Какими видятся задачи Гильдии ювелиров России?

Раздел: Гильдия Ювелиров России
05 июня 2023 г.

Ес­ли бы за­ко­но­да­тель­ное по­ле от­рас­ли бы­ло бы бла­го­при­ят­ным и не­зы­б­ле­мым в те­че­ние де­ся­ти­ле­тий, роль от­рас­ле­вой ор­га­ни­за­ции за­клю­ча­лась бы в том, что­бы по­мо­гать сво­им чле­нам про­дви­гать на внут­рен­нем и вне­ш­нем ры­н­ках свою то­вар­ную про­дук­цию, ока­зы­вать ин­фор­ма­ци­он­ную по­мощь в со­вер­шен­ство­ва­нии тех­но­ло­гий, за­ни­мать­ся по­пу­ля­ри­за­ци­ей про­дук­ции из ДМДК как то­вар­ной груп­пы и так да­лее. Но нор­мо­твор­че­ство в сфе­ре ДМДК бьет клю­чом, и ну­жен «глаз да глаз», что­бы успе­вать вы­ра­жать по­зи­цию по ка­ж­до­му при­ни­ма­е­мо­му ре­гу­ля­то­ром но­во­му ак­ту. Да и в це­лом, вне­ш­ний фон в стра­не очень не­с­по­кой­ный: со­бы­тия, вле­ку­щие из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке, про­ис­хо­дят чуть ли не еже­д­нев­но. От­сю­да це­ли и за­да­чи от­рас­ле­вой об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции ока­зы­ва­ют­ся в кор­не ины­ми.

Что се­го­д­ня сто­ит во гла­ве ин­те­ре­сов Гиль­дии? Ана­лиз но­велл нор­ма­тив­но - пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дан­ной сфе­ры, вы­ра­бо­т­ка за­ме­ча­ний и пред­ло­же­ний к ним, их даль­ней­шее от­ста­и­ва­ние в го­сор­га­нах. Про­яв­ле­ние ини­ци­а­тив на пе­ре­смотр тех норм, ко­то­рые силь­но ме­ша­ют ра­бо­те от­рас­ли.

В Рос­сии су­ще­ству­ет же­ст­кое про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду част­ным ха­ра­к­те­ром соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы, дра­го­цен­ные ка­м­ни, из­де­лия из них и же­ст­ким ре­жи­мом стро­го­го го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на ры­н­ке ДМДК. Бе­з­усло­в­но, го­су­дар­ство дол­ж­но кон­тро­ли­ро­вать до­бы­чу ДМ и ДК, т.к. нед­ра и что в них за­ле­га­ет яв­ля­ют­ся соб­ствен­но­стью го­су­дар­ства. Но до­бы­тые дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни – это уже част­ная соб­ствен­ность их до­бы­т­чи­ка. В то же вре­мя, все участ­ни­ки ры­н­ка, от до­бы­чи до роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции го­то­вых из­де­лий, вы­ну­ж­де­ны ра­бо­тать у нас под бди­тель­ным оком и по указ­ке го­су­дар­ства.

В 1998 го­ду был при­нят наш ос­но­в­ной за­кон 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». Сколь­ко то­г­да бы­ло на­дежд на то, что «те­перь в Рос­сии с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми бу­дет все мо­ж­но»! Но вы­шло ина­че – с ка­ж­дой но­вой ре­да­к­ци­ей этот за­кон ес­ли и дви­гал­ся на один шаг впе­ред по пу­ти ли­бе­ра­ли­за­ции, то на два ша­га ухо­дил в сто­ро­ну уже­сто­че­ния кон­тро­ля. До из­ве­ст­ных со­бы­тий (при­ня­тие 47-ФЗ) на­шу от­расль хо­тя бы ни­как не уще­м­ля­ли в ча­сти по­ряд­ка на­ло­го­об­ло­же­ния ее участ­ни­ков. По­это­му ва­ж­ней­шим не­га­тив­ным со­бы­ти­ем юве­ли­р­ной от­рас­ли стал всту­пив­ший в си­лу за­прет юве­ли­рам (про­из­вод­ству и тор­го­в­ле) на при­ме­не­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов.

В кон­тек­сте на­ло­го­во­го во­про­са по­смо­т­рим на вне­ш­ний фон, т.е. вне­ш­ние (по от­но­ше­нию к юве­ли­р­ной от­рас­ли) фа­к­то­ры. Не­дру­же­ствен­ные стра­ны все уси­ли­ва­ют сан­к­ци­он­ное дав­ле­ние. Уси­ле­ние обо­рон­но­го по­тен­ци­а­ла стра­ны тре­бу­ет очень боль­ших до­пол­ни­тель­ных за­трат, за ко­то­ры­ми до­хо­ды бюд­же­та не все­г­да успе­ва­ют по­с­пе­вать. 10 мая се­го го­да Мин­фин Рос­сии со­об­щил, что за, за пе­р­вые че­ты­ре ме­ся­ца 2023 го­да до­хо­ды фе­де­раль­но­го бюд­же­та сни­зи­лись на 22% по срав­не­нию с тем же пе­ри­о­дом 2022 го­да, а рас­хо­ды вы­рос­ли на 26%. Де­фи­цит, та­ким об­ра­зом, до­стиг 3,42 трлн руб­лей, что боль­ше пла­на на весь год (2,9 трлн руб­лей).

