Спрос на ювелирные изделия в премиум-сегменте вырос

Раздел: Рынки
09 февраля 2022 г.

В по­след­ние дни об­ще­рос­сий­ские СМИ ак­тив­но об­су­ж­да­ют со­об­ще­ния о ро­сте юве­ли­р­но­го ры­н­ка Рос­сии в 2021 го­ду в де­не­ж­ном вы­ра­же­нии на 27% от­но­си­тель­но по­ка­за­те­лей 2020 го­да. Что озна­ча­ют эти ци­ф­ры?

На 25,0 % в мас­се под­ня­лись за год объ­е­мы за­клей­мен­ных юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та (с 40,69 тонн в 2020 г. до 50,86 тонн в 2021 г.). А вот в шту­ках рост за­клей­мен­ных из­де­лий из зо­ло­та со­ста­вил все­го 5,1% (с 41,74 млн. штук до 43,86 млн. штук в 2021 г.). Ис­хо­дя из то­го, что успе­хи тор­го­в­ли сти­му­ли­ру­ют спрос на но­вое про­из­вод­ство/и­м­порт, мо­ж­но кон­ста­ти­ро­вать: за год чис­ло по­ку­пок юве­ли­р­ных из­де­лий уве­ли­чи­лось все­го на 5%, а вот мас­са при­об­ре­та­е­мых из­де­лий из зо­ло­та (со­о­т­вет­ствен­но, и сто­и­мо­сть) воз­рос­ла на 20%. Раз­ни­ца су­ще­ствен­ная (15%). Вы­вод: пла­те­же­с­по­соб­ный спрос воз­рос у опре­де­лен­ной груп­пы по­ку­па­те­лей, но чис­ло пла­те­же­с­по­соб­ных по­ку­па­те­лей вы­рос­ло не сли­ш­ком силь­но.

Без­у­преч­но кор­рек­т­ный ана­лиз ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра не­воз­мо­жен из-­за от­сут­ствия ре­ле­ван­т­ной ста­ти­сти­ки: клей­ме­ние рос­сий­ских из­де­лий из се­реб­ра доб­ро­воль­ное. В 2021 го­ду 77,7% об­ще­го объ­е­ма за­клей­мен­ных из­де­лий из се­реб­ра бы­ли им­пор­т­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, для них клей­ме­ние обя­за­тель­но (в 2020 го­ду на им­порт за­клей­мен­ных из­де­лий из се­реб­ра при­хо­ди­лось лишь 52,9%).

Л­ю­бо­пы­т­но, что в се­реб­ре ди­на­ми­ка спа­да за­клей­мен­ных из­де­лий в шту­ках (19, 48 млн. штук в 2020 г. и 15,85 млн. штук в 2021 г., па­де­ние 18,6%) и в мас­се (102,1 тонн в 2020 г. и 71,12 тонн в 2021 г., па­де­ние 30,3%) име­ет про­ти­во­по­ло­ж­ный зо­ло­ту тренд: в мас­се из­де­лий па­де­ние ока­за­лось на 11,7% боль­шим, чем в шту­ках. От­сю­да вы­вод: в са­мом ни­ж­нем це­но­вом се­г­мен­те юве­ли­р­ных из­де­лий пла­те­же­с­по­соб­ный спрос за год со­кра­ти­л­ся су­ще­ствен­но, при­чем по­ку­па­те­ли ста­ли еще боль­ше эко­но­мить, вы­би­рая из­де­лия из се­реб­ра как мо­ж­но ле­г­ко­вес­нее.

Кар­ти­на ожи­да­е­мая: бо­га­тые в на­шем со­ци­у­ме про­дол­жа­ют бо­га­теть, а бед­ные – бед­неть. Ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий, как пред­ме­тов не са­мой пе­р­вой не­об­хо­ди­мо­сти, лишь под­твер­ж­да­ет это. Пан­де­мия, с ее след­стви­я­ми в ви­де за­кры­тых гра­ниц и па­де­ни­ем до­хо­дов ма­ло­го биз­не­са из-­за ло­к­да­у­нов, внес­ла ва­ж­ный вклад в раз­но­на­прав­лен­ную ди­на­ми­ку не толь­ко до­хо­дов рос­си­ян, но и на­прав­ле­ний их рас­хо­до­ва­ния.

