Образ бриллианта эпохи новой холодной войны

Раздел: Драгоценные камни
28 ноября 2023 г.

Посмо­т­рим на край­не лю­бо­пы­т­ный гра­фик:

Си­няя кри­вая - во­ен­ные рас­хо­ды США по го­дам в дол­ла­рах (ле­вая ось ор­ди­нат). Зе­ле­ная кри­вая – до­ля во­ен­ных рас­хо­дов по го­дам в ВВП США в про­цен­тах (пра­вая ось ор­ди­нат). Дан­ные SIPRI Military Expenditure Database. (http://www.sipri.org/).

Ес­ли мы возь­мем ин­тер­вал с 2015 по 2022 го­ды – т.е. с мо­мен­та на­ча­ла рос­сий­ско-укра­ин­ско­го кон­фли­к­та к мо­мен­ту пе­ре­хо­да его в фа­зу вы­со­кой ин­тен­сив­но­сти, мы уви­дим рез­кий рост во­ен­ных рас­хо­дов США (чуть бо­лее 38%) при пра­к­ти­че­ски не­из­мен­ной до­ле этих рас­хо­дов в ВВП. Это сви­де­тель­ству­ет, во-­пе­р­вых, о том, что рост про­из­вод­ства «гра­ж­дан­ских» то­ва­ров и услуг, по край­ней ме­ре, не от­ста­вал от ро­ста во­ен­ных рас­хо­дов, а во-в­то­рых, что ре­аль­ные до­хо­ды ча­сти на­се­ле­ния, так или ина­че свя­за­н­но­го с во­ору­жен­ны­ми си­ла­ми и во­ен­но-­про­мы­ш­лен­ным ко­м­плек­сом, су­ще­ствен­но воз­рос­ли, по­сколь­ку рост во­ен­ных рас­хо­дов об­хо­ди­л­ся без со­кра­ще­ния со­ци­аль­ных про­грамм.

Аб­со­лют­ные ци­ф­ры уве­ли­че­ния до­хо­дов на­се­ле­ния США, свя­за­н­но­го с обо­рон­ны­ми про­гра­м­ма­ми, вы­чис­лить сло­ж­но, по­сколь­ку кру­п­ней­шие под­ряд­чи­ки Пен­та­го­на ти­па Lockheed Martin са­ми вы­сту­па­ют в ка­че­стве ге­не­раль­ных за­каз­чи­ков для де­сят­ков ко­м­па­ний, участ­ву­ю­щих в про­ек­ти­ро­ва­нии и про­из­вод­стве но­вей­ших си­стем во­ору­же­ний, а струк­ту­ра фи­нан­си­ро­ва­ния та­ких ко­о­пе­ра­ций яв­ля­ет­ся кон­фи­ден­ци­аль­ной ин­фор­ма­ци­ей. Кро­ме то­го, не­ко­то­рые рас­хо­ды фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ства фор­маль­но вы­хо­дят за ра­м­ки обо­рон­но­го бюд­же­та, хо­тя и яв­ля­ют­ся не­отъ­е­м­ле­мой ча­стью ре­ше­ний в об­ла­сти обо­рон­ной по­ли­ти­ки – на­при­мер, толь­ко в 2022 го­ду льго­ты и услу­ги ве­те­ра­нам обо­шлись в $274 млрд (дан­ные The Peter G. Peterson Foundation). Ско­рее все­го, в пе­р­вом при­б­ли­же­нии мо­ж­но утвер­ж­дать, что темп ро­ста рас­хо­дов на пе­р­со­нал, вклю­чая со­з­да­ние но­вых ра­бо­чих мест и по­вы­ше­ние за­р­плат, при­мер­но со­о­т­вет­ству­ет те­м­пу об­ще­го ро­ста рас­хо­дов на обо­рон­ные про­гра­м­мы. Так или ина­че, речь идет о со­т­нях ми­л­ли­ар­дов дол­ла­ров, уже по­лу­чен­ных в 2015 – 2022 го­дах во­ен­ны­ми, чи­но­в­ни­ка­ми, ме­недж­мен­том кор­по­ра­ций, на­уч­ны­ми и ин­же­нер­ны­ми ка­д­ра­ми и т.д., ко­то­рые участ­ву­ют в обо­рон­ных про­гра­м­мах. И с уче­том гео­по­ли­ти­че­ских ре­а­лий есть все ос­но­ва­ния по­ла­гать, что объ­ем та­ких вы­плат бу­дет воз­рас­тать, при­чем до­воль­но быст­ро.

