Владимир Збойков
Итак, беглый обзор Gemstone book CIBJO выявляет серьезные несоответствия правил российского оборота цветных ювелирных камней правилам, изложенным в рекомендациях CIBJO. Правда, рекомендации CIBJO указывают, что если в какой-либо стране национальные правила регулирования торгового оборота камней отличаются от правил, рекомендованных CIBJO, то применяются национальные и CIBJO не противится.
Это так, однако наш Министр финансов на майском московском Конгрессе CIBJO сказал, что мы готовы уточнять, корректировать наше правовое поле с учетом требований Конгресса, идти на совершенствование нашего законодательства. И согласился, что в «Синяя книга» CIBJO является единственно признанной в мире системой, пусть и добровольной, но системой, которая задает стандарты отрасли.
Какие же главные несоответствия регулирования торгового оборота цветными ювелирными камнями нам нужно скорректировать, чтобы приблизиться к требованиям Gemstone book?
1. Ни о какой унификации наших правил оборота цветных драгоценных камней с Gemstone book CIBJO не может быть и речи, пока мы, как будто бы имея в виду одно и то же, на самом деле говорим о разных объектах регулирования.
Попробуем найти в рекомендациях CIBJO аналоги некоторым ключевым понятиям из российской отраслевой нормативно-правовой базы:
№ | Термин | В российской нормативно-правовой базе | В рекомендациях CIBJO |
1. | «Драгоценные камни». |
Прописаны прямо в 41-ФЗ, всего 7 наименований: природные алмаз, рубин, сапфир, александрит, изумруд, жемчуг и приравненные к ним уникальные образцы янтаря. |
Выделения данных объектов нет. Данные объекты входят частично в категорию Gemstones (или Precious stones) – это алмаз, рубин, сапфир, александрит, изумруд, и частично – в категорию Organic substances – это жемчуг и янтарь. |
Особенность торгового оборота драгоценных камней. | Запрещена продажа физическим лицам, хранение у физических лиц необработанных драгоценных камней и обработанных, но несертифицированных неоправленных драгоценных камней (статья 191 УК РФ) | Свободный торговый оборот камней всех 7 наименований. | |
2. | «Сертифицированные драгоценные камни» | В 41-ФЗ это органенные неоправленные драгоценные камни с правом свободного оборота у физических лиц. | Выделения данных объектов нет. |
Особенность торгового оборота сертифицированных драгоценных камней | Свободный торговый оборот. | Для свободного оборота любых Gemstones (или Precious stones) в обработанном, так и необработанном виде, сертификат не требуется. | |
3. | «Полудрагоценные камни» | Прописаны в ряде подзаконной нормативно-правовой базы. | Выделения данных объектов нет. Но переводом по существу может служить термин Semi preciouse stone. |
Особенность торгового оборота полудрагоценных камней. | Свободный торговый оборот. | Недопустимо выделение такой группы камней, т.к. термин Semi preciouse stone заведомо вводит покупателя в заблуждение. | |
4. | «Ювелирные камни» | Выделения данных объектов в нормативно-правовой базе нет – сюда входят свободно обращаемые полудрагоценные камни и органические материалы и драгоценные камни (включая драгоценные органические материалы – жемчуг и янтарь с ограниченным и частично ограниченным обращением. | Это единая выделенная категория всех Gemstones (или Precious stones) плюс категория Organic substances – более 120 наименований. |
Особенности торгового оборота ювелирных камней. | Ограниченный для драгоценных камней и свободный для полудрагоценных камней. | Свободный торговый оборот. | |
5. | «Облагороженные камни». | Выделения данных объектов в нормативно-правовой базе нет. | Modified gemstones - это единая выделенная категория всех облагороженных камней. |
Особенности торгового оборота облагороженных камней. | По факту торговый оборот ограниченный для драгоценных камней и свободный для полудрагоценных камней. | Оборот свободный, но в торговом обороте обязательное указание факта и способа облагораживания. | |
6. | «Искусственные продукты» | Выделения данных объектов в нормативно-правовой базе нет. | Artificial products выделены в отдельную категорию. |
Особенности торгового оборота искусственных продуктов. | Оборот искусственных продуктов зависит от конкретного объекта – так, для композитов - рубинов с заполнением стеклом - он ограниченный (как для природных материалов), в других случаях свободный. | Оборот свободный, но в торговом обороте обязательное указание конкретной группы. |
Как видно из таблицы, совпадений «у них и у нас» нет ни в чем. Более того, ни о каком совпадении понятий не может быть и речи, если «опуститься» до приводимого перечня наименований камней номенклатуры Gemstones (или Precious stones) в Gemstone book у CIBJO и в российском ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»: это более 120 наименований в Gemstone book против 7 наименований в нашем законе!
