Контроль ради контроля

Раздел: Общество
27 апреля 2022 г.

В усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния един­ствен­ный путь вы­жи­ва­ния эко­но­ми­ки стра­ны: ма­к­си­маль­но по­вы­сить эф­фек­тив­ность все­го и вся. По­вы­сить про­из­во­ди­тель­ность тру­да, све­сти к ну­лю не­про­дук­тив­ные из­дер­ж­ки всех про­цес­сов и опе­ра­ций. Ины­ми сло­ва­ми, в усло­ви­ях сан­к­ций, под ко­то­рые по­па­ла Рос­сия, не­об­хо­ди­мо в крат­чай­шем пе­ри­о­де и на всех уро­в­нях пе­ре­смо­т­реть и оце­нить эф­фек­тив­ность все­го, что мы де­ла­ли и де­ла­ем: от ор­га­ни­за­ции управ­ле­ния эко­но­ми­кой стра­ны в це­лом, ре­гу­ля­то­ри­ки по от­рас­лям до эф­фек­тив­но­сти ор­га­ни­за­ции биз­нес-­про­цес­сов у ка­ж­до­го из хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов.

Ка­жет­ся оче­вид­ным, что та­кие по­ня­тия от­рас­ле­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, как «из­бы­точ­ный кон­троль» и «не­о­бос­но­ван­ные обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния» в усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния дол­ж­ны быть ис­ко­ре­не­ны очень быст­ро и пол­но­вес­но. Ес­ли, ко­неч­но, есть за­ин­те­ре­со­ван­ность в вы­жи­ва­нии от­рас­ли в но­вых усло­ви­ях.

Ис­пол­не­ние биз­не­сом от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний не мо­жет быть бес­плат­ным, т.к. лю­бое та­кое тре­бо­ва­ние вле­чет как ми­ни­мум не­об­хо­ди­мость его внут­рен­не­го кон­тро­ля, вы­бор не са­мых оп­ти­маль­ных для биз­не­са ре­ше­ний, а со­о­т­вет­ству­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям. А ведь ещe бу­дут пря­мые за­тра­ты на штра­фы, без ко­то­рых в на­шей стра­не ред­ко об­хо­дят­ся про­вер­ки.

Ка­ко­ва бы ни бы­ла до­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль в струк­ту­ре то­вар­ной про­дук­ции, эта до­ля не да­ет ни­ка­ких пре­и­му­ществ то­ва­ру с точ­ки зре­ния по­тре­би­те­ля. Опла­чи­вая до­лю сто­и­мо­сти то­ва­ра, при­хо­дя­щу­ю­ся на за­тра­ты его про­из­во­ди­те­ля и/и­ли по­став­щи­ка на ис­пол­не­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, по­ку­па­тель, фа­к­ти­че­ски, пла­тит «за воз­дух». У раз­ных то­ва­ров ем­кость по­тре­би­тель­ско­го ры­н­ка своя. Это за­ви­сит от це­ны то­ва­ра, но оче­вид­но, что с еe по­вы­ше­ни­ем ем­кость ры­н­ка не­из­бе­ж­но па­да­ет. В свою оче­редь это до­пол­ни­тель­но уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость то­ва­ра.

Что пред­став­ля­ют со­бой за­тра­ты на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в юве­ли­р­ной сфе­ре? Это за­тра­ты на из­бы­точ­ные с точ­ки зре­ния тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов тре­бо­ва­ния, ко­то­рые не ди­к­ту­ют­ся ре­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми биз­не­са, а на­вя­за­ны от­рас­ле­вой нор­ма­тив­ной пра­во­вой ба­зой. За част­но­го юве­ли­ра го­су­дар­ство ре­ши­ло, где и как он дол­жен по­ку­пать сы­рье, как его и го­то­вую про­дук­цию хра­нить, как учи­ты­вать, как пе­ре­во­зить. А что­бы не­по­ва­д­но бы­ло да­же в ме­ло­чах на­ру­шать пред­пи­са­ния, го­су­дар­ство внед­ря­ет в от­рас­ли «боль­шо­го бра­та» — ГИИС ДМДК! За дви­же­ние ка­ж­до­го гра­м­ма дра­го­цен­но­го ме­тал­ла на­д­ле­жит от­чи­ты­вать­ся пе­ред си­сте­мой, за ка­ж­дую встав­ку…

