Почему Минфин России нужно наделить ответственностью за развитие сферы ДМДК?

Раздел: Власть
13 мая 2024 г.

Часть 1. Что у нас «не так» с мар­ки­ро­в­кой юве­ли­р­ных из­де­лий?

Де­ся­ти­ле­тие на­зад, в 2014 го­ду, ав­тор этих строк по­лу­чил па­тент 2 595 599 на спо­соб кон­тро­ля за обо­ро­том то­ва­ра. Па­тент стал ре­зуль­та­том боль­шой ра­бо­ты по по­ис­ку та­ко­го спо­со­ба ор­га­ни­за­ции кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рый поз­во­лил бы ­без ри­с­ка для ин­те­ре­сов го­су­дар­ства от­ка­зать­ся от за­трат­но­го и не­у­доб­но­го для юве­ли­ров ре­жи­ма обя­за­тель­но­го опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий в про­би­р­ной па­ла­те.

Ло­ги­ка по­ис­ка пу­тей ре­ше­ния про­б­ле­мы бы­ла про­стой: не­об­хо­ди­мость во­зить из­де­лия на клей­ме­ние в про­би­р­ную па­ла­ту дол­ж­на быть от­ме­не­на, но при этом го­су­дар­ство дол­ж­но со­хра­нить воз­мо­ж­ность а) знать, где, кто, сколь­ко и ка­ких юве­ли­р­ных из­де­лий про­из­во­дит, б) знать, кто про­из­вел кон­крет­ное юве­ли­р­ное из­де­лие, что­бы стро­го спра­ши­вать с про­из­во­ди­те­ля за со­б­лю­де­ние ка­че­ства то­ва­ра и пол­но­ту вы­пол­не­ния фис­каль­ных тре­бо­ва­ний. Сра­зу бы­ло по­нят­но – от­тиск про­би­р­но­го клей­ма, ни о чем не го­во­ря­щий, кро­ме за­яв­лен­ной про­бы и стра­ны про­ис­хо­ж­де­ния, мо­ж­но со­в­ме­стить с бо­лее ин­фор­ма­тив­ным имен­ни­ком, и дать воз­мо­ж­ность на­но­сить та­кую мет­ку на из­де­лие са­мо­му про­из­во­ди­те­лю или экс­пор­те­ру. При­чем толь­ко в том слу­чае, ес­ли про­из­во­ди­тель счи­та­ет это по­лез­ным для про­дви­же­ния сво­е­го то­ва­ра. А со­б­лю­сти ин­те­ре­сы го­су­дар­ства по кон­тро­лю по упо­мя­ну­тым вы­ше пун­к­там а) и б) мо­ж­но пу­тем ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки би­рок, не­раз­ры­в­но свя­за­н­ных с из­де­ли­ем, и ор­га­ни­за­ци­ей IT-кон­тро­ля обо­ро­та из­де­лий.

Ва­ж­ней­шее от­ли­чие пред­ло­жен­но­го в па­тен­те спо­со­ба от ны­не дей­ству­ю­щей ГИИС ДМДК за­клю­ча­ет­ся в том, что при ра­бо­те в ра­м­ках пред­ло­жен­но­го па­тен­та участ­ни­ку ры­н­ка ­ни­че­го не ну­ж­но де­лать для об­слу­жи­ва­ни­яIT-кон­тро­ля, кро­ме рас­пе­ча­ты­ва­ни­яQR‑­ко­да с уни­каль­ным но­ме­ром из­де­лия на его би­р­ке (ли­бо еди­но­ра­зо­во­го за­не­се­ния про­гра­м­ма­то­ром уни­каль­но­го но­ме­ра из­де­лия в RFID-­чип, внед­рен­ный в би­р­ку). Но и это мо­ж­но де­лать в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме. Ни­ка­ких до­пол­ни­тель­ных про­грамм и за­трат – все на сто­ро­не гос­кон­тро­ле­ра!

Ра­бо­тая над по­ис­ком ре­ше­ний, ав­тор ис­хо­дил из клю­че­во­го ­при­н­ци­па не­об­хо­ди­мо­сти и до­ста­точ­но­сти мер, пред­ла­га­е­мых для ор­га­ни­за­ции кон­тро­ля, дабы из­бе­жать из­бы­точ­но­сти мер, но при этом пол­но­цен­но ре­шить по­став­лен­ные го­су­дар­ством за­да­чи. Это бы­ло то, в чем ну­ж­дал­ся юве­ли­р­ный ры­нок Рос­сии для сво­е­го раз­ви­тия. Од­на­ко в Мин­фи­не па­тент и пред­ло­жен­ный им спо­соб ни­кем не был рас­смо­т­рен, и ни в ка­кой сте­пе­ни па­тент ­не был учтен при внед­ре­нии ГИИС ДМДК.

