Был доверенным лицом, другом и соавтором историографа фирмы Фаберже и правнучки придворного ювелира Карла Фаберже Татьяны Фeдоровны, жившей в Швейцарии. Ими совместно написана книга, посвященная деду Карла Густавовича Фаберже – Агафону Карловичу (1876-1951) и вышедшая в 2012 году под названием «Агафон Фаберже в красном Петрограде».
Недавно в Санкт-Петербурге Валентин Скурлов встретился с Галиной Семеновой из Rough&Polished, чтобы рассказать об истории, величии и современном значении товарной и торговой марки Фаберже.
В последнее время вновь обострился вопрос о незаконном использовании имени Фаберже недобросовестными фирмами не только на Западе, но уже и в России. Появилось много публикаций на эту тему. Хотелось бы услышать ваше мнение.
В семейном архиве Татьяны Фаберже имеется много документов, разъясняющих позицию членов семьи Фаберже по данной проблеме. В 1984 году один из внуков Карла Фаберже, профессор Техасского университета в городе Остине Александр Александрович Фаберже (родился в 1912 г. в Москве, умер в 1988 г. в Остине), по запросу известного коллекционера Кристофера Форбса объяснил ситуацию.
Из письма А. А. Фаберже Кристоферу Форбсу:
«В 1922 году два сына Карла — Евгений и Александр (я сын Александра) в партнерстве с Андреа Маркетти и Дж. Гверриери основали скромное предприятие в Париже в доме 23 по улице Сольнье Faberge & Cie, которое торговало старыми изделиями фирмы, но также занималось изготовлением и проектированием изделий. Оно закрылось в 1960 году, когда умер последний из членов семьи, работавших там, - Евгений Фаберже (1874—1960). Изготовлением изделий в Женеве занимался Федор Агафонович Фаберже (1904—1971) и его дочь Татьяна.
К сожалению, имя Фаберже никогда не регистрировалось в качестве торговой марки. Эта идея никому не приходила в голову, так как это было семейным делом в течение нескольких поколений и было хорошо известно любому представителю в ювелирном мире. Во всяком случае, законы о торговых марках в каждой стране свои и в разное время изменяются.
У бренда Фаберже довольно сложная история. Была ещe на слуху фирма Faberge Inc. - она-то откуда?
Эту фирму основал в 1937 году некто Самуэль Рубин (Сэм Рубин), владелец Spanish Trading Corp., которая импортировала мыло и оливковое масло. Потом в партнерстве с отцом он основал Faberge Inc. - предшественника современной фирмы Faberge Inc., зарегистрированной в 1944 году. Рубин использовал имя Фаберже, так как оно ассоциировалось с высоким качеством и роскошью.
Там ведь были какие-то тяжбы членов семьи, не увенчавшиеся успехом?
После революции семья Фаберже потеряла связь. Евгений и Александр поселились в Париже и основали компанию Fabergé & Cie. О том, что Рубин воспользовался именем Фаберже, а также зарегистрировал этот товарный знак и производит парфюмерию и украшения, стало им известно только после окончания Второй мировой войны.
Долгие судебные процессы были невыгодны семье, поэтому был заключен договор, по которому торговый знак Fabergé может использоваться только для производства парфюма. В 1964 году Сэм Рубин продал свою компанию за $26 миллионов, создав себе состояние с помощью фамилии Фаберже. Предположительно, он узнал это имя от Арманда Хаммера, собравшего много изделий Фаберже во время жизни в СССР.
А в фирме Faberge Inc. никогда не работал ни один из членов семьи Фаберже. Компания так и переходила из рук в руки, пока в 1989 году ее не купила фирма Unilever за $1,55 миллиона. В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертcон (экс-президент компаний «СУАЛ-Холдинг» и BHP Billiton) приобрел все права на бренд Faberge у компании Unilever за $38 миллионов.
Что касается Хаммера: расскажите подробнее, как ему удалось собрать целую коллекцию вещей Фаберже?
Знаете, после Революции эти изделия было нетрудно достать через большевистских функционеров: они поступали из семей казненных и бежавших из СССР.
