Проблемы лицензирования скупки ювелирных изделий

Раздел: Власть
24 сентября 2021 г.

Чуть бо­лее 3 ме­ся­цев оста­лось до вве­де­ния обя­за­тель­но­го ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, а та­к­же ло­ма та­ких из­де­лий. Ли­цен­зи­ро­ва­ние ску­п­ки бы­ло вве­де­но Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 2 ав­гу­ста 2019 г. № 282-ФЗ со сро­ком вве­де­ния с 2021 го­да. Бла­го­да­ря пе­ре­но­су сро­ка вве­де­ния ли­цен­зи­ро­ва­ния Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ, обя­за­н­ность по­лу­чить ли­цен­зию на осу­ще­ств­ле­ние со­о­т­вет­ству­ю­ще­го ви­да де­я­тель­но­сти ли­бо пре­кра­тить ее осу­ще­ств­ле­ние на­сту­па­ет толь­ко с 1 ян­ва­ря 2022 го­да.

Ли­цен­зи­ро­ва­ние — это де­я­тель­ность ли­цен­зи­ру­ю­щих ор­га­нов по пре­до­став­ле­нию и пе­ре­о­фор­м­ле­нию ли­цен­зий, про­д­ле­нию сро­ка их дей­ствия, по осу­ще­ств­ле­нию ли­цен­зи­он­но­го кон­тро­ля, при­о­ста­но­в­ле­нию, воз­об­но­в­ле­нию, пре­кра­ще­нию дей­ствия и ан­ну­ли­ро­ва­нию ли­цен­зий, фор­ми­ро­ва­нию и ве­де­нию ре­е­ст­ра ли­цен­зий и т.д. Со­о­т­вет­ствен­но, ли­цен­зия — это спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на пра­во осу­ще­ств­ле­ния юри­ди­че­ским ли­цом или ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем кон­крет­но­го ви­да де­я­тель­но­сти (вы­пол­не­ния ра­бот, ока­за­ния услуг, со­став­ля­ю­щих ли­цен­зи­ру­е­мый вид де­я­тель­но­сти), ко­то­рое под­твер­ж­да­ет­ся за­пи­сью в ре­е­ст­ре ли­цен­зий.

О­су­ще­ств­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти без ли­цен­зии в слу­ча­ях, ко­г­да она обя­за­тель­на, вле­чет ад­ми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние по Ста­тье 14.1 КоАП РФ «О­су­ще­ств­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти без го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции или без спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния (ли­цен­зии)», а в слу­ча­ях, ко­г­да это де­я­ние при­чи­ни­ло кру­п­ный ущерб гра­ж­да­нам, ор­га­ни­за­ци­ям или го­су­дар­ству ли­бо со­пря­же­но с из­в­ле­че­ни­ем до­хо­да в кру­п­ном раз­ме­ре (от 2,25 млн. руб.), яв­ля­ет­ся уго­ло­в­ным пре­сту­п­ле­ни­ем и ка­ра­ет­ся по ста­тье 171 УК РФ «Не­за­кон­ное пред­при­ни­ма­тель­ство» вплоть до ли­ше­ния сво­бо­ды на срок до пя­ти лет.

Итак, ли­цен­зия на ску­п­ку юве­ли­р­ных из­де­лий у фи­зи­че­ских лиц окон­ча­тель­но ста­но­ви­т­ся не­об­хо­ди­мой с 1 ян­ва­ря 2022 го­да. По­ря­док ли­цен­зи­ро­ва­ния та­кой ску­п­ки уста­но­в­лен «По­ло­же­ни­ем о ли­цен­зи­ро­ва­нии де­я­тель­но­сти по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, ло­ма та­ких из­де­лий», утвер­ж­ден­ным по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 12 сен­тяб­ря 2020 г. № 1418 (да­лее по тек­сту – По­ло­же­ние).

