«В России нет адекватного предложения». Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов

Раздел: Ювелиры и компании
01 декабря 2020 г.

Рос­сий­ский юве­лир, ос­но­ва­тель соб­ствен­ной ко­м­па­нии Cluev, рас­ска­зал «РБК Стиль» о борь­бе за бри­л­ли­ан­ты оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства, со­труд­ни­че­стве с «Алро­сой» и сво­ем но­вом про­ек­те Russian Cut

Юве­ли­р­ный бренд Cluev уже боль­ше 20 лет про­из­во­дит укра­ше­ния с цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Пер­вые ма­стер­ские ра­бо­та­ли в Ита­лии и Швей­ца­рии, но семь лет на­зад все про­из­вод­ствен­ные мо­щ­но­сти бы­ли пе­ре­не­се­ны в Моск­ву. Се­год­ня Илья Клю­ев осва­и­ва­ет но­вый — гра­ниль­ный — биз­нес. Имен­но это на­прав­ле­ние, с его точ­ки зре­ния, по­мо­г­ло бы ожи­вить юве­ли­р­ный ры­нок на­шей стра­ны.

По­че­му воз­ни­к­ла идея соб­ствен­но­го гра­ниль­но­го про­из­вод­ства?

В од­ной точ­ке со­шлись не­сколь­ко век­то­ров. Юве­ли­р­ный дом Cluev со­з­да­ет уни­каль­ные укра­ше­ния в един­ствен­ном эк­зе­м­п­ля­ре. При­чем про­из­вод­ство пол­но­стью со­сре­до­то­че­но в Москве. Ал­ма­зы мы по­ку­па­ем у кру­п­ней­шей до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии «Алро­са», и в про­ш­лом го­ду ста­ли са­мы­ми кру­п­ны­ми ее кли­ен­та­ми. Мне ка­жет­ся, что для рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го до­ма иметь до­ступ к огра­нен­ным ка­м­ням рос­сий­ско­го про­из­вод­ства — это впол­не ло­ги­ч­ный за­прос.

По­че­му бы не сде­лать рос­сий­ский бренд, ко­то­рый мог бы всем же­ла­ю­щим пред­ло­жить укра­ше­ния с рос­сий­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми? Я ре­шил взять на се­бя эту мис­сию. Вме­сте с тем на­ча­лась пан­де­мия, пол­но­стью за­кры­лись гра­ни­цы и фа­к­ти­че­ски оста­но­ви­лись по­став­ки в Рос­сию цвет­ных ка­м­ней и бри­л­ли­ан­тов. Ведь ни­кто не мо­жет взять на се­бя сме­лость по­ку­пать дра­го­цен­ное сы­рье, не уви­дев ка­м­ни сво­и­ми гла­за­ми. Ка­за­лось бы, в этой си­ту­а­ции один вы­ход — при­об­ре­тать бри­л­ли­ан­ты, огра­нен­ные в Рос­сии. Но па­ра­докс в том, что в Рос­сии ал­ма­зы есть, а бри­л­ли­ан­тов нет. Что на­ша стра­на, кру­п­ней­ший ал­ма­зо­до­бы­т­чик в ми­ре, из сы­рья, до­бы­то­го на $4 млрд в год, гра­нит в луч­шем слу­чае на $100 млн. Осталь­ные ал­ма­зы ухо­дят на экс­порт, глав­ным об­ра­зом в Бель­гию и Ара­б­ские Эми­ра­ты. Та­ким об­ра­зом, от­да­вая сы­рье на огран­ку в дру­гие стра­ны, Рос­сия те­ря­ет еже­год­но по не­сколь­ко ми­л­ли­ар­дов дол­ла­ров.

Что ста­ло пе­р­вым ша­гом на пу­ти к со­з­да­нию соб­ствен­но­го гра­ниль­но­го пред­при­я­тия?

