Владимир Збойков
12 декабря Мосгорсуд закрыл уголовное дело о контрабанде по статье 188 УК РФ главы ювелирного холдинга «Алтын» Антонины Бабосюк и ряда ее подчиненных. Заключенные были освобождены в зале суда. Расследование дела о контрабанде в «Алтыне» шло с января 2009 года, когда на российско-казахстанской границе был задержан экспедитор компании Титенков, пытавшийся провезти в Россию, минуя таможню, около 80 кг золотых украшений. В октябре 2009 года были возбуждены уголовные дела по 188 статье УК РФ в отношении нескольких сотрудников «Алтына». «В связи с тем, что была устранена преступность данного деяния, суд постановил прекратить уголовное дело в отношении всех обвиняемых» - решил судья по делу «Алтына.
Решение суда связано с вступлением в силу президентских поправок о «декриминализации «товарной контрабанды» - 7 декабря 2011 г. Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому закону, статья 188 УК РФ о контрабанде утратила силу.
История вопроса такова. В июне 2011 года пресс-служба Кремля рассказала о цели внесения в Госдуму поправок в УК РФ: в связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС провести декриминализацию товарной контрабанды (т.е. незаконного перемещения товаров, не запрещенных к продаже).При этом в УК появляется статья об ответственности за незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. Как отмечала пресс-служба, давно назрел вопрос о декриминализации товарной контрабанды, поскольку в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением. Правда, при этом замечалось, что «одновременно предлагается дополнить статью 194 УК РФ новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой».
Что же это за статья 194? Приведем ее в том виде, в каком она действовала до вступления в силу президентских поправок:
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает три миллиона рублей, а в особо крупном размере - тридцать шесть миллионов рублей.
Любопытно, что в деле «Алтына» состав преступления не переквалифицирован со статьи 188 УК РФ на статью 194 УК РФ. Хотя уклонение от уплаты таможенных платежей в данном случае вряд ли было бы так уж сложно доказывать… Возможно, просто сработал авторитет защищавшего фигурантов адвоката – Генриха Падвы.
Но для российского бизнеса гораздо важнее вовсе не то, виноваты в чем-то конкретные фигуранты из «Алтына», или не виноваты ни в чем. Важнее другое - государство на самом высоком уровне признало незаконное перемещения товаров (т.е. их импорт), не запрещенных к продаже, «делом житейским», обществу не опасным.
Странно. Странно то, что по идее перемещение товаров незаконно в том случае, если государство не соберет за эти товары предусмотренные отечественным законодательством таможенные платежи. А они, таможенные платежи, вводились (правда, тоже по идее) ради того, чтобы защитить ввозными пошлинами наших отечественных производителей аналогичной ввозимой продукции. Это нормальная для всего мира протекционистская практика по защите национальной промышленности.
Получается, что:
-
государство более не заинтересовано в защите отечественных производителей, и судьба национальной промышленности государству безразлична,
-
или отечественных производителей уже не осталось и их появление не предвидится – защищать просто некого,
-
или практика экономической анархии «делаю, что хочу: у нас рынок, нечего продолжать регулировать» дошла до того, что даже общепринятые международные нормы сохранить в России становится уже нереально,
-
или что?
-
Однако, у этой инициативы либерализации импорта есть и «оттенки». Де-факто, отмена статьи 188 УК РФ – это провокация. Провоцируется безнаказанное ведение незаконного импорта. Но с учетом сохранения статьи 194 УК РФ (и даже ее усиления), отношение государства к «незаконным импортерам» может сильно зависеть от прочих, сопутствующих факторов. Ведь тех, кто становится не угоден («плохо себя ведет, мало дает и т.д.) всегда можно проучить, «пропустив» через 194 УК РФ.
Как-то сразу приходят на память залоговые аукционы прошлых лет, за участие в которых кое-кто сидит срок. Возможность «минимизации затрат», по желанию рассматриваемая как «уклонение от уплаты налогов»… Короче, двойная мораль, двойные подходы.
Вот-вот, такие «удобные», эти двойные подходы. Именно они пронизывают всю нормативно-правовую базу отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Далеко ходить не надо: в том же президентском законе «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», декриминализировавшем «товарную контрабанду», подтверждена опасность для общества незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Подтверждена тем, сто статья 191 не только не утратила силу – напротив, ее легитимность в российском уголовном праве закреплена самим фактом внесения в нее поправки.
В новой редакции 191 статья УК РФ выглядит так:
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Что удивительно: при совершении преступлений по статье 191 нет потерпевших. В отличие от преступления по ликвидированной 188 статье. Когда есть контрабанда – страдает государство (недополучает предусмотренные законодательством доходы) и отечественные отраслевые производители (демпинг или иные неприемлемые конкурентные преимущества государств-импортеров). А кто страдает от того, что драгметаллы или драгкамни перевозятся без охраны? Или от того, что кто-то продал гражданину драгоценный камень (между прочим, с уплатой налогов государству)? Никто не страдает. Нет потерпевшей стороны. А уголовная статья - есть.
Преступления в сфере добычи, производства, оборота и потребления драгоценных металлов и драгоценных камней по идее должны приносить имущественный вред кому-либо. Имущественный вред в результате совершения преступлений в сфере экономической деятельности выступает прежде всего в виде неполучения должного дохода потерпевшим. Т.е. следует ожидать, что последствия преступлений по 191 статье выступают в виде имущественного вреда. Поэтому и был поставлен вопрос об их стоимостном выражении – предложена нижняя планка оценки стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, фигурирующих в сделке с нарушением правил. Но кто недополучает доход при возбуждении дел по 191 статье УК РФ, у кого возникает имущественный вред?
Статья 191 предусматривает не только нарушение правил осуществления сделок, но и правил транспортировки, хранения.Здесь нет ни преступления против собственности, ни возникновения у кого-либо материального ущерба. Нет имущественного вреда. Т.е. попросту нет реального преступления.
Юристы, готовящие законопроект в данной части, не учли, что предложения по 191 статье УК РФ лишь подтверждают не обоснованную ныне позицию, по которой «у оборота драгоценных металлов и драгоценных камней,
даже после снятия с них в 2003 году валютного статуса, должны быть отличные от оборота иных товаров «правила», нарушение которых должно строго преследоваться, в том числе по УК РФ».
Важно учесть, что сегодня 99% рынка цветных драгоценных камней – это облагороженные камни, т.е. полученные в лабораториях из исходно не драгоценных. Лишь алмазы – всегда реально драгоценные камни. А есть в 191 статье и анекдотичная норма – по природному жемчугу, которого на рынке лишь тысячные доли процента.
С учетом высокой степени произвольности в экспертной оценке большинства драгоценных камней, введение нижнего стоимостного их предела для подпадания под статьи 191 УК РФ, и вовсе делают данные новации бессмысленными для целей развития рынка драгоценных камней и укрепления правового поля, если таковые цели преследовались.
Продолжение следует