В со­з­на­нии обы­ч­но­го гра­ж­да­ни­на «ску­п­ка» — это не­кая кон­то­ра за же­лез­ны­ми две­ря­ми с бро­ни­ро­ван­ным око­шеч­ком. На са­мом де­ле в юве­ли­р­ном биз­не­се ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий у на­се­ле­ния — это рас­про­стра­нен­ная пра­к­ти­че­ская де­я­тель­но­сть, ко­то­рую мо­ж­но се­г­мен­ти­ро­вать сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

- «тра­ди­ци­он­ная» ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий и их ло­ма как са­мо­сто­я­тель­ный вид биз­не­са с по­сле­ду­ю­щей ре­а­ли­за­ци­ей про­из­во­ди­те­лям по­с­ле аф­фи­на­жа;

- для кру­п­ных юве­ли­р­ных се­тей «ску­п­ка» — это ор­га­ни­за­ция про­цес­са по «трейд-ин», ко­г­да про­из­во­ди­т­ся об­мен ста­рых юве­ли­р­ных из­де­лий по­ку­па­те­лей на из­де­лия но­вые, с до­пла­той, про­из­ве­ден­ные в аф­фи­ли­ро­ван­ных с тор­го­вой се­тью про­из­вод­ствен­ных под­раз­де­ле­ни­ях. При этом ску­п­лен­ные из­де­лия яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком бо­лее де­ше­во­го сы­рья, не об­ла­га­е­мо­го НДС;

- для мел­ких юве­ли­р­ных се­тей и от­дель­ных юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов, не име­ю­щих соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий у на­се­ле­ния та­к­же яв­ля­ет­ся по­сту­п­ле­ни­ем не­до­ро­го­го дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, но для его пре­до­став­ле­ния на да­валь­че­ских усло­ви­ях сто­рон­ним про­из­вод­ствен­ным юве­ли­р­ным пред­при­я­ти­ям с це­лью из­го­то­в­ле­ния на за­каз но­вых из­де­лий­;

- «ко­мис­си­он­ная» ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий и их ло­ма у на­се­ле­ния по до­го­во­ру по­ру­че­ния от мел­ких про­из­вод­ствен­ных юве­ли­р­ных пред­при­я­тий с по­ру­че­ни­ем ску­пить, пе­ре­ра­бо­тать и по­ста­вить им не­боль­шое ко­ли­че­ство дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, при­об­ре­те­ние ко­то­ро­го иным пу­тем ча­сто бы­ва­ет за­труд­ни­тель­но.

По­нят­но, что по­яв­ле­ние про­б­лем со сво­е­вре­мен­ным по­лу­че­ни­ем ли­цен­зий по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных из­де­лий и их ло­ма мо­жет дать сбой ор­га­ни­за­ции биз­нес-­про­цес­сов всех этих участ­ни­ков ры­н­ка.

Тре­бо­ва­ния к со­ис­ка­те­лям ли­цен­зии из­ло­же­ны в упо­мя­ну­том вы­ше По­ло­же­нии в пун­к­те 4. Это:

а) на­ли­чие на пра­ве соб­ствен­но­сти или ином за­кон­ном ос­но­ва­нии зда­ний, стро­е­ний, со­ору­же­ний и по­ме­ще­ний (ча­сти зда­ний, стро­е­ний, со­ору­же­ний и по­ме­ще­ний);

б) на­ли­чие не ме­нее од­но­го ра­бо­т­ни­ка, име­ю­ще­го вы­с­шее об­ра­зо­ва­ние по на­прав­ле­нию под­го­то­в­ки «То­ва­ро­ве­де­ние» или сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние по на­прав­ле­нию под­го­то­в­ки «То­ва­ро­ве­де­ние и экс­пе­р­ти­за ка­че­ства по­тре­би­тель­ских то­ва­ров», или до­пол­ни­тель­ное про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние по про­гра­м­ме по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции (не ме­нее 72 ча­сов) в об­ла­сти ли­цен­зи­ру­е­мой де­я­тель­но­сти, или име­ю­ще­го стаж ра­бо­ты в об­ла­сти ли­цен­зи­ру­е­мой де­я­тель­но­сти не ме­нее од­но­го го­да (за ис­клю­че­ни­ем слу­чая, ко­г­да та­ким ра­бо­т­ни­ком яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель-­ли­цен­зи­ат, пред­став­ля­ю­щий до­ку­мен­ты в от­но­ше­нии се­бя);

