Перед своим приездом в Москву 9-10 апреля 2013 года для проведения семинара и мастер-класса по проектированию ювелирных украшений итальянский маэстро Лука Бартолески побеседовал с генеральным директором Международного Бизнес-центра «6 карат» - Татьяной Шикалович. Приводим отдельные части проведенного интервью.
Лука, какие процессы на Ваш взгляд сейчас происходят на ювелирном рынке? Насколько программа проекта, с которым вы приехали в Россию, соответствует этим процессам?
Программа семинара и мастер - класса, с которой я впервые приезжаю в Россию, основана на двух основных темах - ювелирные украшения высокого уровня и «экономичные» украшения.
Выбор не случаен. Он построен на многолетнем наблюдении за процессами, происходящими на ювелирном рынке. Понятно, что под воздействием финансового кризиса, он просто не мог не измениться. Общая ситуация неуверенности характерны практически для всех рынков, что ведет к общему поиску новых решений и дальнейшего развития.
По моему мнению, в последние годы на ювелирном рынке произошло резкое разделение в секторе самых востребованных украшений. С одной стороны – украшения высокого и высочайшего уровня, которые, благодаря узнаваемости бренда и мощным средствам коммуникации, противостоят ситуации и продолжают хорошо продаваться.
С другой стороны – «доступные» украшения, которые в некоторых случаях достигают глобальных продаж, и в значительных количествах.
Во вторую группу украшений входят достаточно большее количество типов и разновидностей продукции, за которыми интересно проследить и проанализировать их различия. Это мы и сделаем в процессе семинара и мастер - класса.
Одна из групп украшений, достойных пристального внимания - украшения с небольшим количеством бриллиантов. По наблюдениям этот вид украшения пользуется спросом и хорошо продается.
Украшения с бриллиантами – важная тема рассматриваемого курса. Эти изделия продолжают оставаться самыми востребованными и ценимыми потребителями ювелирных украшений. И мы будем много говорить о том, как используются бриллианты в дорогих украшениях, в изделиях с небольшим количеством бриллиантов, а также в украшениях доступной ценовой категории.
В последнее время мы особенно много говорим о значении бренда, торговой марки ювелирных украшений. Как обстоят дела на мировом рынке?
В последние годы авторитет известных брендов был всегда основным элементом в утверждении и успехе украшений высокого уровня. Присутствие бренда не только на развитых рынках, но и на вторичных, как и в мире моды, дает широкие возможности распространения и усиления позиции бренда, его имиджа; приносит хорошую прибыль.
Не подлежит сомнению и тот факт, что сейчас, благодаря своим огромным коммуникативным возможностям, бренды стали еще в большей степени, чем в прошлом, ориентиром в ювелирном секторе.
И здесь важно проанализировать, как эти бренды в течение многих лет смогли выстроить свою «историю»; создать свой неповторимый имидж (образ), продукцию, которую всегда можно узнать; и как при этом действовал их специфический способ коммуникации.
Оригинальность и
идентичность (неповторимость) – вот аспекты, которые важно отметить при разговоре о брендах. Эти две темы лежат в основе успеха бренда и должны определять деятельность любой фирмы.
И мы будем подробно разбираться, в чем заключается такая идентичность, чтобы понять, как разрабатывается замысел и проектируется любое украшение, любая коллекция.
Вы долгое время возглавляли Дизайн-центр в известной компании Bulgari. Искали идеи, создавали известные узнаваемые украшения, влияли на ассортиментную политику популярной компании. В чем неповторимость и где черпают вдохновение специалисты Bulgari?
История Bulgari начинается в Греции, откуда и происходит семья, создавшая этот бренд. Затем она переезжает в Неаполь, а оттуда в Рим в конце ХIХ века.
В начале двадцатого века в Риме открывается первый магазин на улице Кондотти. В 30 – 40-е годы Bulgari становится достаточно известным и начинает производить оригинальные украшения с использованием камней – «кабашонов».
Стиль Bulgari отличался от стиля французских украшений, который в то время имел влияние на ювелирный стиль во всем мире. На украшения Bulgari этого периода сильно влияет «модернизм» 30 годов. Они формируются из крупных элементов с большими золотыми поверхностями.
