В Оргкомитет III Конгресса участников российского ювелирного рынка Губернатор Костромской области С.К.Ситников перенаправил письмо с замечаниями к тексту Резолюции Конгресса, полученное им от Руководителя ФКУ «Российская государственная пробирная палата» А.В.Маркина.
В письме приводятся замечания к тексту проекта Резолюции Конгресса, фактически уже озвученные в ходе Конгресса экспертом «Пробирной палаты России» А.В.Лаптевой, и, кроме того, указывается, что ФКУ «Пробирная палата России» не поддерживает предложенный на Конгрессе текст Резолюции.
Предложенный участникам Конгресса текст Резолюции содержал констатацию необходимости при выработке государственной политики в сфере драгоценных металлов, драгоценных камней (сфере ДМДК) и изделий из них руководства целями и подходами, изложенными в Указах Президента Российской Федерации №596 и №601 от 7 мая 2012 года. В качестве первостепенных мер по улучшению ведения отраслевого бизнеса текст Резолюции призывал образовать при регуляторе Согласовательную Комиссию по выработке новаций в действующую отраслевую нормативно-правовую базу, либо реализовать комплекс альтернативных мер.
Нежелание поддержать данный текст Резолюции, ФКУ «Пробирная палата России» объясняет несогласием со следующими положениями, записанными в проект Резолюции.
1.ФКУ «Пробирная палата России» считает, что установленный ею срок опробования и клеймения в 5 дней является минимально возможным пределом, достижимым с использованием технических и организационных условий.
В связи с этим ФКУ «Пробирная палата России» считает нецелесообразным включение в текст резолюции тезиса о том, что при выработке государственной политики в сфере ДМДК необходимо предусмотреть все доступные меры, направленные на сокращение сроков оказания государственных услуг.
Однако Приказом Комитета Российской Федерации от 23 июня 1995 года за №182 была утверждена Инструкция по осуществлению пробирного надзора, где пунктом 4.5. был установлен срок выполнения пробирных операций не более 3 дней.
Но в Инструкции по осуществлению пробирного надзора, утвержденной Приказом Министра финансов Российской Федерации от 11 января 2009 за №1н года срок выполнения пробирных операций был увеличен более, чем в три раза, и пункт получил следующую формулировку»:
«п.2.4. Срок выполнения пробирных операций устанавливается госинспекцией по согласованию со сдатчиком (согласно графику приема-выдачи изделий) в пределах 10 календарных дней. Срок выполнения пробирных операций для изделий иностранного производства устанавливается госинспекцией в зависимости от объема (количества) изделий, предъявленных на опробование и клеймение. В случае, когда пробирные операции не могут быть выполнены в указанный госинспекцией срок, госинспекция уведомляет об этом сдатчика изделий и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок».
9 июля 2012 года был издан Приказ по Федеральному казенному предприятию «Пробирная палата России» за №115, согласно которому для всех ГИПН был установлен срок выполнения пробирных операций в 5 дней. Таким образом было исполнено обещание Министра Финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова, данное им на встрече с представителями ювелирных и общероссийских общественных организаций.
А.Г.Силуанов также пообещал присутствовавшим на встрече последующее сокращение сроков оказания этой услуги до 3 дней. Но на запрос от президента РСПП А.Н.Шохина о конкретных сроках перехода к 3-х дневному сроку опробования и клеймения (№107/05 от 29 января 2013 года) министр не ответил. В письме А.Н.Шохину №11-АА/51 от 19 июля 2012 г. А.Г.Силуанов сообщил, что «После проведения запланированных ФКУ «Пробирная палата России» мероприятий по обновлению и расширению производственных мощностей сроки проведения пробирных операций будут сокращены до трех рабочих дней».
Если учесть, что технические и организационные условия деятельности ГИПН Пробирной палаты России и в 2009, и в 2012, и в 2013 годах были не хуже, чем в 1995 году, становится непонятным, почему срок выполнения пробирных операций в 5 дней представляется «минимально возможным пределом», если в 1995 году таким пределом представлялся срок в 3 дня.