Са­мое уди­ви­тель­ное обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние в сфе­ре ДМДК – это ис­пол­не­ние пред­пи­са­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га. За­чем дуб­ли­ру­ю­щая про­вер­ка по­ку­па­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, ес­ли они рас­пла­чи­ва­ют­ся бан­ко­в­ской кар­той, эми­ти­ро­ван­ной бан­ком, ко­то­рый уже сам иден­ти­фи­ци­ро­вал сво­е­го кли­ен­та и кон­тро­ли­ру­ет все его де­не­ж­ные по­то­ки? Как все это дуб­ли­ро­ва­ние со­о­т­но­си­т­ся с «ци­ф­ро­вой ре­во­лю­ци­ей», в ра­м­ках ко­то­рой ба­зы дан­ных всех участ­ни­ков ры­н­ка вро­де бы уже объ­е­ди­не­ны? Об­слу­жи­ва­ние тре­бо­ва­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га участ­ни­ка­ми ры­н­ка ДМДК – это за­тра­ты. При­чем не­про­дук­тив­ные за­тра­ты, сни­жа­ю­щие эф­фек­тив­ность биз­не­са.

Тут же мо­ж­но вспо­м­нить про го­су­дар­ствен­ный кон­троль при пе­ре­се­че­нии ДМДК вне­ш­них гра­ниц ЕАЭС. За­чем он ну­жен, в чем его та­ин­ствен­ный смысл, ес­ли и без то­го при пе­ре­се­че­нии гра­ни­цы есть та­мо­жен­ный кон­троль? При этом го­су­дар­ствен­ный кон­троль – это не толь­ко не­про­дук­тив­ные за­тра­ты для биз­не­са (за­мо­ра­жи­ва­ние то­ва­ра на пе­ри­од про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля). Это еще и огро­м­ный ба­рьер на пу­ти раз­ви­тия Ин­тер­нет-тор­го­в­ли в ад­рес част­ных лиц за ру­бе­жом, т.к. ма­ло кто на­бе­рет­ся та­ко­го тер­пе­ния, что­бы до­ж­дать­ся свою по­сы­л­ку с юве­ли­р­ным из­де­ли­ем.

О­бя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния по кон­тро­лю, т.е. тре­бо­ва­ния по обя­за­тель­но­му го­су­дар­ствен­но­му опро­бо­ва­нию, клей­ме­нию и мар­ки­ро­в­ке юве­ли­р­ных из­де­лий, рав­но как и ис­поль­зо­ва­нию ГИИС ДМДК – это за­тра­ты на кон­троль за со­бой, ни­как не вос­тре­бо­ван­ный ин­те­ре­са­ми са­мих участ­ни­ков ры­н­ка.

До­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль в об­щей сто­и­мо­сти юве­ли­р­ных из­де­лий из-­за вы­со­кой сто­и­мо­сти сы­рья ка­жет­ся не­боль­шой. Од­на­ко про­из­во­ди­тель по­лу­ча­ет до­ход от той до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти, ко­то­рую про­из­во­дит его ра­бо­та. А вот здесь до­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль уже зна­чи­тель­на!

Ес­ли на внут­рен­нем ры­н­ке все его участ­ни­ки, за­ни­ма­ю­щи­е­ся схо­жим биз­не­сом, име­ют при­мер­но оди­на­ко­вый уро­вень за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль, то за­ру­бе­ж­ные кон­ку­рен­ты не­сут по­доб­ные за­тра­ты в ку­да мень­шем раз­ме­ре. Это вле­чет сни­же­ние кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти юве­ли­р­ных из­де­лий рос­сий­ско­го про­из­вод­ства на вне­ш­них ры­н­ках. Т.е. от не­об­хо­ди­мо­сти ис­пол­не­ния от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­тро­ля в от­рас­ли стра­да­ет столь же­лан­ный го­су­дар­ством экс­пор­т­ный по­тен­ци­ал. Тео­ре­ти­че­ски, рос­сий­ские юве­ли­р­ные из­де­лия мо­г­ли бы быть аб­со­лют­но кон­ку­рен­то­с­по­соб­ны­ми в ми­ро­вом из­ме­ре­нии. Мо­г­ли бы – но не яв­ля­ют­ся та­ко­вы­ми из-­за не­рав­ных це­но­вых по­ка­за­те­лей из-­за со­во­ку­п­но­сти из­дер­жек на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний.

К со­жа­ле­нию, да­же в усло­ви­ях сан­к­ций у ре­гу­ля­то­ра есть стре­м­ле­ние не умень­шить, а, на­про­тив, уси­лить го­су­дар­ствен­ный кон­троль и тре­бо­ва­ния к участ­ни­кам юве­ли­р­но­го ры­н­ка.

