Александр Тарасов,
директор департамента продвижения, Ювелирная сеть «585/Золотой»
Соцсоревнования
Единственная задача, которая ставится перед бизнесом, — это получение прибыли. Сверхзадача, таким образом, звучит так: извлечение сверхприбыли. И это не утопия! Любая компания может сделать это, обходясь уже имеющимися ресурсами и не тратя дополнительно ни копейки.
Великое достижение
За счет чего достигались плановые показатели в СССР? Не только за счет технологий и налаженного производственного процесса. Партия сделала ставку на стремление человека доказать себе и окружающим, что в его труде скрыт огромный потенциал, который необходимо задействовать и в трудный для страны период, и в повседневной жизни. С помощью невероятно эффективного инструмента — стимулирования — государство достигало огромных успехов в экономическом развитии.
Взять, например, героя социалистического труда — забойщика Алексея Стаханова. За одну рабочую смену ему удалось выполнить 14 норм по добыче угля, а позднее — в два раза побить собственный же рекорд. При этом Стаханов не был сверхчеловеком. Кратный рост эффективности был достигнут за счет изменения технологии проходки и внедрения принципа разделения труда. Но именно Стаханов стал вектором и ориентиром во всеобщем стремлении достичь тех же показателей или хотя бы к ним приблизиться. «Болезнь» поразила не отдельных передовиков производства, а каждого шахтера, каждую бригаду, каждую шахту всей угольной отрасли СССР. И никто не мог остаться в стороне, не рискуя быть заклейменным тунеядцем и оказаться на доске позора. Вся страна в едином порыве старалась превзойти саму себя. Участники соцсоревнований многократно превышали установленные нормы, и для достижения таких результатов не требовалось финансовых вливаний: достаточно было построить идеологию, внедрить в сознание труженика веру в возможность совершенствования и признания обществом путем достижения высоких трудовых показателей. Стране, гражданам которой нельзя было верить в бога, предложили иную религию. Все это, на мой взгляд, стало великим достижением СССР.
Мотив VS. Стимул
Почему сплошь и рядом российские компании разрабатывают мотивационные схемы, следуя западному образцу и не обращая внимания на отечественный опыт? Потому что в наших головах произошла замена понятия «стимулирование» западной «мотивацией». Безусловно, мотивация — это эффективный инструмент, но в то же время более демократичный. В основе мотивации лежит индивидуальный подход к сотруднику, обращение к его шкале ценностей, к его сознательности. Само слово «мотив» происходит от латинского moveo, что обозначает «двигать». Как правило, мотивация направлена на продвижение по карьерной лестнице и увеличение дохода. Но никакого отношения к общему движению, к массовости она не имеет. Если же говорить о понятии «стимул», то буквально в переводе с той же латыни (stimulus) это — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют стадо буйволов. При этом воздействуют только на отстающих: те напирают на «середнячков», которые, ускоряя шаг, догоняют «ведущих».
Вперед, в прошлое
Соцсоревнование можно представить себе среди доярок, ткачих, шахтеров, на сырьевых и энергетических предприятиях… Казалось бы, при чем тут ювелирный ритейл? А при том: наша компания уже на протяжении десяти лет ведет активную работу в области формирования корпоративной идеологии, разрабатывая, в частности, различные модели внедрения соцсоревнований среди сотрудников — и продавцов, и руководителей среднего и высшего звена. В фокусе при этом — не мотивация, а на стимулирование труда.
Приведем в качестве примера последнюю разработку — соцсоревнование между территориальными дирекциями Кузбасса и Сургута, которое проводилось на протяжении трех месяцев (с июля по сентябрь 2013 г). Объекты дирекций были разделены на четыре группы, в каждую из которых вошло по шесть магазинов — среди коллективов этих групп и шло соревнование по выполнению — вернее, перевыполнению — плана продаж.
