Владимир Збойков для Rough&Polished
Неожиданная для регулятора жесткость несогласия отраслевого сообщества с первой попыткой создания Федеральной службы по контролю за ДМДК, предпринятой в 2011 году, оказалась полезным уроком и власть сделала необходимые выводы.
Во-первых, по достоинству оценив роль активной позиции отраслевого общественного мнения, особенно на фоне вводимой в то время в России системы оценки качества принимаемых законов (системы ОРВ – оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов), регулятор «посодействовал» созданию более дружественных власти отраслевых общественных организаций. Укрепив их кадрами собственных сотрудников. Таким образом, в противовес прежним активистам, появились «отраслевые общественные голоса», вполне лояльные инициативам власти.
Во-вторых, вероятно, было принято решение действовать отраслевой власти более жестко, с еще большей опорой на мнения правоохранительных органов. Контролирующие органы государства, с одной стороны, и общественные организации бизнеса, с другой стороны, получили совершенно неравные возможности убеждения парламентариев при внесении законопроектов. Очень часто пояснительные записки к законопроектам в сфере ДМДК не содержат никакой реальной аргументации в необходимости ужесточать регулирование.
В-третьих, так как некоторая состязательность интересов государства и бизнеса в процедуру обновления законодательной базы все же была введена обязательной, негласно было поставлено условие для лоббистов: бизнес должен не противостоять в решении корневой задачи государства (читай – силовиков), это бесполезно и гарантированно проигрышно, но может побороться за смягчение законодательного удара по своим интересам.
И чтобы лоббистам в сфере ДМДК стала понятнее необходимость «не требовать слишком многого», вся без исключения сфера ДМДК была объявлена тогдашним куратором отрасли, статс-секретарем и заместителем министра финансов РФ Ю. И. Зубаревым сферой оборота «объектов повышенной концентрации стоимости», т.е. де-факто – по-прежнему валютных ценностей, но уже без законодательной основы.
При этом не важно, что истинные валютные ценности должны обладать высоким уровнем ликвидности без потери своей стоимости, а ювелирные изделия быстро реализовать можно лишь как сырье, с потерей половины их стоимости. Да и драгоценные камни быстро продать по их рыночной цене невозможно.
В целом же отраслевая власть в 2012-2017 годах осознала наличие отраслевого лоббирования как неизбежный фактор, который необходимо учитывать и с которым жить. Лоббизм в ювелирной сфере отличается от лоббизма, скажем, в сфере добычи золота или алмазов. У ювелиров нет игроков, способных по финансовой мощи и мощи влияния встать рядом с такими гигантами, как «Polyus Gold», «Полиметалл» или АЛРОСА.
К счастью для отрасли, лоббизм ювелиров не имеет рисков коррупционного характера. И дело не в идеальности людей, работающих по обе стороны в ювелирной сфере, а в объективных обстоятельствах. Во-первых, никто из ювелиров не захочет взятку давать: отраслевой лоббизм всегда происходит в интересах не одного отдельно взятого игрока, а, как минимум, большой группы компаний, работающих по определенной бизнес-модели, а потому платить за многих, но самому, никто никогда не захочет. А, во-вторых, и брать взятку никто тоже не станет – закон изменить в сфере ДМДК – это вам не подряд какой-нибудь выгодный на строительство или еще на что без конкурса выделить.
В отличие от «первого захода» создания Федеральной службы по контролю за оборотом ДМДК, к заходу второму властные структуры подготовились основательно, учтя все тактические промахи прошлого.
Во-первых, инициирование создания новой федеральной службы на этот раз шло с самого верха – как впоследствии выяснилось, такой пункт присутствовал в Поручении Президента РФ от 25.10.2017, имевшего гриф «Для служебного пользования».
Во-вторых, создание службы в рамках данного документа планируется не как самоцель, а как техническая необходимость в рамках создания единой системы государственного контроля (надзора) за производством, переработкой, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части, касающейся сортировки, первичной классификации и первичной оценки), использованием и обращением драгоценных камней.
В-третьих, опять же как выяснилось позднее, Поручение Президента РФ от 25.10.2017 породило такой вал отраслевого нормотворчества, направленного, естественно, на ужесточение контроля в сфере ДМДК, что теперь на предстоящее создание Федеральной службы по контролю за ДМДК как на некое зло ювелиры уже не смотрят. Более того, этот вопрос уже никого из ювелиров и не волнует – появились проблемы посерьезнее.
В основе новой системы государственного контроля (надзора) в сфере ДМДК теперь должна лежать интегрированная информационная система, впоследствии получившая название «Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота» (ГИИС ДМДК).
Необходимо заметить, что введение IT-контроля за оборотом ювелирных изделий ювелиры и сами предлагали с 2010 года, правда, взамен пробирного надзора. И поддерживают проект сейчас. Разумеется, надеясь, что все будет сделано без лишней спешки, с качественной подготовкой, а функционирование ГИИС ДМДК не приведет к дополнительным затратам ювелирам. Вроде бы, понимание регулятора по этому вопросу имеется правильное, и есть надежда на успешное внедрение системы.