На­вер­ное, ис­хо­дя из этих цифр, лю­бой пред­при­ни­ма­тель по­ни­ма­ет – власть бу­дет ис­кать пу­ти на­ра­щи­ва­ния до­хо­дов в бюд­жет. От­сю­да нет смыс­ла об­су­ж­дать, на­сколь­ко се­рьез­ной оши­б­кой бы­ло при­ня­тие в про­ш­лом го­ду за­ко­на 47-ФЗ. Тем бо­лее, что це­лью при­ня­тия это­го за­ко­на бы­ла объ­яв­ле­на бла­гая за­ду­м­ка — за­ме­стить дра­го­цен­ным ме­тал­лом дол­ла­ры и ев­ро в ку­бы­ш­ках на­ших гра­ж­дан. И да­же ес­ли по ис­те­че­нию ка­ко­го-то ко­ли­че­ства на­ло­го­вых пе­ри­о­дов ре­гу­ля­тор при­дет к вы­во­ду, что при­ня­тие это­го за­ко­на бы­ло оши­боч­ным, а по­став­лен­ные за­ко­ном 47-ФЗ це­ли до­сти­г­ну­ты не бы­ли, то ка­ять­ся и воз­вра­щать все «как бы­ло» ни­кто все рав­но не бу­дет точ­но. Да­же под дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны юве­ли­р­но­го биз­не­са.

У лю­бо­го ре­гу­ля­тор­но­го ре­ше­ния мо­ж­но най­ти вы­го­до­при­об­ре­та­те­лей. В слу­чае с за­пре­том спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов ма­лым юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям вы­го­до­при­об­ре­та­те­ли сра­зу ока­за­лись на ви­ду – это ко­м­па­нии кру­п­ные. Во­прос спор­ный – че­го боль­ше при­шло им от это­го, вре­да или поль­зы, по­ка­жет вре­мя. Од­на­ко точ­но мо­ж­но ска­зать, что ни­ка­кие кру­п­ные пред­при­я­тия не смо­г­ли бы про­лоб­би­ро­вать по­доб­ное ре­ше­ние, ес­ли бы на то не бы­ла во­ля го­су­дар­ства в ли­це от­рас­ле­во­го ре­гу­ля­то­ра, пра­ви­тель­ства. Не ну­ж­но про­яв­лять дет­скую на­ив­но­сть, по­ла­гая, что кто-то ко­го-то в чем-то об­ма­нул. Но не ну­ж­но и дру­гой край­но­сти – утвер­ж­дать, что юве­ли­р­ную от­расль го­су­дар­ство ре­ши­ло уни­что­жить: про­сто го­су­дар­ству ну­ж­ны день­ги, и ис­кать их в обо­ро­те дра­го­цен­но­стей – вро­де бы не­п­ло­хая идея. Дру­гое де­ло – уда­ст­ся ли най­ти…

По по­во­ду по­лу­чен­ной «вы­го­ды» кру­п­ных юве­ли­р­ных ко­м­па­ний. Не­ко­то­рые из ма­лых участ­ни­ков ры­н­ка за­кры­ли свои пред­при­я­тия, часть пе­ре­нес­ла биз­нес в дру­гие стра­ны, а ряд ушли в тень. И эта са­мая «тень» — глав­ная се­го­д­ня го­ло­в­ная боль и угро­за тем, кто на ры­н­ке остал­ся – ведь те­не­вые участ­ни­ки ры­н­ка спо­соб­ны на зна­чи­тель­ный це­но­вой де­м­пинг, вос­тре­бо­ван­ный се­го­д­ня по­ку­па­те­ля­ми на фо­не сни­же­ния ре­аль­ных до­хо­дов. И ма­лым, и кру­п­ным про­из­во­ди­те­лям от это­го пло­хо.

Не­м­но­го ста­ти­сти­ки. С 10 ян­ва­ря 2022 г. по 10 мая 2023 го­да чис­ло субъ­ек­тов МСП в юве­ли­р­ной сфе­ре со­кра­ти­лось на 21,3% (с 12093 до 9517), в том числе:

- в роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле – на 20,9% (с 5936 до 4693);

- в опто­вой тор­го­в­ле – на 22,3% (с 2461 до 1913);

- в про­из­вод­стве – на 21,5% (с 3696 до 2903).

Но, ес­ли из об­ще­го чис­ла пред­при­я­тий на ка­ж­дую да­ту вы­честь чис­ло вновь со­з­дан­ных пред­при­я­тий за ка­ж­дый ме­сяц, то со­кра­ще­ние чис­ла ра­нее дей­ство­вав­ших пред­при­я­тий со­ста­вит с 10 ян­ва­ря 2022 г. по­ряд­ка 29%, при­чем боль­ше все­го – в про­из­вод­стве (бо­лее 31%).

Да толь­ко за 2023 год чис­ло ма­лых юве­ли­р­ных пред­при­я­тий со­кра­ти­лось на 12,7%.

