Манипуляции с таможенной оценкой создают неравные условия для ювелиров стран ЕАЭС

Раздел: Рынки
04 мая 2022 г.

В Ас­со­ци­а­цию «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» при­шло пись­мо от «Со­ю­за юве­ли­ров и пред­при­ни­ма­те­лей Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки». Пре­зи­дент Со­ю­за Ак­ма­тов С.Т. спра­вед­ли­во об­ра­ща­ет вни­ма­ние на не­об­хо­ди­мость при­ме­не­ния ан­ти­де­м­пин­го­вых мер в от­но­ше­нии юве­ли­р­ных из­де­лий, им­пор­ти­ру­е­мых из тре­тьих стран. В по­след­ние го­ды в Кы­р­гы­з­скую Рес­пуб­ли­ку хлы­нул по­ток юве­ли­р­ных из­де­лий из-­за ру­бе­жа. Объ­eм соб­ствен­но­го про­из­вод­ства пред­ска­зу­е­мо упал. Ту же си­ту­а­цию от­ме­ча­ют про­из­во­ди­те­ли из дру­гих стран ЕАЭС. Их про­дук­ция ста­но­ви­т­ся не­кон­ку­рен­то­с­по­соб­ной по срав­не­нию с им­пор­тeра­ми из Тур­ции, ОАЭ, Ин­дии и Ки­тая.

На про­стран­стве Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за (ЕАЭС) вне­ш­не­тор­го­вые та­мо­жен­ные усло­вия в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней опре­де­ля­ет Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия (ЕЭК). Эти усло­вия ка­са­ют­ся Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния, Ка­за­х­ста­на, Бе­ла­ру­си и Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки. В со­о­т­вет­ствии с Ре­ше­ни­ем Кол­ле­гии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О ме­рах не­та­ри­ф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния», в от­но­ше­нии юве­ли­р­ных из­де­лий уста­но­в­лен раз­ре­ши­тель­ный по­ря­док вво­за-­вы­во­за как на та­мо­жен­ную тер­ри­то­рию Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за, так и из неe. Этот по­ря­док ре­а­ли­зу­ет­ся по­сред­ством про­ве­де­ния про­це­ду­ры го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Та­к­же, дей­ству­ет Со­гла­ше­ние об осо­бен­но­стях осу­ще­ств­ле­ния опе­ра­ций с ДМДК в ра­м­ках ЕЭК от 22 но­яб­ря 2019 го­да.

При­ло­же­ни­ем №14 к Ре­ше­нию ЕЭК №30 «По­ло­же­ние о вво­зе на та­мо­жен­ную тер­ри­то­рию Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за и вы­во­зе с та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за дра­го­цен­ных ме­тал­лов и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы» утвер­ж­де­на фор­ма ак­та го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля, опре­де­лен по­ря­док вво­за-­вы­во­за ДМДК, опре­де­ле­но по­ме­ще­ние под та­мо­жен­ные про­це­ду­ры, по­ря­док экс­пор­та и им­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий. По­ме­ще­ние под та­мо­жен­ные про­це­ду­ры ор­га­ни­зу­ет­ся на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных (ка­те­го­ри­ро­ван­ных) та­мо­жен­ных по­стах, пе­ре­чень ко­то­рых опре­де­ля­ет­ся на­ци­о­наль­ным за­ко­но­да­тель­ством.

При­ло­же­ние к По­ло­же­нию о вво­зе (вы­во­зе) «Пра­ви­ла осу­ще­ств­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля дра­го­цен­ных ме­тал­лов и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы» в чис­ле про­че­го опре­де­ля­ет ­пе­ре­чень обя­за­тель­ных ме­ро­при­я­тий, в том чис­ле оцен­ку сто­и­мо­сти ДМДК в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях. При осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля про­вер­ке под­ле­жит 100% то­ва­ра.

По­ря­док вво­за-­вы­во­за юве­ли­р­ных из­де­лий в ЕАЭС в це­лом от­ре­гу­ли­ро­ван на на­д­на­ци­о­наль­ном уро­в­не. Од­на­ко у ка­ж­до­го участ­ни­ка ЕАЭС в сфе­ре ДМДК есть свои на­ци­о­наль­ные осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния. На­при­мер, в Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ке есть го­су­дар­ствен­ный ор­ган-ре­гу­ля­тор — Ми­ни­стер­ство эко­но­ми­ки и фи­нан­сов Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки, в ко­то­ром име­ет­ся Де­пар­та­мент дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Он на­де­лен пол­но­мо­чи­я­ми ре­гу­ли­ро­вать во­про­сы, свя­за­н­ные с опе­ра­ци­я­ми с ДМДК, и осу­ще­ств­ля­ет го­су­дар­ствен­ный кон­троль ДМДК при вво­зе-­вы­во­зе в/из Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки. В то же вре­мя, в Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ке нет спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных по­стов, и акт го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля вы­да­ет­ся Мин­фи­ном Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки со­глас­но тех­но­ло­ги­че­ской схе­ме ме­ж­ду та­мо­ж­ней и упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном. Этот акт пред­по­ла­га­ет та­мо­жен­ную про­це­ду­ру усло­в­но­го вы­пус­ка юве­ли­р­ных из­де­лий для про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля.

