Почему бы в сфере ДМДК не ослабить вожжи?

Раздел: Гильдия Ювелиров России
31 октября 2023 г.

Под­за­кон­ные ак­ты – стра­ш­ная ве­щь. Они за пред­при­ни­ма­те­ля ре­ша­ют, как ему ве­сти свой биз­нес. В са­мых мел­ких де­та­лях ре­ша­ют, во всех ме­ло­чах. За­кон в сфе­ре ДМДК у нас один, а под­за­кон­ных ак­тов - со­т­ни. По су­ти, при­ни­ма­е­мые в глу­би­нах ве­до­м­ст, эти под­за­кон­ные ак­ты срод­не по­ня­ти­ям. По­ня­ти­ям от­рас­ле­вых ре­гу­ля­то­ра и кон­троль­но-­на­д­зор­но­го ор­га­на о том, как и что дол­ж­но быть, из­ло­жен­ным в мно­го­чис­лен­ных под­за­кон­ных ак­тах. Их ве­ли­кое мно­же­ство, и они все вре­мя пло­дят­ся. К это­му все при­вы­к­ли, но это не­сет боль­шой вред, т.к. ре­гу­ля­тор, вме­ши­ва­ясь в хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность субъ­ек­тов ры­н­ка с част­ной соб­ствен­но­стью, «при­че­сы­вая» их под еди­ный для осу­ще­ств­ле­ния кон­тро­ля стан­дарт, тем са­мым не поз­во­ля­ет оп­ти­ми­зи­ро­вать хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность пред­при­я­тий для до­сти­же­ния ма­к­си­маль­ной эф­фек­тив­но­сти. Той са­мой эф­фек­тив­но­сти, о не­об­хо­ди­мо­сти до­сти­же­ния ко­то­рой го­во­рил на не­дав­них пар­ла­мен­т­ских слу­ша­ни­ях в Го­с­ду­ме Пер­вый ви­це-­пре­мьер Ан­д­рей Бе­ло­у­сов. О ка­ком по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти хо­зяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та мо­жет ид­ти речь, ес­ли для его биз­не­са все вре­мя рас­тет ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка?

Мы да­же не за­ме­ча­ем ис­ка­жен­но­го тол­ко­ва­ния рус­ско­го язы­ка: ес­ли чи­тать КоАП и УК РФ, то там ак­тив­но при­ме­ня­ет­ся тер­мин «не­за­кон­ное», т.е. дей­ствие в на­ру­ше­ние за­ко­на, но в на­шей сфе­ре под­ра­зу­ме­ва­ет­ся – в на­ру­ше­ние за­ко­на и под­за­кон­ных ак­тов всех уро­в­ней. Го­су­дар­ство в сфе­ре ДМДК все де­та­ли­зи­ро­ва­ло до ме­ло­чей­!

Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» не­од­но­крат­но пы­та­лась при­зы­вать ре­гу­ля­тор чет­ко раз­гра­ни­чить – что имен­но в сфе­ре ДМДК яв­ля­ет­ся ре­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ства, а что – на­хо­ди­т­ся лишь в ин­те­ре­сах раз­ви­тия от­рас­ле­во­го ве­до­м­ства. Ни в Мин­фи­не, ни в Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­те нет штат­ных ге­м­мо­ло­гов, ма­те­ри­а­ло­ве­дов, ли­тей­щи­ков, шта­м­по­в­щи­ков и про­чих спе­ци­а­ли­стов, за­ня­тых на пред­при­я­ти­ях сфе­ры ДМДК. В этих ве­до­м­ствах ра­бо­та­ют пре­и­му­ще­ствен­но юри­сты. Но как же то­г­да раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в них от­рас­ле­вые нор­мы, ча­сто яв­ля­ю­щи­е­ся фа­к­ти­че­ски тех­но­ло­ги­че­ски­ми ре­ше­ни­я­ми?

