Лоббизм на российском рынке ДМДК – это как? Часть первая.

Раздел: Общество
27 августа 2019 г.

Мо­ж­но ли рос­сий­ским ин­те­ре­сан­там ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней (ДМДК) по­бо­роть­ся за свои эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы? Мо­ж­но, но с уче­том ря­да как объ­ек­тив­ных, так и субъ­ек­тив­ных (д­ля от­рас­ли) фа­к­то­ров. Бо­лее, чем два­д­ца­ти­лет­ний опыт об­ще­ствен­ной ра­бо­ты в сфе­ре ДМДК поз­во­ля­ет ав­то­ру этой ста­тьи раз­бить ис­то­рию об­ще­ствен­ной борь­бы за ли­бе­ра­ли­за­цию сфе­ры ДМДК на пять эта­пов, ка­ж­дый из ко­то­рых име­ет свои осо­бен­но­сти и свое ис­то­ри­че­ское для от­рас­ли зна­че­ние.

Часть пе­р­ва­я

1. От на­ча­ла «ли­хих 90-х» до эпо­хи В. В. Пу­ти­на

Исто­рия раз­ви­тия рос­сий­ско­го ры­н­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней име­ла те­м­ный пе­ри­од, где-то с мо­мен­та воз­ни­к­но­ве­ния част­ной ко­м­мер­че­ской де­я­тель­но­сти в 1988 и по 1998 го­ды, ко­г­да от­но­ше­ния биз­не­са и вла­сти ед­ва ли не в от­кры­тую стро­и­лись по при­н­ци­пу «за­пла­ти и ра­бо­тай». Тре­бо­вать мзду чи­но­в­ни­кам бы­ло удоб­но, так как ле­галь­но в сфе­ре ДМДК бы­ло по­чти все нель­зя. За­пла­тить, «е­сте­ствен­но», сле­до­ва­ло не в го­су­дар­ствен­ный, а в част­ный кар­ман, кон­крет­но­му чи­но­в­ни­ку. И мо­ж­но бы­ло за опре­де­лен­ную мзду по­лу­чить, по су­ти, ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ре­ше­ния. Но при этом бы­ло ну­ж­но за­тем все вре­мя это­му чи­но­в­ни­ку пла­тить (а не од­но­ра­зо­во, т. е. фа­к­ти­че­ски это был рэ­кет), а, кро­ме то­го, оче­вид­ность по­лу­ле­галь­но­го, по­лу­кри­ми­наль­но­го ха­ра­к­те­ра та­кой воз­мо­ж­но­сти ра­бо­ты устра­и­ва­ла не всех. Ко­му-то пре­ти­ла. И имен­но по­это­му ав­тор этих строк, же­лая на­чать ра­бо­тать с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, от­пра­ви­л­ся в кон­це 90-х к де­пу­та­там в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му, на­ив­но на­де­ясь пы­тать­ся со­з­да­вать за­ко­но­да­тель­ство, ко­то­рое бы поз­во­ли­ло на ле­галь­ных усло­ви­ях нор­маль­но ра­бо­тать в сфе­ре ДМДК, как это воз­мо­ж­но во всех ци­ви­ли­зо­ван­ных стра­нах.

В­про­чем, «и­сто­ри­че­ская па­мять» вла­сти о ДМДК как об ис­точ­ни­ке бо­гат­ства и то­г­да осо­бо не поз­во­ля­ла на­де­ять­ся на ра­ди­каль­ную ли­бе­ра­ли­за­цию от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства, но все же ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», при­ня­тый в 1998 го­ду, ока­за­л­ся ку­да как ме­нее ли­бе­раль­ный, чем тре­бо­ва­лось ры­н­ку ДМДК для раз­ви­тия. Об осо­бых ню­ан­сах усло­вий, в ко­то­рых при­ни­мал­ся за­кон, чи­тай­те здесь.

П­ло­хим фа­к­том для рос­сий­ско­го ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, да и про­чих са­мо­цве­тов, не яв­ля­ю­щих­ся дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми по ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», ока­за­лось то, что в нед­рах Рос­сии есть мно­го ал­ма­зов и они успе­ш­но до­бы­ва­ют­ся. На фо­не ми­л­ли­ар­д­ных в дол­ла­рах сумм обо­ро­тов ал­ма­зов, на фо­не ги­ган­т­ской ко­м­па­нии АЛРОСА, все нор­мы ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» ока­за­лись «за­то­чен­ны­ми» ис­клю­чи­тель­но под до­бы­чу и обо­рот ал­ма­зов. Как и все по­сле­ду­ю­щие под­за­кон­ные нор­ма­тив­но-­пра­во­вые ак­ты. «Ря­дом со сло­ном Мось­ка ока­за­лась про­сто не вид­на».