Арманд Хаммер приехал в Москву в 1921 году и поселился в бывшем московском магазине Фаберже на Кузнецком мосту. Тогда же он узнан о вещах Фаберже, которые он активно скупал на толкучих рынках и у антикваров. Помогал ему некий недоучившийся студент Бенедиктов. К моменту своего отъезда из СССР в 1930 году Арманд Хаммер имел в своей коллекции Фаберже более 2000 предметов, в том числе почти десяток императорских пасхальных яиц. Для сравнения отметим, что во всех музеях России в 1997 году имелось не более тысячи предметов Фаберже, а сейчас их стало уже более 3000 изделий.
В одной из послеперестроечных публикаций в газете «Известия» прямо указывалось, что Арманд Хаммер выполнял финансовые поручения III Интернационала.
В то время многие из вещей были проданы через Галерею Хаммера в Нью-Йорке, которой заведовал Виктор Хаммер, брат Арманда, заставившего его учиться искусству.
А что случилось с оставшимися в России ценностями Агафона Фаберже, деда Татьяны?
Предметы, реквизированные на даче Агафона Фаберже в Левашове под Петроградом осенью 1919 года, также поступили в фонд III Интернационала, в так называемый Фонд товарища Зиновьева, всемогущего правителя «красного Петрограда» и одновременно в те годы председателя III Интернационала.
Агафон Карлович Фаберже, дед Татьяны Федоровны, в 1919— 1921 гг. дважды сидел в тюрьме (полтора года и девять месяцев), в декабре 1927 года бежал вместе с женой и малолетним сыном Олегом (род. 1923) по льду Финского залива в Финляндию.
Его брат Александр Карлович Фаберже в 1919 году был в Москве инспектором Наркомпроса по охране художественных ценностей, также отсидел в тюрьме, откуда был вызволен тяжелобольным женой Ниной Белишевой и переправлен через верных финских друзей («окно» на финской границе) в Финляндию, откуда прибыл в Париж.
Чем занимаются потомки знаменитой фамилии и кто владеет маркой сейчас?
Старшие дети Агафона Карловича: Агафон (1898—1966) и Петр (1901—1970), служившие в армии Юденича, в начале 1920-х годов жили в Швейцарии, откуда переехали в те же годы в Бразилию. У Петра Агафоновича осталось 8 детей (от 1923 до 1942 года рождения). Сейчас они и их дети проживают недалеко от Сан-Пауло, они — небогатые фермеры. Процветает только самый младший — Иоанн, или по-бразильски Жоао.
Сын Александра профессор А. А. Фаберже неоднократно вел дела в судах США против незаконного использования фамилии Фаберже. К сожалению, оставшиеся члены семьи Фаберже не могут успешно вести судебные дела по защите своего имени, так как это требует значительных издержек.
А компания Сэма Рубина «Фаберже Инк.» вошла в состав крупнейшей транснациональной компании «Unilever». Правовой отдел компании «Фаберже Инк.» раздает за плату лицензии на право использования фамилии Фаберже. Этим правом пользуется компания «Франклин Минт» в США, выпускающая вещи из эмали, весьма далекие от стиля Фаберже. На всю Европу право выпуска ювелирных изделий с клеймом Фаберже купил один предприимчивый германский бизнесмен, который в свою очередь перепродал право на имя камнерезной фирме в Идар-Оберштейне, Германия, «Виктор Майер». Последняя выпускает камнерезные вещи под маркой «Коллекция Фаберже Виктора Майера». «Юнилеверу» подчиняется и парижский магазин «Faberge», не имеющий также никакого отношения к членам семьи Фаберже. Парижская фирма «Елида Гиббс Фаберже», специализирующаяся на парфюмерии, продала имя Фаберже одному петербургскому ювелиру, который себя рекламирует «Фаберже от Ананова». Но, как видно, юридические права самой парижской фирмы на марку Фаберже весьма сомнительны (Андрей Ананов использовал эту лицензию два года.)