Мы арен­до­ва­ли про­из­вод­ствен­ные мо­щ­но­сти в Смо­лен­с­ке. В этом же го­ро­де рас­по­ло­же­но кру­п­ней­шее гра­ниль­ное пред­при­я­тие «Кри­сталл», из­ве­ст­ное еще с со­вет­ских вре­мен, — кста­ти, се­го­д­ня оно вхо­дит в ак­ти­вы «Алро­сы». У этой ко­м­па­нии мы при­об­ре­ли первую пар­тию не­о­гра­нен­ных ал­ма­зов на су­м­му $100 тыс. Че­рез ме­сяц уси­ли­я­ми по­лу­то­ра де­сят­ков спе­ци­а­ли­стов (из них де­сять огран­щи­ков) по­лу­чи­ли 200 бри­л­ли­ан­тов ве­сом от 0,3 до 0,5 ка­ра­та с до­пол­ни­тель­ной при­бы­лью око­ло 15%. Эти ка­м­ни от­ли­ч­но по­дой­дут для тен­нис­ных брас­ле­тов и ко­лье. Но мои пла­ны мас­шта­б­нее. Ес­ли клас­си­че­ские из­де­лия Cluev, ко­то­рые мы пред­ла­га­ем клуб­ным кли­ен­там, сто­ят по не­сколь­ко ми­л­ли­о­нов руб­лей, в сред­нем $50 тыс., то эта но­вая до­сту­п­ная ли­ния с усло­в­ным на­з­ва­ни­ем Russian Cut бу­дет вклю­чать ве­щи на по­ря­док де­шев­ле, сто­и­мо­стью в не­сколь­ко со­тен ты­сяч руб­лей. При этом го­до­вой обо­рот в пе­р­с­пе­к­ти­ве мо­жет до­стичь 5 млрд руб.

Но ведь идея ис­поль­зо­вать рус­ские ка­м­ни — это не толь­ко фи­нан­со­вая вы­го­да?

Ко­неч­но. Моя гло­баль­ная цель — сде­лать рос­сий­ские бри­л­ли­ан­ты брен­дом, ко­то­рый был бы ин­те­ре­сен и на­шим со­о­те­че­ствен­ни­кам, и при­ез­жа­ю­щим ино­стран­цам. По­ня­тие Russian cut не­ко­г­да озна­ча­ло бри­л­ли­ан­ты ис­клю­чи­тель­но­го ка­че­ства огран­ки. Но для этой идеи, как и для лю­бой дру­гой, не­об­хо­ди­мо фи­нан­со­вое обос­но­ва­ние. По на­шим рас­че­там, при усло­вии со­б­лю­де­ния при­н­ци­пов ка­че­ства це­ны на огран­ку в Рос­сии и в Ин­дии по­чти не от­ли­ча­ют­ся: при­мер­но $50 за ка­рат. Из­ве­ст­но, что в Ин­дии со­сре­до­то­чен ми­ро­вой гра­ниль­ный биз­нес — та­ко­ва по­ли­ти­ка их го­су­дар­ства. В от­ли­чие от Рос­сии, где ва­ж­на про­да­жа сы­рья, в Ин­дии сти­му­ли­ру­ют гра­ниль­ное про­из­вод­ство (в ви­де суб­си­дий), по­это­му к ним идет мас­со­вый по­ток ка­м­ней. Но сред­нее ка­че­ство огран­ки не­вы­со­кое, по­это­му и це­на со­о­т­вет­ству­ю­щая.

В чем ос­но­в­ная про­б­ле­ма рос­сий­ско­го ры­н­ка?