Мо­ж­но пред­ви­деть воз­ра­же­ния ре­гу­ля­то­ра и кон­тро­ле­ра – есть там та­кие спе­ци­а­ли­сты. Хо­ро­шо, пусть есть. Но мы же по­ни­ма­ем, что на­и­луч­ший ре­зуль­тат ро­ж­да­ет­ся в ра­м­ках кон­ку­рен­ции, в том чис­ле – и кон­ку­рен­ции идей, под­хо­дов. Так есть ли уве­рен­но­сть, что в нед­рах рас­смат­ри­ва­е­мых ве­домств тру­дят­ся са­мые кре­а­тив­ные и та­лан­т­ли­вые ко­м­мер­сан­ты, управ­лен­цы про­из­вод­ства­ми и ин­же­не­ры? И что их ре­ше­ния – луч­шие?

Се­год­ня стра­не ну­ж­но как мо­ж­но боль­ше на­ло­гов. Из­ве­ст­но, что на­ло­го­вую мас­су мо­ж­но уве­ли­чи­вать дву­мя спо­со­ба­ми – ро­стом на­ло­го­вой на­груз­ки на име­ю­щий­ся биз­нес или со­з­да­ни­ем усло­вий, при ко­то­рых бу­дет рас­ти на­ло­го­об­ла­га­е­мая мас­са участ­ни­ков ры­н­ка. Та­кая уж у нас мен­таль­но­сть, что мы не ве­рим в доб­ро­по­ря­доч­ность биз­не­са. Биз­нес пла­тит го­су­дар­ству толь­ко «из-­под пал­ки». Луч­шие ин­стру­мен­ты здесь – за­пре­ты, огра­ни­че­ния и са­мый же­ст­кий кон­троль. Так что зло­по­луч­ный 47-ФЗ – ло­ги­ч­ный для на­ше­го ми­ро­воз­зре­ния до­ку­мен­т… С по­зи­ции ве­до­м­ствен­ной ло­ги­ки.

Мы уже при­вы­к­ли к то­му, что ес­ли что-то в сфе­ре ДМДК и раз­ре­ша­ет­ся, то толь­ко по­то­му, что от та­ко­го раз­ре­ше­ния ни­че­го не из­ме­ни­т­ся или ра­бо­тать та­кое раз­ре­ше­ние ре­аль­но не бу­дет. При­ме­ров то­му мно­же­ство. На­при­мер, раз­ре­ше­ние не ста­вить про­би­р­ное клей­мо на юве­ли­р­ные из­де­лия, на­прав­ля­е­мые на экс­порт, но – при усло­вии про­став­ле­ния на них DM‑­ко­да. Ко­г­да по­сту­пи­ло пред­ло­же­ние не де­лать ни­ка­ких от­ме­тин на экс­пор­ти­ру­е­мые юве­ли­р­ные из­де­лия (сан­к­ции же, их да­же дру­же­ствен­ные пар­т­не­ры бо­ят­ся), вклю­чи­лась ма­лень­кая хи­т­рость – хо­ро­шо, за­ме­ним рос­сий­ское го­су­дар­ствен­ное про­би­р­ное клей­мо на ин­фор­ма­ци­он­ную мар­ки­ро­в­ку рос­сий­ско­го «Гоз­на­ка». Вот толь­ко по­яс­нить суть этой мар­ки­ро­в­ки бы­ло уже не­ко­г­да…

А как изя­щ­но ре­ши­ли во­прос с раз­ре­ше­ни­ем роз­ни­ч­ной про­да­жи «дру­гих» из­де­лий из се­реб­ра без по­ста­но­в­ки на спе­цу­чет и при­ме­не­ния ГИИС ДМДК – про­пи­са­ли та­кую воз­мо­ж­ность толь­ко для «тор­го­вых се­тей»! Ти­па «АШАН», или «Х5 ри­тейл групп» то­же бу­дет мо­ж­но? Как ре­ше­ния бу­дут при­ни­мать­ся – по раз­ме­ру этих тор­го­вых се­тей или еще по ка­ким па­ра­мет­рам? А вот ма­га­зин­чи­кам ма­лень­ким – им по-­пре­ж­не­му че­рез ГИИС раз­ре­ше­но бу­дет из­де­ли­я­ми из се­реб­ра тор­го­вать, толь­ко че­рез ГИИС…