Во­прос – а так ли на­ши со­о­те­че­ствен­ни­ки пат­ри­о­ти­ч­ны, что­бы от­ка­зать­ся от по­ку­пок бо­лее де­ше­во­го, но не мар­ки­ро­ван­но­го по всем пра­ви­лам, т.е. без­на­ло­го­во­го то­ва­ра? Так ли всем по­ку­па­те­лям не­об­хо­дим кас­со­вый чек? От­вет, ду­маю, по­ня­тен. И по­нят­но, что что-то ну­ж­но де­лать с на­ло­га­ми, по­ка зна­чи­тель­ная часть роз­ни­ч­но­го юве­ли­р­но­го обо­ро­та не успе­ла пре­вра­тить­ся в яко­бы вто­ри­ч­ный обо­рот ры­н­ка у физ­лиц. Про­стым уже­сто­че­ни­ем кон­тро­ля за те­не­вым ры­н­ком здесь за­да­чу не ре­шить, да и вне­пла­но­вые про­вер­ки здесь не силь­но по­мо­гут – они мо­гут быть толь­ко у тех, кто все еще со­сто­ит на уче­те в ФПП.

Да­вай­те трез­во оце­ни­вать шан­сы, на что мо­ж­но рас­с­чи­ты­вать се­го­д­ня ма­ло­му юве­ли­р­но­му биз­не­су в ча­сти на­ло­гов. Это ну­ж­но для то­го, что­бы от­де­лить ре­аль­но по­лез­ные уси­лия от по­пу­ли­ст­ских идей, ко­то­рые ес­ли и мо­гут при­не­сти поль­зу, то толь­ко их ора­то­рам, и то на вре­мя. Не обя­за­тель­но эти лю­ди осо­знан­но об­ма­ны­ва­ют се­бя и дру­гих. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство тех, кто при­зы­ва­ет тре­бо­вать от вла­сти «воз­вра­та как бы­ло» — про­сто не­до­о­це­ни­ва­ют все фа­к­то­ры. Не­до­о­це­ни­ва­ют то, что власть ни­ко­г­да ни­че­го не ме­ня­ет под дав­ле­ни­ем. Од­на­ко вы­да­вать же­ла­е­мое за дей­стви­тель­ное – зна­чит, не­вер­но стро­ить свои соб­ствен­ные биз­нес-­пла­ны на бу­ду­щее, ис­хо­дя из га­ран­ти­ро­ван­но не­сбы­точ­ных по­сы­лов. Оче­вид­но, для успе­ха лю­бо­го биз­нес-­пла­на в сто раз по­лез­нее учет «горь­кой прав­ды, чем сла­д­кой лжи».

Тео­ре­ти­че­ски, се­го­д­ня есть три ре­а­ли­сти­ч­ных пу­ти сни­же­ния на­ло­го­во­го бре­ме­ни на юве­ли­р­ную от­расль:

- со­хра­не­ние по­ка еще име­ю­ще­го­ся пра­ва для юве­ли­ров ис­поль­зо­вать ре­жим АУСН (он в сле­ду­ю­щем го­ду бу­дет рас­про­стра­нен на всю стра­ну, но за­ко­но­про­ект о за­пре­те для АУСН уже есть, хо­тя и был вре­мен­но при­тор­мо­жен);

- под­ня­тие план­ки обо­ро­тов для льгот по НДС (но в ра­м­ках ра­бо­ты на ОСНО) на ос­но­ве Ст. 145 НК РФ;

- вы­вод из-­под за­пре­та на ис­поль­зо­ва­ние УСН толь­ко ча­сти юве­ли­р­но­го обо­ро­та, толь­ко для ре­а­ли­за­ции из­де­лий из се­ре­бра.

Ка­ко­вы шан­сы, с уче­том вне­ш­них фа­к­то­ров, до­бить­ся ре­зуль­та­тов по ка­ж­до­му из этих трех пу­тей? На пе­р­вый взгляд, чи­сто тех­ни­че­ски – это с АУСН. Здесь по­ка ни­че­го не ну­ж­но от­ме­нять из уже при­ня­то­го. Пря­мо­го за­пре­та по АУСН для юве­ли­ров по­ка нет, и ес­ли за­ко­но­про­ект так и не ста­нет за­ко­ном – то пра­во со­хра­ни­т­ся. А ка­кие есть ми­ну­сы это­го пу­ти? Ес­ли на ос­но­ва­нии оцен­ки не­сколь­ких на­ло­го­вых пе­ри­о­дов Пра­ви­тель­ство РФ со­чтет пе­ре­вод юве­ли­ров на ОСНО успе­ш­ным, то не­пре­мен­но при­мут за­прет и на АУСН. Так что ждем и сле­дим за дан­ны­ми Рос­ста­та, ре­а­к­ци­ей ре­гу­ля­то­ра на скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся в от­рас­ли си­ту­а­цию. Но к ка­ким-то гло­баль­ным вы­па­де­ни­ям до­хо­дов бюд­же­та из-­за со­хра­не­ния для юве­ли­ров прав на АУСН быть не дол­ж­но. Зна­чит, шанс есть.