В ян­ва­ре 2021 го­да, ко­г­да про­ект бу­ду­ще­го по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства №270 еще на­хо­ди­л­ся на рас­смо­т­ре­нии, Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии и Ра­бо­чая груп­па ДМДК при Пра­ви­тель­стве об­ра­ти­лись во все воз­мо­ж­ные ад­ре­са (М­ин­фин Рос­сии, Пра­ви­тель­ство Рос­сии) с прось­бой пе­ре­не­сти сро­ки на­ча­ла мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий по ме­тал­лу и за это вре­мя ­про­ве­сти ко­м­плекс­ную НИОКР по опре­де­ле­нию не­об­хо­ди­мо­сти этой мар­ки­ро­в­ки. Гиль­дия и Ра­бо­чая груп­па ДМДК на­де­я­лись, что в ра­м­ках НИОКР при­дет по­ни­ма­ние из­бы­точ­но­сти на­не­се­ния мар­ки­ро­в­ки не­по­сред­ствен­но на юве­ли­р­ные из­де­ли­я, и в ито­ге мар­ки­ро­вать­ся бу­дут толь­ко свя­за­н­ные с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми ма­те­ри­аль­ные но­си­те­ли, т.е. би­р­ки, но не са­ми из­де­лия. Со­м­не­ния в не­об­хо­ди­мо­сти не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий вы­ска­зы­ва­ло и Ми­ни­стер­ство ци­ф­ро­во­го раз­ви­тия, свя­зи и мас­со­вых ко­м­му­ни­ка­ций РФ (пись­мо №ОП-П8-070-26197 от 16.09.2020 г.).

У­вы, не­по­сред­ствен­ная мар­ки­ро­в­ка все же бы­ла Мин­фи­ном «про­дав­ле­на». Без опо­ры на ка­кой-­ли­бо за­кон и без про­ве­де­ния ка­ких-­ли­бо ис­сле­до­ва­ний не­об­хо­ди­мо­сти ее осу­ще­ств­ле­ни­я, не­взи­рая на по­пы­т­ки биз­не­са обос­но­вать ее из­бы­точ­но­сть. Мин­фин и Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та ста­ви­ли за­да­чу так: не пы­тать­ся разо­брать­ся с тем, до­ста­точ­но или нет для ин­те­ре­сов го­су­дар­ства (о­су­ще­ств­ле­ния кон­тро­ля за обо­ро­том) на­не­се­ния дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да толь­ко на свя­за­н­ный но­си­тель (би­р­ку), а пы­тать­ся най­ти тех­ни­че­ское ре­ше­ние (ку­пить или раз­ра­бо­тать ска­нер ми­к­ро-ко­дов) для счи­ты­ва­ния мар­ки­ро­в­ки с са­мо­го из­де­лия.

В ито­ге, спу­стя три го­да, тех­ни­че­ские ре­ше­ния по счи­ты­ва­нию ми­к­ро Да­та Мат­рикс ко­дов с не­по­сред­ствен­но са­мих из­де­лий ока­за­лись най­де­ны – бо­лее-­ме­нее эта про­б­ле­ма на на­ча­ло 2024 го­да бы­ла ре­ше­на. Вот толь­ко те­перь пе­ред ре­гу­ля­то­ром и кон­тро­ле­ром всплы­ла дру­гая про­б­ле­ма – вы­стро­и­лась чу­до­ви­щ­ная оче­редь ко­м­па­ний на мар­ки­ро­в­ку не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу из­де­лий, за­яв­лен­ных в ка­че­стве остат­ков. Сро­ки за­вер­ше­ния мар­ки­ро­в­ки остат­ков Мин­фин пред­ла­га­ет пе­ре­не­сти на год, но оче­вид­но, что это­го ма­ло. Но, глав­ное – а за­чем во­об­ще ну­ж­на эта мар­ки­ро­в­ка по ме­тал­лу, ­по­яви­лось ли по­ни­ма­ние, в ка­ких слу­ча­ях Да­та Мат­рикс ко­ды, на­не­сен­ные на би­р­ку из­де­лий, не устра­ня­ют риск не­за­кон­но­го обо­ро­та? Нет это­го по­ни­ма­ния, да и не­о­т­ку­да ему взять­ся – ни­кто же так и не про­вел НИОКР по опре­де­ле­нию не­об­хо­ди­мо­сти дуб­ли­ру­ю­щей би­р­ку не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ки из­де­лий­!

