Растут затраты ювелиров на контроль за собой

Раздел: Рынки
11 мая 2022 г.

О том, что в Рос­сии есть на­ме­ре­ние за­ме­нить для на­се­ле­ния тра­ди­ци­он­ные ва­лю­ты в ви­де дол­ла­ра и ев­ро на зо­ло­то в ка­че­стве ин­ве­сти­ци­он­но­го ин­стру­мен­та, ста­ло яс­но еще то­г­да, ко­г­да в На­ло­го­вый ко­декс РФ бы­ли вне­се­ны из­ме­не­ния, поз­во­ля­ю­щие ре­а­ли­за­цию для фи­зи­че­ских лиц сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та без НДС.

Те­перь идея бо­лее гло­баль­но­го за­ме­ще­ния зо­ло­том дол­ла­ра и ев­ро по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие. В под­твер­ж­де­ние та­ких на­ме­ре­ний го­су­дар­ства в ин­тер­вью «Рос­сий­ской га­зе­те» вы­ска­за­л­ся сек­ре­тарь Со­ве­та без­о­пас­но­сти Рос­сии Н. П. Патру­шев. Он рас­ска­зал, что в пред­ло­жен­ном на­уч­ным со­об­ще­ством про­ек­те по со­з­да­нию двух­кон­тур­ной ва­лют­но-­фи­нан­со­вой си­сте­мы Рос­сии рубль бу­дет обес­пе­чен зо­ло­том, а та­к­же груп­пой то­ва­ров, яв­ля­ю­щих­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми, в со­о­т­вет­ствии с ре­аль­ным па­ри­те­том по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти. Прав­да, позд­нее пред­се­да­тель Бан­ка Рос­сии Э. С. На­би­ул­ли­на сде­ла­ла за­яв­ле­ние: «что ка­са­ет­ся при­вяз­ки кур­са руб­ля к зо­ло­ту — это не об­су­ж­да­ет­ся ни­как». Что, впро­чем, не озна­ча­ет, что это не бу­дет об­су­ж­дать­ся позд­нее.

Од­на­ко се­год­ня, со­глас­но Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» в ре­да­к­ции от 02.07.2021, ни­ка­ких то­ва­ров в пе­реч­не ва­лют­ных цен­но­стей нет. В этом за­ко­не ва­лют­ные цен­но­сти – это ино­стран­ная ва­лю­та и вне­ш­ние цен­ные бу­ма­ги (по­дроб­но о ме­та­мор­фо­зах рос­сий­ско­го по­ня­тия «ва­лют­ные цен­но­сти» см.Rough&Polished).

Ско­рее все­го, ста­тус «ва­лют­ных цен­но­стей» пред­по­ла­га­ет­ся за­ко­но­да­тель­но вер­нуть не толь­ко зо­ло­ту, но и дру­гим дра­го­цен­ным ме­тал­лам (пла­ти­не, пал­ла­дию, се­реб­ру). Воз­мо­ж­но – та­к­же ал­ма­зам, а то и всем про­чим дра­го­цен­ным ка­м­ням (что бы­ло бы уж со­в­сем не­ра­ци­о­наль­но из-­за их ни­что­ж­но­го вкла­да в об­щую кор­зи­ну ва­лют­ных цен­но­стей).

Нас­коль­ко пол­но­вес­ным мо­жет быть обес­пе­че­ние руб­ля зо­ло­том в ва­лют­но-­фи­нан­со­вой си­сте­ме Рос­сии? Все не­об­хо­ди­мые для при­кид­ки дан­ные име­ют­ся в сво­бод­ном до­сту­пе на офи­ци­аль­ном сай­те Бан­ка Рос­сии (https://www.cbr.ru/hd_base/). Возь­мем для при­ме­ра 28 ап­ре­ля 2022 го­да и для удоб­ства срав­не­ния при­ве­дем рас­че­ты в дол­ла­рах.