При этом оче­вид­ный для спе­ци­а­ли­стов факт, что лишь ал­маз что-то сто­ит в лю­бом его ви­де и ка­че­стве, вклю­чая ре­аль­ную при­год­ность ча­сти ал­ма­зов толь­ко для тех­ни­че­ских це­лей, для за­ко­но­да­те­лей ока­за­л­ся не­о­че­вид­ным. Про то, что все про­чие цвет­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни име­ют сколь­ко-­ни­будь су­ще­ствен­ную цен­ность лишь при до­сти­же­нии ими опре­де­лен­но­го ка­че­ства, за­ко­но­да­те­ли как буд­то бы не зна­ли (хо­тя это не так, зна­ли, ко­неч­но, но на­и­боль­шую часть за­ко­на пи­са­ли в Про­би­р­ной па­ла­те Рос­сии, ко­то­рой так бы­ло про­сто удоб­нее). Да, в ста­тье 22 за­ко­на есть по­ня­тие дра­го­цен­ных ка­м­ней, «не­при­год­ных для из­го­то­в­ле­ния юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий», но под­за­кон­ные ак­ты, опре­де­ля­ю­щие, что имен­но от­но­си­т­ся к это­му по­ня­тию, све­ли к ну­лю шан­сы на сво­бод­ный обо­рот ка­м­ней не­до­ро­гих по фа­к­ту, но от­но­ся­щих­ся к дра­го­цен­ным ка­м­ням по на­и­ме­но­ва­нию.

Дру­гой бе­дой для раз­ви­тия рос­сий­ско­го ры­н­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней ста­ло вос­при­я­тие их в ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» и всех по­сле­ду­ю­щих под­за­кон­ных ак­тах ис­клю­чи­тель­но как сы­рья для гра­ниль­ной про­мы­ш­лен­но­сти. Т. е. от­но­ше­ние к дра­го­цен­ным (а за­од­но – и к «по­лу­дра­го­цен­ным») ка­м­ням ста­ло при­мер­но та­кое же, как, ска­жем, к не­ф­ти. На что нефть при­год­на в сы­ром ви­де? Ни на что, из нее обя­за­тель­но сде­ла­ют бен­зин, ке­ро­син, ди­зель­ное то­п­ли­во, ли­бо как-то ина­че хи­ми­че­ская про­мы­ш­лен­ность ис­поль­зу­ет это сы­рье. Так и дра­го­цен­ные ка­м­ни – все они, по на­ше­му за­ко­но­да­тель­ству, есть лишь сы­рье для огран­ки. Ис­клю­че­ние – это уни­каль­ные об­раз­цы, име­ю­щие осо­бо вы­со­кую сто­и­мо­сть, на вла­де­ние ко­то­ры­ми пре­тен­ду­ет са­мо го­су­дар­ство. А то, что дра­го­цен­ные ка­м­ни во­в­се не уни­каль­ных ха­ра­к­те­ри­стик мо­гут быть еще и цен­ным кол­лек­ци­он­ным ма­те­ри­а­лом для ми­л­ли­о­нов по­ку­па­те­лей, что та­кой ма­те­ри­ал вос­тре­бо­ван­ным и внут­рен­ним, и ми­ро­вым ры­н­ка­ми, за­кон не упо­ми­на­ет.

Тем не ме­нее, до при­ня­тия ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» на внут­рен­ний рос­сий­ский ры­нок че­рез мно­го­чис­лен­ные ми­не­ра­ло­ги­че­ские и юве­ли­р­ные вы­став­ки, сти­хий­ные ба­за­ры, успе­ло вы­плес­нуть­ся не­ма­ло цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней: как пре­па­ри­ро­ван­ных кол­лек­ци­он­ных об­раз­цов, так и огра­нен­ных вста­вок. Как вве­зен­ных из-­за ру­бе­жа, пре­и­му­ще­ствен­но из Та­и­лан­да, так и из­в­ле­чен­ных жи­те­ля­ми Ура­ла из сво­их «за­га­ш­ни­ков», ко­пив­ших­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми. Лю­ди ведь ду­ма­ли, что уже «ка­м­ням сво­бо­да на­сту­пи­ла». А кто-то (на­при­мер, ко­м­па­ния «Зе­лен-ка­мень») на­чал бы­ло про­да­вать огра­нен­ные и не­об­ра­бо­тан­ные кол­лек­ци­он­ные изу­мру­ды, и алек­сан­д­ри­ты со­вер­шен­но от­кры­то, ре­кла­ми­руя их, и, как ду­ма­ли, - со­вер­шен­но ле­галь­но.

