Сколько россияне тратят на ювелирные украшения

Раздел: Рынки
07 декабря 2022 г.

Для мно­гих рос­си­ян юве­ли­р­ные из­де­лия — это не толь­ко пред­мет рос­ко­ши или укра­ше­ние.

Ка­ж­дый пя­тый рос­си­я­нин ис­поль­зу­ет их в ка­че­стве по­ду­ш­ки без­о­пас­но­сти.Во­об­ще же боль­шая часть опро­шен­ных со­ци­о­ло­га­ми по­ку­па­ет укра­ше­ния один раз в год — так по­сту­па­ют 58% жен­щин и 55% му­ж­чин.

В этой ста­тье рас­ска­жем, сколь­ко де­нег ухо­дит на укра­ше­ния у жи­те­лей раз­ных ре­ги­о­нов стра­ны.

Как устро­ен рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­но­к

В 2021 го­ду про­из­вод­ство зо­ло­та в Рос­сии со­ста­ви­ло 346,4 тон­ны, се­реб­ра — 945,7 тон­ны, ал­ма­зов — 39,1 млн ка­рат, это при­мер­но 7,8 тон­ны.

Боль­шая часть глав­но­го юве­ли­р­но­го ма­те­ри­а­ла, зо­ло­та, ушла на экс­порт: 87,2%. На про­из­вод­ство укра­ше­ний по­тра­ти­ли все­го 8,5% — чуть мень­ше 30 тонн. Еще 1,5% — это ин­ве­сти­ции в сли­т­ки и мо­не­ты, а 0,8% ку­пил Цен­траль­ный банк. По­след­нее ну­ж­но, что­бы ба­лан­си­ро­вать спрос и пред­ло­же­ние на внут­рен­нем ры­н­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Остав­ши­е­ся 6,7 тон­ны, по всей ви­ди­мо­сти, не бы­ли про­да­ны.

За год в стра­не про­из­ве­ли 27,4 млн зо­ло­тых юве­ли­р­ных из­де­лий. Еще 0,6 млн ввез­ли из-­за гра­ни­цы. Это дан­ные Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты: все зо­ло­тые укра­ше­ния дол­ж­ны по­лу­чать спе­ци­аль­ное клей­мо в этой ор­га­ни­за­ции. Им­порт се­реб­ря­ных из­де­лий со­ста­вил 12,3 млн штук, а сколь­ко про­из­ве­ли в Рос­сии — не­из­ве­ст­но, по­то­му что с 2015 го­да про­ба­ция оте­че­ствен­но­го се­реб­ра ста­ла доб­ро­воль­ной. Су­дя по пре­ды­ду­щим пе­ри­о­дам — не мень­ше, чем зо­ло­тых.

Во­об­ще, до кри­зи­са 2008 го­да зо­ло­тых из­де­лий в Рос­сии про­из­во­ди­ли боль­ше, чем се­реб­ря­ных: в сред­нем на 39%, ес­ли счи­тать в шту­ках. Но в 2008 це­ны на зо­ло­то рез­ко вы­рос­ли и лю­ди пе­ре­шли на бо­лее де­ше­вые се­реб­ря­ные укра­ше­ния.

Боль­шая часть юве­ли­р­ных укра­ше­ний, про­да­ю­щих­ся на рос­сий­ском ры­н­ке, про­из­ве­де­на внут­ри стра­ны. Кру­п­ней­ший про­из­во­ди­тель — ко­стро­м­ской за­вод «Юве­лит», на вто­ром ме­сте — «Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод», на тре­тьем — пред­при­я­тие «Ка­ра­тов», та­к­же из Ко­стро­мы.