Периодически «горячие головы» предлагают расширить наш список драгоценных камней в 41-ФЗ, вплоть до полного списка Gemstones и Organic substances из номенклатуры Gemstone book. Тогда в России драгоценными камнями стали бы, например, такие минералы, как апатит, кальцит и тальк. Гипс и полевой шпат.
Безусловно, стремление унифицировать правила регулирования торгового оборота ювелирных камней с рекомендациями CIBJO было бы очень полезно для развития российского рынка ювелирных изделий. И для развития добычи широкой номенклатуры природных ювелирных камней. Но унификацию правила регулирования торгового оборота начинать, вероятно, все же нужно не с деталей и особенностей регулирования, а с базовых основ – создания полной свободы торгового оборота всех ювелирных камней в России, или хотя бы – за исключением оборота алмазов (бриллиантов).
Обсуждать введение в российскую нормативно-правовую базу новых подходов, детализирующих торговый оборот приходится с оглядкой на важнейший фактор: станет ли оборот отдельных камней свободным, или он останется ограниченным? Или наоборот: останется ли после нововведений ограниченным оборот каких-то позиций, сегодня относимых к драгоценным камням, или он окажется на свободе?
Ведь сама суть Gemstone book – это создание самой благоприятной среды для развития рынка ювелирных камней и изделий с ними. В рекомендациях CIBJO нигде не идет речь о «защите покупателей», но лейтмотивом просматривается забота о полноценном информировании покупателя.
На первый взгляд, «защита покупателя» и «информирование покупателя» - это одно и то же. На самом деле, нет: защищать покупателя у нас берутся специализированные государственные структуры, в то время, как за рубежом покупателей защищают суды, а информируют – сами производители и торговые организации, с помощью таких вот объединений, как CIBJO.
Поэтому рекомендации CIBJO, созданные для добровольного информирования покупателей о камнях в условиях их свободного применения, в некоторых случаях могут даже принести реальный вред развитию рынка этих самых камней при условии жесткого введения обязательных норм информирования и контролируемом государством обороте. Особенно на первых порах.
Пример. Предположим такую ситуацию. В России ввели обязанность информировать покупателя о факте и типе облагораживания драгоценных камней. Крупные российские производители, естественно, никуда не денутся и обеспокоятся данной проблемой, и на бирках ювелирных изделий вскоре появятся указания, что драгоценный камень был облагорожен так-то и так-то.
Но не факт, что продажа контрабандно завезенных ювелирных изделий зарубежного производства будет у нас также сопровождаться указанием факта облагораживания имеющихся в изделиях драгоценных камней (хотя все цветные камни в них наверняка облагорожены). У кого окажется преимущество перед покупателем, у кого покупатель приобретет украшения с драгоценными камнями? И это – не считая того, что отсутствие затрат на ввозную пошлину, а то и НДС, и без того дает контрабандисту существенные преимущества в цене.
Т.е. основной гнет приближения к стандартам CIBJO на практике ляжет у нас на честного производителя и честного импортера.