Немаловажным фактором для приведения механизма в действие является пристальное внимание всех руководителей: директоров департаментов управляющей компании, территориальных директоров, директоров филиалов и групп магазинов и управляющих магазинами. Руководство компании не может пассивно наблюдать за ходом соревнований, выступая только в роли рефери: оно должно демонстрировать персоналу свою заинтересованность. Каждую неделю мы рассылали «боевой» листок на электронную почту участников соревнования с прямым обращением к персоналу, где ставили в пример сильнейших и выделяли слабых. Ощущая поддержку и соучастие сверху, продавцы были готовы осуществлять нечто большее, нежели просто выполнять должностные обязанности. Результаты продаж фиксировались в ежедневном режиме, после чего директор магазина оглашал их на утренней планерке. Так коллектив узнавал, какое место занимает их магазин в зачетной группе и каких результатов им нужно достичь до конца недели, чтобы преломить ситуацию. Так как подведение итогов проходило еженедельно, естественным образом активность в группах к концу недели резко возрастала. Итоговый зачет производился по результатам трехмесячного периода. Высокий темп продаж поддерживался все три месяца!
Еженедельно, в торжественной обстановке, коллективам вручались вымпелы за лучшие и худшие показатели. Призы, как и сама церемония, носили несерьезный характер. Каждый вымпел вывешивался в магазине, на «почетном» месте. Коллектив, неоднократно награжденный вымпелом за худший результат, осознавал, что это — показатель их несостоятельности и что об этом знают не только они сами, но и вся территориальная дирекция, а также соседняя дирекция. Через некоторое время все приходили к выводу: быть последним позорно и поэтому недопустимо. В классической схеме поощрения лучших коллективов активность проявляют немногие участники — только те, кто потенциально претендует на лидерство, остальные же просто «отсиживаются». В нашем случае в процессе задействованы все участники соревнования.
По результатам соревнований лучший коллектив не только получал денежный приз, но и, что более ценно, — демонстрировал коллегам и руководству тот огромный потенциал, который был задействован в достижении высоких показателей. Что касается магазинов, показавших худшие результаты, то никто не лишился премии, зарплаты или работы. После проведения соревнований именно этим магазинам уделяется особое внимание руководства: проводится анализ текущей ситуации и разрабатываются специальные программы продвижения объектов.
Тонкости и нюансы
В описанном мною примере соревнования между филиалами в Кузбассе и Сургуте были приурочены к профессиональным праздникам «День шахтера» и «День нефтяника» соответственно. Параллельно проходила широкомасштабная рекламная кампания, направленная на привлечение целевой аудитории. Были разработаны специальные подарки с символикой профессиональных праздников. Акцент сделали на то, что практически в каждой семье Кузбасса есть шахтер, а в каждой семье Сургута — нефтяник. И мы не прогадали: призовой фонд стал объектом коллекционирования, что привлекло в магазины «585» еще больше покупателей. Тут стоит подчеркнуть, что бюджеты на продвижение точек в этих регионах не превышали бюджетов других филиалов, то есть дополнительных инвестиций не было.
Что в итоге?
А в итоге — прежде всего, рост продаж. В среднем по результатам обеих территориальных дирекций план продаж был выполнен на 115%. Но самое интересное, что показатели «худших» точек не были ниже 105−110%. То есть просто выполнить план для коллективов оказалось недостаточно: его можно было перевыполнить и при этом занять последнее место. И это чрезвычайно важно: мы исключили из сознания сотрудника убеждение в том, что выполнение плана — достаточное для успеха условие.
Как стахановцы в свое время смогли существенно улучшить результативность труда, так и сотрудники современных российских компаний способны на большее. Более того: использование нематериальных методов стимулирования труда — один из способов победить в конкурентной борьбе. Невозможно постоянно поддерживать в сотруднике огонь, только лишь закидывая в топку все большее количество денежных купюр. Требуется грамотно подбирать методы нематериального стимулирования, тестировать их и выявлять самые эффективные. Опыт нашей компании в плане использования соревнований как нематериального стимулирования продаж уникален для ювелирного ритейла. И этот опыт доказывает, что методика дает увеличение оборота как минимум на 8−10%.
[ Ювелирные Известия ]