В кон­це 90-х бур­ную об­ще­ствен­ную де­я­тель­ность на ры­н­ке ДМДК раз­вер­нул пред­при­и­м­чи­вый уче­ный – про­фес­сор, до­к­тор ис­то­ри­че­ских и тех­ни­че­ских на­ук В. В. Шин­ка­рен­ко. Ка­ж­дый год он про­во­дил все­рос­сий­ские кон­фе­рен­ции «Рос­сий­ский ры­нок дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней», из­да­вал еже­ме­сяч­ный жур­нал «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы. Дра­го­цен­ные ка­м­ни». Раз­ве что Б. Н. Ель­цин ни ра­зу не по­се­тил эти кон­фе­рен­ции, а так на них по­бы­ва­ло все вы­с­шее ру­ко­вод­ство стра­ны во гла­ве с пре­мье­ра­ми… А жур­нал этот мо­ж­но бы­ло встре­тить на сто­ле лю­бо­го чи­но­в­ни­ка, свя­за­н­но­го с от­рас­лью.

И ре­зуль­тат об­ще­ствен­ной ак­тив­но­сти был – ма­ло-­по­ма­лу го­то­ви­лось ли­бе­раль­ное об­но­в­ле­ние ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». Го­то­вил это об­но­в­ле­ние якут­ский де­пу­тат Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы В. Н. Ба­сыг­ы­сов, впо­след­ствии воз­гла­вив­ший пар­ла­мент Яку­тии. Ав­тор этих строе как раз и был его по­мо­щ­ни­ком. Увы, до­ве­сти де­ло до кон­ца не успе­ли.

2. От на­ча­ла 2000-х до ДМДК как «про­сто то­ва­ров»

С при­хо­дом к вла­сти В. В. Пу­ти­на «ли­хие 90-е» за­кон­чи­лись, си­ту­а­ция во вза­и­мо­о­т­но­ше­ни­ях биз­не­са и вла­сти, как из­ве­ст­но, ра­ди­каль­но из­ме­ни­лась. Бес­пре­дель­ная кор­ру­п­ция со­ш­ла на нет, и это, без­усло­в­но, ста­ло по­зи­тив­ным до­сти­же­ни­ем. Од­на­ко в но­вых усло­ви­ях си­ло­ви­ки еще силь­нее взя­ли «ка­мен­ный ры­нок» в свои ру­ки и де-­фа­кто вме­сте с АЛРОСА и Про­би­р­ной па­ла­той Рос­сии ста­ли глав­ны­ми дей­ству­ю­щи­ми ли­ца­ми в об­ла­сти ре­фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ле­во­го за­ко­но­твор­че­ства. В ка­кую сто­ро­ну - по­нят­но. Ес­ли го­во­рить о не­об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­нях, то, фа­к­ти­че­ски, толь­ко АЛРОСА по­лу­чи­ла уни­каль­ную воз­мо­ж­ность ре­аль­но вли­ять на при­ня­тие за­ко­но­да­тель­ных и под­за­кон­ных нор­ма­тив­ных ак­тов в сфе­ре дра­го­цен­ных ка­м­ней и та­ким об­ра­зом лоб­би­ро­вать свои соб­ствен­ные ин­те­ре­сы.

С­пра­вед­ли­во­сти ра­ди, сто­ит от­ме­тить, что то­г­да­ш­ний за­ме­сти­тель ру­ко­во­ди­те­ля Про­би­р­ной па­ла­ты Рос­сии Б. П. Бо­ри­сов по­ни­мал во­пи­ю­щее не­со­вер­шен­ство нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней, и на од­ном из «кру­г­лых сто­лов» Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы под­дер­жал ли­бе­ра­ли­за­цию за­ко­но­да­тель­ства. По его мне­нию (и не толь­ко его) тре­бо­ва­лось вы­ве­сти все ДМДК из-­под дей­ствия за­ко­на «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле», в ко­то­ром ДМДК от­но­си­лись к ва­лют­ным цен­но­стям. И это­го со­в­ме­ст­ны­ми уси­ли­я­ми уда­лось до­бить­ся – 10 де­ка­б­ря 2003 го­да был при­нят но­вый Фе­де­раль­ный за­кон, в ко­то­ром ДМДК бы­ли ис­клю­че­ны из пе­реч­ня ва­лют­ных цен­но­стей. Ус­ло­вия в тот мо­мент бы­ли под­хо­дя­щи­ми – Рос­сия всту­па­ла в ВТО, а ВТО тре­бо­ва­ло ли­бе­ра­ли­за­ции эко­но­ми­ки. То­г­да да­же в Мин­фи­не на бу­ма­ге упразд­ни­ли обособ­лен­ное под­раз­де­ле­ние, за­ни­ма­ю­ще­е­ся во­про­са­ми ДМДК. Воз­ро­ди­ли опять, но – позд­нее. А ДМДК, пе­ре­став де-­ю­ре быть ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми, оста­лись быть ими де-­фа­к­то, но – со­глас­но уже дру­го­му за­ко­ну, все то­му же ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях».

