Дорого обойдeтся: как маркировка изменит рынок ювелирных изделий

Раздел: Власть
10 ноября 2020 г.

С 1 ян­ва­ря мар­ки­ро­в­ка ста­нет обя­за­тель­ной для юве­ли­р­ных из­де­лий. Си­сте­ма не ме­ня­лась бо­лее 300 лет, по­это­му вве­де­ние но­в­ше­ства впол­не оправ­дан­но. Но биз­не­су оно до­ро­го обой­дeт­ся.

С 1 де­ка­б­ря ны­не­ш­не­го го­да си­сте­ма мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий за­ра­бо­та­ет в те­сто­вом ре­жи­ме. С на­ча­ла ян­ва­ря 2021–­го она бу­дет обя­за­тель­на для укра­ше­ний из зо­ло­та и пла­ти­ны, с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми и без. С июля из­де­лия без мар­ки­ро­в­ки нель­зя бу­дет ре­а­ли­зо­вы­вать во­в­се, по­это­му про­из­во­ди­те­лям при­дeт­ся на­не­сти еe на всю про­дук­цию и на то­вар­ные остат­ки. Эта ме­ра поз­во­лит дей­стви­тель­но со­кра­тить до­лю се­ро­го ры­н­ка, ко­то­рая, по оцен­кам го­су­дар­ства, со­став­ля­ет бо­лее 50%, а по экс­пе­р­т­ным оцен­кам — все­го 10%.

Це­на во­про­са

При вве­де­нии мар­ки­ро­в­ки на дру­гие ка­те­го­рии то­ва­ров экс­пе­р­ты и про­из­во­ди­те­ли ча­сто за­яв­ля­ли о не­ми­ну­е­мом ро­сте цен на про­дук­цию. Од­на­ко в этот раз экс­пе­р­ты уве­ря­ют, что це­ны вряд ли вы­рас­тут, так как спрос на юве­ли­р­ные из­де­лия и так сей­час не­ве­лик.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор ас­со­ци­а­ции "Гиль­дия юве­ли­ров Рос­си­и" Эду­ард Ут­кин счи­та­ет, что, ско­рее все­го, из­дер­ж­ки про­из­во­ди­те­ли бу­дут вы­ну­ж­де­ны пе­ре­ло­жить на се­бя. "Это по­тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных за­трат, но вклю­чить их все в це­ну из­де­лия по се­го­д­ня­ш­не­му ры­н­ку за­труд­ни­тель­но", — до­бав­ля­ет он. Ди­рек­тор фе­де­раль­ной фран­чай­зин­го­вой се­ти "585*Зо­ло­той" Ан­д­рей Шля­ев воз­ра­жа­ет: ско­рее все­го, часть про­дав­цов по­пы­та­ет­ся ко­м­пе­н­си­ро­вать до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды за счeт по­тре­би­те­ля, но в то же вре­мя ли­де­ры от­рас­ли бу­дут ма­к­си­маль­но сдер­жи­вать рост цен.

"Про­из­во­ди­те­ли и про­дав­цы дол­ж­ны бу­дут уста­но­вить та­кое обо­ру­до­ва­ние и обу­чить со­труд­ни­ков ра­бо­тать по но­вым пра­ви­лам. В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве мы ожи­да­ем, что все эти но­во­вве­де­ния ока­жут вли­я­ние на рост сто­и­мо­сти то­ва­ров, но мы пра­к­ти­че­ски уве­ре­ны, что кру­п­ные иг­ро­ки сде­ла­ют всe, что­бы этот рост не был рез­ким и силь­но за­мет­ным для по­ку­па­те­ля", — под­дер­жи­ва­ет эту точ­ку зре­ния управ­ля­ю­щий пар­т­нeр ана­ли­ти­че­ской ко­м­па­нии Marketing Logic Дми­т­рий Гал­кин. Он пред­по­ла­га­ет, что рост бу­дет со­по­ста­вим с се­зон­ны­ми ко­ле­ба­ни­я­ми цен и ин­ф­ля­ци­он­ны­ми кор­рек­ти­ро­в­ка­ми.