Ювелирным делом в Швейцарии, помимо Федора Агафоновича, занимался его брат Игорь (умер в 1982 году), имевший фирму «Игорь Карл Фаберже». У Николая Карловича Фаберже (1884—1939), младшего сына Карла Фаберже, был незаконнорожденный сын от секретарши фирмы Дорис Кладиш. В 1969 году кто-то подсказал Тэо Кладишу заглянуть в церковные книги, где в графе «отец» был указан Николай Фаберже, Так 47-летний столяр стал Фаберже. Родилась столярная фирма «Тэо Фаберже», выпускающая в основном деревянные пасхальные яйца. По общему мнению, это не стиль Фаберже, а его извращение. Тем не менее уже выпущен роскошный альбом о художнике-столяре-ювелире Тэо Фаберже.
Последний пример кражи имени Фаберже — это история создания так называемого Фонда искусства Фаберже, зарегистрированного в феврале 1990 года в Вашингтоне.
Ещe один Фонд имени Фаберже?
В составе этого фонда нет ни одного из настоящих Фаберже, зато входил такой небезызвестный деятель, как г-н Геза фон Габсбург, выпустивший ряд книг о Фаберже. В своей автобиографической книге, вышедшей в Хельсинки в конце 1991 года, Олег Агафонович Фаберже отмечал следующее: «Несколько лет назад вышла книга, написанная неким Гезой фон Габсбургом, который считает себя «экспертом по Фаберже». В своем стремлении найти для читателя что-нибудь новое, этот самозваный «эксперт» позволил себе, основываясь на распущенных слухах (!), связать имя моего отца с несколькими подделками, которые, согласно автору, увидели свет в Хельсинки. Этот «эксперт» совершенно не знает, что мой отец никогда не был ремесленником-ювелиром, что он никогда не владел и не руководил какой-либо мастерской в Хельсинки, и что в довершение всего финские профессионалы никогда не участвовали в изготовлении подделок! Разумеется, я не мог оставить этого без осуждения. После короткой переписки с Гезой фон Габсбургом, в которой он, конечно же, просил извинения, однако в то же время отказывался последовать моему требованию об опровержении им самим своих оскорбительных утверждений в нескольких указанных мною журналах по искусству, я взял дело в свои руки. Я послал копии оскорбительного текста вместе с копиями короткой переписки в 150 письмах тем, кого это дело могло интересовать: музеям, торговцам антиквариатом, экспертам по искусству, фирмам, проводящим аукционы, журналам по искусству и многим известным индивидуальным коллекционерам Фаберже... Письма привлекли заслуженное внимание».
Сейчас Фонд искусства Фаберже проводит активную деятельность в Петербурге, с тем чтобы получить здание, принадлежавшее Фаберже до революции, — знаменитый «дом Фаберже» на Большой Морской улице, 24. Под прикрытием так называемого проекта «Золотое яйцо» (которое Олег Фаберже остроумно назвал «тухлым яйцом») Фонд искусства Фаберже планировал наладить поточное производство копий с изделий Фаберже.
Идея так себе, правда?
Именно. Представьте себе, на потребителя должен обрушиться вал ремесленных поделок. Этого-то больше всего опасаются наследники Фаберже. Пройдет всего одно поколение, и люди начнут ассоциировать подделки фонда с подлинными вещами Фаберже. Фаберже будет низведен до уровня кича. Но получить дом для фонда — это получить возможность распоряжаться им, сдавая в субаренду. Мы и глазом не успеем моргнуть, как получим в центре Петербурга конгломерат галошно-бензиново-банановых фирм.
У Татьяны Федоровны Фаберже имеется предсмертное завещание Карла Фаберже, где он оставляет этот дом сыновьям Агафона Фаберже, то есть и отцу Татьяны.
В свое время Татьяна Фаберже, активно работавшая со своим отцом-ювелиром в качестве художника-дизайнера, проводила работу по организации в России фирмы собственного имени, продолжающей традиции и сохраняющей дух фирмы Фаберже.
Фабержеведение стало своего рода отраслью искусствоведения. Какими вопросами оно занимается сейчас?
Фабержеведение сосредоточено на изучении творчества и биографий российского ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846 – 1920), а также художников и мастеров «круга Фаберже». Представителей данного направления называют «фабержеведами». Термин «фабержеведение» еще не устоялся, но фабержеведы есть.