У­ди­ви­тель­но, но – факт: не­смо­т­ря на ка­жу­щу­ю­ся оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость го­су­дар­ства про­яв­лять за­бо­ту о раз­ви­тии ры­н­ка, по­вы­ше­нии про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, при внед­ре­нии не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ки ни один ФОИВ да­же не по­про­бо­вал оце­нить за­тра­ты биз­не­са на об­слу­жи­ва­ние тре­бо­ва­ний по ра­бо­те с дуб­ли­ру­ю­щей не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­кой юве­ли­р­ных из­де­лий­! Как буд­то эти за­тра­ты биз­не­са не име­ют зна­че­ния для го­су­дар­ства и ни­как не вли­я­ют на раз­ви­тие или, точ­нее, на «за­ги­ба­ние» от­рас­ли! Тем не ме­нее, не­по­сред­ствен­ная мар­ки­ро­в­ка нор­ма­тив­но вве­де­на не толь­ко для вновь про­из­ве­ден­ных юве­ли­р­ных из­де­лий, но и для из­де­лий из скла­д­ских остат­ков. Труд­но по­нять, как та­кое за­трат­ное для биз­не­са обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние мо­г­ло быть при­ня­то без оцен­ки го­су­дар­ствен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми эко­но­ми­че­ских по­след­ствий для от­рас­ли. При­чем не толь­ко за­трат­ное, но и о­чень со­м­ни­тель­но ле­ги­ти­м­ное - ведь еди­но­ж­ды все эти из­де­лия из остат­ков пу­тем их опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния в ин­с­пе­к­ци­ях го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра уже по­лу­ча­ли раз­ре­ше­ние го­су­дар­ства на роз­ни­ч­ную ре­а­ли­за­ци­ю!

Ле­ги­ти­м­ность и мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий во­об­ще ока­за­лись сла­бо со­в­ме­сти­мы. Не­ве­ро­ят­но, но пря­мых тре­бо­ва­ний по не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ке юве­ли­р­ных из­де­лий нет ни в од­ном за­ко­не Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Весь про­цесс за­пу­щен на ос­но­ва­нии по­сто­ян­но об­но­в­ля­е­мо­го под­за­кон­но­го ак­та - из­ве­ст­но­го По­ста­но­в­ле­ния №270 от 26 фев­ра­ля 2021 го­да. При­чем са­мо по­ня­тие "мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий" от­сут­ству­ет да­же в нем - оно рас­кры­то в до­ку­мен­те лишь тре­тье­го уро­в­ня - "Пра­ви­лах...", утвер­ж­ден­ных дан­ным по­ста­но­в­ле­ни­е­м! И ни­г­де не при­во­ди­лось эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ние, рас­че­ты пред­по­ла­га­е­мой эф­фек­тив­но­сти внед­ре­ния ГИИС ДМДК, не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий. Да их ни­кто и не вы­пол­нял, эти рас­че­ты.

С­пра­вед­ли­во­сти ра­ди не­об­хо­ди­мо за­ме­тить - в мае 2024 го­да Мин­фин Рос­сии оза­бо­ти­л­ся во­про­сом за­трат биз­не­са на мар­ки­ро­в­ку остат­ков юве­ли­р­ных из­де­лий. Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии при­ня­ла уча­стие в сбо­ре по­зи­ций биз­не­са в ча­сти оце­нок дан­ных за­трат. Ито­ги под­с­че­та за­трат на мар­ки­ро­в­ку остат­ков от не­ко­то­рых кру­п­ных участ­ни­ков ры­н­ка про­сто оше­ло­м­ля­ют: ес­ли мар­ки­ро­в­ка остат­ков юве­ли­р­ных из­де­лий бу­дет осу­ще­ств­лять­ся в ФПП пре­ж­ни­ми те­м­па­ми, то су­м­мар­ные за­тра­ты толь­ко од­ной из ко­м­па­ний ры­н­ка с уче­том за­трат, свя­за­н­ных с упла­той про­цен­тов по кре­ди­там и упу­щен­ной при­бы­лью по их оцен­ке со­ста­вят... бо­лее 450 млрд. руб­лей! Но да­же без уче­та сумм по упла­те про­цен­тов по кре­ди­там и упу­щен­ной при­бы­ли об­щий ре­зуль­тат для дан­ной ко­м­па­нии та­к­же не­у­те­ши­те­лен - бо­лее 18 млн. руб­лей.

