|
|
Серьги впервые появились в Египте во Второй Переходный период. Эти украшения носили женщины и мужчины; однако уже в правление Тутанхамона мужчины носили их до достижения половой зрелости. |
Cерьги «Юбилей» из платины, золота, бриллиантов и рубинов. Каплевидные подвески, чередуясь с розетками, образуют исключительную по тонкости композицию. |
Все сережки делятся на два вида: с камнями и без них; первые, в свою очередь, бывают с одним камнем или с подвесками из нескольких самоцветов. По способу крепления к ушам серьги бывают подвесные (крючками или замками крепятся к проколотым ушам) или прижимные (на винтах или клипсы).
|
Серьги из Оплонта найдены на вилле, принадлежавшей Лицинию Крассу Муциану Публию, разрушенной при извержении вулкана в 79 г. н.э. Жемчуг и золото, образующие гармоничную композицию – типичные образцы женских украшений той эпохи. |
|
Серьги в виде шкатулок для драгоценностей – типичное изделие этрусского стиля. Сюжеты для декора могли быть разные, в данном случае – это фигура «Владычицы зверей» между двумя лежащими львами. Диаметр каждой серьги 1,2 см. Вторая половина VII в. до н.э. |
Судя по археологическим и письменным памятникам, серьги, как украшения, известны с III тыс. до н.э. у шумер, а с II тыс. – у египтян. Серьги и подвески к ним изначально носили в основном женщины. Есть даже легенда о Еве, которой прокололи уши в наказание за непослушание после изгнания из рая. Мужчины же носили (и носят!) серьгу в одном ухе как амулет или со значением. При антропологическом обследовании мумии Тутанхамона на его ушах отметили проколы, а среди сокровищ в его усыпальнице найдены серьги, инкрустированные камнями. Судя по скульптурам V в. до н.э. со следами ушных украшений и отверстий на мочках, греческие женщины украшали себя серьгами.
|
Пара серег с розетками и подвесками в виде женских голов из гробницы некрополя Тоди – изделие греческого происхождения. Длина каждой 10,7 см. Конец IV в. до н.э |
В Древнем Риме из мужчин серьги носили только рабы, но в эпоху Поздней Античности ушные украшения широко распространены были как у женщин и детей, так и среди мужчин. Именно в это время женщины Рима увлекались украшением себя изделиями из золота, драгоценных камней и дорогих тканей, изнемогая под их тяжестью. Лория Павлина, любовница императора Клавдия, на скромную встречу украсила себя драгоценностями на 40 миллионов сестерциев; по Плинию, видевшему ее на встрече, «она была покрыта жемчугом и изумрудами, они сверкали у нее на голове, в волосах, в ушах, на шее, на пальцах». Особой роскошью того времени был жемчуг, стоивший очень дорого: как писал Сенека (4–65 гг.), у женщин в каждом ухе «висит по 2–3 состояния». В императорском Риме процветали роскошь и увлечение дорогими самоцветами. Против расточительства правители издавали законы, запрещавшие женщинам моложе 55 лет и всем незамужним и бездетным женщинам украшаться самоцветами, в том числе и жемчугом.
|
Основной мотив
декора серег — маленькие
рыбки. Хотя эти украшения
сделаны современным мастером,
использование цветных камней
в сочетании с яркими эмалями восходит
к старинным традициям города Джайпура, который в XVIII-XIX вв. был центром производства эмалей. |
В древности серьги носили также индийцы, вавилоняне, арабы, персы, славяне, германцы и другие народы ойкумены. В Индии с древнейших времен в семье проводился домашний обряд карнаведха (прокалывание ушей) – для защиты от болезней и для ношения украшений. Исполнялся обряд у каждой касты по-разному: или на третий день после рождения, или до трехлетнего возраста. Церемония выполняется хирургом, но чаще всего профессиональным изготовителем игл – золотых дел мастером. Прокалывание делается золотой, серебряной или даже медной иглой с белой ниткой. Примечательно, что в Средневековье ношение сережек связывали с улучшением зрения, а по иглотерапии активная точка для стимулирования зрения располагается на мочке ушей.
Из Рима через Византию с начала второго тысячелетия и до XVII в. мода на серьги широко распространилась по Европе. Особенно популярными серьги стали с использованием в украшениях искрящихся бриллиантов (серьги с подвесками из бриллиантов). Основа сережек делалась обычно из золота или серебра, и инкрустировались они жемчугом и самоцветами всех цветов и оттенков или украшались эмалями. С XII в. эмаль становится модной и на некоторое время вытесняет все другие виды украшений. В Древней Руси в XI в. в оформлении сканевой основы серег использовался жемчуг и поделочные цветные камни невысокой ценности. Но вот из летописей известно, что князь Святослав носил серьгу из двух жемчужин и красного самоцвета (граната или рубина?).
|
Эта золотая серьга с удлиненной подвеской в форме желудя происходит из Тарроса. Изделие типично для VII в. до н.э. Длина – около 7 см. |
В XVI в. самым желанным камнем у русских в украшениях был яхонт лазоревый, а в XVII в. – изумруд и рубин (яхонт черевчатый). В России у женщин серьги – любимый вид украшения. Англичанин Флетчер в XVI в. писал, что на Руси без сережек и нательного креста он не видел женщин.
|
Эта ладьевидная серьга – изделие тарентских ювелиров. С каждой стороны в обрамлении растительного декора помещена сидящая фигурка крылатой Ники. Серьга выполнена из двойной золотой пластины и украшена филигранью и грануляцией. Конец IV в. до н.э. |
Камни на сережках были простые, иногда замененные цветными стеклами. У русских был обычай: когда муж в отъезде, жена серьги не носила. В XVI–XVII вв. у русских в ходу были серьги бубенчики (дутые), коточки (литые), лапки, колты (колодкою), запоны (в центре дорогой камень, а по краям поясок из «искристых» самоцветов). По числу стержней из ушного кольца различали «двойчатки» или «тройчатки», а по форме подвесок – «орлики» или «голубцы». На ранней стадии российского ювелирного дела камни не гранились, поэтому в изделиях они резко выступали, как, например, на шапке Мономаха. Но уже в середине XVII в. наиболее популярным камнем становится привозимый из Европы алмаз. Отделка изделий при инкрустации яхонтами, изумрудами, бирюзой происходит «заподлицо» по отношению к оправе. В XVIII и XIX вв. в России среди состоятельных слоев населения проявляется устойчивый интерес к дорогим украшениям, что связано с расцветом ювелирного дела и открытием цветного каменья на Урале.
Кроме украшений, серьги несли и практическую информацию. У девушек и замужних женщин древних славян они различались по форме и оформлению. У цыган серьгу носил мальчик, если его старший брат умер, а у казаков – единственный сын в семье. Здесь серьга – сигнал для старшего воинского начальника: «это единственный сын в семье, продолжатель фамилии, – сбереги его!» Серебряную серьгу в форме полумесяца в левом ухе носил Пантелей Мелехов, отец главного героя шолоховского «Тихого Дона», и единственный сын казака Прокопия Мелехова и пленной турчанки. Почти столетие в России мужчины серьги не носили, но вот в последнее десятилетие они вновь появляются в ушах юношей, как считают некоторые публицисты, с отклонением в моральном плане. Сейчас женщины носят самые разные серьги: от золотых с бриллиантами и простых винтовых из легких сплавов и до пластмассовых диаметром до 10 см. Иногда обе серьги в одном правом ухе, редко можно встретить девушку с тремя винтовыми или подвесными серьгами.
|