В этот день це­на зо­ло­та на лон­дон­ском фи­к­син­ге со­став­ля­ла $1 895 за тро­и­ц­кую ун­цию, или $60,93 за грамм, $60,926 млн за тон­ну. За­пас зо­ло­та в зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вах Рос­сии со­став­лял 2296 тонн, что в це­нах лон­дон­ско­го фи­к­син­га да­ва­ло $139,9 млрд. По­хо­жая кар­ти­на по­лу­ча­лась и при при­ня­тии в рас­чет учет­ной це­ны на зо­ло­то Бан­ка Рос­сии (4463 руб./­грамм): об­щая сто­и­мость зо­ло­та по­лу­ча­лась 10247 млрд. руб­лей, или по офи­ци­аль­но­му кур­су дол­ла­ра Бан­ка Рос­сии - $140,6 млрд.

Све­де­ния о де­не­ж­ных аг­ре­га­тах Рос­сии, при­ве­ден­ные на сай­те Бан­ка Рос­сии и пе­ре­с­чи­тан­ные из руб­лей в дол­ла­ры по те­ку­ще­му кур­су да­ли сле­ду­ю­щую кар­ти­ну:

- де­не­ж­ная мас­са М0 со­став­ля­ет $190,9 млрд,

- де­не­ж­ная мас­са М1 со­став­ля­ет $511,1 млрд,

- де­не­ж­ная мас­са М2 со­став­ля­ет $914,7 млрд,

- ши­ро­кая де­не­ж­ная мас­са со­став­ля­ет $1175 млрд.

Та­ким об­ра­зом, име­ю­ще­е­ся в зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вах Рос­сии зо­ло­то обес­пе­чи­ва­ет по­чти 74% на­ли­ч­ных де­нег, на­хо­дя­щих­ся в обо­ро­те (М0). Но обес­пе­че­ние зо­ло­том об­щей де­не­ж­ной мас­сы, эми­ти­ро­ван­ной Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей (М2), до­сти­га­ет­ся на уро­в­не толь­ко 15,3%. А обес­пе­че­ние име­ю­щи­м­ся зо­ло­том ши­ро­кой де­не­ж­ной мас­сы со­став­ля­ет все­го 11,9%.

Не яв­ля­ясь спе­ци­а­ли­стом в бан­ко­в­ской сфе­ре, ав­тор этой ста­тьи не мо­жет дать экс­пе­р­т­ной оцен­ки, на­сколь­ко до­ста­точ­но та­ко­го обес­пе­че­ния для нор­маль­но­го фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ва­лют­но-­фи­нан­со­вой си­сте­мы Рос­сии. Но вот воз­мо­ж­ные по­след­ствия ис­поль­зо­ва­ния зо­ло­та в дан­ных це­лях для юве­ли­р­ной от­рас­ли Рос­сии об­су­дить мо­ж­но.

В­про­чем, зо­ло­то в Рос­сии еже­год­но до­бы­ва­ют в боль­ших ко­ли­че­ствах, и есть по­то­ки вто­ри­ч­но­го зо­ло­та, что поз­во­ля­ет го­су­дар­ству ин­тен­сив­но на­ра­щи­вать за­пас зо­ло­та в ре­зер­вах. Так, по оцен­ке Со­ю­за зо­ло­то­про­мы­ш­лен­ни­ков Рос­сии, об­щее про­из­вод­ство зо­ло­та в Рос­сии в 2021 го­ду со­ста­ви­ло 363,5 тон­ны со сто­и­мо­стью на рас­смат­ри­ва­е­мую да­ту в $22,1 млрд. (https://www.interfax.ru/business/831780).

По­след­ствия для юве­ли­р­но­го ры­н­ка: из­бы­точ­но­го кон­тро­ля не бы­ва­ет?

Мо­гут ли быть за­тро­ну­ты ин­те­ре­сы юве­ли­р­но­го ры­н­ка в свя­зи с но­вым ста­ту­сом зо­ло­та для Рос­сии? Ско­рее все­го, да. Са­мое ра­ди­каль­ное из­ме­не­ние нор­ма­тив­но-­пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли уже про­и­зо­шло - как от­ме­ча­лось в Rough&Polished, од­но­вре­мен­но с но­вел­лой сня­тия НДС со сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та для ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам, как ме­ра борь­бы с воз­мо­ж­ным пе­ре­то­ком зо­ло­та без НДС от фи­зи­че­ских лиц к юри­ди­че­ским всту­пи­ла в си­лу нор­ма о за­пре­те с 1 ян­ва­ря 2023 го­да пра­ва на при­ме­не­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов (СНР) ма­лы­ми юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, дей­ству­ю­щи­ми в сфе­ре ДМДК.

