Бриллиант — ненастоящий: почему в мире растет мода на искусственные алмазы

Раздел: Рынки
16 ноября 2021 г.

В США рас­тет по­пу­ляр­ность укра­ше­ний с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми. По сло­вам юве­ли­ров, от­ли­чить ис­кус­ствен­ный ка­мень от на­ту­раль­но­го, по­рой, не под си­лу да­же опы­т­ным ге­м­мо­ло­гам. Но не­смо­т­ря на это, рос­си­я­не по­ка не го­то­вы про­ме­нять на­ту­раль­ные ка­м­ни на «син­те­ти­ку». «Га­зе­та.Ru» о том, как «вы­ра­щи­ва­ют» син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты и по­че­му за ни­ми бу­ду­щее юве­ли­р­ной ин­ду­стрии.

В США вхо­дят в мо­ду син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты — кри­стал­лы ал­ма­за, по­лу­чен­ные в ла­бо­ра­тор­ных усло­ви­ях и огра­нен­ные со­о­т­вет­ству­ю­щим об­ра­зом. Про­из­во­ди­те­ли утвер­ж­да­ют, они де­шев­ле, чем на­сто­я­щие, а по вне­ш­не­му ви­ду и сво­им ка­че­ствам ни­чуть им не усту­па­ют, они об­ла­да­ют той же твер­до­стью, пло­т­но­стью и спай­но­стью, что и при­род­ные. К то­му же, их про­из­вод­ство — бо­лее эти­ч­но, чем до­бы­ча ал­ма­зов: в ми­ре, где ак­тив­но про­дви­га­ет­ся идея осо­знан­но­го по­треб­ле­ния, это ста­но­ви­т­ся ос­но­в­ной при­чи­ной для по­ку­п­ки бри­л­ли­ан­тов, вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии.

Со­глас­но ис­сле­до­ва­нию юве­ли­р­но­го жур­на­ла Instore, из­де­лия из син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов про­да­ют две тре­ти не­за­ви­си­мых аме­ри­кан­ских юве­ли­р­ных ко­м­па­ний — все­го в опро­се из­да­ния при­ня­ли уча­стие 600 ри­тей­ле­ров. Из них 56% утвер­ж­да­ют, что вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии кри­стал­лы не усту­па­ют по ка­че­ствам тем, что до­бы­ты на ал­маз­ных ме­сто­ро­ж­де­ни­ях. Ме­ж­ду тем, еще пять лет на­зад чис­ло ко­м­па­ний, тор­гу­ю­щих ис­кус­ствен­но вы­ра­щен­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, со­став­ля­ло 10% от их об­ще­го чис­ла в США.

При­чин ро­ста по­пу­ляр­но­сти, как утвер­ж­да­ют ав­то­ры ис­сле­до­ва­ния, две — во-­пе­р­вых, мо­ж­но ку­пить «боль­ше ка­м­ней за ту же це­ну», во-в­то­рых, ко­неч­ный по­тре­би­тель обес­по­ко­ен за­щи­той окру­жа­ю­щей сре­ды, стра­да­ю­щей, в том числе, от раз­ра­бо­т­ки ме­сто­ро­ж­де­ний ал­ма­зов.

Как рас­ска­за­ла «Га­зе­те.Ru» Ви­к­то­рия Стри­жак, ди­зай­нер и ос­но­ва­тель юве­ли­р­ной ла­бо­ра­то­рии VERTIGO, ро­до­на­чаль­ни­ка­ми мо­ды на син­те­ти­че­ские ка­м­ни бы­ла ко­м­па­ния DeBeers: она плав­но по­до­ш­ла к про­да­же ла­бо­ра­тор­ных бри­л­ли­ан­тов, за­пу­стив в 2018 го­ду ка­м­па­нию lightbox. Вслед за юве­ли­р­ным ги­ган­том, за­дав­шим тренд, под­тя­ну­лись и дру­гие брен­ды, оза­бо­чен­ные во­про­са­ми эти­ч­но­сти и эко­ло­ги­ч­но­сти ма­те­ри­а­лов, ис­поль­зу­е­мых ими в про­из­вод­стве.