По Ста­тье 145 НК РФ все на­м­но­го сло­ж­нее из-­за де­фи­ци­та бюд­же­та стра­ны. Про­ект, ро­див­ший­ся в Яку­тии, о под­ня­тии план­ки по обо­ро­ту в Ста­тье 145 НК РФ лишь для от­дель­но взя­той юве­ли­р­ной от­рас­ли про­ход­ным ни­как не вы­г­ля­дит. В стра­не мно­го тех, ко­го ну­ж­но под­дер­жи­вать, и под­дер­ж­ка от­дель­но взя­тых юве­ли­ров вы­г­ля­дит по­ли­ти­че­ски оши­боч­ной – не пой­мет на­род.

Со­в­сем дру­гое де­ло бы­ло бы, ес­ли бы под­ня­тие план­ки обо­ро­та по Ста­тье 145 НК РФ пред­ло­жи­ли для всех от­рас­лей эко­но­ми­ки, и толь­ко в гра­ни­цах ин­ф­ля­ции за про­шед­шие го­ды. Но это под­ня­тие кро­ме юве­ли­ров ма­ло ко­му ну­ж­но – ма­лый биз­нес про­чих от­рас­лей про­дол­жа­ют ра­бо­тать на спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мах. Зна­чит, не­об­хо­ди­мая мас­со­вая под­дер­ж­ка дру­гих от­рас­лей ма­ло­ве­ро­ят­на. У Ас­со­ци­а­ции со­юз­ни­ки по это­му во­про­су есть – это ТПП РФ и ОПОРА Рос­сии. Хо­тя мы дол­ж­ны по­ни­мать – по­вы­ше­ние план­ки по Ста­тье 145 сра­зу для всех от­рас­лей мо­жет ока­зать­ся зна­чи­мым для бюд­же­та вы­па­де­ни­ем до­хо­дов. И то­г­да это бу­дет про­б­ле­мой (дан­ных о том, сколь­ко се­го­д­ня ко­м­па­ний ра­бо­та­ет по 145 НК РФ у нас нет).

От­дель­ной на­де­ж­дой для ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са ста­ло се­ре­бро, точ­нее – из­де­лия из се­ре­бра. Вот здесь есть ре­аль­ный шанс убе­дить ре­гу­ля­то­ра – уж боль­но ма­лы, не­со­по­ста­ви­мы с зо­ло­том, обо­ро­ты из­де­лий из се­ре­бра! Ни­ка­ко­го «у­да­ра по бюд­же­ту» не бу­дет от ли­бе­ра­ли­за­ции обо­ро­та из­де­лий из се­ре­бра, вы­во­да их из-­под Рос­фин­мо­ни­то­рин­га (за­ко­на 115-ФЗ) и за­ко­на 41-ФЗ. На­про­тив – мо­ж­но ожи­дать су­ще­ствен­ное рас­ши­ре­ние обо­ро­та из­де­лий из се­ре­бра. Бо­лее то­го, под­дер­ж­ка от­рас­ли в ча­сти сня­тия огра­ни­че­ний в обо­ро­те из­де­лий из се­реб­ра по­сту­пи­ла, как вы зна­е­те, от са­мо­го Пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на!

При­чем та­кое ре­ше­ние ни­как бы не за­де­ва­ет са­мо­лю­бие ре­гу­ля­то­ра – ведь это не «о­т­кат» на­зад от ра­нее при­ня­то­го за­ко­на 47-ФЗ, а со­вер­шен­но но­вый под­ход к ре­гу­ли­ро­ва­нию. Вз­ве­шен­ный и ди­ф­фе­рен­ци­ро­ван­ный. Да и под­го­то­в­ка к не­му са­мим ре­гу­ля­то­ром ра­нее уже бы­ла про­ве­де­на – от­дель­ные ко­ды ОКВЭД для се­реб­ра име­ют­ся не зря же. Но тут про­б­ле­ма с пра­во­о­хра­ни­те­ля­ми: они, как им и по­ло­же­но, все­г­да на­хо­дят ри­с­ки. По­до­зре­ва­ют, что мо­гут по­явить­ся не­кие зло­у­по­треб­ле­ния. Посмо­т­рим, что ока­жет­ся в Пору­че­ни­ях Пре­зи­ден­та по дан­но­му во­про­су!

Тем не ме­нее, ли­бе­ра­ли­за­ция обо­ро­та из­де­лий из се­реб­ра с раз­ре­ше­ни­ем при­ме­не­ния УСН вы­г­ля­дит се­го­д­ня на­и­бо­лее про­ход­ной «по­б­ла­ж­кой» ма­ло­му юве­ли­р­но­му биз­не­су. Этот путь сни­же­ния на­ло­го­вой на­груз­ки для ма­лых юве­ли­ров се­го­д­ня – са­мый ре­а­ли­сти­ч­ный. Прав­да, чис­ло чи­сто «се­реб­ря­ных» иг­ро­ков на ры­н­ке не­ве­ли­ко, не бо­лее 5-10%. Но луч­ше так, чем ни­че­го.