Та­ким об­ра­зом, ес­ли се­го­д­ня юве­ли­р­ные из­де­лия, про­из­во­ди­мые ма­лы­ми пред­при­я­ти­я­ми, при­ме­ня­ю­щи­ми СНР, мо­гут быть про­из­ве­де­ны из зо­ло­та без НДС, при­об­ре­та­е­мо­го у ску­пок, то с но­во­го 2023 го­да все про­из­во­ди­мые из­де­лия бу­дут со­дер­жать зо­ло­то, при­об­ре­тен­ное с НДС. Есте­ствен­но, это при­ве­дет к об­ще­му по­до­ро­жа­нию юве­ли­р­ной про­дук­ции, что не­же­ла­тель­но для юве­ли­р­но­го ры­н­ка Рос­сии, осо­бен­но в усло­ви­ях ожи­да­е­мо­го сни­же­ния до­хо­дов на­се­ле­ния из-­за дав­ле­ния сан­к­ций. Од­на­ко, глав­ная про­б­ле­ма ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са в дру­гом – пе­ре­ход на ос­но­в­ную си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния (ОСН) с упро­щен­ной вле­чет не­об­хо­ди­мость уве­ли­че­ния за­трат биз­не­са на бух­гал­тер­ский учет. По­нят­но, что об­слу­жи­вать СНР – это од­но, а ОСН – со­в­сем дру­го­е! Ожи­да­е­мый ре­зуль­тат – се­бе­сто­и­мость юве­ли­р­ных из­де­лий воз­растет, а вме­сте с ней и це­на. Кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность на вне­ш­них ры­н­ках упа­дет, и без то­го не­боль­шой экс­порт сни­зи­т­ся, а чис­ло участ­ни­ков ры­н­ка (и всех за­ня­тых в юве­ли­р­ной сфе­ре) со­кра­тить­ся крат­но. Умень­ши­т­ся и об­щий объ­ем по­сту­па­ю­щих от юве­ли­р­ной от­рас­ли в бюд­же­ты на­ло­гов. Осо­бен­но по­стра­да­ют ре­ги­о­наль­ные бюд­же­ты.

Воз­ро­ж­да­е­мый ва­лют­ный ста­тус зо­ло­та и воз­мо­ж­ная при­вяз­ка к зо­ло­ту руб­ля в па­ра­ди­г­ме тра­ди­ци­он­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния го­су­дар­ством пре­ду­смат­ри­ва­ет не­из­бе­ж­ное уси­ле­ние кон­тро­ля за его обо­ро­том. Та­ким об­ра­зом, в слу­чае при­вяз­ки руб­ля к зо­ло­ту сле­ду­ет ожи­дать уси­ле­ния кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, что най­дет вы­ра­же­ние в даль­ней­шем уже­сто­че­нии от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний для участ­ни­ков юве­ли­р­но­го ры­н­ка.

Но об­слу­жи­ва­ние от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний – это все­г­да за­тра­ты для биз­не­са. В то же вре­мя, в усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния един­ствен­ный путь вы­жи­ва­ния эко­но­ми­ки стра­ны - это ма­к­си­маль­ное по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти все­го и вся. По­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, све­де­ние к ну­лю не­про­дук­тив­ных из­дер­жек всех про­цес­сов и опе­ра­ций.