«На­ту­раль­ные ка­м­ни про­дол­жа­ют рас­ти в це­не по шка­ле Ра­па­пор­та (прайс-­лист Rapaport Group пред­став­ля­ет счи­та­ет­ся стан­дар­том ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти для це­но­об­ра­зо­ва­ния бри­л­ли­ан­тов — «Га­зе­та.Ru»). Но у син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов есть глав­ное пре­и­му­ще­ство, и это да­же не це­на. В слу­чае с на­ту­раль­ны­ми ка­м­ня­ми ни­ко­г­да нель­зя быть на 100 % уве­рен­ны­ми в их эти­ч­ной до­бы­че, а зна­чит, устой­чи­вое про­из­вод­ство, о ко­то­ром так гро­м­ко за­яв­ля­ют мно­гие брен­ды, зи­ж­дет­ся ис­клю­чи­тель­но на че­ст­ном сло­ве по­став­щи­ка», — объ­яс­ня­ет Ви­к­то­рия Стри­жак.

О­на под­твер­ж­да­ет, что се­го­д­ня в юве­ли­р­ной ин­ду­стрии та­ких брен­дов не­ма­ло. Пе­ре­хо­дя на ла­бо­ра­тор­но вы­ра­щен­ные бри­л­ли­ан­ты, они за­яв­ля­ют о сво­ей по­зи­ции в от­но­ше­нии до­бы­чи ка­м­ней. «О­ни не хо­тят ис­поль­зо­вать в сво­ем про­из­вод­стве ка­м­ни, до­бы­ча ко­то­рых фи­нан­си­ру­ет вспы­ш­ки на­си­лия в ря­де за­па­д­но-а­ф­ри­кан­ских стран, ли­бо же та­ли­бов (ор­га­ни­за­ция, за­пре­щен­ная ООН)*, ес­ли речь идет о цвет­ных ка­м­нях, до­бы­ва­е­мых в Аф­га­ни­ста­не», — го­во­рит юве­лир.

По мне­нию не­за­ви­си­мо­го юве­ли­ра Ан­то­на Ше­ста­ко­ва, это, ско­рее, PR-­ход, свя­за­н­ный с мод­ной те­мой за­щи­ты эко­ло­гии, от­ка­за от «кон­фли­к­т­ных» ма­те­ри­а­лов, оза­бо­чен­но­стью ис­поль­зо­ва­ния дет­ско­го тру­да в стра­нах-­про­из­во­ди­те­лях и т.д. «При этом от­ка­зы­вать­ся от ис­поль­зо­ва­ния зо­ло­та и се­реб­ра спе­шат не­м­но­гие», — за­ме­ча­ет экс­перт.

Пер­вые син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты бы­ли вы­ра­ще­ны 60 лет на­зад, но ка­че­ство ми­не­ра­лов бы­ло сли­ш­ком низ­ким, что­бы они мо­г­ли ис­поль­зо­вать­ся в юве­ли­р­ных це­лях.

Со вре­ме­нем тех­но­ло­гии со­вер­шен­ство­ва­лись, и в 1970 го­ду уче­ные из ко­м­па­нии General Electric смо­г­ли вы­рас­тить ал­маз юве­ли­р­но­го ка­че­ства ве­сом в один ка­рат. Од­на­ко, то­г­да се­бе­сто­и­мость про­из­вод­ства ока­за­лась сли­ш­ком вы­со­кой, и син­те­ти­че­ские ка­м­ни не смо­г­ли со­ста­вить кон­ку­рен­цию на­ту­раль­ным.

«До 2000 го­да про­из­вод­ство бы­ло очень до­ро­го­сто­я­щим. Це­на син­те­ти­че­ских ка­м­ней не­з­на­чи­тель­но от­ли­ча­лась от на­ту­раль­ных ана­ло­гов. Ак­тив­ное раз­ви­тие в ни­ше син­те­ти­че­ских ал­ма­зов на­ча­лось не­дав­но. В 2005-2008 го­дах сто­и­мость ис­кус­ствен­но­го бри­л­ли­ан­та в один ка­рат бы­ла в ди­а­па­зо­не 4 ты­сяч дол­ла­ров США, се­го­д­ня це­на сни­зи­лась до 300-500 дол­ла­ров США», — рас­ска­зы­ва­ет Ла­ри­он Кан­тор, экс­перт по дра­го­цен­ным ка­м­ням и юве­ли­р­ным из­де­ли­ям, ос­но­ва­тель ко­м­па­нии Larion Kantor.

