Катрин Кариу, Van Cleef & Arpels: «Наследие — это вектор коммуникации»

Раздел: Бренды
21 декабря 2013 г.

В кон­це но­яб­ря в мос­ков­ском бу­ти­ке Van Cleef & Arpels от­кры­лась вы­став­ка но­вой кол­лек­ции Ballet Précieux и ис­то­ри­че­ских укра­ше­ний. КАТРИН КАРИУ, хра­ни­тель на­сле­дия До­ма, рас­ска­за­ла кор­ре­спон­ден­ту РБК daily ВЕРОНИКЕ ГУДКОВОЙ о бес­цен­ных ар­хи­вах ком­па­нии и но­вой кол­лек­ции, на­ве­ян­ной рус­ски­ми ба­ле­та­ми.

Наслед­ни­ки по пря­мой

— Рас­ска­жи­те о вве­рен­ном вам на­сле­дии Van Cleef & Arpels. Из че­го оно со­сто­ит?

— Насле­дие — это кол­лек­ция укра­ше­ний До­ма, ко­то­рая со­би­ра­лась фак­ти­че­ски с мо­мен­та ос­но­ва­ния ком­па­нии в 1906 го­ду. Это 740 пред­ме­тов (ча­сы, коль­ца, бро­ши, ко­лье, ми­но­дье­ры и пр.), и каж­дая из них — ше­девр. В но­яб­ре в Москве мы по­ка­за­ли око­ло 50 из­де­лий из это­го со­бра­ния.

По­ми­мо за­кон­чен­ных укра­ше­ний мы хра­ним ар­хи­вы: эс­ки­зы, гу­а­ши, ма­ке­ты, мо­де­ли, тех­ни­че­ские ри­сун­ки, опи­са­ния пред­ме­тов, да­же сче­та. Van Cleef & Arpels бе­реж­но хра­нит свое на­сле­дие по­то­му, что это, так ска­зать, «век­тор ком­му­ни­ка­ции», то, что мы пред­став­ля­ем ми­ру, по­тен­ци­аль­ным кли­ен­там в ка­че­стве сво­ей ви­зит­ной кар­точ­ки. Та­кое до­ку­мен­ти­ро­ван­ное про­шлое поз­во­ля­ет нам со­хра­нять свое вы­со­кое ме­сто, по­зи­цию До­ма с бо­лее чем ве­ко­вой ис­то­ри­ей, на фо­не мно­же­ства брен­дов-од­но­дне­вок.

— Исто­ри­че­ские из­де­лия ис­поль­зу­ют­ся для раз­ра­бот­ки но­вых кол­лек­ций?

— Ху­дож­ни­ки и юве­ли­ры сту­дии Van Cleef & Arpels ча­сто об­ра­ща­ют­ся к ар­хи­ву мар­ки. Это не­об­хо­ди­мо для то­го, что­бы все но­вое, со­зда­ва­е­мое ими, бы­ло в уни­каль­ном сти­ле До­ма, без­оши­боч­но узна­ва­е­мо. Все пред­ме­ты, ко­то­рые я при­об­ре­таю для фон­да ком­па­нии, пер­вы­ми ви­дят имен­но ху­дож­ни­ки и юве­ли­ры. Сре­ди при­об­ре­те­ний бы­ва­ют ве­щи, ко­то­рых сей­час не де­ла­ют, ска­жем, фер­му­а­ры (ме­тал­ли­че­ская ос­но­ва с зам­ком-за­щел­кой для сум­ки из тек­сти­ля или ме­тал­ли­че­ской сет­ки). Не так дав­но мне уда­лось при­об­ре­сти брас­лет Van Cleef & Arpels с дву­мя льви­ны­ми го­ло­ва­ми. Он чрез­вы­чай­но за­ин­те­ре­со­вал на­ших ма­сте­ров не­обыч­ным ме­ха­низ­мом за­стеж­ки: что­бы рас­стег­нуть укра­ше­ние, од­ну го­ло­ву нуж­но по­вер­нуть.

— Где и как вы по­ку­па­е­те ве­щи для кол­лек­ции?

— Тре­мя раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Во-пер­вых, на круп­ных пуб­лич­ных аук­ци­о­нах. Не­удоб­ство это­го спо­со­ба — пре­да­ук­ци­он­ные по­ка­зы, ка­та­ло­ги при­вле­ка­ют к тор­гам мно­же­ство участ­ни­ков, что обост­ря­ет кон­ку­рен­цию и под­ни­ма­ет це­ну. Во-вто­рых, я разыс­ки­ваю и при­об­ре­таю ве­щи в част­ных кол­лек­ци­ях. Ну и тре­тий спо­соб — по­куп­ка на вто­рич­ном рын­ке. К со­жа­ле­нию, в мо­ей прак­ти­ке не бы­ло ни од­но­го слу­чая да­ре­ния укра­ше­ний на­ше­му му­зею. Мы бы очень об­ра­до­ва­лись. Но увы.

— При До­ме Van Cleef & Arpels су­ще­ству­ет шко­ла, где все же­ла­ю­щие со­сто­я­тель­ные лю­ди мо­гут изу­чать юве­лир­ное де­ло или ис­то­рию юве­лир­но­го ис­кус­ства. Вы при­ни­ма­е­те уча­стие в этом обу­че­нии?