Ко­неч­ная сто­и­мость внед­ре­ния для пред­при­я­тий бу­дет за­ви­сеть от то­го, ка­кое тех­но­ло­ги­че­ское ре­ше­ние вы­бе­рет го­су­дар­ство. Эду­ард Ут­кин по­яс­ня­ет, что мо­ж­но мар­ки­ро­вать путeм на­не­се­ния ме­ток на са­мо ме­тал­ли­че­ское из­де­лие. Для это­го тре­бу­ет­ся до­ро­го­сто­я­щее обо­ру­до­ва­ние как на эта­пе на­не­се­ния мет­ки ла­зе­ром, так и при еe счи­ты­ва­нии. Бо­лее эко­но­м­ный ва­ри­ант — на­не­се­ние мар­ки­ро­в­ки на би­р­ку из­де­лия. "С точ­ки зре­ния ре­ша­е­мой за­да­чи, а она од­на: про­сле­жи­ва­ние всех дра­г­ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, раз­ни­цы в на­не­се­нии нет, — рас­су­ж­да­ет экс­перт. — А за­тра­ты мо­гут от­ли­чать­ся су­ще­ствен­но — от 5 млрд до 20 млрд руб­лей для всей от­рас­ли".

Са­ма си­сте­ма бу­дет ор­га­ни­зо­ва­на сле­ду­ю­щим об­ра­зом: Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та кро­ме про­бы бу­дет от­ме­чать на из­де­лии ещe и до­пол­ни­тель­ный код–­мет­ку, а та­к­же на би­р­ке по­яви­т­ся QR–­код для по­ку­па­те­ля. Дми­т­рий Гал­кин от­ме­ча­ет, что биз­не­су при­дeт­ся до­пол­ни­тель­но по­тра­тить­ся на ре­ги­стра­цию в об­щей си­сте­ме учeта "ГИИС ДМДК" (го­су­дар­ствен­ная ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них), ска­ни­ро­ва­ние, за­не­се­ние све­де­ний о дви­же­нии из­де­лия.

Ото­р­ва­лись от ре­аль­но­сти

По мне­нию ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра юве­ли­р­ной ко­м­па­нии Miestilo Сер­гея Боб­ро­ва, но­во­вве­де­ние бу­дет спо­соб­ство­вать на­ве­де­нию по­ряд­ка в юве­ли­р­ной от­рас­ли, за­щи­тит доб­ро­со­ве­ст­ных про­из­во­ди­те­лей и по­тре­би­те­лей от кон­тра­фа­к­та и де­шeвой не­ка­че­ствен­ной би­жу­те­рии, ко­то­рую мо­ж­но най­ти за бес­це­нок на не­ко­то­рых сай­тах ки­тай­ских ре­тей­ле­ров.

Пар­т­нeр аген­т­ства M. A. Research, ру­ко­во­ди­тель на­прав­ле­ния "Ре­тей­л" Ан­на Си­няв­ская от­ме­ча­ет, что мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий сде­ла­ет ры­нок за­мет­но про­з­ра­ч­нее, поз­во­лит ле­г­че вы­яв­лять под­дел­ки и из­де­лия, не со­о­т­вет­ству­ю­щие за­яв­лен­ным на эти­кет­ке. Это по­вы­сит до­ве­рие к юве­ли­р­ной от­рас­ли в це­лом.

Од­на­ко для не­боль­ших ко­м­па­ний, ко­то­рых в Рос­сии до­воль­но мно­го, бре­мя но­вых рас­хо­дов мо­жет ока­зать­ся чрез­мер­ным. "По дан­ным СБИС, в Пе­тер­бур­ге и Ле­нобла­сти за­ре­ги­стри­ро­ва­но 118 дей­ству­ю­щих про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, но бо­ле­е–­ме­нее кру­п­ных ко­м­па­ний сре­ди них мень­ше по­ло­ви­ны", — под­чeр­ки­ва­ет Си­няв­ская.

Ос­но­ва­тель­ни­ца пе­тер­бур­г­ско­го брен­да E. Tolstaya Jewelry Ека­те­ри­на Тол­стая счи­та­ет, что для юве­ли­р­ной от­рас­ли это бу­дет та­кой же стресс, ка­ким в своe вре­мя для ре­сто­ран­ной ин­ду­стрии стал за­пуск си­сте­мы "ЕГАИС". "На сай­те про­из­во­ди­те­ля про­гра­м­м­но­го обес­пе­че­ния, ко­то­рым нам при­дeт­ся поль­зо­вать­ся, на­пи­са­ны сме­ш­ные фор­му­ли­ро­в­ки ти­па: “Ра­бо­та с но­вой про­гра­м­мой ля­жет на пле­чи IT–­о­т­де­ла юве­ли­р­ной ко­м­па­ни­и”. По од­ной этой фра­зе вид­но, что у ав­то­ров ини­ци­а­ти­вы во­об­ще нет свя­зи с ре­аль­но­стью", — го­во­рит Тол­стая. Она до­бав­ля­ет, что юве­ли­р­ная ко­м­па­ния не­за­вод­ско­го мас­шта­ба со­сто­ит из не­сколь­ких че­ло­век, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся про­из­вод­ством. Но­во­вве­де­ния при­ве­дут к ро­сту се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­та и, воз­мо­ж­но, к ухо­ду не­боль­ших ма­стер­ских и са­мо­сто­я­тель­ных ди­зай­не­ров в тень.

