрд, что на 4,4% меньше по объему и на 2,9% больше по стоимости по сравнению с 2013 годом.
Это служит хорошим предзнаменованием того, о чем сектор производства бриллиантов алмазопровода предупреждал в течение всего года, - что будет дефицит определенного товара и цены вырастут. Вообще, согласно этим данным, в 2014 году цены на уровне горной добычи выросли на 7,6%.
Открытые данные КП разбиты согласно объему производства, объему импорта и объему экспорта алмазов, отслеживаемых при пересечении ими границы. Объявленная стоимость алмазов на уровне горной добычи (и зарегистрированная КП), не обязательно та, которую покупатели алмазов платят алмазодобывающим компаниям. Ничто не отражает это лучше, чем рост средней стоимости объемов импорта алмазов.
Согласно данным КП, 409 млн каратов на сумму $56,6 млрд было импортировано 36 странами, что на 5,7% меньше по объему и на 5,3% больше по стоимости.
[Средняя стоимость объема импорта составила $138,42 за карат, что выше на целых 11,7% в годовом исчислении].
И опять же, этот рост с точки зрения стоимости может отражать более высокую долю более дорогих алмазов, которые были случайно добыты в этом году. Это может быть недостоверно из-за большого разнообразия источников. Кроме того, это будет также отражено в показателях объемов производства.
Вероятно, это двузначное повышение стоимости показывает то, что произошло в торговле, - алмазодобывающие компании берут больше за свои товары, и покупатели из первых рук (сайтхолдеры и контрагенты АЛРОСА) берут бόльшие премии при продаже на вторичный рынок. Это некоторые из вопросов, связанных с нынешним кризисом в алмазопроводе.
В 2014 году после России и Ботсваны, Канада, Ангола и Южная Африка были в числе пяти ведущих производителей алмазов в мире. Их общий объем добычи превысил 82% от мирового объема предложения по стоимости. Стоит рассмотреть разницу между 2014 и 2013 годами. Во-первых, на долю этих пяти ведущих компаний приходится бόльшая часть общего объема производства, как видно из таблицы, приведенной ниже.
Это консолидация среди верхушки. На долю крупнейших алмазодобывающих стран приходится бόльшая доля объема предложения с точки зрения стоимости. В то же время в положении этих ведущих 10 стран-производителей изменений не произошло – 97,9% от мирового объема производства в 2014 году по сравнению с 98,1% в 2013 году, разница составляет 0,2 процента.
Среди этих пяти ведущих стран Канада сохранила за собой третье место, Ангола поднялась с пятого места в 2013 году на четвертое в 2014 году, а Намибия больше не входит в число пяти ведущих производителей алмазов после того, как ее объем производства упал на 15 процентов.
Не удивительно, что ведущим импортером алмазного сырья стала Индия, ведущий центр производства бриллиантов. Европейский союз является вторым, благодаря Бельгии, ведущему центру торговли алмазами; за ним следуют Объединенные Арабские Эмираты. Но эти два последних импортера могут поменяться местами в недалеком будущем.
ОАЭ повышают свое значение в качестве торгового центра, так как стоимость объема импорта алмазов увеличилась на 17,6% в годовом исчислении. И наоборот, объем импорта ЕС в 2014 году упал на 9,6%.
Израиль сумел сохранить стоимость объема импорта алмазов в 2014 году, согласно данным КП, но объем импорта с точки зрения объемов в каратах снизился более чем на 16 процентов. Это может быть результатом того, что центр уделял больше внимания товарам более высокой стоимости. Ботсвана, где находятся предприятия De Beers по сортировке, завершает список пяти ведущих импортеров.
В отношении пяти ведущих экспортеров сюрпризов нет. Ведущими экспортерами алмазного сырья являются ведущие торговые центры. Те же самые тренды, которые отмечаются среди ведущих импортеров, наблюдаются и здесь, заметнее всего - снижение уровня торговли в ЕС (на самом деле, в Бельгии) и рост объемов торговли в ОАЭ, где находится Дубай.
Дубай является привлекательным центром для алмазно-бриллиантовых компаний, в основном, ввиду налоговой амнистии на 50-летний срок, предоставляемой компаниям в Дубайском центре биржевых товаров (Dubai Multi Commodities Centre, DMCC). При очень маленьких прибылях всего в несколько процентов предоставление возможности вести бизнес без налогообложения – и переводить прибыли из страны с высоким налогообложением – обеспечило развитие Дубая как торгового центра.
