Платина в 2021 году: падение цены, но укрепление позиций

Раздел: Рынки
07 декабря 2021 г.

На­ча­ло это­го го­да су­ли­ло пла­ти­не, как и мно­гим дру­гим ин­ду­стри­аль­ным ме­тал­лам, без­об­ла­ч­ные пе­р­с­пе­к­ти­вы. В клю­че­вой для пла­ти­ны ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли спрос ак­тив­но рос за счет уве­ли­че­ния вы­пус­ка боль­ше­груз­ных ав­то­мо­би­лей и уже­сто­че­ния стан­дар­тов вы­бро­сов. Пред­став­ля­лось, что пред­ло­же­ние не успе­ва­ет за ро­стом спро­са, тем бо­лее по­с­ле фев­раль­ской ава­рии на пред­при­я­тии «Нор­ни­ке­ля».

Воз­ни­к­ший в те­че­ние го­да де­фи­цит по­лу­про­вод­ни­ков, с ко­то­рым стол­к­нул­ся ав­то­пром, не стал для пла­ти­ны та­ким бо­лез­нен­ным уда­ром, как для пал­ла­дия, в си­лу ее мень­шей за­ви­си­мо­сти от ав­то­мо­биль­ной ин­ду­стрии (40% спро­са у пла­ти­ны про­тив 80% у пал­ла­дия). Но так как па­рал­лель­но раз­ви­ва­ю­ща­я­ся элек­три­фи­ка­ция тран­с­пор­та гро­зит по­до­р­вать по­зи­ции пла­ти­но­и­дов как не­об­хо­ди­мо­го ко­м­по­нен­та ав­то­ка­та­ли­за­то­ров, ры­нок вос­при­нял пе­ре­ме­ны очень на­сто­ро­жен­но. Пла­ти­на к кон­цу ок­тяб­ря скор­рек­ти­ро­ва­лась по­чти на 25% со сво­их ма­к­си­му­мов се­ре­ди­ны фев­ра­ля.

Ме­ж­ду тем, по мне­нию участ­ни­ков от­рас­ли, пла­ти­на сей­час пред­став­ля­ет хо­ро­шую ин­ве­сти­ци­он­ную воз­мо­ж­но­сть, с уче­том ста­ре­ю­ще­го пар­ка ко­м­мер­че­ских ав­то­мо­би­лей и пе­р­с­пе­к­тив во­до­род­ной эко­но­ми­ки.

Ес­ли ин­ве­сто­ры мо­г­ли по­ка это­го не ощу­тить, то кру­п­ные иг­ро­ки ин­ду­стрии успе­ли от­ре­а­ги­ро­вать. Impala Platinum в кон­це ок­тяб­ря со­об­щи­ла, что ве­дет пе­ре­го­во­ры о по­ку­п­ке Royal Bafokeng, рас­с­чи­ты­вая в ре­зуль­та­те опе­ре­дить Amplats и стать кру­п­ней­шим про­из­во­ди­те­лем пла­ти­но­и­дов в Юж­ной Аф­ри­ке с объ­е­мом вы­пус­ка 3,45 млн ун­ций в год. За­ин­те­ре­со­ван­ность Implats в по­г­ло­ще­нии кон­ку­рен­та мо­жет го­во­рить о том, что спрос на пла­ти­но­вые ак­ти­вы со­хра­ня­ет­ся, не­смо­т­ря на по­не­сен­ный от­рас­лью урон вслед­ствие не­до­стат­ка по­лу­про­вод­ни­ков, от­ме­ча­ет аген­т­ство Bloomberg.

Фун­да­мен­таль­но ры­нок пла­ти­ны ко­ле­бал­ся в этом го­ду на гра­ни ба­лан­са. World Platinum Investment Council (WPIC) в сен­тяб­ре при­з­нал, что на ры­н­ке пла­ти­ны бу­дет на­б­лю­дать­ся из­бы­ток пред­ло­же­ния в этом го­ду, так как про­из­вод­ство фун­к­ци­о­ни­ру­ет на пол­ную мо­щ­но­сть, а ин­ве­сти­ци­он­ный спрос со­кра­ща­ет­ся. Про­фи­цит оце­ни­ва­ет­ся в 191 тыс. ун­ций (при об­щем объ­е­ме ры­н­ка 8 млн ун­ций). В сво­ем пре­ды­ду­щем об­зо­ре, вы­шед­шем в мае, WPIC про­г­но­зи­ро­вал, что ры­нок бу­дет де­фи­ци­тен в объ­е­ме 158 тыс. ун­ций, что поз­во­ли­ло бы 2021 го­ду стать тре­тьим по­сле­до­ва­тель­ным го­дом с де­фи­ци­т­ным пред­ло­же­ни­ем ме­тал­ла.