Юве­ли­ры при­з­на­ют­ся, что от­ли­чить син­те­ти­че­ский бри­л­ли­ант от на­ту­раль­но­го, по­рой, не под си­лу да­же опы­т­ным ге­м­мо­ло­гам. Как объ­яс­ни­ла «Га­зе­те.Ru» ос­но­ва­тель и кре­а­тив­ный ди­рек­тор бри­тан­ско­го юве­ли­р­но­го брен­да LAV'Z Лю­бовь Вас­си­лев­ская, син­те­ти­че­ский ка­мень об­ла­да­ет та­ки­ми же от­ра­жа­ю­щи­ми свет свой­ства­ми, как и бри­л­ли­ант, по­это­му че­ло­век, не ра­бо­та­ю­щий в ин­ду­стрии и не име­ю­щий спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния, вряд ли за­ме­тит раз­ни­цу.

«Ко­неч­но, син­те­ти­че­ские ал­ма­зы име­ют не­ко­то­рые спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти. На­при­мер, при­ме­си в них рас­пре­де­ле­ны чет­ко по сек­то­рам и об­ра­зу­ют кре­сто­об­раз­ный ри­су­нок, та­к­же в них встре­ча­ют­ся вклю­че­ния ме­тал­ли­че­ских спла­вов», — до­бав­ля­ет Ан­тон Ше­ста­ков. Од­на­ко и это за­ме­тить мо­гут толь­ко спе­ци­а­ли­сты.

Но го­то­вы ли лю­ди от­ка­зать­ся от на­ту­раль­ных ка­м­ней в поль­зу «син­те­ти­ки»? В США это уже про­ис­хо­дит — осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся по­мол­воч­ные коль­ца с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми, что ле­г­ко объ­яс­ня­ет­ся раз­ни­цей в це­не.

«По прай­су Ра­п­па­порт коль­цо с на­ту­раль­ным бри­л­ли­ан­том в один ка­рат бу­дет сто­ит от од­ной до два­д­ца­ти ты­сяч дол­ла­ров. В то вре­мя, как та­кое же коль­цо с син­те­ти­че­ским ана­ло­гом бу­дет сто­ить в три ра­за де­шев­ле», — го­во­рит Ла­ри­он Кан­тор.

А вот рос­сий­ские по­ку­па­те­ли к «не­на­сто­я­щим» бри­л­ли­ан­там по­ка не го­то­вы.

Не­по­пу­ляр­ность син­те­ти­че­ских ка­м­ней Ви­к­то­рия Стри­жак объ­яс­ня­ет тем, что у рос­си­ян есть «не­кий из­на­чаль­ный сно­бизм» в от­но­ше­нии ла­бо­ра­тор­ных ка­м­ней. «М­но­гие пред­по­чи­та­ют ку­пить ка­мень худ­ших ха­ра­к­те­ри­стик, но на­ту­раль­ный. Есть в на­шем со­з­на­нии ас­со­ци­а­ции с фи­а­ни­та­ми из СССР», — счи­та­ет она. По этой при­чи­не, кру­п­ные мас­со­вые за­во­ды скро­м­но умал­чи­ва­ют о ла­бо­ра­тор­ном про­ис­хо­ж­де­нии юве­ли­р­ных вста­вок в сво­их из­де­ли­ях.

Од­на­ко ди­зай­нер да­ет рос­сий­ским по­ку­па­те­лям вре­мя: она по­ла­га­ет, что ра­но или позд­но вслед за мо­ло­ды­ми про­грес­сив­ны­ми брен­да­ми, ко­то­рые уже се­го­д­ня ис­поль­зу­ют син­те­ти­че­ские ка­м­ни из эти­че­ских со­об­ра­же­ний, под­тя­нут­ся и осталь­ные.

По сло­вам Ан­то­на Ше­ста­ко­ва, ему и сей­час до­воль­но ча­сто по­сту­па­ют за­ка­зы на укра­ше­ния с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми. Но не­смо­т­ря на по­вы­ше­ние спро­са, он уве­рен, что ис­кус­ствен­ные ка­м­ни ни­ко­г­да не вы­тес­нят на­ту­раль­ные бри­л­ли­ан­ты.

«На­ту­раль­ные бри­л­ли­ан­ты бу­дут до­ро­жать, син­те­ти­че­ские — де­ше­веть. Но по­ка есть лю­ди, го­то­вые пла­тить боль­шие и да­же не­при­ли­ч­но боль­шие день­ги за об­ла­да­ние экс­клю­зив­ны­ми пред­ме­та­ми рос­ко­ши, ры­н­ку при­род­ных ал­ма­зов ни­че­го не гро­зит», — за­клю­ча­ет юве­лир.

[ gazeta.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->