в) на­ли­чие си­сте­мы уче­та, хра­не­ния и обес­пе­че­ния со­хран­но­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов со­глас­но пра­ви­лам, утвер­ж­ден­ным Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 4 ста­тьи 11 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях»;

г) на­ли­чие не­об­хо­ди­мо­го для осу­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, ло­ма та­ких из­де­лий, а та­к­же при­на­д­ле­жа­ще­го на пра­ве соб­ствен­но­сти или ином за­кон­ном ос­но­ва­нии ве­со­из­ме­ри­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния.

Гру­бым на­ру­ше­ни­ем ли­цен­зи­он­ных тре­бо­ва­ний По­ло­же­ние рас­смат­ри­ва­ет не­вы­пол­не­ние ли­цен­зи­а­том тре­бо­ва­ний, пре­ду­смо­т­рен­ных под­пун­к­та­ми «а» и «в». На что сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние: смысл под­пун­к­та в) пун­к­та 4 По­ло­же­ния рас­крыт в пун­к­те 7, ко­то­рый гла­сит: «к за­яв­ле­нию, ука­за­н­но­му в пун­к­те 6 на­сто­я­ще­го По­ло­же­ния, со­ис­ка­тель ли­цен­зии при­ла­га­ет: в) ко­пии до­ку­мен­тов, под­твер­ж­да­ю­щих на­ли­чие у юри­ди­че­ско­го ли­ца или ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля по­ме­ще­ний, от­ве­ча­ю­щих спе­ци­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ва­нию охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ци­ей.

Со­став тре­бо­ва­ний по хра­не­нию и обес­пе­че­нию со­хран­но­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов дол­жен быть опре­делeн в со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 4 ста­тьи 11 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», но там ука­за­но лишь то, что по­ря­док хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них уста­нав­ли­ва­ет Пра­ви­тель­ство РФ.

Та­кой до­ку­мент есть – это «Пра­ви­ла уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них, а та­к­же ве­де­ния со­о­т­вет­ству­ю­щей от­чет­но­сти», утвер­ж­ден­ные По­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 28 сен­тяб­ря 2000 г. № 731. Кон­крет­но, пра­ви­ла хра­не­ния в до­ку­мен­те за­да­ют пун­к­ты 17 и 18:

«17. Хра­не­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, из­де­лий из них, а та­к­же ло­ма и от­хо­дов, их со­дер­жа­щих, осу­ще­ств­ля­ет­ся в ор­га­ни­за­ци­ях и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми та­ким об­ра­зом, что­бы бы­ла обес­пе­че­на со­хран­ность их при про­из­вод­стве, пе­ре­ра­бо­т­ке, ис­поль­зо­ва­нии, экс­плу­а­та­ции и тран­с­пор­ти­ро­в­ке.

18. Хра­не­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней осу­ще­ств­ля­ет­ся в по­ме­ще­ни­ях, от­ве­ча­ю­щих спе­ци­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ва­нию сред­ства­ми охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ции, уста­нав­ли­ва­е­мым фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Нетруд­но за­ме­тить, что ес­ли пункт 17 до­ку­мен­та фа­к­ти­че­ски поз­во­ля­ет участ­ни­ку ры­н­ка са­мо­сто­я­тель­но опре­де­лять, как обес­пе­чи­вать со­хран­ность цен­но­стей («та­ким об­ра­зом, что­бы бы­ла обес­пе­че­на со­хран­но­сть»), то пункт 18 до­ку­мен­та, во­пре­ки пун­к­ту 17 то­го же до­ку­мен­та, пред­пи­сы­ва­ет на­ли­чие по­ме­ще­ний, от­ве­ча­ю­щих спе­ци­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ван­ных сред­ства­ми охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ции. При­чем со­о­т­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся ФОИВа­ми. Но та­ких тре­бо­ва­ний для хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них не су­ще­ству­ет, они не сфор­му­ли­ро­ва­ны в ка­ком-­ли­бо нор­ма­тив­ном до­ку­мен­те. Хо­тя с мо­мен­та утвер­ж­де­ния этих пра­вил про­шло 20 лет.