Пред­ло­же­ние пре­вы­си­ло спрос уже по ито­гам вто­ро­го квар­та­ла 2021 го­да – про­фи­цит со­ста­вил 161 тыс. ун­ций, со­об­щил WPIC. Вос­ста­но­ви­тель­ный по­ст­ко­вид­ный спрос в ав­то­мо­биль­ном сек­то­ре и про­мы­ш­лен­но­сти не смог урав­но­ве­сить фа­к­тор ра­бо­та­ю­щих на 97% мо­щ­но­сти руд­ни­ков и пе­ре­ра­бо­т­ки за­па­сов не­за­вер­шен­но­го про­из­вод­ства, об­ра­зо­вав­ших­ся во вре­мя ло­к­да­у­нов в 2020 го­ду. В ито­ге по­став­ки пла­ти­ны вы­рас­тут в этом го­ду на 17% при ожи­да­е­мом ро­сте спро­са все­го на 1%.

«Нор­ни­кель» ожи­да­ет в этом го­ду бо­лее зна­чи­тель­но­го про­фи­ци­та на ры­н­ке пла­ти­ны, оце­ни­вая его в 1 млн ун­ций. Из­бы­ток обу­с­ло­в­лен тем, что вос­ста­но­в­ле­ние спро­са в ав­то­про­ме, юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти и дру­гих от­рас­лях бу­дет от­ста­вать от рас­ту­ще­го пред­ло­же­ния.

С­прос на пла­ти­ну (без уче­та ин­ве­сти­ций), по оцен­ке «Нор­ни­ке­ля», вы­рас­тет на 9%, до 7 млн ун­ций, в ос­но­в­ном бла­го­да­ря вос­ста­но­в­ле­нию гло­баль­но­го ры­н­ка ав­то­мо­би­лей и уве­ли­че­нию объ­е­мов ис­поль­зо­ва­ния ме­тал­ла при про­из­вод­стве гру­зо­ви­ков в Ки­тае. Вве­де­ние в Ки­тае нор­ма­ти­вов China V при­ве­ло к трех­крат­но­му уве­ли­че­нию объ­е­мов пла­ти­ны, за­тра­чи­ва­е­мой на про­из­вод­ство ка­ж­до­го гру­зо­ви­ка. Это поз­во­лит ко­м­пе­н­си­ро­вать про­дол­жа­ю­ще­е­ся со­кра­ще­ние до­ли ав­то­мо­би­лей с ди­зель­ным то­п­ли­вом на ев­ро­пей­ском ры­н­ке и обу­с­ло­вит уве­ли­че­ние по­треб­ле­ния ме­тал­ла в ав­то­про­ме в этом го­ду на 20%. По оцен­кам Johnson Matthey, ис­поль­зо­ва­ние пла­ти­ны в ди­зель­ных ав­то­мо­би­лях вы­рас­тет в этом го­ду на 14%, но оста­нет­ся как ми­ни­мум на 10% ни­же до­пан­де­мий­но­го уро­в­ня.

Рост в этом го­ду был бы бо­лее ве­со­мым, ес­ли бы не оста­но­в­ки про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей из-­за не­хват­ки по­лу­про­вод­ни­ков, под­чер­к­нул WPIC. «Не­хват­ка ми­к­ро­схем огра­ни­чи­ва­ет по­тен­ци­ал ро­ста ав­то­мо­биль­но­го сек­то­ра», - под­чер­к­нул гла­ва WPIC Пол Уи­л­сон. Вли­я­ние гло­баль­но­го де­фи­ци­та по­лу­про­вод­ни­ков на про­из­вод­ство ав­то­мо­би­лей ока­за­лось силь­нее, чем пе­р­во­на­чаль­но ка­за­лось, от­ме­тил в ок­тяб­ре один из ос­но­в­ных про­из­во­ди­те­лей ав­то­ка­та­ли­за­то­ров и ак­ку­му­ля­то­ров Umicore.