По­хо­жая кар­ти­на - экс­по­нен­ци­аль­ный рост во­ен­ных рас­хо­дов при со­хра­не­нии (и да­же умень­ше­нии) до­ли этих рас­хо­дов в ВВП по дан­ным SIPRI на­б­лю­да­ет­ся не толь­ко в США, но та­к­же в Ки­тае, в Япо­нии, в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в Гер­ма­нии, во Фран­ции, в Из­ра­и­ле, в Ин­дии. Т.е. в боль­шин­стве стран, зна­чи­мых для бри­л­ли­ан­то­во­го ры­н­ка. В США и пе­ре­чис­лен­ных вы­ше стра­нах лю­ди, за­ни­ма­ю­щи­е­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным тру­дом в струк­ту­рах во­ен­но-­про­мы­ш­лен­но­го ко­м­плек­са, а та­к­же слу­жа­щие в си­ло­вых струк­ту­рах и под­раз­де­ле­ни­ях гос­а­п­па­ра­та, свя­за­н­ных с обо­рон­ны­ми за­да­ча­ми, по уро­в­ню до­хо­дов и об­ра­зо­ва­тель­но­му цен­зу впол­не мо­гут быть от­не­се­ны к сред­не­му клас­су – т.е. по­тен­ци­аль­но яв­ля­ют­ся по­ку­па­те­ля­ми на­и­бо­лее мас­со­вых ка­те­го­рий бри­л­ли­ан­то­вых укра­ше­ний. Та­ким об­ра­зом, на­б­лю­да­е­мое бур­ное раз­ви­тие обо­рон­ных про­грамм в стра­нах, рас­по­ла­га­ю­щих со­о­т­вет­ству­ю­щей тех­но­ло­ги­че­ской ба­зой, хо­ро­шо опла­чи­ва­е­мы­ми на­уч­ны­ми, ин­же­нер­ны­ми и ра­бо­чи­ми ка­д­ра­ми, уже при­ве­ло к рас­ши­ре­нию по­тен­ци­аль­ной по­ку­па­тель­ской ауди­то­рии и, ско­рее все­го, этот про­цесс бу­дет про­дол­жать­ся с уско­ре­ни­ем.