По­ку­па­те­ли рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий и до пан­де­мии бы­ли по боль­шей ча­сти не­бо­га­ты­ми, а по ми­ро­вым мер­кам бед­ны­ми лю­дь­ми. По дан­ным Рос­ста­та, сред­ние по­тре­би­тель­ские рас­хо­ды на чле­на до­ма­ш­не­го хо­зяй­ства в 2020 го­ду со­став­ля­ли все­го 18578 руб­лей в ме­сяц ($257 при сред­нем по го­ду кур­се 72,32 $/руб.). При этом все за­тра­ты на «дру­гие то­ва­ры и услу­ги, свя­за­н­ные с ор­га­ни­за­ци­ей от­ды­ха и куль­тур­ных ме­ро­при­я­тий», со­став­ля­ли в ме­сяц в сред­нем все­го 7,1% за­трат, т.е. 1319 руб. в ме­сяц (о­ко­ло $18,2). За год это 15828 руб­лей на че­ло­ве­ка. Ес­ли бы усло­в­ная сред­не­ста­ти­сти­че­ская рос­си­ян­ка все сво­бод­ные сред­ства, остав­лен­ные на раз­в­ле­че­ния, в те­че­ние го­да на­прав­ля­ла на юве­ли­р­ные из­де­лия, то смо­г­ла бы ку­пить укра­ше­ния на об­щую су­м­му в $219.

В 2019 го­ду (до пан­де­мии) сред­ний чек по­ку­п­ки в юве­ли­р­ном ма­га­зи­не по раз­ным ста­ти­сти­че­ским дан­ным со­став­лял от 6500 ($100) до 15600 руб­лей ($241). Пер­вое по­лу­го­дие 2021 го­да все­ли­ло в рос­сий­ских юве­ли­ров на­де­ж­ду: по­с­ле спа­да в пре­ды­ду­щем го­ду про­да­жи по­шли вверх, до­сти­г­нув за пол­го­да 129 млрд. руб­лей. Но не за счет объ­е­ма про­даж в штуч­ном вы­ра­же­нии (он упал), а за счет ро­ста сред­не­го че­ка на треть. Сред­ний чек в 2021 го­ду под­рос на 30-35%, но в лю­бом слу­чае мо­ж­но утвер­ж­дать, что око­ло 90% всех про­даж се­го­д­ня при­хо­ди­т­ся на юве­ли­р­ные из­де­лия це­ной до $500. Это при том, что «пре­ми­ум» се­г­мент се­го­д­ня на­чи­на­ет­ся при­мер­но от $5000.

Ес­ли при по­ку­п­ке в мас­со­вом се­г­мен­те юве­ли­р­ных из­де­лий в раз­ви­тых стра­нах при­о­ри­те­том яв­ля­ет­ся до­сти­же­ние на­и­луч­ше­го со­о­т­но­ше­ния це­на/ка­че­ство, то при­о­ри­те­том для рос­сий­ских по­ку­па­те­лей укра­ше­ний мас­со­во­го се­г­мен­та оста­ет­ся на­и­мень­шая це­на. При­чем, как в со­вет­ские вре­ме­на, це­на за грамм из­де­лия. На рос­сий­ском ры­н­ке кри­те­рий ма­к­си­му­ма со­о­т­но­ше­ния це­на/ка­че­ство в мас­со­вом се­г­мен­те вто­ри­чен, он ха­ра­к­те­рен лишь для ни­ж­не­го уро­в­ня пре­ми­аль­но­го по­треб­ле­ния. Есте­ствен­но, рос­сий­ские юве­ли­ры на­у­чи­лись удо­в­ле­тво­рять низ­кий пла­те­же­с­по­соб­ный спрос.