3. От сня­тия с ДМДК ста­ту­са «ва­лют­ных цен­но­стей» до пе­р­во­го ре­ше­ния о со­з­да­нии Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том ДМДК

С 2004 го­да ДМДК яко­бы ста­ли «про­сто до­ро­гим то­ва­ром», и ра­бо­та с де­пу­та­та­ми по под­го­то­в­ке ли­бе­раль­ной ре­да­к­ции ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», ка­за­лось бы, по­до­ш­ла к ре­ша­ю­щей ста­дии – к вне­се­нию мас­шта­б­но­го за­ко­но­про­ек­та. Для че­го ор­га­ни­зо­ва­ли пар­ла­мен­т­ские слу­ша­ния.

К со­жа­ле­нию, на пар­ла­мен­т­ских слу­ша­ни­ях в Го­су­дар­ствен­ной Ду­ме в 2005 го­ду вы­сту­п­ле­ние де­пу­та­та В. Н. Ба­сыг­ы­со­ва, в ко­то­ром он при­зы­вал ре­фор­ми­ро­вать за­кон, сде­лав по­чти сво­бод­ным обо­рот уже «не ва­лют­ных» дра­го­цен­ных ка­м­ней и ча­сти­ч­но – дра­го­цен­ных ме­тал­лов, бы­ло не­га­тив­но встре­че­но ру­ко­во­ди­те­ля­ми как всех си­ло­вых струк­тур («­не­ко­то­рые пы­та­ют­ся раз­ва­лить си­сте­му го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ры­н­ка ДМДК»), так и АЛРОСА («ко­м­па­нии в слу­чае при­ня­тия пред­ло­жен­ных но­ва­ций при­дет­ся са­мой опла­чи­вать всю охра­ну»). По­с­ле че­го на­ме­ре­ния вне­сти уже под­го­то­в­лен­ный ли­бе­раль­ный за­ко­но­про­ект от­па­ли са­ми по се­бе – 2005 год стал пе­ре­ло­м­ным в трен­де на­ме­тив­шей­ся вро­де бы под­дер­ж­ки ли­бе­ра­ли­за­ции сфе­ры ДМДК со сто­ро­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Не в луч­шую сто­ро­ну.

Од­на­ко об­ще­ствен­ная от­рас­ле­вая ра­бо­та с де­пу­та­та­ми Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы по­ка­за­ла свою эф­фек­тив­ность – убе­ж­дать за­ко­но­да­те­лей мо­ж­но! Ва­ж­но толь­ко ка­че­ствен­но го­то­вить ана­ли­ти­че­ские ма­те­ри­а­лы, при­во­дить ста­ти­сти­ку, ве­со­мые обос­но­ва­ния.

У­вы, то­г­да­ш­нее ру­ко­вод­ство Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии» в ли­це В. Б. Ра­да­ше­ви­ча не толь­ко не под­дер­жи­ва­ло ли­бе­раль­ные идеи ре­фор­ми­ро­ва­ния за­ко­на, а, на­про­тив – вы­сту­пи­ло на сто­ро­не си­ло­ви­ков. То­г­да в Гиль­дии ду­ма­ли, что в усло­ви­ях же­ст­ко­го кон­тро­ля ры­н­ка ока­жет­ся ко­м­фор­т­нее ра­бо­тать кру­п­ным пред­при­я­ти­ям, а они и опре­де­ля­ли по­ли­ти­ку Гиль­ди­и…