Оста­ет­ся на­де­ять­ся, что кру­п­ный юве­ли­р­ный биз­нес, ко­то­ро­му «не све­тит» ра­бо­та на УСН, не бу­дет на­прав­лять ре­гу­ля­то­ру «пись­ма про­те­ста». Т.е. име­ет­ся про­б­ле­ма пре­о­до­ле­ния не­ко­го внут­ри­о­т­рас­ле­во­го эго­из­ма, ко­то­рый при­сут­ству­ет в ра­м­ках кон­ку­рен­ции все­г­да и во всех от­рас­лях. В во­про­се убе­ж­де­ния кру­п­но­го биз­не­са пой­ти на не­боль­шой ко­м­про­мисс со сво­и­ми ин­те­ре­са­ми, под­дер­жав ма­лый биз­нес хо­тя бы по се­реб­ру, ва­ж­на роль Ас­со­ци­а­ции, где есть чле­ны от са­мых ма­лых до са­мых кру­п­ных. Бу­дем убе­ж­дать­!

Ес­ли де­фи­цит бюд­же­та стра­ны ка­са­ет­ся всех от­рас­лей эко­но­ми­ки и вли­я­ет на на­ло­го­вую по­ли­ти­ку, то та­кие фа­к­то­ры, как уси­ле­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния про­би­р­но­го на­д­зо­ра, по­эта­п­ное вве­де­ние ГИИС ДМДК, ожи­да­е­мая обя­за­тель­ная мар­ки­ро­в­ка из­де­лий по по­верх­но­сти и мно­гое дру­гое – это уже чи­сто внут­ри­о­т­рас­ле­вые про­б­ле­мы. В двух сло­вах обо всем не ска­зать.

Ва­ж­но пы­тать­ся убе­дить ре­гу­ля­то­ра, что тренд на уже­сто­че­ние ре­гу­ли­ро­ва­ния при­ведeт к ро­сту ад­ми­ни­стра­тив­ных из­дер­жек биз­не­са, а вме­сте с ни­ми — не к по­вы­ше­нию сбо­ров на­ло­гов в бюд­жет, а, на­о­бо­рот, к сни­же­нию. Хо­тя, по­хо­же, в Мин­фи­не уже по­ни­ма­ют – пре­дел проч­но­сти резь­бы до­сти­г­нут, по­ра оста­но­вить­ся и, на­про­тив, на­чи­нать осла­б­лять.

По­рой ка­жет­ся, что Мин­фин сам был бы не про­тив пой­ти на не­ко­то­рые по­сла­б­ле­ния ре­гу­ля­то­ри­ки, но ка­ж­дый раз на­хо­дят­ся иные си­лы, ко­то­рые не со­глас­ны с ли­бе­раль­ны­ми под­хо­да­ми. Ска­жем, Мин­фин не про­тив то­го, что­бы раз­ре­шить юве­ли­р­ным ма­га­зи­нам для «под­дер­жа­ния шта­нов» ре­а­ли­зо­вы­вать ин­ве­сти­ци­он­ные сли­т­ки зо­ло­та без НДС, но вот ФНС со­м­не­ва­ет­ся: смо­гут ли они разо­брать­ся в двух ка­на­лах дви­же­ния то­ва­ра, с НДС и без НДС? Ка­за­лось бы, им на по­мощь ГИИС ДМДК (а, ина­че, за­чем то­г­да ее со­з­да­ва­ли?), но то­г­да под ню­ан­сы ГИИС при­дет­ся пе­ре­стра­и­вать уже ра­бо­ту са­мой ФНС. А вот это­го они уже не хо­тят. И так да­лее, во всем ню­ан­сы есть, на ка­ж­дом ша­гу. Та­кая си­ту­а­ция лишь под­чер­ки­ва­ет не­об­хо­ди­мость са­мо­го тес­но­го об­ще­ния с на­шим ре­гу­ля­то­ром, не­об­хо­ди­мость ве­де­ния с ним не­пре­ры­в­но­го кон­струк­тив­но­го ди­а­ло­га по всем от­рас­ле­вым во­про­сам.

При этом нам не­об­хо­ди­мо по­ни­мать – про­стая кон­ста­та­ция фа­к­тов из­бы­точ­но­го, с на­шей точ­ки зре­ния, ре­гу­ли­ро­ва­ния ни к че­му не при­ве­дет. Нам, как ве­ду­щей от­рас­ле­вой ор­га­ни­за­ции, ну­ж­но обя­за­тель­но пред­ла­гать аль­тер­на­тив­ные ва­ри­ан­ты ре­гу­ли­ро­ва­ния, спо­соб­ные, с од­ной сто­ро­ны, снять ри­с­ки ре­гу­ля­то­ра, а с дру­гой – умень­шить на биз­нес ад­ми­ни­стра­тив­ную на­груз­ку. Пред­ло­жить это Мин­фи­ну, а за­тем до­би­вать­ся ре­а­ли­за­ции пред­ло­жен­но­го.

И­но­г­да при­хо­ди­т­ся слы­шать от ма­ло­го биз­не­са стран­ную по­зи­цию: ка­кое мне де­ло до все­го это­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, ес­ли я уй­ду с ры­н­ка из-­за пе­ре­хо­да на ОСНО? Но раз­ве пе­р­с­пе­к­ти­ва сни­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки ни­как не вли­я­ет на при­ня­тие ре­ше­ния «про­дол­жать ра­бо­тать или ухо­дить с ры­н­ка»? Так, мо­жет, ес­ли не уда­ет­ся вер­нуть­ся к пре­ж­ним на­ло­гам для ма­ло­го биз­не­са, то по­про­бо­вать до­бить­ся ко­м­пе­н­са­ции — сни­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на юве­ли­р­ный биз­нес, что­бы он оста­вал­ся все еще при­в­ле­ка­тель­ным?

