Про пустые щи и мелкий жемчуг: почему сократились продажи ювелирных изделий

Раздел: Рынки
01 марта 2023 г.

Ан­на Ро­ма­но­в­ская от­но­си­т­ся к чис­лу юве­ли­ров, ко­то­рые дол­ж­ны бы­ли вы­и­г­рать от трен­дов про­ш­ло­го го­да. Ей при­на­д­ле­жит бренд се­реб­ря­ных укра­ше­ний. По дан­ным Рос­ста­та, по­тре­би­те­ли мень­ше по­ку­па­ли зо­ло­тые укра­ше­ния, пред­по­чи­тая им се­ре­бро. Сан­к­ции за­тро­ну­ли от­расль мень­ше, чем дру­гих. Зо­ло­то и дра­го­цен­ные ме­тал­лы в Рос­сии свои, кру­п­ные бри­л­ли­ан­ты то­же. Мел­кие и цвет­ные ка­м­ни тра­ди­ци­он­но за­ку­па­ют­ся в Ин­дии, так что с этим про­б­лем то­же нет. Тем не ме­нее ста­ти­сти­ка тре­во­ж­ная, го­во­рит пред­при­ни­ма­тель­ни­ца.

В рос­сий­ской юве­ли­р­ной от­рас­ли со­кра­ща­ет­ся ко­ли­че­ство ма­лых и сред­них пред­при­я­тий, за­ня­тых и в про­из­вод­стве, и в про­да­же. За год их ста­ло на 8,4% мень­ше:

- 9 мар­та 2022 го­да был при­нят 47-й за­кон, по ко­то­ро­му был снять НДС при по­ку­п­ке зо­ло­тых сли­т­ков при по­ку­п­ке их в бан­ке. К не­му бы­ла при­сте­г­ну­та по­прав­ка, по ко­то­рой юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям бы­ло за­пре­ще­но при­ме­нять упро­щен­ный на­ло­го­вый ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния. Та­ким об­ра­зом весь ма­лый биз­нес по­пал под ги­льо­ти­ну.

Юве­ли­р­ные из­де­лия – это не кар­то­ш­ка и не кол­ба­са. Они так быст­ро не про­да­ют­ся. Ино­г­да коль­ца и це­поч­ки мо­гут на­хо­ди­т­ся на ба­лан­се пред­при­я­тий не­сколь­ко лет. Ма­га­зи­ны по­лу­чи­ли их по од­ной си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния, а те­перь на­ло­го­вая по­тре­бу­ет за­пла­тить за то­вар по-­но­во­му, с уче­том НДС.

- Юве­ли­р­ные из­де­лия -­дол­го­и­гра­ю­щий то­вар, он мо­жет про­да­вать­ся го­да­ми, по­это­му за­па­сы у всех до­воль­но при­ли­ч­ные, на­ко­п­лен­ные за не­сколь­ко лет. Сей­час к кон­цу квар­та­ла лю­ди бу­дут вы­ну­ж­де­ны за­пла­тить 40% обо­ро­т­но­го на­ло­га, по­то­му что к за­че­ту им не­че­го предъ­явить. Это вво­дит от­расль в де­прес­сию, - го­во­рит Ан­на.

Го­су­дар­ство от­ме­ни­ло НДС на по­ку­п­ку сли­т­ков дра­г­ме­тал­лов ин­ве­сто­ра­ми и по фа­к­ту вве­ло НДС для обы­ч­но­го ря­до­во­го по­тре­би­те­ля. Это вы­з­ва­ло бу­рю не­до­воль­ства у участ­ни­ков ры­н­ка, так как на­ло­го­вая на­груз­ка вы­ро­ста в 5-6 раз, а спрос упал, под­твер­ж­да­ет сло­ва кол­ле­ги Эду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»:

- Ма­га­зи­нам, что­бы не вхо­дить в убы­ток, при­ш­лось под­ни­мать це­ны. В сред­нем це­ны под­ня­лись на 20-25%. Это боль­шой удар по от­рас­ли. Кро­ме то­го, про­яви­лось боль­шое со­ци­аль­ное не­до­воль­ство. Сли­т­ки по­ку­па­ют се­бе те, кто мо­жет поз­во­лить их ку­пить. Ки­ло­гра­м­мо­вый сли­ток сто­ит око­ло 4 ми­л­ли­о­нов руб­лей. Тот, кто по­ку­пал юве­ли­р­ные из­де­лия, те­перь вы­ну­ж­ден по­ку­пать их на 20% до­ро­же, в том числе, из­де­лия из се­ре­бра.

Как во­ди­т­ся, по­стра­да­ли и пе­ре­пла­ти­ли не са­мые бо­га­тые.

