Пожарная команда
Изначально "Гильдия ювелиров России" создавалась как некий аналог демократического и не лишенного властных полномочий, главка. Создавалась организация, которая должна была заниматься повседневной работой, обеспечивающей успешное ведение бизнеса и обеспечивающей защиту интересов участников бизнеса. За десять лет Гильдия это доказала.
В 1998 году, когда образовался Фонд Гильдии Ювелиров России и Аурум, на совместном заседании я поставил задачу снятия акцизов с ювелирных изделий. Тогда молодые Сергей Федоров, Олег Пономарев дружно засмеялись и сказали: "Валерий Борисович, Вы не подумайте о нас плохо, но Вы себе пожизненную работу задаете: акциз можно снимать Бог знает сколько времени. Как можно бюджетировать такую задачу? Как вообще можно определить реальность выполнения этой задачи?"
Это был конец 1998 года, а в 2001 году акцизный налог был снят. Если бы мы подходили так: ставим задачу, определяем реальность, делаем какой-то бюджет, смету, после этого привлекаем людей, то, я думаю, это была бы, действительно, пожизненная задача.
Таким образом можно рассмотреть и другие задачи, которые были решены.
Вспомним: октябрь месяц – два месяца до конца года. Выходит закон, вводящий поправки в налоговый кодекс, увеличивающий пробирную плату и госпошлину. Правительством дается два месяца на приведение закона в порядок. Фантастика, вообще-то говоря, полная нереальность.
Но у нас был свой подход и своя структура решения таких вопросов: я позвонил Борисову Борису Павловичу (В.И. Моспан был в отпуске). На следующий день мы собрали совещание у Борисова в пробирной палате, через два дня собрали расширенное заседание Совета Гильдии, и в результате этой работы 21 января Фрадковым было опубликовано постановление правительства, которое навело порядок в этом вопросе.
Почему успешно и оперативно решили этот вопрос? Потому что была необходимая структура и были люди. Не пришлось ничего отдельно бюджетировать и длительное время согласовывать, собирать людей.
Или возьмем пример с возникновением проблемы с аффинажом. Ситуация сложилась внезапно, и если бы нам еще и бюджетировать пришлось пути решения проблемы, то, как минимум, это привело бы к тому, что ювелиры бы разделились на тех, кого это волнует и тех, кого это не волнует. Но надо было действовать: уже были возбуждены уголовные дела, их поддерживала прокуратура. Слава Богу, имея в наличии ресурсы, нам удалось оперативно заключить договора по составлению экспертных заключений. Мы вооружились и выиграли.
По факту наша работа может сравниться с работой пожарной команды, МЧС. Да, можно сказать: ребята, сейчас нет пожара, зачем деньги тратить, зачем за работу платить пожарникам? Возникнет пожар, вот тогда давайте будем бюджетировать и считать, сколько денег и сотрудников надо пожарной команде. После этого поищем финансирование: откуда на них найти деньги. Эти проволочки как минимум усугубят проблему.
Я всегда исхожу из того, что Гильдия – это особый тип профсоюза: профессиональная отраслевая организация, задача которой – обеспечить устойчивую работу бизнеса и обеспечить своевременную ликвидацию тех проблем, которые возникают.
Посмотрим в будущее: вроде бы тоже ставится правильная задача: Гильдия не должна иметь раздутые штаты. Конечно, этого не должно быть!
Но если сегодня мы имеем всего трех освобожденных работников: генеральный директор, зам. генерального директора и помощник генерального директора – это что, раздутый штат? Тогда давайте определим, если не лукавить: давайте считать, что должен быть вообще один человек?
Возражений не может быть, если мы в будущем начнем заниматься саморегулированием: это серьезная тема, давайте ее будем бюджетировать. Нужно будет создавать стандарты, надо разрабатывать правила, надо в соответствии с законом о техническом регулировании создавать определенные подразделения. Только предварительно надо решить вопрос на собрании: а хотят ли этого ювелиры, или это желание одного, двух, трех человек?
Члены Гильдии и отношение к ее работе
Теперь, посмотрев на вопрос с этой точки зрения, поговорим о членах Гильдии. Когда был снят вышеупомянутый акцизный налог, то мы помогли многим и многим компаниям. И что же, выстроилась очередь вступить в Гильдию? Нет.
В сентябре было собрание в Сокольниках в 17 павильоне, и Андрей Юрьевич Сидоренко предложил: первый квартал отработали без акциза, давайте мы, ювелиры, часть сэкономленных денег перечислим в Гильдию и образуем некий фонд. Но никто не откликнулся на предложение. Что же получается, никто акциз не платил? Выходит, нет. Интересная идея не получила поддержки. Как и в примере с госпошлиной: когда была проблема актуальной, телефоны Гильдии разрывались. А когда постановление было опубликовано (и никто никакого ущерба в итоге не понес!), разве кто-нибудь позвонил: Валерий Борисович, выставляйте счет, мы вам целевой взнос перечислим.
Когда кто-то говорит, что отдачи от общественной организации бизнес не получил, но это как минимум лукавство: бизнес как раз получил возможность правовой работы и, получил экономические результаты от того, что было сделано и делается Гильдией. Как один из результатов – отмена всех видов лицензирования, в том числе лицензирования на ввоз вывоз ювелирных изделий. Мы исходили и исходим из того, что та работа, которую ведет Гильдия – это обеспечение нормальной работы бизнеса.
Все дискуссии, которые сегодня возникают (раздутый штат Гильдии и т.д.), они, в принципе, теоретически полезные – вопрос надо держать под контролем. Но практически они ведут к тому, что, так или иначе, у людей появилось отторжение от Гильдии: а нужна ли им она? На мой взгляд об этом вопросе нельзя забывать.
Если взять Европу, Штаты, то, если человек пришел заняться бизнесом, он знает, что надо идти в соответствующую ассоциацию. Там люди понимают, что есть корпоративные интересы, которые невозможно отстоять в одиночку, и надо быть в этой корпоративной среде. Думают ли об этом ювелиры? У нас сегодня 2000 субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в области производства ювелирных изделий. Говорят, Гильдия имеет небольшую численность... А есть ли хоть одна региональная организация, в которой большая численность? Максимально численность региональных организаций составляет 20-25 членов.
Продолжение следует.
[ Ювелирные Известия ]
Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.