Мы по­ни­ма­ем, что мне­ние «на са­мом верху» фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ва­нии той ин­фор­ма­ции, ко­то­рая по­да­ет­ся «на­верх» от упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на. В кри­зис­ный пе­ри­од нет вре­ме­ни на пе­ре­про­вер­ку – раз рас­ска­за­ли, как об­сто­ят де­ла, зна­чит, так они и об­сто­ят. Но вот чи­та­ем «Рос­сий­скую га­зе­ту» (https://rg.ru/2023/10/24/v-gosdume-rasskazali-o-posledstviiah-izmeneniia-markirovki-iuvelirnyh-izdelij.html), ин­тер­вью од­но­го из де­пу­та­тов Го­с­ду­мы о си­ту­а­ции на рос­сий­ском юве­ли­р­ном ры­н­ке: «Е­же­год­но не­ле­галь­ный обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий на оте­че­ствен­ном ры­н­ке со­став­ля­ет по­ряд­ка 50 млрд руб­лей в год. Вве­де­ние но­вых клейм, ко­то­рые бу­дут сло­ж­нее под­де­лать, поз­во­лит сни­зить объ­ем кон­тра­фа­к­т­ной про­дук­ции на ры­н­ке». Не­у­же­ли прав­да, по­ряд­ка 17% юве­ли­р­ных из­де­лий на на­шем ры­н­ке – кон­тра­фа­к­т­ные?

Да нет, уве­ря­ет дру­гой де­пу­тат Го­с­ду­мы, го­раз­до боль­ше у нас на ры­н­ке не­ле­галь­ной юве­ли­р­ной про­дук­ции. «А то по­ка, по оцен­кам ми­ни­стер­ства фи­нан­сов, ле­галь­ный обо­рот в этой ин­ду­стрии со­став­ля­ет при­мер­но 6 ми­л­ли­ар­дов руб­лей в год, а не­ле­галь­ный -–­по­ряд­ка 50, в не­сколь­ко раз боль­ше». Ого! Ока­зы­ва­ет­ся, не­ле­галь­ный обо­рот со­став­ля­ет не 17% от ле­галь­но­го, а в 8,3 ра­за боль­ше ле­галь­но­го!

Ну как по­с­ле та­ких за­яв­ле­ний не оза­бо­тить­ся го­су­дар­ству уже­сто­че­ни­ем кон­тро­ля? Юве­ли­ры же жу­ли­ки все, за ни­ми глаз да глаз ну­жен… Так что же, на ос­но­ве вот та­кой «ин­фор­ма­ции» и при­ни­ма­ют­ся от­рас­ле­вым ре­гу­ля­то­ром управ­лен­че­ские ре­ше­ния? Ин­те­рес­но, ссы­л­ка де­пу­та­та на Мин­фин Рос­сии не вы­з­ва­ла у ре­гу­ля­то­ра же­ла­ния за­ста­вить га­зе­ту опуб­ли­ко­вать опро­вер­же­ние?

В­про­чем, за­чем – в той же ста­тье де­пу­тат уточ­ня­ет глав­ную цель вве­де­ния мар­ки­ро­в­ки: «Вве­де­ние но­вых клейм мо­жет стать сти­му­лом внед­ре­ния но­вых сбо­ров или уве­ли­че­ния сто­и­мо­сти мар­ки­ро­в­ки. Та­ким об­ра­зом, го­су­дар­ство при­в­ле­чет в бюд­жет до­пол­ни­тель­ные сред­ства, ко­то­рые мо­гут быть на­прав­ле­ны на раз­ви­тие от­рас­ли или ре­ше­ние дру­гих со­ци­аль­ных за­дач». А, те­перь по­нят­но: мар­ки­ро­в­ка – это про­сто по­вод для при­в­ле­че­ния в бюд­жет до­пол­ни­тель­ных сред­ств. О чем бы ни го­во­ри­ли, все рав­но все­г­да речь идет о день­гах.