Мо­ж­но ли со­в­ме­стить уже­сто­че­ние от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и уси­ле­ние кон­тро­ля за их ис­пол­не­ни­ем со сни­же­ни­ем не­про­дук­тив­ных из­дер­жек про­цес­сов и опе­ра­ций в сфе­ре ДМДК? Нет, это не­воз­мо­ж­но. Ис­пол­не­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний не мо­жет быть бес­плат­ным, т.к. лю­бое та­кое тре­бо­ва­ние вле­чет не­об­хо­ди­мость вы­бо­ра биз­не­сом не оп­ти­маль­ных, а со­о­т­вет­ству­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям тех­но­ло­ги­че­ских ре­ше­ний. И при этом воз­рас­та­ют ри­с­ки за­трат на воз­мо­ж­ные штра­фы, без ко­то­рых ред­ко об­хо­дят­ся про­вер­ки.

Ка­ко­ва бы ни бы­ла до­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль в струк­ту­ре то­вар­ной про­дук­ции, эта до­ля не да­ет ни­ка­ких пре­и­му­ществ то­ва­ру с точ­ки зре­ния по­тре­би­те­ля. Опла­чи­вая до­лю сто­и­мо­сти то­ва­ра, при­хо­дя­щу­ю­ся на за­тра­ты его про­из­во­ди­те­ля и/и­ли по­став­щи­ка на ис­пол­не­ние им обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, по­ку­па­тель, фа­к­ти­че­ски, пла­тит «за воз­дух». Та­к­же оче­вид­но, что с по­вы­ше­ни­ем сто­и­мо­сти то­ва­ра ем­кость его ры­н­ка па­да­ет, что, в свою оче­редь, до­пол­ни­тель­но уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость то­ва­ра.

По­это­му ра­ди со­хра­не­ния эф­фек­тив­но­сти от­рас­ле­во­го биз­не­са, ре­гу­ля­то­ру сле­ду­ет стре­мить­ся к то­му, что­бы ис­пол­не­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в сфе­ре ДМДК, да­же в слу­чае воз­ро­ж­де­ния ва­лют­но­го ста­ту­са ДМДК и при­вяз­ки руб­ля к зо­ло­ту, не при­ве­ло бы к до­пол­ни­тель­ным не­про­дук­тив­ным за­тра­там участ­ни­ков ры­н­ка.

Тех­но­ло­ги­че­ская ос­но­ва ор­га­ни­за­ции кон­тро­ля в сфе­ре ДМДК в Рос­сии – это внед­ря­е­мая го­су­дар­ствен­ная ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та (ГИИС ДМДК). ГИИС ДМДК в при­н­ци­пе уже дей­ству­ет. Да, с опре­де­лен­ны­ми «дет­ски­ми бо­лез­ня­ми» за­пус­ка си­сте­мы, но – ра­бо­та­ет.

Из­на­чаль­но в си­сте­му бы­ла за­ло­же­на из­бы­точ­ная идея дуб­ли­ро­ва­ния мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий по­сред­ством за­не­се­ния уни­каль­но­го иден­ти­фи­ка­ци­он­но­го но­ме­ра из­де­лия (УИН) как в DataMatrix код, пе­ча­та­е­мый про­из­во­ди­те­лем или им­пор­те­ром на не­раз­ры­в­но скре­п­лен­ной с из­де­ли­ем би­р­ке, так и в DataMatrix ко­де, на­но­си­мом не­по­сред­ствен­но на са­мо юве­ли­р­ное из­де­лие, в Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­те. Это тех­но­ло­ги­че­ское ре­ше­ние ис­ход­но вы­г­ля­де­ло стран­ным: за­чем ну­ж­но на­но­сить ми­к­ро DataMatrix код, со­дер­жа­щий УИН, на са­мо из­де­лие, сни­жая его эс­те­ти­че­ское вос­при­я­тие, ес­ли та­кой же DataMatrix код есть на не­раз­ры­в­но скре­п­лен­ной с из­де­ли­ем би­р­ке?