Еще один важный вопрос – отсутствие в России обязательных для применения технических регламентов на облагораживание цветных драгоценных камней, без которых невозможен жестко контролируемый государством оборот. Разрабатывать их довольно долго, и до их принятия вводить обязанность об информировании об облагораживании ювелирных камней просто некорректно.
Следующий вопрос. Участники московского Конгресса CIBJO признали, что, например, использование буквенных индексов обозначения способа облагораживания ювелирных камней, применяется далеко не всеми в мире. По сути – лишь некоторыми членами CIBJO. Ну, не хотят, и ладно – плохие торговцы, не заботятся о покупателе. Но ведь у нас введение тех или иных правил станет обязательным. Что неизбежно приведет к дополнительным затратам честных производителей и импортеров. Цены ювелирных изделий при этом возрастут, делая более привлекательными покупки ювелирных изделий нашими гражданами во время посещения зарубежных стран.
Вопрос затрат на обслуживания информирования о факте, а тем более – способе облагораживания – это фундаментальная проблема возможного введения обязательного информирования об облагораживании в России. Кто будет проводить геммологическую экспертизу импортируемых цветных драгоценных камней, чтобы вписать тип облагораживания камней в бирки ювелирных изделий? А они у нас все импортируемые… Не важно, ввозятся готовые ювелирные изделия, или просто драгоценные камни для российских производителей ювелирных изделий – наверняка информации об облагораживании драгоценных камней от поставщика попросту нет!
Между прочим, в самом CIBJO видят необходимость разумных ограничений в распространении информирования об облагораживании. На московском конгрессе CIBJO г-н Nilam Alawdeen, президент Комиссии по цветным камням, обсуждая буквенные коды для обозначения типа облагораживания ювелирных камней, заметил, что хотя участники рынка обязаны давать полное раскрытие информации об облагораживании ювелирных камней, но иногда не практично информирование об облагораживании на инвойсах и счетах.
Наконец, наихудшим сценарием введения в России обязательного информирования покупателей об облагораживании драгоценных камней может стать «кривое» воспроизведение у нас рекомендаций CIBJO. Так, известная инициатива АК АЛРОСА признать облагороженные камни синтетическими (искусственными), возможно, идет от отнесения в Gemstone book к искусственным продуктам (Artificial products) реконструированных камней (из природных материалов) и композитов, к коим в CIBJO отнесли рубины, заполненные стеклом.
И если такие рубины, заполненные стеклом, и правда составляют сегодня едва ли не весь наш рубиновый рынок, то в чем же провинились природные изумруды, пропитанные маслами и смолами, или природные гретые сапфиры? Они-то уж точно природные…
И последнее. Запрет указывать наименования, созвучные с наименованиями природных драгоценных камней у камней синтетических, абсолютно разумен и не вызывает сомнений. Так, очень правильно указывать на бирке не какой-нибудь «культивированный сапфир», а нужно писать честно – «синтетически корунд». Но вот если приравнять и смешать вместе облагороженные камни и синтетические, да еще и запретить писать у облагороженных камней их истинные названия, так в России точно не останется в изделиях цветных драгоценных камней. Ни в изделиях российского производства, ни в импортных. Ведь они практически все облагорожены.
Вывод. Лучший выход из ситуации, как уже писалось ранее – вывод всех цветных драгоценных камней из-под действия ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». И переименование закона в ФЗ «О драгоценных металлах и алмазах». Это был бы наилучший путь унификации с рекомендациями CIBJO, чего так хотел Министр финансов России.
Но надеяться на это практически не приходится. Поэтому в части унификации торгового оборота цветных драгоценных камней к рекомендациям CIBJO остается выбор среди худшего: быстрое или медленное введение информирования потребителей об облагораживании цветных камней в условиях жесткого госконтроля. Опять же – лучше – добровольного информирования. Но так в России не бывает – у нас, почему-то, все нелегкое становиться обязательным.
Поэтому одна надежда – введение информирования об облагораживании будет вестись очень неспешно и продуманно в деталях. Лучше в деле унификации сделать меньше, да лучше...