То­г­да и все про­чие управ­лен­че­ские ме­ры вы­г­ля­дят ло­ги­ч­но. На­при­мер, кри­те­рии от­не­се­ния объ­ек­тов фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра к опре­де­лен­ной ка­те­го­рии риска. Очень объ­е­м­ный до­ку­мент. Как в шко­ле на ЕГЭ, балль­ная си­сте­ма. Толь­ко на­о­бо­рот: на­бе­решь из­бы­ток бал­лов – при­дет к те­бе вне­пла­но­вая про­вер­ка, штра­фом на­ка­жут. Опять же, при­в­ле­че­ния в бюд­жет до­пол­ни­тель­ных сред­ств. Вот толь­ко не за­ко­ном вве­де­ны эти нор­мы – вся кон­кре­ти­ка до­ку­мен­та раз­ме­ще­на в При­ло­же­нии № 1 к «По­ло­же­нию о фе­де­раль­ном го­су­дар­ствен­ном про­би­р­ном на­д­зо­ре», утвер­ж­ден­ном, в свою оче­редь, По­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 25 июня 2021 г. № 1015 «О фе­де­раль­ном го­су­дар­ствен­ном про­би­р­ном на­д­зо­ре». С по­сто­ян­ным вне­се­ни­ем до­пол­не­ний. Т.е. вся сфе­ра ДМДК дол­ж­на со­б­лю­дать под­за­кон­ный нор­ма­тив­ный акт 4-­го уро­в­ня. И не­со­б­лю­де­ния это­го ак­та на­ка­зы­ва­ют­ся по­вы­ше­ни­ем уро­в­ня риска, по­сле­ду­ю­щи­ми про­вер­ка­ми и на­вер­ня­ка – штра­фа­ми. Ин­те­рес­но, ка­кой при­ток средств в бюд­жет обес­пе­чи­ва­ет этот до­ку­мент? И ка­кую поль­зу при­но­сит он фа­к­ти­че­ско­му раз­ви­тию сфе­ры ДМДК в Рос­сии, на­сколь­ко по­вы­ша­ет эф­фек­тив­ность хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти субъ­ек­тов, спо­соб­ству­ет ро­сту про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да?

А о ка­ких ри­с­ках идет речь в до­ку­мен­те? Лю­бо­пы­т­но, что в очень объ­е­ми­стом до­ку­мен­те это­му во­про­су по­свя­ще­на од­на стро­ка – «7. Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та осу­ще­ств­ля­ет фе­де­раль­ный го­су­дар­ствен­ный про­би­р­ный на­д­зор с при­ме­не­ни­ем кри­те­ри­ев от­не­се­ния объ­ек­тов на­д­зо­ра к ка­те­го­ри­ям ри­с­ка при­чи­не­ния вре­да (у­щер­ба)». Ока­зы­ва­ет­ся, это ри­с­ки при­чи­не­ния вре­да (у­щер­ба). Ко­му? Ка­ко­го вре­да? Разъ­яс­не­ния нет. Как буд­то речь идет не об обо­ро­те без­о­бид­ных юве­ли­р­ных из­де­лий, а об обо­ро­те оче­вид­но опас­ных для об­ще­ства нар­ко­ти­ков или ору­жия.

Ве­ро­ят­но, име­ют­ся в ви­ду ри­с­ки не­до­и­мок на­ло­гов у ле­галь­ных участ­ни­ков ры­н­ка (не­ле­галь­ные на­ло­гов не пла­тят во­в­се). Не­до­и­м­ки – это пло­хо го­су­дар­ству, но, ко­г­да ле­галь­но ста­но­ви­т­ся ра­бо­тать нев­мо­го­ту, по­яв­ля­ют­ся дру­гие ри­с­ки – пе­ре­хо­да ча­сти иг­ро­ков на не­ле­галь­ный ры­нок. Ко­неч­но, этот не­ле­галь­ный обо­рот не столь ве­лик, как за­яв­ля­ют де­пу­та­ты, но он есть. Где оби­та­ют та­кие не­ле­га­лы, зна­ют все – и ре­гу­ля­тор, и участ­ни­ки ры­н­ка, и по­ку­па­те­ли не­ле­галь­ной про­дук­ции. Но к ним ни­ка­кие ри­с­ки ФПП не при­ме­ни­мы – ведь они «к­ли­ен­ты» не ФПП, а МВД и ФСБ.