Не­ко­то­рые про­из­во­ди­те­ли, на­при­мер «Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод» и «Я­кут­ские бри­л­ли­ан­ты», име­ют соб­ствен­ные фи­р­мен­ные тор­го­вые се­ти, од­на­ко боль­шая часть кру­п­ных ре­тей­ле­ров ра­бо­та­ет с раз­ны­ми за­во­да­ми. На топ-10 кру­п­ней­ших про­дав­цов при­хо­ди­т­ся 42,4% про­даж всех юве­ли­р­ных укра­ше­ний. При этом три ко­м­па­нии — «Сан­лайт», «585 зо­ло­той» и «Со­ко­лов» — за­ни­ма­ют 29,8% ры­н­ка.

Сколь­ко рос­си­я­не тра­тят на юве­ли­р­ные укра­ше­ни­я

По дан­ным Рос­ста­та, в 2021 го­ду рос­си­я­не ку­пи­ли юве­ли­р­ных из­де­лий на 365,4 млрд руб­лей — при­мер­но по 2500 Р в год на че­ло­ве­ка. В пре­ды­ду­щие че­ты­ре го­да про­да­жи дер­жа­лись на уро­в­не 220—240 млрд руб­лей — при­мер­но в пол­то­ра ра­за мень­ше.

29% про­даж при­хо­ди­т­ся на Моск­ву. Но ес­ли по­с­чи­тать рас­хо­ды на ду­шу на­се­ле­ния, ока­жет­ся, что боль­ше все­го на укра­ше­ния тра­тят жи­те­ли Да­ге­ста­на: в 2021 го­ду объ­е­мы про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий в рес­пуб­ли­ке со­ста­ви­ли 10 425 Р на че­ло­ве­ка. На вто­ром ме­сте Яку­тия с 8580 Р, а Москва за­ни­ма­ет толь­ко тре­тье с 8401 Р.

Есть ряд ре­ги­о­нов, где про­да­жи в со­т­ни раз мень­ше: на­при­мер, в Се­ва­сто­по­ле и Кры­му это 14 и 24 Р на че­ло­ве­ка в год со­о­т­вет­ствен­но. Воз­мо­ж­но, та­кая огро­м­ная раз­ни­ца объ­яс­ня­ет­ся ка­ки­ми-то осо­бен­но­стя­ми ста­ти­сти­че­ско­го уче­та. Мы по­про­си­ли Рос­стат про­яс­нить этот во­прос, но на мо­мент пуб­ли­ка­ции от­ве­та не по­лу­чи­ли.

Что­бы про­ве­рить дан­ные Рос­ста­та, мы ре­ши­ли та­к­же по­смо­т­реть на сред­ний чек при по­ку­п­ке укра­ше­ний в раз­ных ре­ги­о­нах.

Ана­ли­ти­ки про­ек­та Tinkoff Data взя­ли обез­ли­чен­ные дан­ные кли­ен­тов Тинь­кофф Бан­ка и по­смо­т­ре­ли, сколь­ко обы­ч­но тра­тят по­ку­па­те­ли в ма­га­зи­нах де­ся­ти са­мых кру­п­ных юве­ли­р­ных се­тей. В тре­тьем квар­та­ле 2022 го­да эта су­м­ма со­ста­ви­ла 6354 Р. При этом за год си­ту­а­ция по­чти не из­ме­ни­лась: в тре­тьем квар­та­ле 2021 го­да ра­зо­вые тра­ты ти­пи­ч­но­го кли­ен­та бан­ка на юве­ли­р­ные из­де­лия со­ста­ви­ли 6328 Р.

Од­на­ко су­м­мы мо­гут силь­но раз­ли­чать­ся в за­ви­си­мо­сти от ре­ги­о­на. На­при­мер, сред­ний чек за по­след­ний год у кли­ен­тов из Вол­го­гра­д­ской об­ла­сти со­став­лял 9051 Р, из Моск­вы — 7114 Р, Санкт-Пе­тер­бур­га — 7097 Р, Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти — 5902 Р, Яро­слав­ской об­ла­сти — 4349 Р.

[ journal.tinkoff.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->