Есть мно­го ос­но­ва­ний по­ла­гать, что раз­ви­тие рос­сий­ско-укра­ин­ско­го кон­фли­к­та, по­ло­жив­ше­го на­ча­ло но­вой хо­лод­ной вой­не, бу­дет ре­а­ли­зо­ва­но по «ко­рей­ско­му сце­на­рию»: сто­ро­ны с уча­сти­ем по­сред­ни­ков за­фи­к­си­ру­ют status quo и при­сту­пят к мно­го­лет­ним пе­ре­го­во­рам на фо­не то обост­ря­ю­ще­го­ся, то за­ти­ха­ю­ще­го во­ору­жен­но­го про­ти­во­сто­я­ния. Не ли­ш­не на­по­м­нить, что ми­р­ный до­го­вор ме­ж­ду КНДР и Юж­ной Ко­ре­ей, фи­к­си­ру­ю­щий ре­зуль­тат вой­ны 1950 – 1953 го­дов не под­пи­сан до сих пор. «Ко­рей­ский сце­на­рий», на наш взгляд, яв­ля­ет­ся не столь­ко вы­ну­ж­ден­ным ре­зуль­та­том это­го кон­фли­к­та, сколь­ко его из­на­чаль­ным смыс­лом и це­лью, по­сколь­ку имен­но та­кое раз­ви­тие со­бы­тий слу­жит не­об­хо­ди­мым усло­ви­ем для раз­ви­тия во­ен­но-­про­мы­ш­лен­но­го ко­м­плек­са НАТО, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся под­лин­ным бе­не­фи­ци­а­ром кон­фли­к­та. «Ко­рей­ский сце­на­рий» поз­во­лит под­дер­жи­вать и ре­гу­ли­ро­вать об­раз угро­зы, ис­хо­дя­щей от но­во­яв­лен­ной «и­м­пе­рии зла» на про­тя­же­нии все­го цик­ла со­з­да­ния во­ору­же­ний но­во­го по­ко­ле­ния (т.е. в те­че­ние 2 - 3 де­ся­ти­ле­тий) и обос­но­вы­вать по­лу­че­ние со­о­т­вет­ству­ю­ще­го фи­нан­си­ро­ва­ния. Итак, по­боч­ным эф­фек­том уско­ря­ю­ще­го­ся фи­нан­си­ро­ва­ния обо­рон­ных про­грамм в стра­нах НАТО яв­ля­ет­ся дол­го­сроч­ный рост пла­те­же­с­по­соб­ной ауди­то­рии, ко­то­рая мо­жет рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­стве по­тен­ци­аль­но­го кли­ен­та бри­л­ли­ан­то­во­го ры­н­ка. Оче­вид­но, что та­кая ауди­то­рия об­ла­да­ет ря­дом спе­ци­фи­че­ских черт, ко­то­рые в су­ще­ству­ю­щем ви­до­вом мар­ке­тин­ге на­ту­раль­ных бри­л­ли­ан­тов не ак­ту­а­ли­зи­ро­ва­ны.

Ин­фор­ма­ци­он­ным мей­н­стри­мом се­го­д­ня­ш­не­го дня яв­ля­ют­ся во­ору­жен­ные кон­фли­к­ты и свя­за­н­ные с ни­ми яв­ле­ния во всех об­ла­стях со­ци­у­ма – в по­ли­ти­ке, эко­но­ми­ке, куль­ту­ре. Это глав­ная те­ма но­во­стей, она при­сут­ству­ет в лю­бом дис­кур­се, она так или ина­че за­тра­ги­ва­ет ми­л­ли­о­ны лю­дей, она ста­ла по­сто­ян­ным фо­ном, ре­аль­но­стью, от ко­то­рой ни­ку­да не уй­ти. Она уже глу­бо­ко про­ни­к­ла и в ал­маз­ный ры­нок – до­ста­точ­но вспо­м­нить кло­у­на­ду на по­след­нем пле­нар­ном за­се­да­нии Ки­м­бер­лий­ско­го про­цес­са. И толь­ко в ви­до­вом мар­ке­тин­ге бри­л­ли­ан­тов она от­сут­ству­ет – здесь по-­пре­ж­не­му тру­дят­ся счаст­ли­вые лю­ди с ши­ро­ко за­кры­ты­ми гла­за­ми. Уже мно­го ме­ся­цев ры­нок при­род­ных бри­л­ли­ан­тов от­кро­вен­но ста­г­ни­ру­ет: на­б­лю­да­ет­ся и па­де­ние цен в мас­со­вых се­г­мен­тах, и уве­ли­че­ние скла­д­ских за­па­сов, и от­ме­на про­даж кру­п­ней­ши­ми про­из­во­ди­те­ля­ми сы­рья, и от­кро­вен­ная кан­ни­ба­ли­за­ция со сто­ро­ны LGD. Все эти не­га­тив­ные яв­ле­ния не­раз­ры­в­но свя­за­ны с фи­а­ско в об­ла­сти ви­до­во­го мар­ке­тин­га: ни NDC, ни мар­ке­то­ло­ги юве­ли­р­ных ко­м­па­ний не смо­г­ли пред­ло­жить про­ры­в­ных ре­ше­ний.