Необходимо отметить, что в Государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами на 2013 – 2020 годы» есть подпрограмма с объемом финансирования 25 млрд. 798 млн. 746, 63 тыс. рублей под названием «Государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и организация формирования и использования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации». Одним из всего двух целевых индикаторов и показателей этой подпрограммы является как раз сокращение сроков опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов с 10 до 3 дней. Что важно: не с 5 дней, прописанных в Приказе по ФКУ «Пробирная палата России» от 9 июля 2012 года, а именно с 10 дней, прописанных в Приказе Министра финансов от 11 января 2009 года.
При этом в обосновании данного видения, ФКУ «Пробирная палата России» в своем письме критикует некоторые высказывания, связанные с предыдущими обсуждениями услуги опробования и клеймения, которые в настоящем тексте проекта Резолюции Конгресса вообще не упоминаются.
Так, в письме утверждается, что в качестве аргумента необходимости сокращения сроков оказания государственной услуги по опробованию и клеймению, представители ювелирного сектора ссылаются на упоминаемое в майском Указе время оказания государственной услуги в 15 минут. Однако ни в тексте проекта Резолюции Конгресса, против принятия которой выступила «Пробирная палата России», ни в приложении 1 к данному проекту Резолюции, такого упоминания нет.
Более того, ювелиры всегда подчеркивали, что понимают соответствующий пункт Указа Президента от 7 мая 2012 как провозглашение президентом тренда на необходимость максимального ускорения оказания государственных услуг, но при этом ювелиры просили всего лишь возврата по срокам оказания госуслуги по опробованию и клеймению к норме 1995 года.
Далее, в письме упоминается несогласие с некими высказываниями ювелиров о том, что в Верхнее-Волжской ГИПН каждый день на клеймении находится продукции на 200 млн. рублей. ФКУ «Пробирная палата России» утверждает, что эти количественные показатели недостоверны.
Но, во-первых, эти показатели не приводились ни в проекте Резолюции Конгресса, ни в приложении 1 к ней, в связи с чем дискуссия на данную тему выглядит заведомым уходом в сторону от содержания Резолюции.
Во-вторых, в разные дни в Верхнее-Волжской ГИПН, как и в любой другой пробирной инспекции, на клеймении находится всегда разные объемы продукции. Например, перед праздниками Нового года и 8 марта продукции больше, в другие периоды – меньше, из-за чего озвучивание неких показателей может носить лишь иллюстративный, непринципиальный для принятия Резолюции характер.
2.ФКУ «Пробирная палата России» в письме не поддерживает тезис Указа Президента РФ о том, что при выработке государственной политики в сфере ДМДК необходимо стремиться максимально заменять административные механизмы государственного контроля более эффективными альтернативными рыночными механизмами, включая страхование ответственности.
При этом в качестве аргументов в письме приводится несогласие ФКУ «Пробирная палата России» с некоторыми суждениями, не упомянутыми ни в проекте Резолюции, ни даже в приложении к ней, содержащем перспективные и текущие пожелания отраслевого бизнеса.
Так, в письме обсуждается ранее озвученные со стороны ювелирного сообщества идеи переноса фискальной составляющей с взимания пошлины за опробование и клеймение на выдачу регистрационных удостоверений и именников, взимание сраховых взносов.
Однако эти ранее высказываемые предложения ювелиров никак не нашли отражения в тексте проекта Резолюции Конгресса или приложения 1 к ней, против принятия которых выступила Пробирная палата России.
Далее в письме обсуждается вопрос, никак не затронутый текстом проекта Резолюции Конгресса и приложением 1 к ней – вопрос статуса оттиска именника.
Вместе с тем, хотя вопрос и не по теме Резолюции, он представляется крайне интересным. В письме руководителя Пробирной палаты России упоминается, что суть пробирного надзора в контексте контроля за ювелирными изделиями (т.е. защиты интересов потребителя) – это определение пробы, содержания драгоценного металла в изделии, и подтверждение этого значения путем простановки оттиска государственного пробирного клейма.
В то же время оттиск именника производителя, как подчеркивает Пробирная палата России, это всего лишь «инструмент для проведения экспертизы оттиска пробирного клейма и установления изготовителя при предъявлении претензий. Почему-то в письме указывается, что именник изготовителя не является знаком достоверности пробы ювелирного изделия, хотя подобное никто никогда не утверждал.