Тем бо­лее, что ор­га­ни­за­ци­ей си­сте­мы не пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся счи­ты­ва­ние DataMatrix ко­да с са­мо­го из­де­лия ни на од­ной ста­дии его обо­ро­та по­с­ле их вы­хо­да из во­рот про­из­вод­ствен­но­го пред­при­я­тия или офи­са им­пор­те­ра, вклю­чая роз­ни­ч­ную их ре­а­ли­за­цию. А вот ла­зер­ное обо­ру­до­ва­ние для на­не­се­ния DataMatrix ко­да на из­де­лие – это при­ли­ч­ные за­тра­ты го­су­дар­ства, и, что са­мое до­са­д­ное для биз­не­са, про­из­во­ди­те­лям юве­ли­р­ных из­де­лий бу­дет не­об­хо­ди­мо при­об­ре­сти до­ро­го­сто­я­щее обо­ру­до­ва­ние (с­ка­не­ры) для счи­ты­ва­ния ми­к­ро DataMatrix ко­да по их при­бы­тию из Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты. За­ме­тим, что в ра­м­ках дру­гой рос­сий­ской си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки дру­гих то­ва­ров - ЦРПТ «Че­ст­ный знак» - мар­ки­ро­в­ку мо­ж­но на­но­сить ли­бо на сам то­вар, ли­бо на не свя­за­н­ные с ним но­си­те­ли (у­па­ко­в­ку и т.д.).

Из­бы­точ­ные тех­но­ло­ги­че­ские ре­ше­ния, свя­за­н­ные с кон­троль­ны­ми фун­к­ци­я­ми го­су­дар­ства, что бы­ли еще при­е­м­ле­мы при «ле­г­кой жиз­ни», в кри­зис­ных усло­ви­ях ста­но­вят­ся сли­ш­ком об­ре­ме­ни­тель­ны и их бы­ло бы ну­ж­но от­ме­нить. При этом ни­ка­ко­го ущер­ба для эф­фек­тив­но­сти кон­тро­ля не бу­дет, т.к. дуб­ли­ро­ва­ние мар­ки­ро­в­ки – это как раз тот слу­чай, ко­г­да на­ли­цо есть яв­ная из­бы­точ­ность кон­троль­ной ме­ры. Ни­ко­му не ну­ж­на мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий по ме­тал­лу, со­вер­шен­но до­ста­точ­но на­не­се­ния DataMatrix ко­да на не­раз­ры­в­но свя­за­н­ную с из­де­ли­я­ми би­р­ку!

Пе­ре­чень обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, свя­за­н­ный с осу­ще­ств­ле­ни­ем кон­тро­ля за юве­ли­р­ным ры­н­ком, в Рос­сии и в те­ку­щее вре­мя удив­ля­ет из­бы­точ­но­стью. Ис­пол­не­ние дей­ству­ю­щих обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний вле­чет за­тра­ты, со­вер­шен­но не оправ­дан­ные ин­те­ре­са­ми са­мо­го биз­не­са. За част­но­го юве­ли­ра го­су­дар­ство нор­ма­тив­но ре­ша­ет, где и как он дол­жен по­ку­пать сы­рье, как его и го­то­вую про­дук­цию ну­ж­но хра­нить, как учи­ты­вать, как пе­ре­во­зить. Да да­же ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний по обя­за­тель­но­му го­су­дар­ствен­но­му опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­ли­р­ных из­де­лий – это то­же за­тра­ты биз­не­са на кон­троль за со­бой, ни­как не вос­тре­бо­ван­ный ин­те­ре­са­ми са­мих участ­ни­ков ры­н­ка.

Юве­ли­рам хо­те­лось бы, что­бы в кри­зис­ных усло­ви­ях фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли еще раз бы­ла бы оце­не­на не­об­хо­ди­мость всех этих обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний. Хо­тя, по­нят­но, что в слу­чае ис­поль­зо­ва­ния зо­ло­та для обес­пе­че­ния руб­ля ве­ро­ят­ность пе­ре­смо­т­ра от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и норм кон­тро­ля за биз­не­сом в сто­ро­ну по­сла­б­ле­ния вы­г­ля­дит очень ма­ло ве­ро­ят­ной. К боль­шо­му со­жа­ле­нию для биз­не­са.