По­нять мас­штаб про­б­ле­мы поз­во­лит при­мер Stellantis (об­ра­зо­ва­на в ре­зуль­та­те сли­я­ния Fiat Chrysler и PSA), ко­то­рая про­из­во­ди­ла в год око­ло 8,7 млн ав­то­мо­би­лей под 14 бр­эн­да­ми. Чет­вер­тый по объ­е­му про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей в ми­ре кон­церн не смог со­брать в тре­тьем квар­та­ле 600 тыс. ав­то­мо­би­лей или 30% за­пла­ни­ро­ван­но­го вы­пус­ка из-­за не­хват­ки чи­пов. Не­хват­ка по­лу­про­вод­ни­ков, ко­то­рая по­на­ча­лу ка­за­лась од­ной из вре­мен­ных про­б­лем, по­ро­ж­ден­ных пан­де­ми­ей, мо­жет про­д­лить­ся и в те­че­ние бу­ду­ще­го го­да, хо­тя пе­р­во­на­чаль­но кру­п­ней­шие ав­то­про­из­во­ди­те­ли во гла­ве с VW на­де­я­лись, что про­б­ле­ма рас­со­сет­ся к кон­цу ле­та. Гла­ва Ford Europa Гун­нар Хер­манн по­ла­га­ет, что огра­ни­че­ния мо­гут со­хра­нят­ся до 2024 го­да, при­чем, по­лу­про­вод­ни­ка­ми они не огра­ни­чи­ва­ют­ся – по­став­ки дру­гих рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов, та­ких как ли­тий, пла­стик и сталь та­к­же идут со сбо­я­ми.

Де­фи­цит чи­пов свя­зан с по­вы­шен­ным спро­сом на га­д­же­ты во вре­мя пан­де­мии и рез­ким всплес­ком эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти на фо­не ло­ги­сти­че­ских про­б­лем, но усу­гу­би­л­ся он еще и по ме­ре пе­ре­хо­да на элек­тро­мо­би­ли. EV бо­лее тре­бо­ва­тель­ны – на­при­мер, ес­ли для обы­ч­но­го Ford Focus ну­ж­но око­ло 300 чи­пов, то но­вые элек­тро­мо­би­ли это­го же про­из­во­ди­те­ля дол­ж­ны быть ос­на­ще­ны 3 тыс. чи­пов.

При этом ав­то­про­из­во­ди­те­ли не толь­ко не со­кра­ща­ют вы­пуск EV, но, ре­а­ги­руя на рас­ту­щий за­прос на де­кар­бо­ни­за­цию, от­да­ют им при­о­ри­тет, бро­сая все си­лы на то, что­бы за­пу­стить свои но­вин­ки в срок. Кру­п­ней­ший ав­то­про­из­во­ди­тель VW на­ме­рен к 2025 го­ду стать ли­де­ром по вы­пус­ку элек­тро­мо­би­лей, опе­ре­див Tesla, а 2030 го­ду до­ве­сти до­лю EV до 70% от об­щих про­даж в Ев­ро­пе. По­ми­мо Ев­ро­пы, ак­тив­но идет элек­три­фи­ка­ция и в Ки­тае, вла­сти ко­то­ро­го по­ста­ви­ли ам­би­ци­оз­ные це­ли по со­кра­ще­нию вы­бро­сов. Впро­чем, для про­из­во­ди­те­лей пла­ти­но­и­дов сюр­при­зом этот тренд не яв­ля­ет­ся. «Нор­ни­кель» от­ме­ча­ет, что элек­три­фи­ка­ция как ми­ни­мум до 2025 го­да бу­дет раз­ви­вать­ся в ос­но­в­ном за счет ги­брид­ных ав­то­мо­би­лей, в ко­то­рых, как и в тра­ди­ци­он­ных, ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ка­та­ли­за­то­ры.

Ес­ли де­фи­цит чи­пов не смог за­тор­мо­зить раз­ви­тие элек­тро­мо­би­лей, то дру­гая по­ст­пан­де­мий­ная ре­аль­ность вы­г­ля­дит, по край­ней ме­ре по­ка, угро­жа­ю­ще для это­го про­грес­си­ру­ю­ще­го сек­то­ра. Раз­ви­ва­ю­щий­ся энер­ге­ти­че­ский кри­зис в Ки­тае и, в мень­шей сте­пе­ни в Ев­ро­пе, дол­жен до­не­сти до всех ин­ве­сто­ров, что элек­три­фи­ка­ция с по­мо­щью ак­ку­му­ля­тор­ных элек­тро­мо­би­лей стол­к­нет­ся с очень се­рьез­ны­ми пре­пят­стви­я­ми, счи­та­ет гла­ва Northam Platinum Пол Данн (Paul Dann).