3. Формулировка тезиса из Указа Президента РФ о том, что при выработке государственной политики в сфере ДМДК необходимо вводить критерии (показатели) эффективности осуществления государственного контроля и оказания государственных услуг, эффективности бюджетных расходов и государственных закупок, а также эффективности действий конкретных представителей власти, задействованных в данной сфере, представляется ФКУ «Пробирная палата России» декларационной, а его внесение в текст Резолюции – нецелесообразным в силу регулирования отдельных, из перечисленных выше мер, действующим законодательством.
Иной аргументации для такого взгляда не приводится. По нашему мнению, недопустимо рассматривать какие-либо разделы Указов Президента Российской Федерации как «декларационные».
4. ФКУ «Пробирная палата России» в своем письме указывает на «несвоевременность» предложения Резолюции в варианте, альтернативном созданию Согласовательной Комиссии, вернуться к вопросу о создании при Министерстве финансов РФ Общественного совета с достаточным представлением в нем участников рынка ДМДК, ссылаясь на то, что с 8 апреля 2011 года Общественный совет при Министерстве финансов РФ уже существует, а детально вопросы сферы ДМДК рассматриваются на Общественном экспертном совете при ФКУ «Пробирная палата России».
При этом письмо игнорирует суть предложения Резолюции – включение участников сферы ДМДК непосредственно в состав Общественного совета именно при министерстве.
Очевидно, что квота представителей сферы драгоценных металлов и драгоценных камней, а тем более – представителей ювелирного бизнеса в структуре Общественного совета при Министерстве финансов не может быть сколь-нибудь существенной из-за множества тем министерства, не связанных с этой сферой деятельности и также нуждающихся в участии в Общественном совете.
С другой стороны, участие представителей ювелирного бизнеса в Общественном Экспертном совете при ФКУ «Пробирная палата России» также не было существенным. Более того, принять участие в работе данного совета поступило Председателю Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМоС «Деловой России» Ф.Ф.Гумерову лишь 15 июля 2013 года, как раз после Конгресса в г.Костроме, хотя сам совет действует с 23 декабря 2011 года.
Но и этот Общественный экспертный совет при Пробирной палате России не является той площадкой, которая напрямую может влиять на решения регулятора – т.е. Министерства финансов. Фактически, данный совет – это клуб обмена мнениями.
Далее в письме ФКУ «Пробирная палата России» присутствуют претензии не к тексту проекта Резолюции, а к тексту Приложения 1 к ней «Перечень текущих и перспективных пожеланий отраслевого бизнеса».
5. В своем письме ФКУ «Пробирная палата России» критикует пожелание ювелирного сообщества о фактическом выводе ДМДК из-под статуса валютных ценностей, нашедшего отражение не в самом тексте Резолюции, а в приложении к ней.
ФКУ «Пробирная палата России» ссылается на то, что исключение драгоценных металлов из списка валютных ценностей (в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») якобы не имело целью отмену государственного контроля за их обращением, которая просто более детально уже была прописана в ином нормативно-правовом акте (ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).
При этом ФКУ «Пробирная палата России» игнорирует тот факт, что в обосновании принятия самого ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в 1998 году как раз и лежал действовавший на тот момент, но ликвидированный в 2003 году валютный статус ДМДК, прописанный в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
6. ФКУ «Пробирная палата России» не согласна с пожеланием ювелирного сообщества об отмене уголовного преследования в сфере ДМДК, нашедшего отражение также в приложении к Резолюции.
В письме указывается, что данное пожелание ювелирного сообщества якобы не согласовано даже внутри самого сообщества. Этот вывод делается на том основании, что ювелиры нередко упоминают необходимость усиления реальной ответственности ювелирной торговли за обман покупателей.
Однако о том, что такая ответственность никак не связана и даже не может быть связана с составом преступлений, предусмотренных по ст. 191 УК РФ, против сохранения которой выступают ювелиры, письмо умалчивает.
