«Бывает наценка 300%». Глава Гильдии ювелиров Урала — о том, кто и как зарабатывает на золоте

Раздел: Рынки
13 апреля 2021 г.

Гла­ва Гиль­дии юве­ли­ров Ура­ла: «В 2021-м от­расль со­кра­ти­т­ся на 20 про­цен­тов»

Пан­де­мия об­ру­ши­ла про­да­жи юве­ли­р­ных укра­ше­ний в Рос­сии. У не­ко­то­рых ко­м­па­ний во вре­мя ло­к­да­у­на за­ка­зы со­кра­ти­лись ­до 90%. И хо­тя в на­ча­ле 2021-­го об­ста­но­в­ка улуч­ши­лась — про­да­жи укра­ше­ний вновь по­шли вверх, — экс­пе­р­ты про­г­но­зи­ру­ют мас­со­вые за­кры­тия юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов в этом го­ду.

Че­го ждать по­ку­па­те­лям и про­дав­цам в Ека­те­рин­бур­ге в бли­жай­шие ме­ся­цы, мы спро­си­ли у пред­се­да­те­ля Гиль­дии юве­ли­ров Ура­ла и ос­но­ва­те­ля юве­ли­р­но­го до­ма Алек­сан­д­ра Ча­мо­в­ских. Биз­не­смен та­к­же объ­яс­нил, как фор­ми­ру­ют­ся це­ны на укра­ше­ния, и рас­ска­зал, во сколь­ко в 2021 го­ду обой­дет­ся от­кры­тие соб­ствен­но­го ма­га­зи­на.

— В 2021 го­ду юве­ли­р­ная сфе­ра в Ека­те­рин­бур­ге ис­пы­та­ет по­след­ствия кри­зи­са?

— Ду­маю, ко­ли­че­ство юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов се­рьез­но со­кра­ти­т­ся. По мо­им ощу­ще­ни­ям, ­на 15–20%. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся боль­ших се­тей, фе­де­раль­ных: масс-­мар­кет ча­сто силь­но за­кре­ди­то­ван. Где-то про­и­зой­дет ро­та­ция: на сво­бод­ные вы­год­ные пло­ща­д­ки мо­гут пе­ре­е­хать но­вые ко­м­па­нии. Пред­ло­же­ний сей­час в ра­зы боль­ше, чем бы­ло, на­при­мер, ле­том 2020-­го.

М­но­гие ма­га­зи­ны уже ушли в он­лайн, те­перь нет смыс­ла со­дер­жать столь­ко тор­го­вых то­чек, да­же ес­ли пе­ре­о­бо­ру­до­вать их в пун­к­ты вы­да­чи ин­тер­нет-­за­ка­зов. Их до­ста­точ­но бу­дет 2–3 на го­род-­ми­л­ли­он­ник. Ведь со­дер­жа­ние са­ло­на — это пла­та за арен­ду, об­слу­жи­ва­ние по­ме­ще­ния, за­р­пла­та пе­р­со­на­лу, охра­на, на­ло­ги.

— Ко­му 2020 год на­нес са­мый боль­шой урон?

— Тем, у ко­го биз­нес был по­стро­ен толь­ко на са­лон­ной ра­бо­те. Са­ло­ны в тор­го­вых цен­трах, ко­то­рые за­кры­лись в первую оче­редь, по­стра­да­ли силь­нее все­го. Про­из­вод­ства пол­но­го цик­ла — мень­ше все­го.

— Нас­коль­ко боль­шие по­те­ри по­нес­ла сфе­ра в це­лом?

— В це­лом всe в по­ряд­ке, бла­го­да­ря за­кры­тию гра­ниц нам уда­лось со­хра­нить спрос. Мно­гие лю­бят по­ку­пать укра­ше­ния в Ев­ро­пе, ОАЭ или стра­нах Азии, по­то­му что там со­сре­до­то­че­ны ос­но­в­ные про­из­во­ди­те­ли юве­ли­р­ных укра­ше­ний. Раз это сде­лать не уда­лось, все до­воль­ство­ва­лись тем, что есть в Рос­сии.