В Рос­сии нет адек­ват­но­го пред­ло­же­ния по бри­л­ли­ан­там, ко­то­рое мо­г­ло бы кон­ку­ри­ро­вать с ры­ноч­ны­ми це­на­ми в США и Ев­ро­пе. А это в свою оче­редь объ­яс­ня­ет­ся от­сут­стви­ем на внут­рен­нем рос­сий­ском ры­н­ке вы­год­но­го пред­ло­же­ния по огран­ке ал­ма­зов. Ал­ма­зо­про­да­ю­щие ко­м­па­нии счи­та­ют, что юве­ли­р­ной от­рас­ли в Рос­сии по­чти не су­ще­ству­ет, спро­са на рос­сий­ские бри­л­ли­ан­ты на внут­рен­нем ры­н­ке нет, и по­это­му с удо­воль­стви­ем про­да­ют сы­рье за ру­беж. В ито­ге оте­че­ствен­ным юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям при­хо­ди­т­ся кон­ку­ри­ро­вать с ин­дий­ски­ми и ев­ро­пей­ски­ми по­ку­па­те­ля­ми, что­бы при­об­ре­сти ал­ма­зы и бри­л­ли­ан­ты рос­сий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Эту си­ту­а­цию очень хо­чет­ся из­ме­нить: рос­сий­ские юве­ли­ры дол­ж­ны по­лу­чить пре­и­му­ще­ствен­ное пра­во по­ку­п­ки сы­рья. Нам не на­до де­шев­ле, но дол­ж­но быть пре­и­му­ще­ство. А сей­час я вы­ну­ж­ден участ­во­вать в тен­де­рах на­рав­не с за­ру­бе­ж­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми. С соб­ствен­ной про­из­вод­ствен­ной це­поч­кой пол­но­го цик­ла — от огран­ки до фи­наль­ной про­да­жи укра­ше­ний — бы­ло бы ку­да про­ще и вы­год­нее. Кро­ме то­го, не­об­хо­ди­мо фор­ми­ро­вать соб­ствен­ный ры­нок бри­л­ли­ан­тов в Рос­сии.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, ва­ше гра­ниль­ное про­из­вод­ство по­мо­жет под­нять рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­нок?

Да, соб­ствен­ное гра­ниль­ное про­из­вод­ство — хо­ро­ший ка­та­ли­за­тор для ро­ста. Сей­час, огра­нив первую проб­ную пар­тию в 200 ка­ра­тов, мы пла­ни­ру­ем вы­стро­ить пол­ный раз­мер­ный ас­сор­ти­мент бри­л­ли­ан­тов от 0,1 до не­сколь­ких ка­ра­тов. На­ша цель — со­з­дать сток на $10 млн. Ес­ли мы хо­тим за год огра­нить ка­м­ни на эту су­м­му, при­дет­ся в де­сять раз уве­ли­чить ко­ли­че­ство огран­щи­ков, до при­мер­но 100–120 че­ло­век — на­де­юсь, что в те­че­ние го­да мы вый­дем на этот уро­вень. Оче­вид­но, что огра­нен­ные на на­шем про­из­вод­стве ка­м­ни бу­дут про­да­вать­ся че­рез дру­гую ко­м­па­нию, ко­то­рая бу­дет за­ни­мать­ся из­го­то­в­ле­ни­ем укра­ше­ний (по мо­е­му ди­зай­ну) и их ре­а­ли­за­ци­ей.

Ска­жем так, это Cluev, но бо­лее де­мо­кра­ти­ч­но­го се­г­мен­та, до 1 млн руб. Для по­сто­ян­ных кли­ен­тов мы вы­пус­ка­ем 200–300 уни­каль­ных дра­го­цен­но­стей в год — в ли­нии Russian Cut за год бу­дет 1000–1500 но­вых пред­ме­тов. Я не лю­б­лю сло­во «мас­со­вый», но да, это бу­дет бо­лее ши­ро­кий охват ауди­то­рии, ко­то­рой мы хо­тим пред­ло­жить те же пре­и­му­ще­ства на­ше­го про­из­вод­ства, но по бо­лее до­сту­п­ной це­не. На­при­мер, клас­си­че­ский тен­нис­ный брас­лет с до­ро­ж­кой из бри­л­ли­ан­тов то­по­во­го ка­че­ства ве­сом 0,3 ка­ра­та сто­ит $20 тыс., а в 0,5 ка­ра­та — $45 тыс. Мне бы хо­те­лось вый­ти на су­м­му про­даж око­ло $100 млн — в ми­ро­вом мас­шта­бе не­м­но­го, но для Рос­сии это бу­дет не­п­ло­хой по­ка­за­тель.

[ style.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->