Владимир Збойков
Итак, один и тот же новейший закон декриминализирует «товарную контрабанду» (ликвидирует статью 188), но в то же время подтверждает криминальность нарушений правил оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (сохраняет статью 191). И вводит «нижнюю планку» подпадания нарушений правил под эту уголовную статью.
Вроде бы, решение по 191 статье не нарушает здравый смысл: не сажать же человека в тюрьму за то, что он где-то купил, и хранит теперь этот де-юро «драгоценный», а де-факто грошовый камень ценою в сто рублей…
Однако за нарушения правил оборота драгоценных металлов и драгоценных камней не предусмотрено никаких наказания в Кодексе об административных правонарушениях, а значит – если стоимостная оценка их является ниже «крупного» размера – то якобы все можно, никаких наказаний нет. Вот как только их стоимость достигает «крупного размера» - то сразу грозит тюрьма.
Про потенциально коррупционную составляющую эффекта от такого разграничения, наверное, и говорить не стоит – и так все ясно. Поговорим о другом – все о том же провоцировании правонарушений. Если, конечно, согласиться с тем, такие действия действительно можно рассматривать как правонарушения (что очень спорно).
Отсутствие уголовного и административного наказания за оборот недорогих объемов драгоценных металлов и драгоценных камней на самом деле вовсе не делают их оборот свободным.
Дело в том, что согласно п.4. Статьи 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация».
Эту норму развивает и пункт 2 Статьи 30 того же закона: «Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации».
Получается, что не зависимо от того, сколько стоят драгоценные металлы и драгоценные камни, их оборот «в нарушение правил» все равно карается. Но до достижения «крупного размера» «незаконные» драгоценные металлы и камни просто отбирают (в доход государства), а с достижением «крупного размера» их горе-владельца еще и сажают… Но ведь корректировка статьи 191 УК РФ дала многим участникам рынка сигнал: «если не дорого – то можно». Опять провокация!
Предлагается обратить внимание на важную деталь – «горе-владельца» (это не описка и не ошибка). Т.е. сажают именно бывшего собственника драгоценных металлов и драгоценных камней. Согласно презумпции невиновности, пока суд не доказал обратного, все драгоценные металлы и драгоценные камни являются собственностью того, у кого они были изъяты. Но собственник драгметаллов и камней легко может расстаться со своею собственностью – т.к. по российскому законодательству очень легко найти что-то незаконное в их отношении. Ведь одна норма разрешает – а другая это же запрещает.
Что такое «незаконная добыча» в России - хоть и с трудом, но разобраться можно (проблемы тоже есть). Но однозначно понять, когда у нас производство, использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней является законным, а когда «незаконным» - невозможно в принципе. Почему? По причине наличия в нормативно-правовых актах все тех же двойных подходов. Которые, кстати, в этой сфере деятельности часто возникают вовсе не по чьему-то злому умыслу, а в силу чисто технологических и геммологических особенностей, не ведомых юристам, готовящим законопроекты (подробнее об этом поговорим позже).
И еще вопрос: а по какому механизму государство теперь будет переводить в свою собственность «незаконные» драгоценные металлы и драгоценные камни «не в крупном размере»? Ведь в Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» нет разграничений в правилах обращении ценностей в зависимости от их стоимости, а решений суда по изъятию в пользу государства из незаконного оборота драгметаллов и драгкамней не в крупном размере теперь тоже быть не может…
Худшим решением этого вопроса было бы введение теперь в КоАП статей по незаконному обороту драгоценных металлов и драгоценных камней для объемов ниже крупного. Но именно это советниками-юристами и предусматривалось, когда только замышлялось введение «нижней планки» по 191 статье в УК РФ. Такое решение еще более закрепит подход «особого» отношения государства к драгоценным металлам и камням.
Так во что же оно по факту выливается, это «особое отношение» государства к давно уже не валютным ценностям? А выливается в то, что:
-
развивается экспорт сырьевых драгоценных металлов и драгоценных камней,
-
угасает их внутреннее использование,
-
стагнирует или полностью вымирает отечественная перерабатывающая промышленность драгоценных металлов и драгоценных камней (в частности – стагнирует ювелирная промышленность и вымерла огранка всех драгоценных камней, кроме алмазов),
-
активно развивается импорт готовых изделий из драгоценных металлов и камней, включая ювелирные изделия, особенно нелегальный,
-
процветает фактическая контрабанда по схемам от «серых» до «черных»,
-
деятельность контролирующих органов в данной сфере становится высокоэффективным бизнесом.