— Но все ма­га­зи­ны бы­ли за­кры­ты два ме­ся­ца, а те, что в тор­го­вых цен­трах, — че­ты­ре…

— Да, лю­ди си­де­ли до­ма, но у них ни­кто не от­ме­нял дни ро­ж­де­ния, го­до­в­щи­ны, сва­дь­бы, ро­ж­де­ние де­тей. На всe это ну­ж­ны бы­ли укра­ше­ния, ра­бо­та­ла до­став­ка. И к Но­во­му го­ду все ак­тив­но за­па­са­лись по­дар­ка­ми. Пан­де­мия по­ка­за­ла, что по­дар­ки в ви­де юве­ли­р­ных укра­ше­ний — на­и­бо­лее ка­че­ствен­ное вло­же­ние сред­ств. Ес­ли мы да­рим га­д­жет, он уста­ре­ва­ет уже че­рез год, а укра­ше­ния с го­да­ми толь­ко до­ро­жа­ют. Ес­ли про­дать его че­рез де­сять лет, вы смо­же­те да­же за­ра­бо­тать.

— Нас­коль­ко за­трат­но сей­час от­кры­тие юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на?

— Это мо­ж­но про­сто по­с­чи­тать. Мы зна­ем це­ну за грамм зо­ло­та (в за­ви­си­мо­сти от сло­ж­но­сти из­де­лия) — руб­лей за грамм в роз­ни­це. Ес­ли ве­сом сто­ит в рай­о­не руб­лей, а масс-­мар­ке­та дол­ж­но на­хо­дить­ся по­ряд­ка, по­лу­ча­ет­ся, руб­лей бу­дет сто­ить. Ес­ли , то уй­дет толь­ко на то, что­бы за­гру­зить их. И это при усло­вии, что все укра­ше­ния без ка­м­ней или с фи­а­ни­та­ми. А ес­ли это дра­го­цен­ные ка­м­ни, сто­и­мость уве­ли­чи­т­ся в ра­зы.

— Ка­кая на­цен­ка на укра­ше­ния в масс-­мар­ке­те сей­час?

— Бы­ва­ет ­до 100% в Москве и ­до 70% в ре­ги­о­нах. Я не бе­ру в рас­чет мар­ке­тин­го­вые схе­мы, ко­г­да бы­ва­ет и на­цен­ка 300%, но по­том де­ла­ют ак­ци­он­ную скид­ку. Ве­ли­чи­на за­ви­сит от мно­гих ве­щей: где рас­по­ла­га­ет­ся ма­га­зин, в соб­ствен­но­сти ли по­ме­ще­ние, оп­ти­ми­зи­ро­ван ли пе­р­со­нал. Ес­ли у вас боль­шие рас­хо­ды и вы на­хо­ди­тесь в то­по­вом тор­го­вом цен­тре, где су­ма­с­шед­ший тра­фик, но по­ку­па­тель­ская спо­соб­ность не та­кая боль­шая, на­цен­ка бу­дет боль­ше.

— Как вы оце­ни­ва­е­те юве­ли­р­ный ры­нок Ура­ла се­год­ня?

— На Ура­ле про­из­вод­ства пра­к­ти­че­ски не кон­ку­ри­ру­ют. Ка­ж­дое име­ет свой уни­каль­ный по­черк, ха­ра­к­тер, ди­зайн, по­да­чу. Ес­ли смо­т­реть на Ко­стро­м­скую об­ласть (ю­ве­ли­р­ную сто­ли­цу Рос­сии), там все ко­м­па­нии за­кры­тые, друг с дру­гом пра­к­ти­че­ски не об­ща­ют­ся, по­то­му что вы­пус­ка­ют ана­ло­ги­ч­ную про­дук­цию, под­г­ля­ды­ва­ют друг за дру­гом. В Ека­те­рин­бур­ге си­ту­а­ция дру­гая, про­из­вод­ства бо­лее твор­че­ские. Не зря нас на­зы­ва­ют сто­ли­цей юве­ли­р­ной мо­ды.

— На­ши ба­бу­ш­ки го­во­рят, что ра­нь­ше зо­ло­то бы­ло ка­че­ствен­нее. Есть в этом прав­да?

— Нет. Зо­ло­то — то же са­мое, что ва­лю­та: дол­лар не мо­жет быть ме­нее или бо­лее ка­че­ствен­ным, ес­ли мы го­во­рим о за­вод­ских укра­ше­ни­ях, а не о тех, что сде­ла­ны на ко­лен­ке в част­ной ма­стер­ской (хо­тя и они кон­тро­ли­ру­ют­ся за­ко­ном). Ес­ли сто­ит 585-я про­ба и­ли 750-я, то зо­ло­то не мо­жет быть пло­хим.

