Приведем несколько рекомендаций, практических советов для специалистов ювелирных магазинов, имеющих прямое отношение к выкладке ювелирных изделий.
Итак, перед вами «горсть» ювелирных изделий, которые предстоит презентовать так, чтобы у покупателя захватывало дух, когда он смотрит на витрину. Чтобы каждый штрих, каждый изгиб металла, каждая грань камня «раскрылись» перед глазами покупателя во всем блеске, изощренности или, напротив, лаконичной простоте — в тех самых идеях дизайна, которые воплотила в действительность в этом крохотном произведении целая группа людей (дизайнеров, ювелиров, технологов, гранильщиков, литейщиков).
Анализируй это
Итак, первый этап — анализ. Стоя возле оформленной витрины, вы всегда должны ответить на вопрос: «Почему это украшение находится в этой части витрины, на этом презентуаре, на этой высоте, под этим освещением?»
Анализируем ту самую группу изделий — «горсть», которую решили выставить в этой витрине (сейчас мы пропускаем момент распределения товарных категорий, групп и коллекций в отделах магазина).
Теперь мы должны понять, разделяется ли наша будущая экспозиция на какие-либо подгруппы:
- на коллекции;
- на гарнитуры;
- просто на изделия по виду ношения, если стилистически их объединить никак не получится (все серьги и кольца — разного дизайна, и их нельзя объединить в гарнитуры).
Таким образом мы формируем коллекции и гарнитуры внутри коллекций.
Поставим точку. Фокусную
Выбираем изделие, которое станет в экспозиции фокусной точкой и займет самую выигрышную позицию на витрине. Под выигрышной позицией подразумевается не геометрический центр, а именно наиболее просматриваемая и хорошо освещенная зона витрины. В зависимости от конструктива торговой мебели (витрины) это может быть и центральная полка, и передний край слева или справа, если витрина расположен углом (диагональю) по отношению к потоку покупателей.
Сольная партия
Есть ли в нашей «горсти» изделия-солисты? Солисты — это яркие украшения, с большой зрительной массой или просто броского дизайна, которые никак стилистически не объединяются с другими изделиями в витрине. Солист самодостаточен, он живет собственной жизнью, как бы заявляя покупателю о том, что не нуждается в дополнительном сопровождении. И не важно, какое именно это украшение. Это может быть коктейльное кольцо или брошь, булавка или причудливая подвеска.
Демонстрационное оборудование (презентуары, демонстраторы, подставки)
Мы разделили нашу драгоценную «горсть» на смысловые группы; определили, в каких точках витрины и какие именно группы будут расположены. Теперь новый этап — выбор демонстрационного оборудования. Конечно, удобно собрать композицию, отталкиваясь в первую очередь от формы и цвета подставок. Оборудование, как конструктор, достаточно просто собирается в определенную гармоничную систему. Образец того, как оно красиво может быть выставлено, мы видели в каталоге поставщика этого самого оборудования. Только в каталогах мы почти никогда не увидим собранной композиции вместе с украшениями, а ведь это уже совсем другая история.
Помните, что оборудование мы подбираем под каждую конкретную группу внутри витрины и под каждое изделие. Наиболее выигрышное и заметное — для фокусной точки, которая находится на более высоком уровне, украшения представлены на подиумах (чем выше поднято изделие, тем сильнее подчеркнута его значимость).
Важно проконтролировать, чтобы на демонстраторе украшение было представлено и смотрелось наилучшим образом. Например, если серьги крупные, под них нужна соответствующая подставка, чтобы не создавалось ощущение, что их еле втиснули на демонстратор. Часто приходится наблюдать и обратную ситуацию: на массивной подставке для колье («шея» на нашем сленге), представлена крохотная подвеска на тонкой цепи; пусть и дорогая, но она буквально потерялась на этом огромном презентуаре. Цвет, форма, размер демонстраторов должны соответствовать объему, форме, дизайну украшений и при этом создавать в витрине гармоничную композицию.
Высота. Сантиметры играют роль!
Далее нужно расставить украшения на подставках по смысловым группам, которые определили изначально, — каждая группа в конкретном участке витрины. С помощью подиумов легко создать несколько уровней по высоте, обычно два-три. Во фронтальной части витрины, которая находится ближе всего к посетителю, низкие подиумы, повышение уровня — вглубь витрины. Такая «ступенчатая» презентация помогает не только отделить одну группу от другой, но и разместить в витрине намного больше украшений. В идеале нужно экспонировать каждую группу на своей «ступеньке».
Сила пустоты
Пустота — это такая же значимая часть композиции, как украшения и презентуары. Пустота — очень важный инструмент для мерчандайзера. Оставьте пустое пространство между смысловыми группами украшений — дайте посетителю понять, где закончилась одна группа и началась другая.
Проблемным моментом при выкладке для многих мерчандайзеров является как перенасыщенность изделий в витрине, так и их малое количество. Появившуюся пустоту часто пытаются замаскировать, расставляя презентуары на одинаковом друг от друга расстоянии в форме каре или в шахматном порядке, заполняя при этом всю экспозиционную площадь. Ошибка заключается в том, что ощущение наполненности создано искусственно, вы пытались спрятать пустоту, и посетитель это увидит. Если в витрине достаточно много пустого пространства, не пытайтесь его занять. Сконцентрируйте выкладку ближе к посетителю. Отодвиньте украшения от краев витрины, от задней стенки, сосредоточьте их в наиболее хорошо просматриваемой зоне.
О типах композиций написано уже очень много. Подробное описание композиций — «3х5х8», рядной, каскадной, спиралевидной — вы найдете в книгах издательского дома «6 карат», посвященных ювелирному мерчандайзингу. Объединяя презентуары в рамках одной группы в композицию, помните, что создать визуальный порядок в том случае, если витрина перенасыщена, можно, задав очень четкие горизонтальные и вертикальные линии. То есть каждую группу можно вписать в прямоугольное каре, оставив небольшое пустое пространство, буквально 1,5—2 см, между соседними группами.
Ценники
Последний этап, после того как вы создали несколько уровней, сформировали фокусную точку, распределили группы внутри витрины, выделили солистов, провели четкие границы между группами, выверили вертикальные и горизонтальные линии, — это ценники. Проверьте их, они должны лежать (висеть, стоять) аккуратно и ровно — независимо от того, какие именно ценники вы используете (наборные, самоклеящиеся или бумажные, прикрепленные к ярлыкам). Даже идеальная выкладка, самая прекрасная композиция будет смотреться неряшливо, если ценники в беспорядке.
И напоследок, главное утверждение, которое я всегда держу в уме, когда работаю — оформляю витрины. Это позволяет мне разрешить многие спорные вопросы.
В ювелирном ретейле нет мелочей. Наши покупатели напрягают зрение, чтобы увидеть нюансы небольших и прекрасных товаров, которые мы презентуем. И наряду с нюансами покупатели видят все наши ошибки. Поэтому не идите на компромиссы, будьте точны и аккуратны даже в мелочах
Купить книгу и получить дополнительную информацию о ней можно по телефонам: +7 (495) 744-34-64, 232-22-60 или по e-mail: 6carat@inbox.ru
[ Ювелирные Известия ]