И ра­ди че­го вся эта воз­ня со скла­д­ски­ми остат­ка­ми? Ге­не­раль­ный ди­рек­тор ООО «Алек­сан­д­рит» Сер­гей Ры­ба­ков об­ра­ща­ет вни­ма­ние на то, что до­ля из­де­лий в остат­ках – это ка­п­ля в мо­ре от об­ще­го ко­ли­че­ства не­мар­ки­ро­ван­ных юве­ли­р­ных из­де­лий, на­хо­дя­щих­ся се­го­д­ня в гра­ж­дан­ском обо­ро­те. И то вер­но – толь­ко за пе­ри­од с 1988 по 2021 го­ды про­би­р­ная па­ла­та за­клей­ми­ла 1190 тонн зо­ло­тых юве­ли­р­ных из­де­лий. Пусть от 5 до 10 про­цен­тов этих из­де­лий уже вы­шли тем или иным спо­со­бом из гра­ж­дан­ско­го обо­ро­та, но и в этом слу­чае бо­лее 1000 тонн не­мар­ки­ро­ван­ных юве­ли­р­ных из­де­лий на­хо­дят­ся се­го­д­ня в гра­ж­дан­ском обо­ро­те и мо­гут сво­бод­но ре­а­ли­зо­вы­вать­ся на­се­ле­ни­ем лю­бым пу­тем. В чем же то­г­да смысл со­з­да­вать не­ма­лые за­тра­ты биз­не­са и огро­м­ные про­б­ле­мы для ФПП, пы­та­ясь за­мар­ки­ро­вать око­ло де­ся­той ча­сти из­де­лий от это­го объ­е­ма, на­хо­дя­щих­ся се­го­д­ня в остат­ках в юве­ли­р­ной тор­го­в­ле?

По­лу­ча­ет­ся, что в­ме­сто сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия от­рас­ли, вме­сто пре­до­став­ле­ния биз­не­су воз­мо­ж­но­сти по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, "ци­ф­ро­ви­за­ци­я" юве­ли­р­ной от­рас­ли при­ве­ла к рез­ко­му (а точ­нее, к ка­та­стро­фи­че­ско­му) по­вы­ше­нию за­трат биз­не­са, и, как след­ствие, со­кра­ще­нию обо­ро­тов ры­н­ка в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии, т.е. в тон­нах го­то­вой про­дук­ции. Но об этом со­кра­ще­нии обо­ро­тов в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та не со­об­ща­ет, при­кры­ва­ясь пра­вом осо­бен­но­стей ис­пол­не­ния ан­ти­сан­к­ци­он­ной по­ли­ти­ки.

Ин­те­ре­сан­ты внед­ре­ния не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ки по­ни­ма­ют, что "по­треб­но­сть" го­су­дар­ства в столь за­трат­ных для биз­не­са обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ни­ях ну­ж­но чем-то обос­но­вы­вать. Имен­но по­это­му в ян­ва­ре – мар­те 2024 го­да в под­дер­ж­ку со­хра­не­ния нор­мы по не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ке юве­ли­р­ных из­де­лий, со­вер­шен­но не­о­жи­дан­но (с че­го бы вдруг?) в мно­го­чис­лен­ных рос­сий­ских СМИ воз­ник це­лый на­бор те­ле, ра­дио и пе­чат­ных вы­сту­п­ле­ний о яко­бы за­си­лии на ры­н­ке не­ле­галь­но­го обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий. С од­ним и тем же вы­во­дом – о ­не­об­хо­ди­мо­сти сроч­но­го «о­бе­ле­ния» юве­ли­р­но­го ры­н­ка. И в ка­ж­дом слу­чае по­яв­ле­ния та­ких ма­те­ри­а­лов свой ко­м­мен­та­рий да­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты. Во­прос "на­ез­да" СМИ на юве­ли­ров встал на­столь­ко остро, что Ас­со­ци­а­ция ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са (АМЮБ) по­да­ла иск о за­щи­те де­ло­вой ре­пу­та­ции в Мос­ко­в­ский ар­би­т­ра­ж­ный суд, от­вет­чик - ООО «МИЦ «Из­ве­стия». 10 июня 2024 г. со­сто­и­т­ся пе­р­вое за­се­да­ние су­да по это­му де­лу.

Но что та­кое «о­бе­ле­ние» ры­н­ка, в чем его суть и цен­но­сть, по­го­во­рим в про­дол­же­нии ста­тьи.

Вла­ди­мир Збой­ко­в

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->