А для тех, кто остал­ся на ры­н­ке, во­про­сы ис­пол­не­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки – это не аб­стра­к­т­ные, а со­вер­шен­но ак­ту­аль­ные во­про­сы. Ими Ас­со­ци­а­ция все­г­да за­ни­ма­лась, и бу­дет с утро­ен­ной энер­ги­ей за­ни­мать­ся и впредь.

Са­мый ак­ту­аль­ный риск, ко­то­рый ну­ж­но се­го­д­ня пы­тать­ся бло­ки­ро­вать – это мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий по ме­тал­лу. Но это толь­ко вер­ши­на ай­с­бер­га. Ги­ган­т­ский мас­сив угроз юве­ли­р­но­му биз­не­су (и са­мо­му ма­ло­му, и са­мо­му кру­п­но­му) мо­жет сде­лать лю­бой биз­нес низ­ко­рен­та­бель­ным. Без вся­ко­го по­вы­ше­ния на­ло­гов, толь­ко за счет уве­ли­че­ния объ­е­ма обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний. На фо­не на­ло­го­вых про­б­лем мы ино­г­да не за­ме­ча­ем, что и без них у юве­ли­р­но­го биз­не­са про­б­лем пре­до­ста­точ­но. Вп­лоть до озву­чен­ной не­дав­но на юри­ди­че­ском фо­ру­ме идеи гла­вы СКР Алек­сан­д­ра Баст­ры­ки­на о на­ци­о­на­ли­за­ции ос­но­в­ные от­рас­ли эко­но­ми­ки. С уче­том осо­бо­го вни­ма­ния к на­шей сфе­ре и на­ли­чия ГИИС ДМДК та­кая угро­за дол­ж­на впол­не се­рьез­но учи­ты­вать­ся юве­ли­ра­ми…

Па­ра слов о взгля­де Гиль­дии на аль­тер­на­тив­ные об­ще­ствен­ные от­рас­ле­вые объ­е­ди­не­ния, в том чис­ле ма­лые. Кру­п­ной ор­га­ни­за­ции про­ще «про­би­вать» те или иные идеи, до­би­вать­ся от ре­гу­ля­то­ра ка­ких-то ре­ше­ний, чем ма­лым об­ще­ствен­ным ор­га­ни­за­ци­ям. Но это ни­как не озна­ча­ет, что ма­лые от­рас­ле­вые ор­га­ни­за­ции не ну­ж­ны – все­г­да най­дут­ся спе­ци­фи­че­ские во­про­сы, ре­ше­ния по ко­то­рым бу­дут быст­рее и эф­фек­тив­нее при­ни­мать­ся в ма­лых об­ще­ствен­ных струк­ту­рах. Ва­ж­но толь­ко ко­ор­ди­ни­ро­вать при­кла­ды­ва­е­мые уси­лия.

«Раз­но­го­ло­си­ца» от­дель­ных групп ин­те­ре­сан­тов в юве­ли­р­ной сфе­ре, раз­ных об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций – это во­об­ще путь к со­хра­не­нию то­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, что есть, или са­мо­го же­ст­ко­го из то­го, что пред­ла­га­ет ре­гу­ля­тор. Но не то­го, что пред­ла­га­ет биз­нес. Ведь ре­гу­ля­тор, да­же ес­ли и же­ла­ет что-то улуч­шить, в та­кой си­ту­а­ции не в со­сто­я­нии удо­в­ле­тво­рить про­ти­во­по­ло­ж­ные ин­те­ре­сы ка­ж­дой из групп.

Кста­ти, у не­фор­маль­ных объ­е­ди­не­ний юве­ли­ров есть од­но, ес­ли мо­ж­но так ска­зать, пре­и­му­ще­ство пе­ред об­ще­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми офи­ци­аль­ны­ми: они мо­гут го­во­рить, что хо­тят. Пред­ста­ви­те­лей «не­фор­ма­лов» власть все рав­но не при­гла­ша­ет на со­ве­ща­ния, их офи­ци­аль­но не слы­шит и ре­а­ги­ро­вать на их го­ло­са со­вер­шен­но ни­как не обя­за­на.

Со­в­сем иная си­ту­а­ция у офи­ци­аль­ных от­рас­ле­вых и об­ще­рос­сий­ских об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций биз­не­са, к ко­то­рым от­но­си­т­ся Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии». Пред­ста­ви­те­ли Ас­со­ци­а­ции при­гла­ша­ют­ся на со­ве­ща­ния и в Мин­фин Рос­сии, и в иные ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Не­кор­рек­т­ные, не­ве­ж­ли­вые вы­ска­зы­ва­ния в ад­рес ФОИВов мо­гут по­влечь от­вет­ную ре­а­к­цию – иг­но­ри­ро­ва­ние тех, кто на­ру­ша­ет пра­ви­ла эти­ке­та. И то­г­да юве­ли­р­ное со­об­ще­ство утра­тит воз­мо­ж­ность быть услы­шан­ным.