На­и­бо­лее со­сто­я­тель­ные рос­си­я­не пред­по­чи­та­ли юве­ли­р­ные из­де­лия из­ве­ст­ных за­ру­бе­ж­ных брен­дов. Ли­шив­шись из-­за пан­де­мии воз­мо­ж­но­сти тра­тить день­ги в за­ру­бе­ж­ных по­езд­ках, они ста­ли уде­лять вни­ма­ние рос­сий­ско­му ри­тей­лу. В 2020 го­ду вы­езд­ной ту­ризм в Рос­сии упал на 77,5%. Но до­ля рос­си­ян, чьи тра­ди­ци­он­ные тра­ты вме­сто за­мор­ских стран по­шли в рос­сий­скую эко­но­ми­ку, в про­цен­т­ном от­но­ше­нии не сли­ш­ком ве­ли­ка. Да­же за­гра­ни­ч­ные пас­пор­та име­ют­ся все­го у 30% гра­ж­дан, а это не бо­лее 40 млн. че­ло­век. Хо­тя этих со­сто­я­тель­ных лю­дей в стра­не не так уж и мно­го, имен­но их «о­став­ши­е­ся» в Рос­сии день­ги под­ня­ли рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­нок в 2021 го­ду.

День­ги «не­со­сто­яв­ших­ся рос­сий­ских ту­ри­стов», об­ла­да­ю­щих хо­ро­шей пла­те­же­с­по­соб­но­стью, смо­г­ли ко­м­пе­н­си­ро­вать по­те­ри юве­ли­р­но­го ры­н­ка от от­сут­ствия спро­са со сто­ро­ны ино­стран­ных ту­ри­стов. Въ­езд­ной ту­ризм в Рос­сии из-­за пан­де­мии рух­нул на 96,8%. Т.е. по­чти ни­кто из пре­ж­них 5 млн. ту­ри­стов (за 2019 год) в 2020 го­ду к нам не при­е­хал. А ведь эти ту­ри­сты, осо­бен­но из Ки­тая, пре­ж­де вно­си­ли су­ще­ствен­ный вклад в сбыт оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной про­дук­ции.

В­про­чем, «не­со­сто­яв­ши­е­ся рос­сий­ские ту­ри­сты» в 2021 го­ду за­ку­па­ли не толь­ко юве­ли­р­ные из­де­лия. В Рос­сии про­да­жи до­ро­го­сто­я­щих то­ва­ров дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния вы­рос­ли в ян­ва­ре-­сен­тяб­ре 2021 го­да во мно­гих сек­то­рах то­ва­ров. Про­да­жи ча­сов уве­ли­чи­лись на 37,5% в го­до­вом вы­ра­же­нии, мо­биль­ных те­ле­фо­нов – на 27,9%, ав­то­мо­би­лей – на 24,8%. Это при том, что, по дан­ным Рос­ста­та, про­да­жи в со­по­ста­ви­мых це­нах ку­ри­но­го мя­са, яиц, со­ли, му­ки и ма­ка­рон сни­зи­лись на 2-5% по срав­не­нию с 2020 го­дом.

Дру­гим ва­ж­ным драй­ве­ром ро­ста рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка в 2021 го­ду ста­ло раз­ви­тие элек­трон­ной ко­м­мер­ции. Ма­ло то­го, что на ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий при­ш­ла мо­ло­де­жь, «жи­ву­щая» в смар­т­фо­нах и но­ут­бу­ках, и «не за­ме­ча­ю­щая» стрит-ри­тей­ла, так еще и те, кто ра­нь­ше не дру­жил с ко­м­пью­те­ром, ока­за­в­шись на «у­да­лен­ке», с ко­м­пью­те­ром по­з­на­ко­ми­лись.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->