[ Ювелирные Известия ]
С нетерпением ждём очередного безумного бреда Сергея. А может это всего лишь тролинг и развлекуха? А то, если не так, уж больно тяжёлый диагноз. А человек и читать, и писать умеет.
С каких пор доктора читают ювелирные известия? Какая у Вас, "Виктор" специализация? Вы облагораживаете камни из почек?
Я облагораживаю ювелирные камни. А специализация у меня - изумруды. Вы, Сергей, так стараетесь. И опять пальцем в небо. Если бы не не эдакие понты, глядишь, и толк бы какой был. Кстати. Может своей специализацией поделитесь? Или у Вас сплошная секретность.
Коллеги, мы с вами обсуждаем достаточно серьезные вопросы на отраслевом сайте. Призываю все стороны отказаться от выпадов в адрес друг друга и от ярких эпитетов.
Вряд ли случайные люди заходят на этот сайт - здесь только участники рынка.
Интересы, которые отстаивает тот или иной участник рынка, его терминологический набор - говорят сами за себя, лучше визитной карточки.
Таким образом анализируя посты, абсолютно ясно, что Сергей - представитель регулятора. Регулятор у нас Минфин и его структура - Пробирная палата. Здесь все ясно. Теоретически Сергей мог бы быть силовиком, специализирующемся на отраслевой тематике, но по контексту постов - все же от регулятора. Поэтому я предложил бы Сергею "не шифроваться", а под своей фамилией открыто отстаивать точку зрения регулятора. Это будет и честно, и полезно для дела.
А Виктор, естественно - противоположная сторона, бизнес. И его интересы тоже совершенно понятны. Однако заметим - Виктор, как предприниматель, может работать и продавать свой товар не только в России, но и в других странах. Что и делает с большим успехом. Т.е. он мог бы забить на все нюансы нашего законодательства и жить себе припеваючи за бугром. Но - он искренне переживает за нашу страну, за отрасль. И потому он пишет свои посты.
А вот Сергей, как чиновник, жестко "привязан" к своему ведомству, и не имеет той свободы мышления, что есть у Виктора. Сергей, как пулеметчик, цепью прикованный к своему пулемету... Его можно понять и на него не стоит обижаться.
Короче, давайте все обсуждать продуктивно, стараясь дистанцироваться от личных интересов в пользу дела.
Всем удачи!
А с медициной вы как связаны? Вопрос не праздный. Вы ставите "диагнозы", отвечаете на заданные не Вам вопросы.
Интересует вопрос вывода цветных камней из под "опеки" закона. Так и скажите: Я не могу полноценно заниматься нужным делом, потому что... Предложите разумную взвешенную редакцию пунктов закона, касающихся облагороженных камней. Поддакивая автору, голосуете за свой "шкурный" интерес и хаос.
"Клеить" камни меньше 30 "соток" нет экономического смысла. Покупатель покупает зеленую стекляшку в 0,07 карата под биркой "изумруд", мутную и забитую, и считает что у него есть кольцо с изумрудом. И больше не хочет покупать изумруд. В ваших же интересах, навести порядок на рынке.
Продвиньтесь сами и продвиньте страну, в которой живете, вперед, дальше чем кто-либо в мире. "Завтра" иностранцы приедут в Россию за вашими камнями. А позиция автора - о "богах, горшки обжигающих", а нам "презренным" не сметь и пытаться - пораженческая. "Кац предлагает сдаться" - реплика персонажа из фильма 90-х. Автор, наверно, "опять забыл", что есть страны, не добывающие ни одного карата, но продающие сотни килограмм ограненных камней. А "добровольный самоконтроль" не работает ни где в мире - вот это противоречит здравому смыслу.