А бо­га­тым це­на до ла­м­поч­ки

На­про­тив, в се­г­мен­те «ла­к­ше­ри» по­треб­ле­ние толь­ко вы­ро­с­ло. Те лю­ди, ко­то­рые при­вы­к­ли по не­сколь­ко раз в год ез­дить за ру­беж, сей­час вы­ну­ж­де­ны оста­вать­ся в стра­не. У них есть ли­ш­ние день­ги и воз­мо­ж­ность ку­пить оте­че­ствен­ное в оте­че­ствен­ном ма­га­зи­не. По сча­стью для от­рас­ли, бри­л­ли­ан­ты – это не Мер­се­де­сы или Фер­ра­ри, по­это­му вме­сто «Ти­ф­фа­ни» рос­сий­ские бо­га­тые по­ку­па­ют оте­че­ствен­ные укра­ше­ния, от­то­го и па­де­ние от­рас­ли бы­ло не на­столь­ко ощу­ти­мым.

Не по­стра­да­ли и рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли лю­к­со­вых укра­ше­ний. На ры­н­ке из­ве­ст­но, что те, кто се­рьез­но ра­бо­та­ет в этом се­г­мен­те, дав­но име­ют про­из­вод­ство за ру­бе­жом. Посколь­ку юве­ли­р­ные укра­ше­ния по­став­ля­ют­ся из Ки­тая или Та­и­лан­да, им сан­к­ции не стра­ш­ны.

На фо­не со­кра­ща­ю­ще­го­ся спро­са по ры­н­ку хо­дят слу­хи, что вве­де­ние НДС про­лоб­би­ро­ва­ли кру­п­ные юве­ли­р­ные ко­м­па­нии, из­бав­ля­ясь от мел­ких кон­ку­рен­тов.

- Как толь­ко за­кро­ют­ся ма­лень­кие роз­ни­ч­ные ма­га­зи­ны, за ни­ми по­тя­нут­ся ма­лень­кие про­из­вод­ства. Им бу­дет не­ку­да де­вать свою про­дук­цию, на это все и рас­с­чи­та­но. Од­на­ко и са­ми кру­п­ные про­из­вод­ства ощу­ти­ли на се­бе, по­то­му что от них ухо­дят опто­ви­ки и ма­лень­кие се­ти, и они то­же на­чи­на­ют ощу­щать не­хват­ку роз­ни­ч­но­го сбы­та. Те, кто си­дит на за­кры­том цик­ле от при­е­ма ло­ма до роз­ни­цы, это­го не ощу­тят, и они глав­ные ин­те­ре­сан­ты во всем это­м, - уве­ре­на Ан­на Ро­ма­но­в­ская.


Так ли это или нет, не­из­ве­ст­но. Но ес­ли вдруг пра­ви­тель­ство ре­шит от­ме­нить НДС на юве­ли­р­ные укра­ше­ния из се­ре­бра, не все пред­при­я­тия ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са до­жи­вут – за год за­кры­лось око­ло 300 из 3700 про­из­вод­ств, око­ло 200 фирм в опто­вой тор­го­в­ле и 450 ма­га­зи­нов.

Есть и дру­гие при­чи­ны, по­че­му де­шев­ле не ста­нет, го­во­рит Эду­ард Ут­кин:

- Для про­из­вод­ства, кро­ме ме­тал­лов и ка­м­ней, тре­бу­ют­ся рас­ход­ные ма­те­ри­а­лы. Это ре­зи­на, воск, фре­зы, все­воз­мо­ж­ный ин­стру­мент, ко­то­рый тре­бу­ет­ся все боль­ше и боль­ше – вот с этим бе­да. Это ни­че­го не про­из­во­ди­т­ся в Рос­сии. Сей­час все пред­при­я­тия жи­вут на ста­рых за­па­сах. Ко­г­да это все за­кон­чи­т­ся, есть воз­мо­ж­ность по­лу­чать это об­ход­ны­ми пу­тя­ми, но все это бу­дет до­ро­же. Со­о­т­вет­ствен­но, вы­рас­тет сто­и­мость про­дук­ции.

Д­ля по­тре­би­те­ля это бу­дет озна­чать толь­ко од­но – укра­ше­ния бу­дут до­ро­жать. Впро­чем, кто в на­шей стра­не ко­г­да-то ожи­дал, что бу­дет луч­ше? Це­но­вое рал­ли, ко­то­рое про­е­ха­ли, на­при­мер, ав­то­ди­ле­ры за по­след­ние два го­да, ни­ко­го еще на­смерть не шо­ки­ро­ва­ло. Ес­ли на­род пла­тит за ки­тай­ские по­дел­ки по "ста­рой" це­не мер­се­де­сов и БМВ, то пе­ре­жи­вет как-­ни­будь и но­вые цен­ни­ки на коль­ца, бро­ш­ки и це­поч­ки.

[ newizv.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->