— По цве­ту мно­гие опре­де­ля­ют. Ра­нь­ше укра­ше­ния в ос­но­в­ном бы­ли те­м­ные, сей­час зо­ло­то свет­лее. По­че­му?

— Цвет зо­ло­та не вли­я­ет на про­бу. Оно бы­ва­ет раз­ных от­тен­ков: бе­лое, жел­тое, ро­зо­вое. Это за­ви­сит от то­го, ка­кие ис­поль­зу­ют­ся ли­га­ту­ры. На­при­мер, , а — ли­га­ту­ра (о­бы­ч­но медь, се­ре­бро). Ес­ли боль­ше се­ре­бра, ци­н­ка, ни­ке­ля, зо­ло­то жел­тое или бе­лое. Боль­ше ме­ди — ро­зо­вое. На ка­че­стве укра­ше­ний это не ска­зы­ва­ет­ся.

— Де­ву­ш­ки сей­час ча­сто де­ла­ют вы­бор в поль­зу би­жу­те­рии, а не дра­го­цен­но­стей: сли­ш­ком быст­ро мо­да ме­ня­ет­ся, да и в це­не раз­ни­ца огро­м­ная. Не бо­и­тесь, что эта тен­ден­ция уси­ли­т­ся в 2021 го­ду?

— Юве­ли­р­ные укра­ше­ния — это клас­си­ка. Би­жу­те­рию вы бу­де­те но­сить па­ру ме­ся­цев, по­том вы­бро­си­те, а укра­ше­ния, осо­бен­но с кру­п­ным цен­траль­ным ка­м­нем — са­п­фи­ром, ру­би­ном, — вы все­г­да смо­же­те пе­ре­дать по на­след­ству, пе­ре­де­лать ди­зайн. Это вло­же­ние про­ду­ман­нее.

А­ван­гард и ми­ни­ма­лизм очень быст­ро вы­хо­дят из мо­ды. Я на­б­лю­дал, как лет 15 на­за­д по­яви­лись ку­хон­ные гар­ни­ту­ры в крас­ном цве­те, в ме­тал­ли­ке, сей­час на них сты­д­но смо­т­реть. А иметь — еще ху­же. А гар­ни­ту­ры, сде­лан­ные из на­ту­раль­но­го де­ре­ва, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние мо­гут слу­жить.

— Юве­ли­р­ные про­из­вод­ства не го­нят­ся за мо­дой?

— Не ска­зал бы так. У нас ра­бо­та­ют 10 ди­зай­не­ро­в плюс тех­но­ло­ги, ко­то­рые по­сто­ян­но в трен­де, ищут но­вые воз­мо­ж­но­сти. Мы за по­след­ние го­ды по­лу­чи­ли не­сколь­ко па­тен­тов за но­вые раз­ра­бо­т­ки.

— Вы в юве­ли­р­ном биз­не­се с 1996 го­да. Про­дол­жа­е­те да­рить укра­ше­ния на празд­ни­ки?

— Моя се­мья до­ста­точ­но про­сто от­но­си­т­ся к юве­ли­р­ным укра­ше­ни­ям. Это как кас­сир в бан­ке: он не тря­сет­ся над ку­пю­ра­ми, его ра­бо­та — пе­ре­кла­ды­вать день­ги. У нас так же, ни­кто из нас не тря­сет­ся над бри­л­ли­ан­та­ми или зо­ло­том.

— Но су­пру­ге до­ста­ют­ся дра­го­цен­ные по­дар­ки?

— По­сте­пе­н­но она что-то за­ка­зы­ва­ет, фаб­ри­ка ей из­го­тав­ли­ва­ет. Она мать , у нее нет вре­ме­ни на свет­ские ве­че­рин­ки, ей не ну­ж­но ка­ж­дый день быть где-то в ре­сто­ра­не или клу­бе. Но, ко­г­да ну­ж­но ид­ти на ро­ди­тель­ское со­бра­ние, она бе­рет что-то из сво­е­го. А на ка­кое-то свет­ское ме­ро­при­я­тие — что-то из на­шей но­вой кол­лек­ции, что­бы про­ре­кла­ми­ро­вать.

[ e1.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->