Бо­лее то­го, се­го­д­ня мар­ке­тинг при­род­ных бри­л­ли­ан­тов окон­ча­тель­но за­ве­ден в ту­пик не­раз­ре­ши­мым на пе­р­вый взгляд па­ра­до­к­сом: ка­ж­дый тре­тий до­бы­ва­е­мый на пла­не­те ал­маз объ­яв­лен в стра­нах G7 и ЕС «кро­ва­вым» и «не­эти­ч­ным», а со сто­ро­ны мар­ке­то­ло­гов про­дол­жа­ет до­но­сить­ся уны­лое бор­мо­та­ние о «до­ве­рии по­тре­би­те­ля к бри­л­ли­ан­там» и о том, что «бри­л­ли­ан­ты тво­рят доб­ро». Та­кой дис­со­нанс чре­ват глу­бо­кой по­те­рей ин­те­ре­са к это­му про­дук­ту. Бри­л­ли­ант сам по се­бе не име­ет им­ма­нен­т­ной цен­но­сти и по­тре­би­те­ля не­об­хо­ди­мо по­сто­ян­но убе­ж­дать, что бри­л­ли­ант ему не­об­хо­дим. Ес­ли уси­лия в этом на­прав­ле­нии не­до­ста­точ­ны или оши­боч­ны – ры­нок чув­ству­ет се­бя сквер­но. Но по­тре­би­тель-то ме­ня­ет­ся, ме­ня­ют­ся мо­да, взгля­ды, цен­но­сти, со­дер­жа­ние ин­фор­ма­ци­он­ных по­то­ков и спо­со­бы их фор­ми­ро­ва­ния. Что­бы бри­л­ли­ант оста­вал­ся «веч­ным», его ин­фор­ма­ци­он­ная обо­лоч­ка, его об­раз дол­ж­ны из­ме­нять­ся, они дол­ж­ны со­о­т­вет­ство­вать ми­ро­вос­при­я­тию но­вых по­тре­би­тель­ских ауди­то­рий.

Воз­мо­ж­ное ре­ше­ние ле­жит на по­верх­но­сти: но­вый се­г­мент сред­не­го клас­са, по­ро­ж­ден­ный но­вой хо­лод­ной вой­ной и мо­ти­ва­ци­он­но свя­за­н­ный с во­ен­ны­ми про­гра­м­ма­ми, и «не­эти­ч­ные», «кро­ва­вые», «military» бри­л­ли­ан­ты, та­к­же по­ро­ж­ден­ные но­вой хо­лод­ной вой­ной, дол­ж­ны най­ти друг дру­га. Для это­го «за­пре­щен­ные» бри­л­ли­ан­ты дол­ж­ны по­лу­чить но­вый об­раз, но­вую ин­фор­ма­ци­он­ную обо­лоч­ку, вы­стро­ен­ную на са­мых дра­ма­ти­ч­ных эпи­зо­дах бри­л­ли­ан­то­во­го ры­н­ка, бла­го та­ких бо­лее чем до­ста­точ­но. Не­со­м­нен­но, по­ли­ти­че­ское ре­ше­ние G7 и ЕС о се­гре­га­ции рос­сий­ских ал­ма­зов и бри­л­ли­ан­тов при­ве­дет к раз­ру­ше­нию ре­гу­ли­ру­ю­щих от­рас­ле­вых ин­сти­ту­тов, ха­о­ти­за­ции ры­н­ков и обостре­нию кон­ку­рен­ции. Ну что же, в та­кой си­ту­а­ции ма­к­си­ма à la guerre comme à la guerre при­об­ре­та­ет впол­не от­чет­ли­вый бри­л­ли­ан­то­вый блеск.

Сер­гей Го­ря­и­нов для Rough&Polished


[ rough-polished.expert ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->