Для того. Чтобы открыть маленький несетевой ретейл потребуется небольшая площадь, которую можно взять в аренду. Если есть площадь в собственности — то это самое лучшее начало для старта. Потому что самые серьeзные вложения придeтся сделать в закупку товара — иными словами товарный запас. Почти все участники рынка единодушны — один миллион долларов — это минимальные инвестиции в открытие магазина.
С большинством несогласны только хозяева ювелирной сети «585». они считают, что для открытия на арендованных площадях достаточно вложить всего 400 тысяч долларов. Но эта сеть играет по другим правилам, и затраты у неe другие. Дело в том, что «585» хочет выбить из сознания потребителя стереотип о том, что золото — это «лакшери»-товар. Подобно «Евросети» они, играя в молодежный стиль, они позиционируют свой товар, как недорогую игрушку на час, доступную каждому прохожему. Отсюда и уровень коллекций и философия магазина.
Самый распространeнный формат общения магазина с производителем — постоплата. Почти в каждом договоре прописано то, что коллекция возвращается назад, если она плохо расходится. Самые маленькие магазинчики редко общаются с поставщиками напрямую, это вряд ли возможно. К услугам таких мини-магазинчиков — посредники, которые живут с того. Что имеют связи с производителями. Посредник, разумеется, получает свой процент, но какой — это секрет их бизнеса. Такая схема существует оттого, что с маленьким новым магазинчиком производитель не захочет работать по системе постоплаты.
Наценку в ювелирном ритейле ставят от 30% до 100% от стоимости закупки. Ниже нельзя. Кстати говоря, тенденция некоторых сетей ставить распродажные скидки с цифрами : 60% -70% вызывает негодование других игроков. Они предупреждают: изначально цена на такое изделие шла из расчeта наценки в 200%, а то и больше. Либо, что ещe хуже, такие магазины торгуют по серым непрозрачным схемам контрафактной продукцией. Вообще же появление ювелирных магазинов-дискаунтеров на российском рынке — свидетельство нецивилизованности рынка.
Однако, тем не менее, мы присутствуем при ломке стереотипов в сознании потребителя в отношении золота, и это необходимо учитывать при планировании маркетинговых схем, если Вы затеваете ювелирный бизнес. Дело в том, что когда США перестали обеспечивать свою национальную валюту золотом, в мире сразу много чего изменилось. Мы поговорим только о тех изменениях, которые касаются темы нашего разговора. С тех самых пор медленно, но верно, золото теряло свою былую функцию — лучшего накопительного ресурса.
Некоторые ещe по старинке продолжают воспринимать золотые украшения как капиталовложение «на чeрный день», но реалии показывают, что ни золото, ни даже бриллианты — уже давно не «лучшие друзья девушек». Цены на золото колеблются так же как индексы товарно-сырьевых бирж и так же, как они, виртуальны. Хорошим вложением по прежнему остаются только изделия, попадающие под определение «антиквариат», но материал, из которого изготовлен этот антикварный предмет, в расчeт не берeтся.
Среди производителей золотых украшений витает практически общая тенденция, которую они старательно направляют в массы — золотое украшение — это не подарок к свадьбе или другой важной дате, его не нужно тщательно планировать. Золото — это такой же продукт, как колбаса, йогурт или недорогой сотовый телефон. Непафосные сети ювелирных магазинов стараются приблизиться к среднему чеку в 2500 — 3000 рублей. То есть ритейлеры стремятся к среднему чеку равному среднему чеку продовольственного гипермаркета.
Информация, которую мы представили очень важна. Потому что многие хозяева ювелирных магазинов до сих пор работают по устаревшей концепции и ... проигрывают конкурентам, уловившим тренд. В чeм же заключается их главная ошибка? Коротко это можно сформулировать так: они делают ставку на сами украшения и больше ни на что. Но поскольку золото в глазах нынешнего потребителя утратило свою былую неоспоримую ценность, то требуется что-то ещe. Что же? Потребителя нужно развлекать, удивлять. То есть устраивать промо-акции, скидки (но не 70%, о чeм мы говорили выше), устраивать лотереи и розыгрыши призов, праздничные фуршеты для постоянных клиентов, праздники и шоу-программы. Это всe то, что делают сегодняшние предприниматели, делающие свой бизнес на ювелирных украшениях.
Очень важно воспринимать свой бизнес, как любой другой бизнес по продаже товаров и услуг массового спроса и не замыкаться в гордыне, свойственной ещe цеху ювелиров. Без стимулирования продаж можно легко приграть своим конкурентам. Кстати, самые лучшие месяцы продаж ювелирных изделий в России — декабрь и март. Это время, на которое нужно планировать свои промо-акции.
Надо сказать, что такое «лeгкое» отношение к своему товару присутствует не только у ритейлеров среднего и низшего ценового сегмента. Посмотрим, как ведут себя ювелирные магазины, торгующие западными брендами. Они относятся к ювелирным изделиям, как к коллекциям модной одежды, обуви, сумок и других аксессуаров. Существует тенденция уравнивать изделия из драгоценных металлов и камней с бижутерией. И порой цены на бижутерию со стразами и бриллианты в золоте не очень сильно разнятся. Крупные столичные магазины «от кутюр» меняют свои коллекции раз в год. В Европе вообще принято коллекции не распроданные в сезон, отправлять обратно на переплавку. И так происходит уже во всех ценовых сегментах. У нас в России пока что коллекция сохраняет статус «модной» в течение трeх лет.
В низшем ценовом сегменте, чтобы не зависеть от моды, которая проникла и на рынок ювелирных украшений, нужно делать ставку на «классику». Иначе можно остаться с явно морально устаревшими образцами. Именно наши отечественные заводы по изготовлению украшений из золота страдают тем, что не могут обновлять коллекции так быстро, как того требуют тенденции мировой моды. Поэтому, работая с отечественным заводом, нужно покупать только «классику». Кстати, и Китай, и турция очень быстро сумели наладить выпуск модных коллекций, меняющихся раз в сезон, но таможенные пошлины делают закупки в этих странах невыгодными для Вашего бизнеса.
Итак, начиная бизнес, делайте ставку на классику, на нижний и средний ценовой сегмент (именно там происходит 80% всех продаж) и на отечественное золото. Почему на отечественное золото?
Дело в том, что у отечественного потребителя существует ни на чeм не основанное убеждение в том, что российское золото — самое качественное. А значит, уизделий из российского сырья всегда будет конкурентное преимущество.
Рентабельность бизнеса 10-20 %
Среднегодовая прибыль 50-200 тысяч долларов.
Несмотря на большие капиталовложения, этот бизнес считается очень доступным для старта предпринимательской деятельности. Нужно только выбрать правильную стратегию.