След­стви­ем осла­б­ле­ния кон­тро­ля у от­дель­но взя­то­го участ­ни­ка ЕАЭС ста­ли про­б­ле­мы для оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей как в са­мой этой стра­не, так и у дру­гих участ­ни­ков ЕАЭС. В пись­ме Пре­зи­ден­та Со­ю­за юве­ли­ров и пред­при­ни­ма­те­лей Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки Ак­ма­то­ва С.Т. (№ 11 от 19.02.2022 г.) в Ас­со­ци­а­цию «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» го­во­ри­т­ся, что из-­за от­сут­ствия «ми­ни­маль­но­го уро­в­ня кон­троль­ных цен» (МУКЦ) на юве­ли­р­ные из­де­лия, вво­зи­мые на та­мо­жен­ную тер­ри­то­рию, и­м­пор­те­ры поз­во­ля­ют се­бе ука­зы­вать в счет-­фа­к­ту­рах (ин­вой­сах) це­ну на юве­ли­р­ные из­де­лия из зо­ло­та все­го в $2,75 за 1 грамм, се­реб­ра — в $0,21 за грамм,что яв­ля­ет­ся оче­вид­ным за­ни­же­ни­ем та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти. На на­ча­ло фев­ра­ля 2022 го­да це­на од­но­го гра­м­ма зо­ло­та в 585 про­бе со­став­ля­ет око­ло $35,5 за грамм. И это без уче­та сто­и­мо­сти ка­м­ней и ра­бо­ты. Та­ким об­ра­зом, сто­и­мость из­де­лий за­ни­жа­лась ми­ни­мум в 7,7 ра­за. Это за­ни­же­ние та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти эк­ви­ва­лен­т­но при­ме­не­нию став­ки ввоз­ной по­ш­ли­ны не 10%, как уста­но­в­ле­но, а лишь 1,3%.

В та­кой си­ту­а­ции о «за­щи­т­ных ме­рах» рас­су­ж­дать сло­ж­но. Как пи­шет С.Т. Ак­ма­тов: «в стра­ну хлы­нул им­порт». Из-­за это­го объ­ем внут­рен­не­го про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та за 2018 год по срав­не­нию с 2009 го­дом упал в 5,4 ра­за, в то вре­мя как им­порт вы­рос в 54,7 раз. Про­из­вод­ство юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра за ана­ло­ги­ч­ный пе­ри­од упа­ло в 5,2 ра­за, при этом им­порт юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра за этот же пе­ри­од вы­рос в 12,9 раз.

Это про­ис­хо­дит на фо­не то­го, что в Рос­сии, на­про­тив, им­пор­те­ры дра­го­цен­ных ка­м­ней (яв­ля­ю­щих­ся не­об­хо­ди­мым сы­рьем для рос­сий­ских юве­ли­ров) жа­лу­ют­ся на то, что не мо­гут вво­зить ка­м­ни по ре­аль­ным за­ку­поч­ным це­нам: им до­на­чис­ля­ют­ся прейс­ку­ран­т­ные це­ны, не все­г­да от­ра­жа­ю­щие ре­аль­но­сть.

Что же по­лу­ча­ет­ся? В еди­ном та­мо­жен­ном про­стран­стве ЕАЭС мо­ж­но най­ти спо­соб за­ве­сти го­то­вые юве­ли­р­ные из­де­лия по за­ни­жен­ной та­мо­жен­ной це­не (т.е. по фа­к­ту по­чти без опла­ты по­ш­ли­ны), а вот сы­рье для юве­ли­ров в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию, про­из­во­дя­щую 89% об­ще­го объ­е­ма юве­ли­р­ной про­дук­ции ЕАЭС, на­про­тив, из-­за ис­ка­же­ний (за­вы­ше­ний) цен ин­вой­сов при­хо­ди­т­ся вво­зить в стра­ну по де-­фа­кто по­вы­шен­ной по­ш­ли­не?

Ми­ни­стер­ство эко­но­ми­ки Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния, осу­ще­ств­ля­ю­щее вне­ш­не­тор­го­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние обо­ро­та в ча­сти во­про­сов под­дер­ж­ки раз­ви­тия ал­ма­зо­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и юве­ли­р­ной от­рас­ли Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния, до сих пор бло­ки­ру­ет от­ме­ну ввоз­ной по­ш­ли­ны на юве­ли­р­ные ка­м­ни. Хо­тя ни для ко­го не сек­рет, что ос­но­в­ная мас­са бри­л­ли­ан­тов из Ар­ме­нии — это про­дук­ция тре­тьих стран.

В Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» хо­ро­шо по­ни­ма­ют, как не­про­сто Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии ис­кать ре­гу­ля­тор­ное ре­ше­ние, устра­и­ва­ю­щее всех участ­ни­ков вне­ш­не­тор­го­вых опе­ра­ций в сфе­ре ДМДК на тер­ри­то­рии Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. Но без это­го ре­ше­ния вы­стро­ить еди­ное эко­но­ми­че­ское про­стран­ство в ча­сти про­из­вод­ства и тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми не по­лу­чи­т­ся. Ка­ким бу­дет это ре­ше­ние — по­ка­жет вре­мя. По­ка же мо­ж­но кон­ста­ти­ро­вать, что за­ни­же­ние и за­вы­ше­ние та­мо­жен­ных цен со­з­да­ют не­рав­ные усло­вия для юве­ли­ров стран ЕАЭС и усло­ж­ня­ют за­да­чу Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->