А я руковожу фирмой, торгующей цветные драгкамнями (в основном, правда, те, которых нет в законе). И ещё немножечко гранящей. До некоторых пор у меня был филиал на Украине, пока он, к счастью, не воссоединился с Россией вместе с регионом =)
И вот как раз на Украине, в этой стране с жутким расслоением, внушаемым народом, карнавальной политикой и хаосом во всём, были зоны в законодательстве, которые мне нравились:
1) В законе о драгкамнях, в качестве драгоценных камней, перечислены почти все ювелирные камни. Т.е. все перемены в законодательстве касаются как рубина, так и хромдиопсида. Это верно, потому что для защиты потребителя не стоит делать каких-то исключений. Хотя, я к необходимости госрегулирования камней (кроме алмазов и янтаря, где госконтроль нужен строгий!) отношусь осторожно (есть за и против), но вот если регулировать или не регулировать, то все ювелирные камни. Кроме, повторюсь, алмазов/бриллиантов и янтаря, тут нужен строгий госконтроль.
2) Требования поголовной сертификации на Украине не было, положено было что-то в духе "экспертное заключение с параметрами камней иметь на точке" но мы заказывали экспертное заключение на каждый камень (или пару, или гарнитур) из-за крайне выгодных тарифов на уровне 100 рублей за камень. Причём, государством создана сеть из экспертов-геммологов, выдающих заключения для таможни, юрлиц и физлиц в каждом регионе, они более-менее независимы, но выдают заключения по стандартам государственной конторы, проходят там переаттестацию время от времени (фактически, это оплата за право выдавать заключения на бланках строгой отчётности).
Что важно, профподготовка экспертов от региона к региону, конечно, отличается, но они все опасаются завышать характеристики и ответственно относятся к этому. Это значит, что я, как руководитель фирмы, могу получать документы на свои камни, зная, что коллеге по рынку не напишут какие-то более красивые параметры. Это очень серьёзный фактор, который мешает, например, в России - в Москве поголовно получать документы на камни дорого, а в регионах часто пишут параметры кое-как.
Т.е. в условиях Украины периода Януковича - честность на рынке это был фактор повышающий конкурентоспособность, плюс ещё и вполне выгодный (даже на раухтопазы с красивой огранкой заказывали мы документы :) ), а в России - наоборот. Потому что покупатель верит и всякой ерунде, типа, "сертификатов с Ибея" и для покупателя всё сертификат, но по-настоящему доверенные экспертные заключения стоят довольно дорого, их невыгодно заказывать для всех камней.
На Украине, естественно, покупатель ещё более дремуч, но документу от госконторы он верит и, как я написал выше, вполне заслуженно.
Конечно, там засилье стеклозаполненных рубинов и прочей ерунды, т.е. из-за коррупции и наплевательства не наказываются недобросовестные продавцы, которые вообще продают кое-как, но зато можно выгодно для себя быть добросовестным. Нет отдельного наказания за рубины/сапфиры/александриты, т.е. условия торговли когда смягчаются, то сразу для всех камней. И вот эта сеть экспертов, выдающих во всех регионах дешёвые унифицированные заключения, которая мне понравилась. Хотя сами эксперты зарабатывают копейки. Кстати, можно, при желании, зарегистрировать свою систему и выдавать заключения по ней, ну, как и у нас.
Другое дело, что это всё замечательно в первую очередь ценой на государственные (т.е. вызывающие доверие) экспертные заключения практически на любой цветной камень, которые в разных регионах может получать кто угодно, т.е. некая унификация критериев камней. Повторюсь, важно, что почти на каждый. Нет там, кажется, сфалеритов только, не помню.
А вот дальше уже трудности. Если в России ввести гос.требование к независимой экспертизе каждого ювелирного камня (начиная от такого-то веса, скажем), это может привести к созданию "карманных" гем.лабораторий у крупных дилеров и параметры будут уже не столько скрываться от потребителя, сколько искажаться. Т.е. добросовестный торговец будет поставлен в невыгодные условия.
Вместе с этим, "запроса от народа", т.е. массовой потребности у покупателей в документе на камень - нет. Точнее, это выглядит так:
- Камень с сертификатом?