Что та­кое «кор­рек­т­ное» вы­ска­зы­ва­ние в по­ни­ма­нии ФОИВов? Это от­сут­ствие об­ви­не­ний в на­ме­рен­но не­га­тив­ных дей­стви­ях. Ска­жем, кор­рек­т­но вы­ска­зать мне­ние, что «за­кон 47-ФЗ со­з­дал не­б­ла­го­при­ят­ные усло­вия для ма­ло­го биз­не­са», но точ­но не­до­пу­сти­мо за­яв­лять, что «М­ин­фин Рос­сии на­ме­рен­но уби­ва­ет ма­лый биз­нес». По­это­му, ес­ли юве­ли­р­но­му со­об­ще­ству ну­жен ре­зуль­тат, не­об­хо­ди­мо с ре­гу­ля­то­ром раз­го­ва­ри­вать ува­жи­тель­но, без из­ли­ш­них эмо­ци­о­наль­ных вы­па­дов. В ко­неч­ном ито­ге, по­след­нее сло­во все рав­но бу­дет не за биз­не­сом – власть есть власть.

Мин­фин – это не един­ствен­ный, а вре­ме­на­ми, и во­в­се не оп­по­нент биз­нес-­со­об­ще­ства при об­су­ж­де­нии но­велл от­рас­ле­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. Есть еще Рос­фин­мо­ни­то­ринг, мне­ние ко­то­ро­го по от­рас­ле­вым во­про­сам очень ва­ж­но. Бе­з­усло­в­но, край­не ве­ли­ка роль Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты. Став са­мо­сто­я­тель­ной фе­де­раль­ной слу­ж­бой по кон­тро­лю и на­д­зо­ру в сфе­ре ДМДК, про­би­р­ная па­ла­та пре­вра­ти­лась в се­рьез­ней­ший ор­ган, ко­то­рый, в си­лу са­мой су­ти ис­пол­ня­е­мых па­ла­той фун­к­ций по кон­тро­лю и на­д­зору, яв­ля­ет­ся пре­пят­стви­ем на пу­ти ли­бе­ра­ли­за­ции обо­ро­та ДМДК. Но ну­ж­но при­ни­мать все так, как оно есть. По­то­му не­об­хо­ди­мо стре­мить­ся ве­сти как мо­ж­но бо­лее кон­струк­тив­ный ди­а­лог с на­шей фе­де­раль­ной слу­ж­бой, пы­та­ясь до­ка­зы­вать не­об­хо­ди­мость осла­б­ле­ния трен­да на «за­кру­чи­ва­ние га­ек». Ино­го пу­ти до­сти­же­ния ин­те­ре­сов биз­не­са здесь про­сто нет.

И по­след­нее: есть еще од­на «не­зри­мая» сто­ро­на, участ­ву­ю­щая в ре­ше­нии всех во­про­сов от­рас­ле­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния – это пра­во­о­хра­ни­те­ли. Увы, они по­яв­ля­ют­ся на со­ве­ща­ни­ях толь­ко в ФОИВах, а пред­ва­ри­тель­но об­су­ж­дать с си­ло­ви­ка­ми на­ши во­про­сы у Гиль­дии по­ка не по­лу­ча­лось. Но к кон­та­к­ту Гиль­дии с пра­во­о­хра­ни­те­ля­ми стре­мить­ся не­об­хо­ди­мо. И ра­ди по­пы­ток в чем-то их убе­дить, сни­мая опа­се­ния, и в це­лях по­вы­ше­ния уро­в­ня соб­ствен­но­го по­ни­ма­ния го­ри­зон­тов воз­мо­ж­но­го. Не­об­хо­ди­мо на­пря­мую до­во­дить до пра­во­о­хра­ни­те­лей бо­лее ре­лье­ф­ную кар­ти­ну фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния юве­ли­р­но­го ры­н­ка.