Лоббистскую деятельность в ювелирной сфере (как части общей сферы ДМДК) сегодня уверенно возглавляют Ассоциация «Гильдия ювелиров России» (гендиректор с 2014 года Э. Ю. Уткин, председатель Г. Г. Геворкян) и Комитет по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам «Деловой России» (этот комитет возглавляет Ф. Ф. Гумеров, он же сопредседатель Ассоциации «Гильдия ювелиров России»). Есть немало того, что можно занести в «победный актив» Ассоциации за последние годы. Только за последний период удалось:
1. В части ослабления негативного воздействия на условия ведения бизнеса от вновь вводимых норм отраслевого законодательства:
- сохранить для малого бизнеса в сфере ДМДК (производителей и торговли) прав на применение специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения – УСН и единого налога на вменяемый доход – ЕНВД (24.06.2019 года в Госдуму РФ внесен соответствующий законопроект №738437-7, не содержащий запрета применения специальных налоговых режимов в сфере ДМДК);
- сохранить права производителей ювелирных изделий по-прежнему, без получения лицензий осуществлять обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также изделий собственного производства, нереализованных и возвращенных (закон подписан Президентом РФ 2 августа 2019 г.);
- согласовать с Минфином России введение дифференциации штрафов за административные правонарушения в сфере ДМДК и сдержать рост размера штрафов за малозначительные или совершенные непредумышленно правонарушения в готовящемся к принятию законопроекте № 638854-7;
- повлиять на принятие решения о введении в сфере ДМДК бесплатной для участников рынка системы прослеживания оборота ювелирных изделий (информационной системой ГИИС ДМДК Минфина России), отличной от платной системы оператора ЦРПТ, принятой для всех прочих групп товаров.
2. В части улучшения существующей отраслевой регуляторной среды:
- добиться введения режима добровольного (взамен ранее действовавшего обязательного) пробирного клеймения ювелирных изделий из серебра массой до 3 грамм, и согласовать с Минфином России переход на добровольное клеймение изделий из серебра любой массы;
- добиться разработки проекта постановления Правительства РФ, полностью легитимирующего Интернет-торговлю ювелирными изделиями и сертифицированными драгоценными камнями;
- добиться разработки «Стратегии развития отрасли драгоценных камней и ювелирной промышленности России на период до 2030 года» Минпромторга РФ на базе программных документов Ассоциации.
3. В части защиты интересов российских производителей ювелирных изделий на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС):
- добиться выравнивания отраслевого законодательства и нормативно-правовой базы стран ЕАЭС в сфере ДМДК, что повысило конкурентоспособность ювелирной промышленности России;
- добиться разработки в ЕЭК разработанного единого для ЕАЭС «Плана мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств – членов ЕЭК на рынки третьих стран».
4. В части развития экспорта ювелирных изделий в третьи страны:
- добиться выделения субсидий для участников крупных международных ювелирных выставок от Российского экспортного центра (РЭЦ), Минпромторга РФ и Правительства Москвы;
- добиться разработки законопроекта, дающего право экспонентам на розничную реализацию товаров, экспонирующихся на международных выставках, без заключения контрактов.
Важно отметить, что все достижения – это результат совместной работы Ассоциации с регулятором, прежде всего – с Минфином и Минпромторгом РФ, с депутатским корпусом и членами Совета Федерации. По счастью, отдельные депутаты Государственной Думы и отдельные Члены Совета Федерации, как и отраслевые руководители упомянутых министерств, сегодня готовы серьезно относиться к просьбам бизнеса сферы ДМДК.
К сожалению, участники российского рынка драгоценных и прочих ювелирных и коллекционных камней своей собственной общественной организации федерального уровня не имеют. Частично их интересы отстаивают профильный комитет «Деловой России» и Ассоциация «Гильдия ювелиров России», но понятно, что для них приоритетными являются прежде всего интересы ювелиров. Общественная отраслевая организация – структура добровольная, возникает от осознания бизнесом необходимости ее создания. Значит, участники российского «каменного» рынка такую потребность еще не осознали…
История развития российского отраслевого законодательства в сфере ДМДК складывалась так, что периоды либерализации были короткими и с не очень глубокими реформами, а вот периоды «закручивания гаек» - куда как более длительными и значительными «по достижениям». Что не удивительно – в России силовикам всегда было несопоставимо проще продвигать свои идеи, чем бизнесу.
Впрочем, даже представители отраслевого бизнеса, особенно малого бизнеса, покорно воспринимают любые негативные новости о введении в сфере ДМДК очередной запретительной нормы. Предпринимателей в ювелирной сфере и сфере оборота драгоценных камней, проявляющих стремление не то чтобы открыто побороться за свои бизнес-интересы, а хотя бы просто публично обозначить личную позицию, у нас можно по пальцам пересчитать. Причины неучастия в общественной отраслевой жизни у каждого свои, но очевидно, что уверенность в «бесполезности трепыхания» и страх оказаться наказанным властью за «неуместную» инициативу сопротивления - являются главными.
Исключения, конечно, есть, но они составляют единицы «бойцов». Тем ценнее для истории развития отрасли каждая личность, готовая, не ленясь и никого не боясь, отстаивать здравый смысл на российском рынке ДМДК. Самым последовательным борцом за развитие отечественной ювелирной промышленности можно без тени сомнения считать Ф. Ф. Гумерова, основателя ювелирного бренда «Алмаз-Холдинг». Активно включившись в отраслевую общественную работу еще в конце 90-х годах, Флун Гумеров написал за прошедшие годы десятки писем в адрес всех причастных к сфере ДМДК инстанций, включая Президента РФ, а число выступлений на всевозможных отраслевых совещаниях не поддается подсчету. Именно Флун Гумеров в 2009 году презентовал власти разработанную совместно с автором этой статьи первую российскую «Стратегию развития отрасли ДМДК».
Лишь гендиректор ювелирных выставок и отраслевого медиахолдинга «РЕСТЕК Джунвекс» В. В. Будный может поспорить за то, кто дольше занимается отраслевым лоббизмом (интересов ювелиров) на российском рынке. Хотя в разные периоды времени роль главной движущей силы отраслевого лоббизма выполняли и другие известные в профессиональных кругах люди: А. Ю. Сидоренко (компания «Адамас»), А. Л. Гутерман (компания «Топаз»), В. Б. Радашевич (Ассоциация «Гильдия Ювелиров России»).