Боль­шую часть но­вых уже­сто­че­ний ре­гу­ли­ро­ва­ния сфе­ры ДМДК мо­ж­но от­не­сти к опа­се­ни­ям «как бы че­го не вы­ш­ло». Со сня­ти­ем НДС со сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та за­ко­но­да­тель­но с 1 ян­ва­ря 2023 го­да от­ме­ни­ли пра­во ма­ло­го биз­не­са в сфе­ре ДМДК ис­поль­зо­вать спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы. Ожи­да­е­мый ре­зуль­тат – се­бе­сто­и­мость юве­ли­р­ных из­де­лий воз­растет, а вме­сте с ней и це­на. Кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность на вне­ш­них ры­н­ках упа­дет, и без то­го не­боль­шой экс­порт сни­зи­т­ся, а чис­ло участ­ни­ков ры­н­ка (и всех за­ня­тых в юве­ли­р­ной сфе­ре) со­кра­тить­ся крат­но. Умень­ши­т­ся и об­щий объ­ем по­сту­па­ю­щих от юве­ли­р­ной от­рас­ли в бюд­же­ты на­ло­гов. Осо­бен­но по­стра­да­ют ре­ги­о­наль­ные бюд­же­ты.

Но ес­ли от пе­ре­хо­да с СНР на ОСН по­стра­да­ет толь­ко ма­лый от­рас­ле­вой биз­нес, то дру­гая ме­ра по уси­ле­нию кон­тро­ля – вве­де­ние эта­па мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий по ме­тал­лу в ра­м­ках ГИИС ДМДК с 1 мар­та 2023 го­да, не­из­бе­ж­но (и силь­но) уве­ли­чит за­тра­ты и ма­ло­го, и сред­не­го, и кру­п­но­го биз­не­са. При этом ни го­су­дар­ству, ни по­тре­би­те­лю эта мар­ки­ро­в­ка на из­де­ли­ях во­об­ще не ну­ж­на, т.к. она дуб­ли­ру­ет те же са­мые дву­мер­ные штри­хо­вые ко­ды, что на­но­сят­ся на скре­п­лен­ные с из­де­ли­я­ми би­р­ки. За­ме­тим, что в ра­м­ках мар­ки­ро­в­ки ЦРПТ «Че­ст­ный знак» мар­ки­ро­в­ку мо­ж­но на­но­сить ли­бо на сам то­вар, ли­бо на не свя­за­н­ные с ним но­си­те­ли (у­па­ко­в­ку и т.д.).

На­ко­нец, в ста­дии об­су­ж­де­ния на­хо­ди­т­ся про­ект уси­ле­ния от­вет­ствен­но­сти за пра­во­на­ру­ше­ния в сфе­ре ДМДК. Срок дав­но­сти по ним пла­ни­ру­ет­ся уве­ли­чить с двух ме­ся­цев до двух лет. Оче­вид­но, та­кая ме­ра при­ве­дет к уве­ли­че­нию штра­фов, а, зна­чит, и к уве­ли­че­нию сред­ней до­ли за­трат в се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­ции биз­не­са на кон­троль за со­бой.

Да­же крат­кое пе­ре­чис­ле­ние са­мых во­пи­ю­ще не­про­дук­тив­ных из­дер­жек биз­не­са в сфе­ре ДМДК на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний по­тре­бо­ва­ло боль­ше де­ся­ти аб­за­цев этой ста­тьи. Смо­жет ли юве­ли­р­ный биз­нес не­сти всю эту ма­хи­ну кон­троль­ных из­ли­шеств на сво­ем гор­бу в эпо­ху сан­к­ций? Вряд ли… Мо­жет быть, все-та­ки сто­ит ре­гу­ля­то­ру еще раз про­а­на­ли­зи­ро­вать, что дей­стви­тель­но не­об­хо­ди­мо в от­рас­ле­вой ре­гу­ля­то­ри­ке, а что ну­ж­но не­мед­лен­но устра­нять? Нас­коль­ко пе­ре­чис­лен­ный вы­ше объ­ем обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в сфе­ре ДМДК со­о­т­вет­ству­ет объ­яв­лен­ным ан­ти­сан­к­ци­он­ным за­яв­ле­ни­ям Пре­зи­ден­та РФ В. В. Пу­ти­на о ма­к­си­маль­ной эко­но­ми­че­ской сво­бо­де для лю­дей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся биз­не­сом?

Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­ми­те­та «Де­ло­вой Рос­сии» по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ня­м

З­бой­ков В.А.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->