Как мо­ж­но вый­ти юве­ли­р­но­му биз­нес-­со­об­ще­ству на ди­а­лог с пра­во­о­хра­ни­те­ля­ми? По­ни­мая пра­к­ти­че­скую не­воз­мо­ж­ность до­сти­же­ния ре­зуль­та­та в ра­м­ках дей­ству­ю­щих про­це­дур, мы пред­ла­га­ем рас­смо­т­реть воз­мо­ж­ность учре­ж­де­ния Ме­ж­ве­до­м­ствен­ной ко­мис­сии по раз­ви­тию сфе­ры ДМДК, на ко­то­рой от­рас­ле­вой биз­нес имел бы воз­мо­ж­ность ар­гу­мен­ти­ро­ван­но об­су­ж­дать все во­про­сы с за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми ор­га­на­ми. В та­кую ме­ж­ве­до­м­ствен­ную ко­мис­сию вме­сте с пред­ста­ви­те­ля­ми Мин­фи­на Рос­сии, Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты, Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, Ми­ни­стер­ства про­мы­ш­лен­но­сти и тор­го­в­ли, Ми­ни­стер­ства при­род­ных ре­сур­сов и эко­ло­гии РФ, Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, ФТС, ФСБ, МВД дол­ж­ны быть при­гла­ше­ны пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­вых биз­нес-­объ­е­ди­не­ний. По­доб­ный ор­ган ра­нее уже дей­ство­вал по рас­по­ря­же­нию Пра­ви­тель­ства РФ от 4 ок­тяб­ря 1999 г. № 1572-р «О со­ста­ве ра­бо­чей ко­мис­сии по под­го­то­в­ке пред­ло­же­ний о раз­ви­тии рос­сий­ской юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти» и по­ка­зал свою вы­со­кую эф­фек­тив­но­сть. К со­жа­ле­нию, в дей­ству­ю­щую в на­сто­я­щее вре­мя Пра­ви­тель­ствен­ную ко­мис­сию по раз­ра­бо­т­ке и ре­а­ли­за­ции мер го­су­дар­ствен­ной под­дер­ж­ки в сфе­ре до­бы­чи, про­из­вод­ства и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, об­ра­зо­ван­ную По­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 1 фев­ра­ля 2023 го­да № 131, пред­ста­ви­те­лей от биз­нес-­со­об­ще­ства не бы­ли вклю­че­ны.

Что еще ви­ди­т­ся ва­ж­ным. По­лез­ным мо­жет быть по­яв­ле­ние в Гиль­дии ко­ми­те­тов по от­дель­ным на­прав­ле­ни­ям. До­ста­точ­но успе­ш­ный опыт та­кой ра­бо­ты уже был: ра­нее у нас фун­к­ци­о­ни­ро­вал, на­при­мер, Ко­ми­тет по юве­ли­р­ным ка­м­ням. Жаль, он пре­кра­тил свою ра­бо­ту. По­че­му бы его не воз­ро­дить? Да и по дру­гим на­прав­ле­ни­ям от­дель­ные ко­ми­те­ты та­к­же мо­гут быть по­лез­ны.

Воз­мо­ж­но, ин­те­рес­ным мо­жет стать и со­з­да­ние в Гиль­дии ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний ор­га­ни­за­ции. Это пред­мет для внут­рен­них дис­кус­сий, бу­дем об­су­ж­дать. Есть и дру­гие идеи.

По­ды­то­жи­вая, хо­чет­ся от­ме­тить, что во­в­се не все так без­на­де­ж­но, как ду­ма­ют не­ко­то­рые. Но ес­ли на­ло­го­вый во­прос ну­ж­но пы­тать­ся ре­шать с ре­гу­ля­то­ром толь­ко с уче­том вне­ш­них об­сто­я­тельств (о­жи­да­е­мо­го де­фи­ци­та бюд­же­та стра­ны), то уро­вень сни­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на юве­ли­р­ный биз­нес тео­ре­ти­че­ски ни­ка­ких огра­ни­че­ний не име­ет – мо­ж­но про­сить у ре­гу­ля­то­ра «о­сла­бить во­ж­жи» сколь угод­но силь­но.

Точ­нее, не про­сить, а ар­гу­мен­ти­ро­ван­но убе­ж­дать в сво­ей пра­во­те, в от­сут­ствии ри­с­ков. По сча­стью, Ас­со­ци­а­ция уже на­у­чи­лась ве­сти с ре­гу­ля­то­ром ди­а­лог, хо­ро­шо по­ни­ма­ет уста­но­в­лен­ные «пра­ви­ла иг­ры». Хо­тя имен­но это по­ни­ма­ние пра­вил ино­г­да ка­жет­ся участ­ни­кам ры­н­ка про­яв­ле­ни­ем из­ли­ш­ней мя­г­ко­сти в от­ста­и­ва­нии ин­те­ре­сов юве­ли­ров. Но это не мя­г­кость – это про­сто учет ре­аль­но­сти. Из­ве­ст­ная «Мо­ли­т­ва Ни­бу­ра» гла­сит: «Бо­же, дай мне ра­зум и ду­шев­ный по­кой при­нять то, что я не в си­лах из­ме­нить, му­же­ство из­ме­нить то, что мо­гу, и муд­рость от­ли­чить од­но от дру­го­го»!

Как бы то ни бы­ло, опре­де­лен­ных ре­зуль­та­тов до­би­вать­ся уда­ет­ся. Че­рез про­це­ду­ры ОРВ, в ра­м­ках Ра­бо­чей груп­пы ДМДК при ана­ли­ти­че­ском цен­т­ре Пра­ви­тель­ства РФ. Сло­ж­но, но воз­мо­ж­но ве­де­ние борь­бы за ин­те­ре­сы от­рас­ле­во­го биз­не­са. По­это­му оп­ти­мизм у Ас­со­ци­а­ции есть – жизнь про­дол­жа­ет­ся, бу­дем бо­роть­ся!

P.S. Уже по­с­ле под­го­то­в­ки ста­тьи, при­ш­ла пло­хая но­во­сть: вме­сто пре­ж­не­го, вне­сен но­вый за­ко­но­про­ект с за­пре­том АУСН для юве­ли­ров.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/369931-8

Суть та же, что в пре­ды­ду­щем, от­ме­нен­ном.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->