Од­ним из са­мых из­бы­точ­ных обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний для биз­не­са в сфе­ре ДМДК яв­ля­ет­ся ис­пол­не­ние пред­пи­са­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию не­за­кон­ных до­хо­дов. За­чем ну­ж­на дуб­ли­ру­ю­щая про­вер­ка по­ку­па­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, ес­ли они рас­пла­чи­ва­ют­ся бан­ко­в­ской кар­той, эми­ти­ро­ван­ной бан­ком, ко­то­рый сам уже иден­ти­фи­ци­ро­вал сво­е­го кли­ен­та и кон­тро­ли­ру­ет все его де­не­ж­ные по­то­ки? Как все это дуб­ли­ро­ва­ние со­о­т­но­си­т­ся с «ци­ф­ро­вой ре­во­лю­ци­ей», в ра­м­ках ко­то­рой ба­зы дан­ных всех участ­ни­ков ры­н­ка вро­де бы уже объ­е­ди­не­ны? А ведь об­слу­жи­ва­ние тре­бо­ва­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га участ­ни­ка­ми ры­н­ка ДМДК – это не­про­дук­тив­ные за­тра­ты биз­не­са, сни­жа­ю­щие его эф­фек­тив­но­сть. Опять же, в усло­ви­ях ис­поль­зо­ва­ния зо­ло­та для обес­пе­че­ния руб­ля шан­сов на вы­вод юве­ли­р­ных из­де­лий из-­под тре­бо­ва­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га ста­но­ви­т­ся еще мень­ше.

А еще есть в ре­гу­ли­ро­ва­нии рос­сий­ско­го ры­н­ка ДМДК дуб­ли­ро­ва­ние кон­тро­ля при вво­зе-­вы­во­зе лю­бых ДМДК. Это так на­зы­ва­е­мый «го­су­дар­ствен­ный кон­троль» в до­ба­вок к обы­ч­но­му та­мо­жен­но­му кон­тро­лю при пе­ре­се­че­нии ДМДК вне­ш­них гра­ниц ЕАЭС. При этом го­су­дар­ствен­ный кон­троль – это не толь­ко не­про­дук­тив­ные за­тра­ты для биз­не­са (за­мо­ра­жи­ва­ние то­ва­ра на пе­ри­од про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля), но, что са­мое вред­ное для биз­не­са, это еще и огро­м­ный ба­рьер на пу­ти раз­ви­тия Ин­тер­нет-тор­го­в­ли в ад­рес част­ных лиц за ру­бе­жом, т.к. ма­ло кто на­бе­рет­ся та­ко­го тер­пе­ния, что­бы до­ж­дать­ся свою по­сы­л­ку с юве­ли­р­ным из­де­ли­ем. Оче­вид­но, с из­ме­не­ни­ем ста­ту­са дра­го­цен­ных ме­тал­лов си­ту­а­ция с из­бы­точ­ным «го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем» про­ще для биз­не­са не ста­нет…

До­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль за со­бой в об­щей сто­и­мо­сти юве­ли­р­ных из­де­лий, из-­за вы­со­кой сто­и­мо­сти сы­рья, ка­жет­ся не­боль­шой. Од­на­ко про­из­во­ди­тель юве­ли­р­ных из­де­лий по­лу­ча­ет до­ход от той до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти, ко­то­рую про­из­во­дит его ра­бо­та. А вот здесь до­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль уже зна­чи­тель­на! Это, в свою оче­редь, вле­чет сни­же­ние кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти юве­ли­р­ных из­де­лий рос­сий­ско­го про­из­вод­ства на вне­ш­них ры­н­ках. Т.е. от не­об­хо­ди­мо­сти ис­пол­не­ния от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­тро­ля в от­рас­ли стра­да­ет экс­пор­т­ный по­тен­ци­ал от­рас­ли. Тео­ре­ти­че­ски, рос­сий­ские юве­ли­р­ные из­де­лия мо­г­ли бы быть аб­со­лют­но кон­ку­рен­то­с­по­соб­ны­ми в ми­ро­вом из­ме­ре­нии. Мо­г­ли бы – но не яв­ля­ют­ся та­ко­вы­ми из-­за не­рав­ных це­но­вых по­ка­за­те­лей из-­за со­во­ку­п­но­сти из­дер­жек на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний.