В 50-70-е годы бренд Bulgari завоевывает все большую известность благодаря развитию международного туризма в Италии, а также в связи с расцветом киноиндустрии в Риме. Там снимается множество фильмов, в основном исторические эпопеи. Многие международные кинозвезды живут в Риме, знакомятся с Bulgari и покупают много драгоценных украшений.
В этот период стиль Bulgari приобретает оригинальные характеристики.
Основные темы, откуда Булгари черпает вдохновение и сегодня:
- Первая тема привязана к украшениям Древнего Рима и Греции. Конечно, этот выбор продиктован страной происхождения семьи и страной, где семья живет.
- Вторая тема основана на влиянии индийской тематики, в основном это касается использования цветных драгоценных камней. Это влияние очевидно в использовании «кабашонов». В течение многих лет это было отличительным знаком стиля Булгари.
- Третья тема – архитектура. В основном это влияние архитектуры Итальянского Возрождения и рационализма 30-х годов.
Отталкиваясь от этих путеводных нитей всегда можно узнать стилистические выборы и предпочтения, которые определяли коллекции Bulgari последних десятилетий.
Лука, каковы на Ваш взгляд, отношения мира моды и мира ювелирных украшений? Как эти отношения сегодня влияют на ювелирный сектор?
На мой взгляд, до конца 80-х годов граница между миром моды и миром ювелирных украшений была очень четкая.
Начиная с 90-х годов, происходит активное проникновение модных брендов в мир ювелирных украшений.
Это вторжение привело к неизбежным изменениям в известных ювелирных брендах. Они, в свою очередь, вступили в отношения с миром моды и стали производить не только ювелирную продукцию. Самый близкий сектор – это аксессуары из кожи, а также духи и очки.
Это смешение жанров и игроков спровоцировало изменение восприятия украшения, отношения к нему. От ювелирного украшения, изготовленного с учетом сложившихся традиций и классических канонов, мы перешли к проектированию ювелирных украшений, к которым предъявляются другие требования, продиктованные модой и стилем жизни.
Стала забываться реальная ценность украшения. При этом все большее значение имеет стилистическая привязка, которая представляет человека, сообщает о его вкусах.
Этот механизм мира моды создал некоторую неразбериху в мире украшений. Действительно, становится все труднее понять границу – что является, а что не является ювелирным украшением.
Основное различие, конечно же, основано на использовании драгоценных материалов. И это остается несомненным для высоких украшений и золотых изделий. Но типология украшений, все же, претерпела глубокие изменения: сейчас возможны сочетания самых различных материалов по своей драгоценности и типу обработки.
Например, при создании высоких ювелирных украшений все чаще используют, наравне с драгоценными материалами, альтернативные материалы, которые придают изделию оригинальность.
В качестве примера можно привести недавнюю коллекцию украшений Louis Vuitton. Они выполнены из белого золота, с бриллиантами и сапфирами… и с голубой по цвету керамикой. Еще несколько лет назад такой выбор был бы неприемлем. А сейчас, напротив, это производит впечатление.
Присутствие «логотипа» бренда на украшении – это тоже яркий пример произошедших изменений.
Продемонстрировав этот пример высокого уровня, можно перейти к многочисленным изделиям, где грань между украшением и украшением-аксессуаром все более и более размыта.
Несомненно, что многие модные бренды «отыгрываются», используя украшения на презентациях коллекций и с целью коммуникации. Неповторимость этих изделий, выполненных не из драгоценных материалов, заключается в том, что они представлены именно как коллекции ювелирных украшений. Это и есть пример того факта, что границы понятия «ювелирное украшение» все более размыты.
И это интересное явление, когда происходит изменение восприятия украшения, в котором появляются не всегда драгоценные элементы. Но такое украшение, все же, остается оригинальным! Украшением с уникальными характеристиками!
Об этом мы тоже будем подробно говорить, рассматривая огромное многообразие нетрадиционных материалов, которые сейчас используются в мире ювелирных украшений. Мы будем рассматривать и нетрадиционное использование обработки металлов, современные технологии и специальные приемы.
Лука Бартолески - итальянский дизайнер, имеет двенадцатилетний опыт руководства Дизайн-центром компании Булгари, владеет собственной ювелирной компанией, преподаватель европейского Института дизайна в Риме.
Получить дополнительную информацию и записаться на семинар и мастер-класс можно по телефонам: (495)744-34-64; 232-22-60; 232-33-79 или на сайте: www.6carat.ru