Сер­гей Боб­ров счи­та­ет, что су­ще­ству­ю­щих сей­час клей­ма–и­мен­ни­ка и бу­ма­ж­ной би­р­ки–­эти­кет­ки впол­не до­ста­точ­но для кон­тро­ля обо­ро­та и ка­че­ства. "О­ни поз­во­ля­ют по­тре­би­те­лю от­сле­дить ка­че­ство то­ва­ра и в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти об­ра­тить­ся на за­вод–из­го­то­ви­тель, в не­за­ви­си­мую экс­пе­р­ти­зу и по­лу­чить до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию о со­ста­ве то­ва­ра или в ре­гу­ли­ру­ю­щую ор­га­ни­за­цию, на­при­мер в про­би­р­ную па­ла­ту", — ре­зю­ми­ру­ет он.

Наслед­ство Пет­ра

Тем не ме­нее боль­шин­ство экс­пе­р­тов при­з­на­ют, что пе­ре­ме­ны на­зре­ли. И ра­ди них мо­ж­но пой­ти в том чис­ле и на до­пол­ни­тель­ные тра­ты. В это сло­ж­но по­ве­рить, но си­сте­ма мар­ки­ро­в­ки в Рос­сии не ме­ня­лась бо­лее 300 лет. Клей­ме­ние юве­ли­р­ных из­де­лий берeт своe на­ча­ло в 1700 го­ду. Имен­но то­г­да, по­с­ле "мо­нет­ной ре­фор­мы" Пет­ра I, был из­дан указ "Об учи­не­нии для про­бы зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ве­щей про­би­р­ных клейм, о пе­ре­пис­ке зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ря­дов и ла­вок, о вы­бо­ре ста­рост для на­д­зо­ра за тор­го­вы­ми и ма­сте­ро­вы­ми лю­дь­ми для клей­ме­ния зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ве­щей со взя­ти­ем по­ш­ли­ны". То­г­да же бы­ли вве­де­ны че­ты­ре зо­ло­тые и че­ты­ре се­реб­ря­ные про­бы.

Э­ду­ард Ут­кин го­во­рит, что за про­шед­шие 320 лет си­сте­ма про­би­ро­ва­ния и клей­ме­ния, есте­ствен­но, без­на­дe­ж­но тех­но­ло­ги­че­ски уста­ре­ла. "Чем она за­щи­ща­ет по­тре­би­те­ля — тем, что на из­де­лии есть от­тиск го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го клей­ма? — за­даeт­ся он во­про­сом. — Пра­к­ти­че­ски лю­бой юве­лир смо­жет на­не­сти та­кое клей­мо. Это, ко­неч­но, про­ти­во­за­кон­но, но тех­но­ло­ги­че­ски ле­г­ко".

Кро­ме то­го, не­ред­ки слу­чаи, ко­г­да кон­тра­бан­д­ная про­дук­ция по­сту­па­ет в Рос­сию уже с от­тис­ком рос­сий­ско­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го клей­ма. "Е­го под­де­лы­ва­ют за гра­ни­цей и ни­ка­кой от­вет­ствен­но­сти за это не не­сут, так как на­хо­дят­ся на тер­ри­то­рии дру­го­го го­су­дар­ства. По­это­му та­кая си­сте­ма уже не за­щи­ща­ет. А вот ци­ф­ро­вые ме­то­ды кон­тро­ля — это но­вая со­вре­мен­ная тех­но­ло­гия. Да, она тре­бу­ет за­трат, но за этим бу­ду­щее. Раз в 300 лет–то мо­ж­но хоть что–то ме­нять", — ре­зю­ми­ру­ет Эду­ард Ут­кин.

[ dp.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->