Не факт, что все но­вые ме­ры уси­ле­ния кон­тро­ля в сфе­ре об­ра­ще­ния ДМДК обу­с­ло­в­ле­ны имен­но пла­на­ми при­вяз­ки руб­ля к зо­ло­ту и иным ва­лют­ным цен­но­стям. Воз­мо­ж­но, их вве­де­ние не­у­да­ч­ным об­ра­зом со­в­па­да­ет по вре­ме­ни с дан­ным со­бы­ти­ем, и на­ме­ре­ния увя­зать рубль с зо­ло­том на­вер­ня­ка об­ле­г­чит про­хо­ж­де­ние по ин­стан­ци­ям всех от­рас­ле­вых «ка­ра­тель­ных» но­велл.

Так, в на­сто­я­щее вре­мя в ста­дии об­су­ж­де­ния на­хо­ди­т­ся про­ект по уси­ле­нию от­вет­ствен­но­сти за ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в сфе­ре ДМДК. Срок дав­но­сти по ним уста­нав­ли­ва­ет Ко­декс ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний, и срок дав­но­сти пла­ни­ру­ет­ся уве­ли­чить с се­го­д­ня­ш­них двух ме­ся­цев сра­зу до двух лет. Оче­вид­но, та­кая ме­ра при­ве­дет к су­ще­ствен­но­му уве­ли­че­нию штра­фов, а, зна­чит, и к уве­ли­че­нию сред­ней до­ли за­трат в се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­ции из ДМДК.

Дру­гая нор­мо­твор­че­ская ини­ци­а­ти­ва – это вне­се­ние в сфе­ру субъ­ек­тов ре­гу­ли­ро­ва­ния Фе­де­раль­но­го за­ко­на «Об обес­пе­че­нии един­ства из­ме­ре­ний» участ­ни­ков про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­бы­чи, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ка­м­ней. Мас­шта­бы воз­мо­ж­ных про­б­лем от дан­ной но­вел­лы еще толь­ко оце­ни­ва­ют­ся юве­ли­р­ным со­об­ще­ством, но уже яс­но, что толь­ко до­пол­ни­тель­ны­ми за­тра­та­ми биз­не­са здесь обой­тись не уда­ст­ся.

С­мо­жет ли юве­ли­р­ный биз­нес вы­не­сти всю эту ма­хи­ну кон­троль­ных из­ли­шеств на сво­ем гор­бу в эпо­ху сан­к­ций? Вряд ли… Мо­жет быть, все-та­ки сто­ит ре­гу­ля­то­ру еще раз про­а­на­ли­зи­ро­вать, что дей­стви­тель­но не­об­хо­ди­мо в от­рас­ле­вой ре­гу­ля­то­ри­ке, а что ну­ж­но не­мед­лен­но устра­нять, что­бы биз­не­су ды­ша­лось ле­г­че?

Ва­ж­но за­ме­тить, что ру­ко­вод­ство Рос­сии по­ни­ма­ет, что в усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния усло­вия ве­де­ния биз­не­су не­об­хо­ди­мо об­ле­г­чать. Пре­зи­дент РФ В. В. Пу­тин за­явил о не­об­хо­ди­мо­сти ма­к­си­маль­ной эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды для лю­дей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся биз­не­сом. Но но­вые нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты, усло­ж­ня­ю­щие и удо­ро­жа­ю­щие усло­вия ве­де­ния биз­не­са в сфе­ре ДМДК по-­пре­ж­не­му из­да­ют­ся и про­дви­га­ют­ся. Да и кон­тро­ле­ры на ме­стах вряд ли го­то­вы сме­нить род де­я­тель­но­сти – не зря же пред­се­да­тель Со­ве­та Фе­де­ра­ции В. И. Мат­ви­ен­ко спу­стя два ме­ся­ца по­с­ле за­яв­ле­ния пре­зи­ден­та пуб­ли­ч­но по­о­бе­ща­ла вый­ти к до­му Пра­ви­тель­ства РФ на оди­ноч­ный пи­кет с пла­ка­том, ес­ли биз­не­су не да­дут сво­бо­ду…

Вла­ди­ми­рЗ­бой­ко­вд­ляRough&Polished

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->