И, как ни стран­но, ре­аль­ный риск не­сет сво­бод­ная про­да­жа сли­т­ков зо­ло­та и бри­л­ли­ан­тов фи­зи­че­ским ли­цам без НДС. Раз­ни­цу ме­ж­ду объ­е­мом фа­к­ти­че­ских про­даж зо­ло­та без НДС фи­зи­че­ским ли­цам и скро­м­ным по­тен­ци­а­лом гра­ж­дан по­ку­пать дра­го­цен­ный ме­талл у нас лу­ка­во на­з­ва­ли «фор­мой экс­пор­та фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми». Вот толь­ко ку­да и для че­го это зо­ло­то без НДС экс­пор­ти­ру­ет­ся на част­ных биз­нес-д­же­тах, ни­ко­му не ве­до­мо.

И еще. В Рос­сии очень ост­ро не хва­та­ет се­го­д­ня ра­бо­чих рук. Ка­д­ро­вый го­лод по­всю­ду. А сколь­ко че­ло­век до­пол­ни­тель­но тре­бу­ет­ся при­влечь для об­слу­жи­ва­ния ГИИС ДМДК? А для кон­тро­ля за со­б­лю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний кри­те­ри­ев по ри­с­кам? Для все­го осталь­но­го? И ведь еще для кон­тро­ля за со­б­лю­де­ни­ем всех тре­бо­ва­ний штат кон­тро­ле­ров то­же ну­жен.

Мы очень да­ле­ки от мыс­ли, что есть ре­аль­ная воз­мо­ж­ность убе­дить ре­гу­ля­то­ра и кон­тро­ле­ра «о­сла­бить во­ж­жи». Ко­неч­но, как и по­ло­же­но, об­ще­ствен­ная от­рас­ле­вая ор­га­ни­за­ция «Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» бу­дет за это бо­роть­ся. Но не­про­стое вре­мя тре­бу­ет рас­ши­ре­ния и углуб­ле­ния ди­а­ло­га биз­не­са с ре­гу­ля­то­ром и кон­тро­ле­ром.

Мы вы­со­ко це­ним воз­мо­ж­ность на­пря­мую об­су­ж­дать «го­ря­чие во­про­сы» с Ди­рек­то­ром Де­пар­та­мен­та го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли ДМДК Мин­фи­на Рос­сии Юли­ей Гон­ча­рен­ко, ви­дим вни­ма­ние к от­рас­ли Ру­ко­во­ди­те­ля Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты Юрия Зу­ба­ре­ва, ре­гу­ляр­но ли­ч­но про­во­дя­ще­го ве­би­на­ры. Но это­го се­го­д­ня уже не­до­ста­точ­но. Да, Ас­со­ци­а­ция име­ет воз­мо­ж­ность в ра­м­ках про­ве­де­ния ОРВ и на Ра­бо­чей груп­пе ДМДК вы­ска­зы­вать свою по­зи­цию по уже под­го­то­в­лен­ным в Мин­фи­не до­ку­мен­там. А ну­ж­но – что­бы бы­ла воз­мо­ж­ность об­су­ж­де­ния этих до­ку­мен­тов за­ра­нее, до их по­ме­ще­ния на ОРВ. Что­бы бы­ла воз­мо­ж­ность у биз­не­са и его от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций спо­рить и до­ка­зы­вать свою точ­ку зре­ния на са­мом на­чаль­ном эта­пе под­го­то­в­ки НПА. Это со­в­сем не то же са­мое, что участ­во­вать в ве­би­на­рах, вы­г­ля­дя­щих как урок в шко­ле, где учи­тель, пусть и в доб­ро­же­ла­тель­ной фор­ме, но толь­ко учит, не спра­ши­вая точ­ки зре­ния уче­ни­ков.

Уве­ре­ны – та­кая от­кры­тость под­го­то­в­ки от­рас­ле­вых до­ку­мен­тов по­ш­ла бы всем на поль­зу!

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->