Наследники по прямой
— Расскажите о вверенном вам наследии Van Cleef & Arpels. Из чего оно состоит?
— Наследие — это коллекция украшений Дома, которая собиралась фактически с момента основания компании в 1906 году. Это 740 предметов (часы, кольца, броши, колье, минодьеры и пр.), и каждая из них — шедевр. В ноябре в Москве мы показали около 50 изделий из этого собрания.
Помимо законченных украшений мы храним архивы: эскизы, гуаши, макеты, модели, технические рисунки, описания предметов, даже счета. Van Cleef & Arpels бережно хранит свое наследие потому, что это, так сказать, «вектор коммуникации», то, что мы представляем миру, потенциальным клиентам в качестве своей визитной карточки. Такое документированное прошлое позволяет нам сохранять свое высокое место, позицию Дома с более чем вековой историей, на фоне множества брендов-однодневок.
— Исторические изделия используются для разработки новых коллекций?
— Художники и ювелиры студии Van Cleef & Arpels часто обращаются к архиву марки. Это необходимо для того, чтобы все новое, создаваемое ими, было в уникальном стиле Дома, безошибочно узнаваемо. Все предметы, которые я приобретаю для фонда компании, первыми видят именно художники и ювелиры. Среди приобретений бывают вещи, которых сейчас не делают, скажем, фермуары (металлическая основа с замком-защелкой для сумки из текстиля или металлической сетки). Не так давно мне удалось приобрести браслет Van Cleef & Arpels с двумя львиными головами. Он чрезвычайно заинтересовал наших мастеров необычным механизмом застежки: чтобы расстегнуть украшение, одну голову нужно повернуть.
— Где и как вы покупаете вещи для коллекции?
— Тремя разными способами. Во-первых, на крупных публичных аукционах. Неудобство этого способа — предаукционные показы, каталоги привлекают к торгам множество участников, что обостряет конкуренцию и поднимает цену. Во-вторых, я разыскиваю и приобретаю вещи в частных коллекциях. Ну и третий способ — покупка на вторичном рынке. К сожалению, в моей практике не было ни одного случая дарения украшений нашему музею. Мы бы очень обрадовались. Но увы.
— При Доме Van Cleef & Arpels существует школа, где все желающие состоятельные люди могут изучать ювелирное дело или историю ювелирного искусства. Вы принимаете участие в этом обучении?
— Школа открылась около двух лет назад. На лекциях и семинарах учащимся демонстрируют предметы и документы из архива и музея Дома, в том числе, разумеется, и украшения. Вообще это уникальная школа, в ней есть курсы разной продолжительности — например, однодневный курс, рассказывающий о характерных движениях и приемах ювелиров. Мы предлагаем богатый выбор лекций — о стиле ар-нуво, о работе с жемчугом, о наследии других ювелирных Домов, которые открывались и работали в XIX—XX столетиях. Я как-то читала лекцию об украшениях индийских махараджей и махарани начала прошлого века.
Балетные драгоценности
— Одно из нововведений в ювелирном искусстве, честь которого принадлежит Van Cleef & Arpels, — это минодьеры, футляры, заменяющие вечерние сумочки. Вы производите их сейчас?
— Верно, Дом получил патент на минодьер в 1930-е годы. Эта альтернатива дамской сумке (название происходит от глагола minauder — «жеманиться») предназначалась для пудры, помады и тому подобных мелочей и стала частью вечернего дамского туалета. Сейчас минодьеры большая редкость — они изготавливаются из золота и серебра, это довольно крупные и трудоемкие предметы, которые, как правило, создаются в единственном экземпляре и очень дорого стоят. В музейной коллекции Дома несколько минодьеров, и начиная с 2000 года мы производим новые модели в коллекциях haute joaillerie.
— В конце ноября в московском бутике Van Cleef & Arpels представили новую линию классической коллекции Дома Ballet Précieux. Она создавалась на материале наследия компании...
— Безусловно. «История любви» Van Cleef & Arpels и балета длительна и плодотворна. Она берет начало в конце 30-х — начале 40-х годов ХХ века. Элен, жена Луи Арпельса, младшего брата соосновательницы Дома Эстель Арпельс, происходила из семьи эмигрантов из России, и это сблизило Дом с культурой русского балета. Луи и Элен, а также племянник Эстель Клод переехали в США, где был открыт филиал Van Cleef & Arpels; там развивалась «балетная» ювелирная линия. Источниками вдохновения для мастеров Дома были как балерины Метрополитен-оперы в их характерных па и арабесках, так и персонажи мультфильмов Диснея — Золушка, Белоснежка. Союз балета и ювелирного дела принес пользу и другой стороне: в Нью-Йорке Клод Арпельс познакомился с Джорджем Баланчиным, и знаменитый балетмейстер поставил легендарные «Драгоценности». Мне доводилось встречаться с Сьюзен Фарелл, знаменитой американской балериной, «последней музой» Баланчина — одной из прообразов героинь Ballet Précieux.
Броши-балерины Van Cleef & Arpels с бриллиантами, рубинами, изумрудами, а также полудрагоценными камнями, например бирюзой, были чрезвычайно популярны в 1940—1950-е годы, потом на некоторое время эта тема ушла в тень и вернулась на ювелирный олимп уже в конце прошлого века. В 2007 году появилась первая часть высокой коллекции Ballet Précieux, а в 2013-м ее продолжила линия, посвященная пяти великим русским балетам.