Несколько недель назад около 20 крупнейших индийских производителей зарегистрировали на RapNet свои бриллианты по полной цене «прейскуранта» (Rapaport). Согласно распространeнному мнению, они пытались оказать влияние на индекс цен RapNet (RAPI) и по ассоциации на широко распространенный Rapaport Diamond Report (Отчет Rapaport по бриллиантам), известный также под названием Rap List.
Через некоторое время в пресс-релизе из Израиля было сказано, что группа ведущих израильских трейдеров и производителей бриллиантов поступила таким же образом: они решили опубликовать свои бриллиантовые стоки по полным ценам в торговой сети RapNet Diamond Trading Network. Решение было принято после опубликования последнего прейскуранта цен Rapaport, из которого видно, что Rapaport понизил цены широкого ряда категорий бриллиантов без какого-либо коммерческого обоснования. Эта группа выразила не только свое разочарование и обеспокоенность отсутствием прозрачности в составлении прейскуранта Rapaport, а также отметила, что очень частые и резкие изменения в прейскуранте являются одной из основных причин волатильности цен на бриллианты.
Эта публикация исходила не от каких-то конкретных лиц, а просто от «заинтересованных израильских бриллиантовых компаний», некоторые из которых, похоже, являются официальными участниками Израильской алмазной биржи (Israeli Diamond Exchange). И хотя публикация не была выпущена под флагом IDE или подписана ею, биржа разместила ее на своем веб-сайте.
Все из участников этого события – включая Rapaport – или не хотели комментировать, или были недоступны для комментариев, ссылаясь на Еврейскую пасху. Тем не менее данный случай порождает ряд вопросов.
Прежде всего упомянутые попытки, похоже, достигли немногого, кроме того, что эти дилеры поплатились некоторым объемом продаж. Как отмечается в публикации, даже после того, как индийские компании зарегистрировали свои камни по полной цене, прейскурант Rapaport показал большое снижение 13 марта, а некоторые категории камней просели на целых 7 процентов. Эти падения вызывают недовольство, как неизбежно вызывают недовольство снижения цен Rap, и многие называют их слишком резкими и произвольными.
Прейскурант Rapaport, как много раз говорил его автор, является мнением одного человека о ценах. Торговля, видимо, по привычке, использует его как ориентир. Да, вполне возможно, что прейскурант является непрозрачным и устарвшим. При этом, никого не заставляют использовать его, хотя почти все в торговле это делают, даже если и жалуются на него.
Но израильские – и, возможно, индийские - компании были нацелены на указатель RAPI Diamond Index, который является прозрачным, и который получают с помощью алгоритма (отрегулированного на данный момент). RAPI не так влиятелен, как прейскурант, но он играет значительную роль на сайте Rapaport и в рассылках по электронной почте. И может показаться странным, если в прейскуранте цена будет снижена, а в RAPI останется устойчивой или вырастет.
В конечном счете, это не имело значения. В ответ на шаг, предпринятый индийской стороной, RAPI отрегулировал свои критерии. Хотя он по-прежнему основан на средней цене 25 ведущих бриллиантов в определенном ассортименте (бриллиант весом в 1 карат, D-H, IF-VS2, Rap-spec 2 с сертификатами GIA (Геммологического института Америки)), средняя цена всех бриллиантов в каждой категории больше не применяется для составления указателя. Она сейчас рассчитывается по средним значениям десяти бриллиантов с «наилучшей ценой» (имеется в виду самая низкая цена) в каждой из 25 категорий. В результате этого, индекс цены в марте тоже понизился.
В любом случае израильские трейдеры остались ни с чем, судя по их заявлению…
…о том, что бриллиантовой отрасли лучше было бы иметь долгосрочный прейскурант, который бы способствовал обеспечению стабильности цен, значительно повысил бы доверие потребителей и, что не менее важно, не наносил бы ненужного коммерческого ущерба производителям бриллиантов.
Здесь возникает противоречие. Трейдеры, которые разместили эту публикацию, не могут жаловаться на отсутствие прозрачности прейскуранта Rap List, и надеяться на появление собственного прейскуранта со «стабильностью цен», а может, даже попытаться создать его. Такие цели недостижимы. Цены на бриллианты волатильны, и прейскурант, не отражающий этого, по существу, просто фикция. В действительности, по-настоящему прозрачный прейскурант отражал бы даже бόльшие колебания, чем обычно неподвижный Rap List. (Изменения в Rap иногда могут быть резкими, но это происходит не часто). Но прейскуранты IDEX и Polished Prices, в которых используются усредненные значения, весь этот год показывали скачки вверх-вниз.
В свое время Никки Оппенгеймер (Nicky Oppenheimer), бывший президент De Beers, сказал: «Мы гибки в отношении цен, [пока они идут] вверх». Однако теперь мы уже живем в другом мире. Мы живем в такое время, когда не просто что-то спрятать. Эти производители бриллиантов – не первые, кто жалуется на специфический характер стандартного прейскуранта Rapaport, да и подобные разговоры длятся уже несколько десятилетий. Но попытка заменить этот прейскурант таким прейскурантом, который был бы посвящен «устойчивости цен» вместо того, чтобы отражать истинную картину того, что происходит вокруг, может еще больше замутить воду.