- Азиатских карточек у нас нет, а документ от такой-то московской лаборатории увеличит цену камня на столько-то.
- Тогда не надо, давайте камень так, с кассовым и товарным чеком, без экспертного заключения.
Это значит, что если отпустить всё в свободное плавание, то ситуация вряд ли улучшится.
Как тут защитить потребителя от мусора под видом камней - сложно сказать, нужна в первую очередь пропаганда среди потребителей, чтобы был запрос от них на качественные камни.
Повторюсь, я бы предпочёл обязательный (от какого-то веса) недорогой документ на каждый камень, но чтобы органы строго следили за тем как и коллеги выполняют правила игры по всей стране, чтобы добросовестность повышала конкурентоспособность, а не наоборот. А такой контроль за торговцами и лабораториями вряд ли получится.
И, наоборот, если всё свободно продавать, то ситуация тоже не станет лучше для рынка - потребитель в эконом-сегменте, да и в среднем не понимает разницу между сертификатами разных лабораторий и обычно не готов к повышению цены камня за счёт доверенного сертификата/экспертного заключения. Это значит, что просто тем кто торгует мусором, будет его легче и спокойнее продавать. Даже потребитель и чек-то кассовый с товарным чеком обычно не просит, чего там экспертное заключение.
Вот поясните мне темному человеку с сылкой на нормативку где написано что
1. «Полудрагоценные камни - --Прописаны в ряде подзаконной нормативно-правовой базы. в каких именно актах
и где в каком закондательном акте есть понятие ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ камней ?
хотелось бы получить все таки комментарий по тезисам выложенным в табличке, от автора статьи
1. «Полудрагоценные камни - --Прописаны в ряде подзаконной нормативно-правовой базы. в каких именно актах
и где в каком закондательном акте есть понятие ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ камней ?
Отвечаю Геннадию (темному человеку), где у нас в нормативно-правовой базе использован термин «полудрагоценные»
1. Информация Федеральной таможенной службы от 4 февраля 2014 г. “Драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте”
Группа 71. ЖЕМЧУГ ПРИРОДНЫЙ ИЛИ КУЛЬТИВИРОВАННЫЙ, ДРАГОЦЕННЫЕ ИЛИ ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, МЕТАЛЛЫ, ПЛАКИРОВАННЫЕ ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ, И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ; БИЖУТЕРИЯ; МОНЕТЫ
2. «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
3. ПРИКАЗ РОСКОМДРАГМЕТА от 30 октября 1996 г. N 146О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕННЫЕМЕТАЛЛЫ, К ЮВЕЛИРНЫМ
2. К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации.
4. К изделиям ювелирной галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.
5. К изделиям металлической галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.
Достаточно?
Кириллу:
Я бы считал так: не надо "защищать" потребителя. На него никто не нападает. Нужно защищать не потребителя, а его права потреблять свободно, с правом выбора. И нужно помогать делать этот выбор осознанно. Т.е. потребителя нужно информировать. Информированный потребитель может по доброй воле осознанно предпочеть дешевый "мусор", и это будет его право выбора.
Еще раз: потребитель должен иметь выбор, это его законное право. И это право - право выбора - нужно защищать. Производители, импортеры, торговля должны ему помогать делать этот выбор более осознанно, честно и подробно информируя о продукте. И если кто-то из этой троицы делает это нечестно или не делает вовсе - то потребитель должен знать - этот "кто-то" - поступает плохо. И опять же - должно быть право выбора у потребителя: покупать товар у этого "плохого", или пойти в другое место, купить другой товар и т.д. Я хочу сказать, что даже информирование не должно потребителю навязываться. Информирование должно потребителю предлагаться. Исключение - это когда отсутствие информации о товаре чревато опасностью для здоровья и жизни. Думаю, право выбирать - нужна потребителю информация о товаре, или не нужна - это тоже должно быть право потребителя, и это право тоже нужно защищать.