Но шло вре­мя, и про­тив да­же кру­п­ных юве­ли­ров ста­ли воз­бу­ж­дать­ся уго­ло­в­ные де­ла. А глав­ное, в Рос­сии на­ча­лось по­сте­пе­н­ное «за­кру­чи­ва­ние га­ек» в от­но­ше­нии лю­бой эко­но­ми­че­ской воль­но­сти, и, по­нят­но, сфе­ра ДМДК ни­как не мо­г­ла остать­ся в сто­ро­не от это­го об­ще­го трен­да. По­ни­ма­ние ре­а­лий ска­за­лось, и в 2008 – 2010 го­дах бы­ли за­пу­ще­ны не­сколь­ко об­ще­ствен­ных от­рас­ле­вых про­ек­тов, на­прав­лен­ных на ли­бе­ра­ли­за­цию за­ко­но­да­тель­ства. Прав­да, речь в них шла лишь о по­пы­т­ках ли­бе­ра­ли­за­ции толь­ко про­би­р­но­го на­д­зо­ра.

Куль­ми­на­ци­он­ным мо­мен­том для сфе­ры ДМДК ста­ли пла­ны вла­сти об­ра­зо­вать Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по кон­тро­лю за обо­ро­том ДМДК, ока­за­в­ши­е­ся до­сто­я­ни­ем об­ще­ствен­но­сти в ап­ре­ле 2011 го­да. От­рас­ле­вое от­де­ле­ние ДМДК ФМоС «Де­ло­вой Рос­сии» про­ве­ло экс­трен­ное за­се­да­ние, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло от­рас­ле­вое ру­ко­вод­ство из Мин­фи­на, а то­г­да­ш­ний Пред­се­да­тель «Де­ло­вой Рос­сии» Б. Ю. Ти­тов на­пра­вил пись­мо на имя то­г­да­ш­не­го Пре­зи­ден­та РФ Д. А. Мед­ве­де­ва с от­ри­ца­тель­ным мне­ни­ем «Де­ло­вой Рос­сии» об этих пла­нах. Соз­да­ние слу­ж­бы при­о­ста­но­ви­лось. Не то, что­бы толь­ко из-­за со­про­тив­ле­ния от­рас­ле­вой об­ще­ствен­но­сти, но – и бла­го­да­ря это­му то­же.

К это­му вре­ме­ни власть уже по­ста­ви­ла пе­ред лю­бы­ми от­рас­ле­вы­ми лоб­би­ста­ми два не­фор­маль­ных усло­вия, ис­пол­не­ние ко­то­рых рас­смат­ри­ва­лось как аб­со­лют­ная не­об­хо­ди­мость для то­го, что­бы ока­зать­ся услы­шан­ны­ми в при­н­ци­пе:

- ка­на­ла­ми об­ра­ще­ния к вла­сти дол­ж­ны быть че­ты­ре об­ще­рос­сий­ские об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции (луч­ше все сра­зу): РСПП (кру­п­ный биз­нес), «Де­ло­вая Рос­сия» (сред­ний биз­нес), ОПОРА Рос­сии (ма­лый и ми­к­ро биз­нес), Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ная па­ла­та РФ (в­се мас­шта­бы биз­не­са), а та­к­же об­ще­рос­сий­ские от­рас­ле­вые об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции биз­не­са (но луч­ше – при под­дер­ж­ке пе­р­вых че­ты­рех, как на­чаль­ных филь­тров идей);

- по­же­ла­ния, ис­хо­дя­щие от вы­ше­на­зван­ных об­ще­ствен­ных биз­нес-ор­га­ни­за­ций, дол­ж­ны пред­став­лять со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ное мне­ние по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства участ­ни­ков со­о­т­вет­ству­ю­щих ры­н­ков.

Д­ля удо­в­ле­тво­ре­ния вы­ше­у­по­мя­ну­тых тре­бо­ва­ний был со­з­дан Ко­ор­ди­на­ци­он­ный со­вет ДМДК, офор­м­лен­ный под­пи­са­ни­ем 2 ав­гу­ста 2012 го­да Ме­мо­ран­ду­ма ме­ж­ду все­ми че­ты­рь­мя ве­ду­щи­ми об­ще­рос­сий­ски­ми об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми биз­не­са, а та­к­же от­рас­ле­вы­ми об­ще­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми - Ас­со­ци­а­ци­ей «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» и НП «Со­юз участ­ни­ков ры­н­ка ДМДК». Осо­бых успе­хов Ко­ор­ди­на­ци­он­но­му со­ве­ту ДМДК до­стичь не уда­лось, но в обос­но­ва­ние не­у­да­чи это­го про­ек­та бы­ли объ­ек­тив­ные при­чи­ны: на­чал­ся но­вый этап об­ще­рос­сий­ско­го «за­кру­чи­ва­ния га­ек» во всей эко­но­ми­ке.

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough&Polished

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->