Эпоха Киевской Руси

Сережка-подвеска. ХІ-ХІІІ ст. Золото. Скань, зернь. Находка в составе клада, г. Киев

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых - каменные формочки.

В это время приобрели распространение серебряные и золотые изделия, выполненные в разнообразных техниках. Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. Среди сканеных узоров преимущество отдавалось мотивам ромба, треугольника, круга. Фантастическим совершенством отмечалась техника зерни. Примером могут быть большие колты в виде звезды из семью, а иногда и шестью лучами, почти вся поверхность которых покрыта чрезвычайно мелкой зернью (до 5 тыс. шариков).

В XII ст., когда возросло производство вещей широкого потребления, одними из наиболее распространенных техник стали гравирование и чернение по серебру. Чернью, в частности, украшали небольшие звездчатые колты, иногда браслеты. В последних затемнялся фон, а изображение оставляли светлыми.

Рясна, колт. ХII ст. Золото, эмаль. Тиснение, перегородчатая эмаль. Находка в составе клада, г. Киев

Бесспорно влияние на древнерусское ювелирное искусства византийского. Тем не менее древнерусские мастера не ограничивались прямым заимствованием достижений византийцев, а всегда творчески их переосмысливали, создавая оригинальные вещи. Примером могут быть двухступенчатые браслеты-наручи, которые женщины носили сверх длинных рукавов. На Руси они стали, как это не удивительно, ритуальным предметом языческого культа, связанным с так называемыми "русалиями", игрищами-молениями о дожде.

Тем не менее, наиболее интересной есть техника перегородчатых эмалей, которой киевские ювелиры научились от греческих художников в мастерских при великокняжем дворе.

Со времен Киевской Руси к нам дошло свыше 150 украшений с перегородчатой эмалью: колты, рясна, диадемы, нашивные пластины, образки и т.п.. Причем больше половины из них походят из Киева и Киевщины. (В Киеве прослеживается творчество ювелиров двух мастерских - княжеской и лаврской.)

Основой для эмалей были золото, серебро, медь. Несмотря на устойчивость стиля эмалей во времени, заметная эволюция изделий от сложного к упрощенного, а потом - от упрощенного к сложному.

Уступая византийским эмалям в изысканности и усердии выполнения, древнерусские выигрывали в выразительности, их колорит более сдержан, с вариациями нескольких главных, чаще всего локальных, цветов. Преобладают непрозрачные синие, красные, зеленые. Намного активнее, чем в Византии, используется белая эмаль. Полутоны почти отсутствуют. Характер рисунка более обобщенный и упрощенный. Перегородки не измельчают формы, напоминая легкую паутину, как в Византии, а распределяют ее на довольно большие плоскости.

Об ювелирном искусстве украинских земель со времен Киевской Руси до XVI ст. за недостатком материалов тяжело составить какое-то определенное представление. Но начиная с XVI ст. имеем уже целый ряд памяток и довольно подробные исторические сведения об ювелирном деле, которое развивалось и как народный промысел, и как городское цеховое производство.

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->