Приведу пример. Случайно увидел у знакомой новое кольцо. Она думала - с природным александритом, и купила совсем недорого. Разочаровал ее, сообщив, что это обман - это синтетический ванвдиевый корунд с реверсом цвета. И что же? Она озлобилась, и сказала, что не просила меня портить ей настроение. А кольцо она все равно будет носить и верить, что это настоящий александрит. И что не желает знать о нем правду. Что ж, есть у нее такое право - не желать знать правду о товаре...
А вот бизнес - он не свободен. Бизнес вынужден выполнять многочисленные предприсания самых разных документов и органов. Вот его-то, бизнес, как раз и нужно защищать. Защищать бизнес нужно от засилия всевозможных предприсаний и обязанностей.
Добавлю для Геннадия - само "тело" важнейшего для ювелирной торговли Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81:
VII. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
61. Продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведенных в Российской Федерации, так и ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).
Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.
Запрет на сбор коллекционных драгоценных и полудрагоценных камней
Для сбора коллекционных минералов требуется лицензия. Но с января 2010 года такую лицензию на сбор не только драгоценных, но и «полудрагоценных» камней получить стало невозможно. Порядок выдачи лицензий на сбор коллекционного материала регламентируется Приказом Минприроды от 29.11.2004 г. № 711 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов». Документ этот утверждает «порядок».
Так вот, этот «порядок» в 2004 году, сразу после отмены валютного статуса у драгоценных камней, не содержал ограничений. Но затем Минприроды РФ издало Приказ от 10.09.2008 г. № 211, по которому запретили сбор геологических коллекционных материалов, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни.
А в прошлом году Приказом Минприроды РФ от 19.01.2010 г. № 12 запрет на сбор коллекционных образцов получили и «полудрагоценные» камни.
Вопрос Геннадия написан так:
"в каких именно актах и где в каком закондательном акте есть понятие ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ камней ?"
Ответы не содержат полной информации. Так как, все перечисленные акты не являются законодательными актами.
Успехов "в борьбе с мельницами".
Владимир, история про синт.корунд с реверсом цвета и негативную реакция на правду - это, согласен, типичнейший случай! Причём, именно что негативная реакция часто!
Вот Вы хорошо знаете про такую "консервацию невежества" и, при этом, несколько идеализируете у потребителя способность выбирать :) Я-то как раз считаю, что часто потребитель из-за недоинформированности имеет только мнимую свободу выбора и как раз роль государства не подавлять игроков, а именно регулировать выполнение правил игры. Хороший пример это регулирование кредитного рынка - от невыгодного кредита тоже никто не умирает, но лучше ограничивать бизнес и, параллельно с этим, улучшать финансовую грамотность потребителя.
Смотрите, через какой механизм бизнес будет принужден точно и честно информировать потребителя?
"Производители, импортеры, торговля должны ему помогать делать этот выбор более осознанно, честно и подробно информируя о продукте." - совершенно согласен, должны!
"И если кто-то из этой троицы делает это нечестно или не делает вовсе - то потребитель должен знать - этот "кто-то" - поступает плохо." - совершенно согласен, тут тоже потребитель должен знать об этом!
Но, вопрос в том - как этого добиться? Вариантов два, либо госпринуждение для бизнеса, либо, наоборот, массовый запрос "снизу", от потребителя.
Конечно, правильнее запрос снизу, чтобы бизнес был этичным не из страха, а потому что так выгодней. Но для этого такой запрос должен возникнуть, это требуется пропаганда "что такое хорошо и что такое плохо". Вот иногда появляется какой-то материал в духе "не покупайте ерунду на пляже или на иностранных онлайн-аукционах", после этого бывает всплеск осознанных вопросов со стороны потребителей, но он быстро затухает :) Вы же сами, один из немногих, кто занимается, фактически, пропагандой в этой отрасли. И, думаю, отчётливо понимаете как далёк пока потребитель от понимания как выбирать камень.