У всех ли участ­ни­ков ры­н­ка име­ют­ся та­кие по­ме­ще­ния?

В ито­ге, для участ­ни­ков ры­н­ка воз­ни­ка­ют ри­с­ки от­ка­за в по­лу­че­нии ли­цен­зии на ску­п­ку из-­за не­вы­пол­не­ния тре­бо­ва­ний по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ва­нию сред­ства­ми охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ции по­ме­ще­ний для со­о­т­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Еще ху­же то, что по­яв­ле­ние до­ку­мен­та, за­да­ю­ще­го дан­ные тре­бо­ва­ния, не ре­ша­ет про­б­ле­мы, т.к. со­дер­жа­ние та­ко­го до­ку­мен­та мо­жет при­ве­сти к не­воз­мо­ж­но­сти пра­к­ти­че­ско­го ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний.

Во-­пе­р­вых, ка­кие-­ли­бо ме­ры по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти юве­ли­р­ных «о­ст­ро­в­ков» в тор­го­вых цен­трах про­сто не­ре­а­ли­зу­е­мы, да­же тео­ре­ти­че­ски – это же «о­ст­ро­в­ки». Да и в тор­го­вых от­де­лах при тор­го­во-раз­в­ле­ка­тель­ных цен­трах обо­ру­до­вать та­кие по­ме­ще­ния сло­ж­но.

Во-в­то­рых, на арен­ду­е­мых пло­ща­дях хо­зя­ин арен­до­да­тель. Не факт, что он по­же­ла­ет иметь «тех­ни­че­ское укре­п­ле­ние» пре­до­став­ля­е­мо­го в арен­ду объ­ек­та.

В-тре­тьих, юве­ли­р­ные точ­ки вы­ну­ж­де­ны ча­сто ме­нять ло­ка­ции в по­ис­ке ма­к­си­маль­ной по­се­ща­е­мо­сти. Вы­хо­дит, что ка­ж­дый раз ну­ж­но бу­дет «укре­п­лять­ся».

Кро­ме то­го, «тех­ни­че­ская укре­п­лен­но­сть» объ­ек­та, да­же ес­ли сде­лать это бу­дет поз­во­ле­но, об­хо­ди­т­ся не­де­ше­во — до по­лу­ми­л­ли­о­на руб­лей на объ­ект. Да и вре­ме­ни «укре­п­лять­ся» оста­лось со­в­сем не­м­но­го.

Ка­кой же вы­ход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции ви­дит Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»? Один из двух:

- или огра­ни­чить­ся тре­бо­ва­ни­я­ми пун­к­та 17 пра­вил хра­не­ния по По­ста­но­в­ле­нию № 731 и пре­до­ста­вить участ­ни­кам ры­н­ка са­мо­сто­я­тель­но опре­де­лять, как им обес­пе­чи­вать со­хран­ность цен­но­стей (тем бо­лее, что нор­ма­тив­но­го до­ку­мен­та за три ме­ся­ца до всту­п­ле­ния в си­лу тре­бо­ва­ний по ли­цен­зи­ро­ва­нию ску­п­ки так и не по­яви­лось),

- или огра­ни­чить воз­мо­ж­ные тре­бо­ва­ния по «тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти» объ­ек­та для по­лу­че­ния ли­цен­зии на ску­п­ку юве­ли­р­ных из­де­лий у на­се­ле­ния на­ли­чи­ем сей­фов.