— Шко­ла от­кры­лась око­ло двух лет на­зад. На лек­ци­ях и се­ми­на­рах уча­щим­ся де­мон­стри­ру­ют пред­ме­ты и до­ку­мен­ты из ар­хи­ва и му­зея До­ма, в том числе, ра­зу­ме­ет­ся, и укра­ше­ния. Во­об­ще это уни­каль­ная шко­ла, в ней есть кур­сы раз­ной про­дол­жи­тель­но­сти — на­при­мер, од­но­днев­ный курс, рас­ска­зы­ва­ю­щий о ха­рак­тер­ных дви­же­ни­ях и при­е­мах юве­ли­ров. Мы пред­ла­га­ем бо­га­тый вы­бор лек­ций — о сти­ле ар-ну­во, о ра­бо­те с жем­чу­гом, о на­сле­дии дру­гих юве­лир­ных До­мов, ко­то­рые от­кры­ва­лись и ра­бо­та­ли в XIX—XX сто­ле­ти­ях. Я как-то чи­та­ла лек­цию об укра­ше­ни­ях ин­дий­ских ма­ха­ра­джей и ма­ха­ра­ни на­ча­ла про­шло­го ве­ка.

Ба­лет­ные дра­го­цен­но­сти

— Од­но из но­во­вве­де­ний в юве­лир­ном ис­кус­стве, честь ко­то­ро­го при­над­ле­жит Van Cleef & Arpels, — это ми­но­дье­ры, фу­тляры, за­ме­ня­ю­щие ве­чер­ние су­моч­ки. Вы про­из­во­ди­те их сей­час?

— Вер­но, Дом по­лу­чил па­тент на ми­но­дьер в 1930-е го­ды. Эта аль­тер­на­ти­ва дам­ской сум­ке (на­зва­ние про­ис­хо­дит от гла­го­ла minauder — «же­ма­нить­ся») пред­на­зна­ча­лась для пуд­ры, по­ма­ды и то­му по­доб­ных ме­ло­чей и ста­ла ча­стью ве­чер­не­го дам­ско­го туа­ле­та. Сей­час ми­но­дье­ры боль­шая ред­кость — они из­го­тав­ли­ва­ют­ся из зо­ло­та и се­ребра, это до­воль­но круп­ные и тру­до­ем­кие пред­ме­ты, ко­то­рые, как пра­ви­ло, со­зда­ют­ся в един­ствен­ном эк­зем­пля­ре и очень до­ро­го сто­ят. В му­зей­ной кол­лек­ции До­ма не­сколь­ко ми­но­дье­ров, и на­чи­ная с 2000 го­да мы про­из­во­дим но­вые мо­де­ли в кол­лек­ци­ях haute joaillerie.

— В кон­це но­яб­ря в мос­ков­ском бу­ти­ке Van Cleef & Arpels пред­ста­ви­ли но­вую ли­нию клас­си­че­ской кол­лек­ции До­ма Ballet Précieux. Она со­зда­ва­лась на ма­те­ри­а­ле на­сле­дия ком­па­нии...

— Бе­з­услов­но. «Исто­рия люб­ви» Van Cleef & Arpels и ба­ле­та дли­тель­на и пло­до­твор­на. Она бе­рет на­ча­ло в кон­це 30-х — на­ча­ле 40-х го­дов ХХ ве­ка. Элен, же­на Луи Ар­пель­са, млад­ше­го бра­та со­ос­но­ва­тель­ни­цы До­ма Эстель Ар­пельс, про­ис­хо­ди­ла из се­мьи эми­гран­тов из Рос­сии, и это сбли­зи­ло Дом с куль­ту­рой рус­ско­го ба­ле­та. Луи и Элен, а так­же пле­мян­ник Эстель Клод пе­ре­еха­ли в США, где был от­крыт фи­ли­ал Van Cleef & Arpels; там раз­ви­ва­лась «ба­лет­ная» юве­лир­ная ли­ния. Источ­ни­ка­ми вдох­но­ве­ния для ма­сте­ров До­ма бы­ли как ба­ле­ри­ны Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры в их ха­рак­тер­ных па и ара­бес­ках, так и пер­со­на­жи мульт­филь­мов Дис­нея — Зо­луш­ка, Бе­ло­снеж­ка. Со­юз ба­ле­та и юве­лир­но­го де­ла при­нес поль­зу и дру­гой сто­ро­не: в Нью-Йор­ке Клод Ар­пельс по­зна­ко­мил­ся с Джор­джем Ба­лан­чи­ным, и зна­ме­ни­тый ба­лет­мей­стер по­ста­вил ле­ген­дар­ные «Дра­го­цен­но­сти». Мне до­во­ди­лось встре­чать­ся с Сью­зен Фа­релл, зна­ме­ни­той аме­ри­кан­ской ба­ле­ри­ной, «по­след­ней му­зой» Ба­лан­чи­на — од­ной из про­об­ра­зов ге­ро­инь Ballet Précieux.

Бро­ши-ба­ле­ри­ны Van Cleef & Arpels с брил­ли­ан­та­ми, ру­би­на­ми, изу­мру­да­ми, а так­же по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, на­при­мер би­рю­зой, бы­ли чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­ны в 1940—1950-е го­ды, по­том на не­ко­то­рое вре­мя эта те­ма ушла в тень и вер­ну­лась на юве­лир­ный олимп уже в кон­це про­шло­го ве­ка. В 2007 го­ду по­яви­лась пер­вая часть вы­со­кой кол­лек­ции Ballet Précieux, а в 2013-м ее про­дол­жи­ла ли­ния, по­свя­щен­ная пя­ти ве­ли­ким рус­ским ба­ле­там.

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->