Когда этичность бизнеса увеличивает накладные расходы, но и помогает продавать камни дороже, чем менее этичные коллеги - это хорошо, но, в целом, менее этичные коллеги в сумме имеют гораздо большую долю рынка, чем этичные коллеги. И хотя рынок цветных ювелирных камней у нас не очень конкурентный (жёсткая конкуренция есть в эконом-сегменте коммерческой огранки для ювелирных производств), но на фоне неэтичных коллег приходится иногда работать по принципу "спросили - рассказываем", как иностранные дилеры. Чтобы разъяснять особенности уже в диалоге с покупателем. Что, в идеале, конечно, не очень верно.
Кириллу
Как приятно общаться с цивилизованным, культурным человеком (это про Вас). Да, Вы во всем сказанном правы. Даже хуже - некоторые участники рынка камней стараются активно пресекать информирование потребителя. В 2007 - 2008 годах я издавал журнал "Рынок самоцветов", успел издать всего три номера. Журнал финансировала Гильдия ювелиров России, через Комитет по ювелирным камням, который возглавлял Богуславский. Но затем он ушел в аффинаж, и финансирование журнала прекратилось...
Так вот, задача журнала была - информировать как о самих камнях, так и о ценах на них. Акцент был сделан не на конечного потребителя, а прежде всего - на производителей ювелирных изделий.
И что же? За столь короткий срок, я получил три угрозы в адрес редакции - с требованиями прекратить публиковать цены на камни. Пиши, говорили, что хочешь, кроме цен. И это - про журнал для ювелиров, а не потребителей готовых изделий. И это при том, что публикуемые индексы я получал от зарубежных компаний, без проблем работающих по всему миру!
Рынок, на котором драгоценные камни для физлиц находятся практически в зоне криминала - это тупик для его развития. Представляете, как Виктор мог бы продавать крнисталлы изумрудов, полученные из грошового малышевского берилла, в качестве сувениров на Олимпиаде в Сочи? Если бы еще и назвать изумруд Национальным камнем России! Я тогда разговаривал с одним чиновником, занимавшемся сувенирной продукцией по Олимпиаде. На вопрос - а проблем не будет? я ответил честно - будут. Нужно пробивать разрешение, фактически, в нынешней трактовки - исключение из закона. Хотя бы на период Олимпиады. Ответ был простой - вот вы предлагаете, вы и пробивайте...
К сожалению, у энтузиастов в борьбе за развитие рынка силы с оппонентами очень не равны. Регулятор защищает то, что у него уже имеет. Бизнес же должен защищать то, что может быть, появится. Да еще и не известно, кто вперед вырвется, а кто так ничего и не получит. Не та мотивация... Вот и результат - двадцать с лишним лет капитализма, а в сфере оборота драгкамней - разгар совка. Причем на фоне всеобщего "закручивания гаек" шансы на здравый смысл и вовсе призрачные.
Заметьте: "Сергеи" не утруждают себя аргументацией своих позиций. Зато если и опускаются до диалога, то прото хамят.
Понимаете, Кирилл, я не против разумного госрегулирования. Для того ведь государство и существует - регулировать происходящие в нем процессы, в том числе в сферах экономики. Но ведь здесь должно быть все, как, по идее, в честном суде: две равноправные стороны. Регулятор с одной стороны, бизнес с другой. Депутатский корпус и президент - в роли судьи. Все стороны выслушиваются и судья принимает разумное решение.
А у нас как? Кто имеет прочнее связи с Правительством, тот фактически и диктует правила госрегулирования. В нашей сфере (цветные камни) у регулятора, силовиков таких связей на сто порядков больше, чем у слабенького отраслевого бизнеса. Одна надежда - на общественные организации. Но все равно силы не равны остаются. Какие уж тут надежды на то, что вводимые нормы окажутся полезными для бизнеса... А ведь если бизнесу будет плохо, Вы же прекрасно понимаете, не будет развития рынка.