Т.е. об импортозамещении по готовой продукции и экспортной ориентации готовой продукции остается только мечтать – на деле идет вытеснение отечественной ювелирки импортом, причем все чаще - нелегальным.
Как показала практика отраслевых обсуждений этих вопросов, основные аргументы оппонентов сводятся к двум посылам:
-
национальная гранильная и ювелирная промышленности просто не выдерживают конкуренции из-за рубежа по качеству и цене, потому и загибаются, и потому же процветает импорт готовых изделий,
-
если либерализовать внутренний рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, если государство утратит контроль над рынком, то на нем начнется вакханалия, и все вывезут из России.
О конкуренции. Насколько «конкурентоспособен» атлет, ногам которого связаны путами? Смахивает на простое издевательство: сначала отрасль поставили на колени перед чиновничьими структурами (спецпосты таможни для промышленного сырья, контроль Гохрана и главное – обязательный режим государственного клеймения), а затем приводят аргументы по конкуренции… А у них – «все можно», минимум контроля и поддержка государства. Если бы основная, а не символическая часть импорта действительно шла бы с ввозной пошлиной, то тогда можно было хоть как-то рассуждать о честной конкуренции – пошлины давали бы небольшое выравнивание затрат.
Но доля легально импорта в этой сфере иначе, как смехотворной назвать нельзя. Если анализировать реальную, а не придуманную картину. Три года назад автор этих строк получил тремя разными расчетами долю нелегального импорта ювелирных изделий на уровне 70%. А доля нелегального импорта драгоценных камней по расчетам вплотную подходила к 100%. Всем, кто сомневается в этом, в который раз напоминаю: в начале 2009 года на запрос председателя подкомитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Госдумы РФ от Федеральной таможенной службы пришел ответ, что суммарный импорт бриллиантов за 2008 год при ставке ввозной пошлины в 20% принес государству всего лишь около 87 тысяч долларов, т.е. общий объем их импорта не превысил 485 тысяч долларов. Что составляет менее одного процента от экспертной оценки объема импорта бриллиантов в Россию!
Потери государства от того, что российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней в огромной части пребывает в «тени», мало кого волнует в руководстве страны. На то есть свои объяснения. Вот некоторые из них.
-
Недра России располагают огромными запасами алмазов, золота, серебра, платины, палладия. Их добыча ведется в промышленных масштабах, силами всего лишь нескольких крупнейших компаний. Такая централизация добычи позволяет государству без особых затрат на администрирование собирать установленные налоги и сборы. Доходы этих компаний, а вместе с ними – и налоговая масса, постепенно растут, что особенно заметно с мировым ростом цен на драгоценные металлы и алмазы.
-
Поставки добытого сырья (по металлам – через государственный аффинаж) на экспорт идут по малочисленным каналам, малому количеству оптовых покупателей, что дает уверенность в наличии устойчивого рынка сбыта и очень существенно упрощает процесс реализации добытого.
-
Собираемость налогов и сборов с малого добычного, обрабатывающего и производственного бизнесов, напротив, требует высоких затрат на администрирование. Поэтому развитие этих бизнесов не дает гарантированный эффект легкого пополнения доходов государства.
-
Силовые структуры, не желая потерять данное «поле деятельности», готовят руководству страны отчеты и рекомендации, сообщающие о якобы большой опасности использования драгоценных металлов и драгоценных камней при их свободном обращении для финансирования терроризма, оргпреступности и т.д.
-
Усиление импорта готовой ювелирной продукции не пугает, т.к. это не товары стратегического значения, и возможная 100-процентная зависимость страны от импорта здесь не будет иметь катастрофических для государства последствий.
Может создаться впечатление, что с учетом вышеизложенного, высшая политика государства в области драгоценных металлов и драгоценных камней разумна. Оставалось лишь легитимизировать теневой импорт готовой продукции, чтобы ее рынок не выглядел излишне криминальным (раз уж все равно бороться с этим не удается)…
Но эта «разумность» - лишь без учета того, что государство потенциально теряет благодаря такой политике в данной сфере.
Продолжение следует