В ре­аль­ном сек­то­ре, не отя­го­щен­ном про­б­ле­мой не­хват­ки чи­пов, про­и­зо­шло стре­ми­тель­ное вос­ста­но­в­ле­ние по­с­ле пан­де­мии, что обес­пе­чит спро­су на пла­ти­ну в этом се­г­мен­те по ито­гам го­да рост на 25%, в ос­но­в­ном за счет не­ф­тя­ной от­рас­ли и хи­мии, счи­та­ет WPIC. С дру­гой сто­ро­ны, спрос в юве­ли­р­ном сек­то­ре, ко­то­рый яв­ля­ет­ся вто­рым по зна­че­нию для пла­ти­ны, вы­рас­тет в этом го­ду весь­ма не­з­на­чи­тель­но – на 4% (по­с­ле па­де­ния на 13% в про­ш­лом го­ду), что вы­з­ва­но ди­на­ми­кой вы­пус­ка укра­ше­ний в Ки­тае и уже­сто­че­ни­ем кон­ку­рен­ции с зо­ло­том.

Ин­ве­сти­ци­он­ный спрос за­мед­ли­т­ся по­с­ле всплес­ка в 2019 и 2020 гг, со­кра­тив­шись на 66%, хо­тя оста­нет­ся вы­ше сред­не­го до­ко­ви­дид­но­го по­ка­за­те­ля. Спрос со сто­ро­ны ETF-­фон­дов в пе­р­вой по­ло­ви­не го­да был ме­нее зна­чи­те­лен, чем во вто­ром по­лу­го­дии 2020 го­да, по­сколь­ку ап­пе­тит ин­ве­сто­ров был по­га­шен вы­со­ки­ми уро­в­ня­ми цен. В се­ре­ди­не фев­ра­ля пла­ти­на до­сти­г­ла 6-лет­не­го ма­к­си­му­ма, пре­вы­сив от­мет­ку в $1300 за ун­цию. Это про­ис­хо­ди­ло на фо­не то­го, как ин­те­рес ин­ве­сто­ров к пла­ти­не по­до­гре­вал­ся ши­ро­ким вни­ма­ни­ем к во­про­сам ESG и ожи­да­ни­я­ми уско­рен­но­го рас­ши­ре­ния мо­щ­но­стей по про­из­вод­ству воз­об­но­в­ля­е­мой энер­гии и, в част­но­сти, во­до­род­ной эко­но­ми­ки.

Пред­ло­же­ние рас­тет быст­рее спро­са. По про­г­но­зам «Нор­ни­ке­ля», объ­ем пе­р­ви­ч­но­го про­из­вод­ства вы­рас­тет на 25% до 6,1 млн ун­ций, по­сколь­ку гор­но­до­бы­ва­ю­щие ко­м­па­нии ЮАР ак­тив­но вы­пус­ка­ют не­за­вер­шен­ное про­из­вод­ство, на­ко­п­лен­ное в 2020 го­ду. Это фа­к­тор бо­лее чем пе­ре­крыл по­те­ри, ко­то­рые про­из­вод­ство пла­ти­ны по­нес­ло из-­за вы­зван­ной под­то­п­ле­ни­ем при­о­ста­но­в­ки ра­бо­ты руд­ни­ков са­мо­го «Нор­ни­ке­ля», ко­то­рые обер­ну­лись по­те­ря­ми око­ло 70 тыс. ун­ций. Вто­ри­ч­ное пред­ло­же­ние от пе­ре­ра­бо­т­ки уве­ли­чи­т­ся на 11%, до 1,9 млн ун­ций, так как ути­ли­зи­ру­ю­щие пред­при­я­тия вер­нут­ся на пол­ную мо­щ­ность по­с­ле пе­ри­о­да огра­ни­чен­ной ак­тив­но­сти во вре­мя пан­де­мии.

В 2022 го­ду про­фи­цит на ры­н­ке пла­ти­ны сни­зи­т­ся до 0,7 млн ун­ций, счи­та­ет «Нор­ни­кель», так как спрос на ав­то­пром и юве­ли­р­ную про­мы­ш­лен­ность про­дол­жи­т­ся, а те­м­пы ро­ста пред­ло­же­ния за­мед­лят­ся. Бу­ду­щее спро­са на пла­ти­ну силь­но за­ви­сит от пе­р­с­пе­к­тив раз­ви­тия во­до­род­ной эко­но­ми­ки, счи­та­ет ко­м­па­ния.