Возникновение фабержеведения мы относим к первой половине 1930-х гг. За восемь десятилетий изучения творчества Фаберже опубликовано множество научных работ и других произведений: статей, заметок, комментариев, рецензий. Опубликованы десятки монографий на английском, русском, французском, немецком, итальянском, шведском, финском, тайском и других языках. Для подробного научного изучения творчества фирмы все время поступают новые арт – объекты на антикварном рынке а также в коллекциях музеев и частных собраний. За период организации Русских отделов в составе крупнейших аукционных домов Sotheby’s (1974) и Christie’s (1975) к настоящему времени появилось не менее 25 000 произведений (памятников) фирмы. За последние 40 лет выпущены более 300 каталогов аукционов только домами Sotheby’s и Christie’s. В некоторых из которых есть самостоятельные, полноценные архивно-исторические и искусствоведческие справки (провенанс) выдающихся изделий. В их составлении принимали участие А. де Тизенгаузен (работает в Christie’s с 1984 г.) и Жерар Хилл (работал в Sotheby’s с 1976 по 2013 гг.). В 2000-х гг. изделия Фаберже стали продавать другие аукционные дома, такие как Bonhams, MacDougall's, Bukowskis и другие, а также российские аукционные дома - ГЕЛОС, «Знак», «Российский Аукционный дом» (начиная с 2009 г.) и прочие.
За последние 25 лет фабержеведение вышло на уровень обсуждения новых подходов к изучению наследия Фаберже. Наибольшее приращение знаний произошло за счет изучения архивных документов российских архивов, а также частного архива правнучки Карла Фаберже Татьяны Фаберже (Швейцария). На конференциях, посвященных изучению русского искусства рубежа XIX – XX вв., тема Фаберже активно обсуждается не только в вузах и музеях Санкт – Петербурга, Москвы и Екатеринбурга, но уже в крупных университетских центрах в российской провинции и в странах постсоветского пространства. Многочисленные выставки Фаберже в России и за рубежом также способствуют поддержанию интереса к теме и научным разработкам. Всего, по нашей оценке, фирмой выпущено не менее 250-300 тысяч предметов, из них, по той же оценке, в наличии осталось порядка 40 %, то есть не менее 100 тысяч объектов.
Фабержеведение изучает содержание, истоки и влияние личности и творчества Фаберже и художников его круга в XIX-XX вв. и в современном мире, стремится определить его место в культуре, искусстве и в обществе.
Это в научном мире. Имеет ли наследие Фаберже прикладное значение сейчас? Насколько оно влияет на отечественное ювелирное искусство и на индустрию в целом?
В 2013 году открыт Музей Фаберже Фонда «Связь Времен» в Санкт – Петербурге», годом позже открыты «Залы имени Фаберже» в Государственном Эрмитаже, золотые кладовые в музеях Петербурга, коллекция Фаберже в ГИМе и в музеях «Царицыно» и Всероссийском музее декоративно — прикладного искусства, а также частные музеи Фонда «СОБРАНИЕ» (Москва) и Фонда «Новая Эра» (Музей христианского искусства в Петербурге). Упомянем ювелирные коллекции пригородных музеев Санкт-Петербурга и Музея истории религии. Работает успешно Музей ювелирного и камнерезного искусства Урала, а также «золотая кладовая» в Музеях Омска и Иркутска.
Таким образом, Фаберже скорее жив, чем мертв. По понятным политическим причинам последние три года тема Фаберже в искусстве и общественной жизни практически не обсуждается: когда гремят пушки, ювелирное искусство замирает.
Я всегда полагал, что «бренд Фаберже» - это сугубо российская собственность, и его имя ассоциируется с Россией. И все же, следует признать, что сейчас в России не могу назвать ни одной ювелирной фирмы, которая настолько ярко отражала бы русское ювелирное искусство, как Фаберже. Существуют достойные ювелирные компании, такие как «СОКОЛОВ», «Алмаз-холдинг», «Бриллианты АЛРОСА», «Русские самоцветы»… Но и они не стали ещe историческими, а в условиях санкций и стагнации просто выживают.
Государство не заинтересовано в развитии отечественных ювелирных брендов и подвергает лучшие ювелирные фирмы колоссальному финансовому давлению.
Тем не менее, ювелиры работают, потому что искусство и мысль не остановить. Более того, как говорил канцлер Голицын: «Россия сосредотачивается». Ювелиры думают, работают и разрабатывают новые идеи в духе и традициях Фаберже.