В своем Обзоре потребительского спроса на бриллиантовые ювелирные изделия (Consumer Diamond Jewellery Demand Overview) за 2014 год компания De Beers оценивает мировой объем производства алмазов в 2014 году в размере 142 млн каратов, утверждая, что объем производства снизился примерно на 3 процента.
De Beers в своем исследовании учитывает бόльший объем производства, чем тот, что указан КП. Самый большой дополнительный объем производства наблюдался со стороны Демократической Республики Конго. Она также оценивает стоимость объема производства гораздо выше, чем КП – в размере $19,3 млрд, добавляя, что это на 6% выше, чем в 2013 году.
Цифры компании De Beers далеки от цифр Кимберлийского процесса, они расходятся на 13,8% по объему и на 33% по стоимости. De Beers гораздо лучше знает ситуацию на практике, чем таможенные работники, собирающие данные в странах-производителях. Возможно ли, чтобы КП «потерял» почти 14% товаров, произведенных в мире?
Эта цифра вызывает тревогу. Является ли это незаконной торговлей, которую наблюдают местные сельские жители, занимающиеся алмазами, а правительственные официальные лица не видят – или закрывают на это глаза? Если ответ положительный, то у алмазодобывающей отрасли есть важный вопрос, требующий скорейшего разрешения.
Вторым вопросом является разница между средней стоимостью объема импорта и объема экспорта ОАЭ, равная 43,5 процента. Объемы импорта и экспорта алмазов в ОАЭ очень близки по значению – те же самые товары, которые приходят, они же и уходят. Это не удивительно, потому что Дубай является торговым центром, а не центром производства бриллиантов. Но разница в стоимости очень большая. В следующей таблице показаны объемы импорта и экспорта алмазов в ОАЭ за последние пару лет.
Торговля алмазами в Дубае в 2013-2014 годах
Каждый центр добавляет стоимость к своим алмазам. Но обычно это всего несколько процентных пунктов: добавленная стоимость Бельгии в 2014 году составила около 5,5%, Швейцарии 10% и 1,7% в ЕС. Несоразмерная добавленная стоимость для алмазов, проходящих через Дубай, является предполагаемым переносом стоимости.
Еще один момент связан с публикацией данных КП в этом году. 28 июля КП открыто опубликовал данные за 2014 год. В отчете содержится ряд грубых ошибок, например, объем производства за 2014 год составляет 188 млн каратов на сумму $1,9 миллиарда.
Очевидно, источником ошибки стало утроение объема производства Ботсваны во втором полугодии, и аналогичная ошибка допущена в данных по России. Необходимо задать вопросы – во-первых, почему ошибочные цифры были опубликованы и, во-вторых, что это говорит о возможных оплошностях со стороны КП?
Показатели для России и Ботсваны были подозрительно высокими, а объем производства 188 млн каратов на $1,9 млрд настолько не соответствует действительности, что должен был обратить на себя внимание еще до публикации. Я близко не знаком с руководством КП, но стоит рассмотреть вопрос о его укреплении.
Эта команда должна включать не только хорошую группу компетентных людей в добавок к тем нескольким людям, что уже работают там, но, может быть, необходима также и небольшая исследовательская группа. Они могут проводить исследования, например, больших расхождений в оценках De Beers и своих собственных данных.
В конце августа прошел сайт номер 7. Мы уже знаем, что De Beers снизила цены на многие боксы, в основном на алмазы среднего размера. Эти снижения цен после регулировки ввиду изменения ассортиментов составляют от 2% до 13% по сравнению с сайтом номер 6. Среднее снижение цены, вероятно, составляет около 8%, как считают сайтхолдеры.
De Beers предлагает меньше товара как с точки зрения объема, так и его разнообразия. Многие обыкновенные боксы совсем не предлагались на этом сайте, который по первоначальным оценкам составляет примерно $200-$250 миллионов. Все же сайтхолдеры по-прежнему недовольны. По словам некоторых инсайдеров, цены на мелкие и более крупные товары не были снижены в достаточной степени, чтобы они могли стать прибыльными.
Хорошей новостью является то, что De Beers знает о проблемах на рынке. Сейчас, когда опубликованы данные Anglo American за второй квартал, группа продаж компании De Beers проводит необходимую регулировку. Как сказал Филипп Мелье (Philippe Mellier) в своем выступлении на обеде для сайтхолдеров: «Покупайте то, что вам нужно; придерживайтесь своих норм прибыли – это ваш бизнес». Это призыв к действию для всех нас.