А тезис письма о том, что «уголовная ответственность за нарушения требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере оборота ДМДК, предусмотрена в законодательстве преобладающего большинства стран мира», полностью не соответствует действительности. Так, в странах бывшего СССР помимо России аналог Статьи 191 Уголовного Кодекса РФ о нарушении правил оборота драгоценных металлов и драгоценных камней есть только в Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане и Туркмении:
Ситуация с контролем над обращением ДМДК
Страна | ДМДК - валютные ценности | Закон о ДМДК | Аналог ст.191 | Аналог ст.192 | Валютная статья УК |
Азербайджан |
нет | нет | нет | нет | нет |
Армения | только банковское золото | только О драгметаллах | нет | нет | нет |
Беларусь |
нет |
есть |
Ст. 223 |
нет |
нет |
Грузия |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Казахстан |
слитки золота |
нет |
нет |
нет |
нет |
Кыргызстан |
нет данных |
нет данных |
Ст. 208 |
нет |
нет |
Латвия |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Литва |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Молдова |
нет |
есть |
нет |
нет |
нет |
Россия |
нет |
есть |
Ст. 191 |
Ст. 192 |
нет |
Таджикистан |
нет данных |
нет данных |
Ст. 284 |
Ст. 285 |
нет |
Туркмения |
нет данных |
нет данных |
Ст. 255 |
Ст. 256 |
нет |
Узбекистан |
есть |
нет данных |
нет |
Ст. 185, 185-1 |
Ст. 177 |
Украина |
нет |
есть |
нет |
Ст. 214 |
нет |
Эстония | нет | нет | нет | нет | нет |
А в уголовном законодательстве развитых стран ничего подобного нет и быть не может.
7. ФКУ «Пробирная палата России» критикует высказанные в Приложении 1 пожелания ювелирного сообщества о привязке оплаты услуг за опробование и клеймение к величине МРОТ. В обосновании такой позиции в письме почему-то рассматривается таможенная пошлина, не имеющая отношения к пошлине за оказание услуг по опробованию и клеймению.
Таким образом, на основании вышеизложенного, ФКУ «Пробирная палата России» не поддерживает текст Резолюции.
РЕЗЮМЕ
Важно отметить, что суть Резолюции – это призыв максимально адаптировать нормы майских Указов Президента Российской Федерации к применению в отраслевой практике и их использованию при выработке государственной политики в сфере драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий.
Из практических предложений проект Резолюции содержит единственный пункт – образование при регуляторе (т.е. Министерстве финансов Российской Федерации) Согласовательной (или Согласительной) Комиссии для рассмотрения всех существующих на текущий момент законопроектов, связанных с отраслевой деятельностью, и выработка компромиссных редакций документов, а также для рассмотрения всех прочих актуальных вопросов сферы ДМДК.
Отказываясь поддержать Резолюцию Конгресса, ФКУ «Пробирная палата России», по мнению Оргкомитета Конгресса, фактически отказывается признать необходимость должного учета общеэкономического тренда в государстве в отношении интересов бизнеса и фактически отказывает бизнесу в полновесном диалоге с регулятором, ограничив участие отраслевого бизнеса ведением дискуссий в рамках собственного Общественного экспертного совета.
Принимая Резолюцию, Конгресс учел высказывания как Президента Российской Федерации, сделанные им в последнее время, так и высказывания руководителей отрасли.
Так, в основе подхода Оргкомитета Конгресса к выбору темы Конгресса лежали тезисы выступления В.В.Путина на совещании 7 июня 2013 г, на котором Правительство представило В.В.Путину планы работ министерств и ведомств по реализации Указов Президента от 7 мая 2012 г.
В частности, В.В.Путина отметил:
«Порой складывается впечатление, что некоторые ведомства живут в своeм измерении и только исключительно своими узкими проблемами, а понимания общих стратегических задач, стоящих перед страной, перед нашими гражданами, ради которых мы и работаем, такое понимание отсутствует.
Например, отраслевые ведомства фактически проигнорировали одну из ключевых задач указов, имею в виду создание современных рабочих мест. Вы знаете, задача масштабная, важная, если не сказать важнейшая, и это только внешнее проявление того, что должно происходить.
А что должно происходить? Реструктуризация российской экономики, постановка еe на инновационные рельсы, и как результат – вот эти 25 миллионов рабочих мест, о которых мы все с вами говорим. Но этого не видно, во всяком случае, как одна из базовых задач не просматривается».
О зарегулировании государством экономики В.В.Путин писал, например, в «О наших экономических задачах» в газете «Ведомости». В частности, он писал:
«Мировой кризис добавил аргументов сторонникам государственного управления. Но мы понимаем, что Россия отличается от многих других стран еще достаточно большой долей государства в экономике и более серьезным вмешательством в регулирование, в то время как методы такого регулирования, наоборот, отстают от лучших имеющихся аналогов.
Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля – на страхование ответственности»…
Необходимость реформ в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней подчеркивали и руководители отрасли. Директор Административного департамента Министерства финансов Российской Федерации А.А.Ахполов неоднократно подчеркивал такую необходимость. Так, на парламентских слушаниях в Совете Федерации 24 ноября 2005 года, А.А.Ахполов в своем выступлении отметил:
«Повышается необходимость в реформировании отраслевого законодательства, адекватного соответствующим законодательствам других стран. Ключевым законом, регулирующим российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, является Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Созданный на этапе перехода от директивной модели экономики к рыночной, закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях не является законом прямого действия.
В его развитие издано более 60 нормативных документов, которые непосредственно влияют на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизмы регулирования, в свою очередь, зависят от других федеральных законов, которые изменялись с течением времени.
За прошедшее время понятие «драгоценные металлы» выведено из понятия «валютные ценности», рассекречены сведения о запасах в недрах, производстве и обороте драгоценных металлов, за исключением серебра и драгоценных камней. Принят федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и ряд других. В сложившихся условиях пересмотр положений Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в целях приведения его в соответствие с реалиями современных рыночных отношений очевиден».
Касаясь пробирного надзора, А.А.Ахполов указал на его несоответствие рыночным условиям:
«Рассматривая существующую модель российского федерального пробирного надзора, необходимо признать, что сформированная в условиях жесткого централизма и тотального государственного контроля за производством и оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, она перестала соответствовать изменившимся общественно-экономическим отношениям, тенденциям развития рынка. Этот вопрос прорабатывается совместно с участниками рынка, его решение готовится в обозримом будущем».
Завершая выступление, А.А.Ахполов резюмировал:
«Таким образом, федеральные органы исполнительной власти проводят политику, направленную на последовательную либерализацию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, снятие его избыточного регулирования со стороны государства, устранение имеющихся противоречий в законодательной базе».
Необходимо отметить, что с процедурной точки зрения поведение Оргкомитета по отношению к Министерству финансов Российской Федерации и Пробирной палате России было безупречным.
Так, еще 3 июня 2013 года Директору Административного департамента Министерства финансов Российской Федерации А.А.Ахполову по электронной почте было направлено письмо от Ф.Ф.Гумерова, в котором озвучивалась предлагаемая повестка дня предстоящего Конгресса, и выражалась готовность ее скорректировать по пожеланию Минфина.
Далее, 21 июня 2013 года А.А.Ахполову по электронной почте был направлен текст проекта Резолюции Конгресса и итоговая повестка дня. При этом письмо-приглашение А.А.Ахполова на Конгресс от Губернатора Костромской области С.К.Ситникова было доставлено в Минфин нарочным.
Аналогично, своевременно обо всех документах Конгресса информировалось ФКУ «Пробирная палата России» - также 21 мая 2013 года на электронную почту ответственного сотрудника Пробирной палаты России С.Н.Дяченко по согласованию с ним были высланы текст проекта Резолюции Конгресса и итоговая повестка дня. Письмо-приглашение Руководителю Пробирной палаты России А.В.Маркину на Конгресс от Губернатора Костромской С.К.Ситникова области было доставлено нарочным.
Никаких замечаний ни к проекту Резолюции, ни к повестке дня ни от Минфина, ни от Пробирной палаты России до прохождения Конгресса не поступило.
В ходе Конгресса, представитель Пробирной палаты России А.В.Лаптева устранилась от обсуждения итогового текста Резолюции Конгресса, немедленно покинув зал после собственного выступления.
Тем не менее, Оргкомитет решил принять во внимание мнение Руководителя ФКУ «Пробирная палата России», высказанное в письме, поступившем на имя Губернатора Костромской области С.К.Ситникова спустя несколько дней после проведения Конгресса. Рассматривая Пробирную палату России как очень важного, но только одного из участников рынка, Оргкомитет не может пренебречь мнением остальных участников Конгресса, поддержавших предложенный текст Резолюции в целом. При этом Приложение 1 к ней «Перечень текущих и перспективных пожеланий отраслевого бизнеса», на которое пришлось половина претензий ФКУ «Пробирная палата России», вообще изъято из Резолюции как второстепенное. Тем более, что обсуждение этих пожеланий ювелирного сообщества как раз и предполагается вести в Согласовательной Комиссии, которая в итоговом документе переименована в Согласительную комиссию.
Исполнительный секретарь Оргкомитета Конгресса В.А.Збойков
[ Ювелирные Известия ]