Се­год­ня ма­лый и ми­к­ро - биз­нес в сфе­ре ДМДК тя­го­ти­т­ся не на­ло­го­вым бре­ме­нем, а ад­ми­ни­стри­ро­ва­ни­ем из­бы­точ­ных обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и усло­ж­не­ни­ем ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти. Имен­но эти тре­бо­ва­ния тол­ка­ют пред­при­ни­ма­те­лей на уход в «тень». Се­год­ня для раз­ви­тия ле­галь­но­го юве­ли­р­но­го биз­не­са тре­бу­ет­ся вы­ра­бо­т­ка при­н­ци­па ра­зу­м­ной до­ста­точ­но­сти кон­тро­ля и всех обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний.

Мы пред­ла­га­ем вне­сти со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в нор­ма­тив­но-­пра­во­вые ак­ты. Ре­ше­ние, ко­неч­но, за ре­гу­ля­то­ром.

Пред­при­ни­ма­тель­ские ри­с­ки луч­ше оста­вить са­мим пред­при­ни­ма­те­лям. Тем бо­лее, что пред­при­ни­ма­те­ли и са­ми, как ни­кто дру­гой, за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­хран­но­сти сво­е­го иму­ще­ства.

За­чем же го­су­дар­ство бе­рет управ­ле­ние эти­ми ри­с­ка­ми на се­бя?

Это ста­но­ви­т­ся по­нят­но, ес­ли про­сле­дить ис­то­рию от­но­ше­ния на­ше­го го­су­дар­ства к зо­ло­ту. Еще 13 июля 1920 г. бы­ло из­да­но по­ста­но­в­ле­ние СНК РСФСР «Об изъ­я­тии бла­го­род­ных ме­тал­лов, де­нег и раз­ли­ч­ных цен­но­стей», в со­о­т­вет­ствии с ко­то­рым без­воз­мезд­но и не­за­ви­си­мо от ко­ли­че­ства та­ко­вых изы­ма­лись зо­ло­то и пла­ти­на в сли­т­ках и «сы­ром ви­де». А 15 июня 1921 г. на за­се­да­нии кол­ле­гии Нар­ко­м­фи­на РСФСР был по­став­лен во­прос и при­ня­то ре­ше­ние уже о ску­п­ке зо­ло­та. По­след­ним из длин­ной че­ре­ды со­вет­ских ак­тов, пред­пи­сы­ва­ю­щих стро­гие пра­ви­ла хра­не­ния цен­но­стей, ста­ла Ин­струк­ция Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов СССР от 15 июня 1978 го­да № 53 «О по­ряд­ке по­лу­че­ния, рас­хо­до­ва­ния, уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней на пред­при­я­ти­ях, в учре­ж­де­ни­ях и ор­га­ни­за­ци­ях». Она уста­но­ви­ла жeст­кий кон­троль за со­ци­а­ли­сти­че­ской на тот мо­мент соб­ствен­но­стью. За­тем бы­ла ин­струк­ция Мин­фи­на Рос­сии от 04 ав­гу­ста 1992 го­да № 67. Уже не бы­ло со­вет­ской вла­сти, но ДМДК от­но­си­лись к ка­те­го­рии ва­лют­ных цен­но­стей. Ны­не дей­ству­ю­щее по­ста­но­в­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ № 731 от 28 сен­тяб­ря 2000 го­да уна­сле­до­ва­ло часть пре­ж­них норм.

Так что се­го­д­ня­ш­ний кон­троль и на­д­зор за зо­ло­том — это пря­мое на­сле­дие из да­ле­ко­го со­вет­ско­го про­ш­ло­го. Со­в­сем от не­го от­ка­зы­вать­ся не­б­ла­го­ра­зу­м­но, но и пол­но­стью его ко­пи­ро­вать не­про­грес­сив­но.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->