В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве WPIC рас­с­чи­ты­ва­ет на улуч­ше­ние фун­да­мен­таль­но­го со­сто­я­ния ры­н­ка, как за счет нор­ма­ли­за­ции со сто­ро­ны пред­ло­же­ния, так и за счет воз­об­но­в­ле­ния ро­ста в ав­то­про­ме, где про­из­во­ди­те­ли все ча­ще ис­поль­зу­ют пла­ти­ну вме­сто бо­лее до­ро­го­го пал­ла­дия. Стре­м­ле­ние ав­то­про­из­во­ди­те­лей от­дать при­о­ри­тет вы­со­ко­мар­жи­наль­ной про­дук­ции, ка­ко­вой яв­ля­ет­ся ди­зель­ный боль­ше­груз­ный тран­с­порт, та­к­же вы­г­ля­дит бла­го­при­ят­но для пла­ти­ны, в от­ли­чие от пал­ла­дия, счи­та­ет WPIC.

Е­ще один фа­к­тор – ин­те­рес ин­ве­сто­ров к во­до­род­ной эко­но­ми­ке, то есть к тем плю­сам, ко­то­рые пла­ти­на мо­жет по­лу­чить, най­дя при­ме­не­ние в во­до­род­ных то­п­лив­ных эле­мен­тах (fuel cells). По оцен­кам По­ла Дан­на из Northam Platinum, во­до­род­ная эко­но­ми­ка ста­нет ос­но­вой для пе­ре­о­цен­ки пла­ти­ны, ко­то­рая в те­че­ние 2020-х до­сти­г­нет па­ри­те­та с пал­ла­ди­ем, утра­чен­но­го в 2017 го­ду. Сей­час, по его сло­вам, пла­ти­на пред­став­ля­ет от­ли­ч­ную ин­ве­сти­ци­он­ную воз­мо­ж­но­сть, так как рас­ту­щая по­треб­ность в ав­то­мо­би­лях и ста­ре­ю­щий ко­м­мер­че­ский парк со­з­да­ют в бу­ду­щем су­ще­ствен­ный и по­ка не удо­в­ле­тво­рен­ный спрос в бу­ду­щем.

Тем не ме­нее, по­ка ры­нок кон­сер­ва­ти­вен в оцен­ках бли­жай­ших пе­р­с­пе­к­тив ме­тал­ла. Ана­ли­ти­ки и трей­де­ры, опро­шен­ные Reuters в кон­це ок­тяб­ря, рез­ко сни­зи­ли свои про­г­но­зы по це­не пла­ти­ны и пал­ла­дия, из-­за то­го, что не­хват­ка чи­пов вы­ну­ди­ла ав­то­про­из­во­ди­те­лей ча­сти­ч­но оста­но­вить кон­вей­е­ры. Они ожи­да­ют, что пла­ти­на бу­дет сто­ить око­ло $1 тыс. за ун­цию в кон­це это­го го­да и $1110 в 2022 го­ду, то есть в сред­нем все­го на 3% вы­ше уро­в­ня кон­ца ок­тяб­ря. Этот же пул три ме­ся­ца на­зад про­г­но­зи­ро­вал $1137,5 за ун­цию в чет­вер­том квар­та­ле это­го го­да и $1228 в бу­ду­щем го­ду.

От­дель­но сто­ит от­ме­тить во­прос о за­ме­ще­нии пла­ти­ной пал­ла­дия в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах. По мне­нию «Нор­ни­ке­ля», кру­п­ней­ше­го про­из­во­ди­те­ля пал­ла­дия, этот про­ект, не­смо­т­ря на ши­ро­кое осве­ще­ние в СМИ, не по­лу­чил ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния и мо­жет стать зна­чи­мым фа­к­то­ром для ры­н­ка толь­ко в дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве. Johnson Matthey от­ме­ча­ет, что ав­то­про­из­во­ди­те­ли в Ки­тае, стре­мясь со­кра­тить из­дер­ж­ки на фо­не вы­со­ких цен на пал­ла­дий и па­де­ния про­даж, уста­но­ви­ли пла­ти­но­со­дер­жа­щие ка­та­ли­за­то­ры на не­ко­то­рое ко­ли­че­ство бен­зи­но­вых ав­то­мо­би­лей. Но мас­штаб экс­пе­ри­мен­та по­ка не­з­на­чи­те­лен, вне Ки­тая для та­ких из­ме­не­ний по­тре­бу­ет­ся го­раз­до боль­ше вре­ме­ни, по­это­му по­ка си­ту­а­ция по­чти ни­че­го ме­ня­ет в спро­се на пал­ла­дий и пла­ти­ну, счи­та­ет Johnson Matthey.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->