Хотя размер долга не поражает воображение (около 160 млн рублей), в активах фирмы, судя по последнему бухгалтерскому балансу, кредиторам поживиться было особо нечем. Основной из них — московская юрфирма, выкупившая старый банковский долг торгового дома.
В строчке «Запасы» в отчетности компании – прочерк, хотя еще недавно там было больше 630 млн рублей. Денег в кассе и на счетах у ювелиров также в балансе по итогам 2018 года не наблюдалось. Основной актив фирмы, судя по последней отчетности, — дебиторская задолженность. Речь идет по большей части о 240 млн рублей, которые «Ювелирам» должно мытищинское ООО «Альянсюрстрой». Долг уже «просужен», уже понятно, что денег у этой компании нет, и суд уже решил, что в счет долга она должна продать вроде бы имеющиеся у нее 240 тонн полудрагоценного нефрита.
Что с этим нефритом случилось, для широкой публики остается загадкой. Дело в том, что «Альянсюрстрой» с конца 2019 года находится в стадии ликвидации. Гендиректор и единственный акционер ЮСС Денис Плющев рассказал «Фонтанке», что не знает, что произошло в итоге с этим нефритом. Реализацией должны были заниматься приставы, но его они в известность о ходе дела не ставят. Для понимания, объем спорного нефрита — это чуть меньше половины Александровской колонны на Дворцовой площади, вес которой — 613 тонн. Согласно решению суда, цена нефрита установлена в 241 млн рублей. Это примерно раз в 200 меньше, чем если бы этот нефрит продавался в розницу как отделочный материал. Но, по словам Дениса Плющева, и эти деньги могли бы серьезно исправить положение дел компании. Историю происхождения этого нефрита он раскрывать не стал, предложив пообщаться поподробнее уже после публикации статьи.
Вместе с тем назначенный судом внешний управляющий Елена Грудева куда более скептически смотрит на будущее фирмы: именно она вела наблюдение за компанией последние полгода, и сейчас говорит, что за все это время ей так и не удалось получить от руководства фирмы никакой финансовой отчетности.
«Все, что я видела, приходило от налоговой», – говорит она, указывая, что адрес нахождения ЮСС признан специалистами ФНС недействительным, а где сейчас реально находится еe бухгалтерия, Елена Груднева не знает. Вопрос, почему так вышло, Денис Плющев оставил без ответа.
Какова судьба 240 тонн нефрита, Елена Груднева также не в курсе и не уверена, что за его счет удастся решить проблемы «Ювелиров северной столицы».
ООО «ТД ЮСС» можно назвать одним из последних осколков большой ювелирной империи семьи Тимура Кубакаева. Еще в середине 2010-х гг. его ООО «СПб ювелирный завод «Ювелиры северной столицы» отчитывалось о выручке почти в 20 млрд рублей и было одним из крупнейших игроков отрасли. История сложилась так, что к 2018 году это юрлицо было ликвидировано в результате банкротства.
А ТД ЮСС был учрежден в 2009 году партнером Тимура Кубакаева по бизнесу Яниной Семеновой. Выручка торгового дома на пике развития в 2017 году превышала миллиард рублей. Однако и завод, и ТД ЮСС в 2017–2018 году сменили владельцев. Именно тогда Дениc Плющев и приобрел 100% долей в торговом доме. Но как объясняют «Фонтанке» специалисты ювелирного рынка, в реальности Кубакаев и Семенова продали бизнес еще раньше.
Так, уже в 2015 году было учреждено ООО «Санкт-Петербургский ювелирный завод». Его юридический адрес совпадает со старым СПБЮЗ ЮСС – Зеленков переулок, 3. Однако на сайте новой компании указано, что производство размещено на Кантемировской, 5. Это офисно-производственный комплекс, который был выкуплен структурами Тимура Кубакаева в 2011 году. Единственный учредитель нового ООО — Артур Лазарян, хорошо известный в транспортной отрасли владелец ПАО «Совавто-Санкт-Петербург». Размах нового завода гораздо скромнее — выручка около 700 млн рублей по итогам 2018 года.
При этом стоит отметить, что старые владельцы бизнеса продолжили работать в отрасли. Так, гендиректором нового завода стала Янина Семенова. Она же руководила компанией «Новый квартал» на той же Кантемировской, 5 (она также перешла в 100% владение Лазаряна), до 2019 года, а затем уступила свой пост брату своего экс-партнера Абакару Кабукаеву.
Также Янина Семенова с 2011 года продолжает оставаться гендиректором ООО «Монолит» – старого проекта Тимура Кубакаева по превращению исторического особняка Кушелева-Безбородко («со львами») на Свердловской набережной, 40, в торгово-выставочный ювелирный комплекс. С 2015 года этот проект также перешел во владение Артура Лазаряна. Сам он на вопросы «Фонтанки» о перспективах развития своего ювелирного бизнеса ответить не смог.
Несмотря на кратное снижение оборотов в конце 2010-х годов, «Ювелиры северной столицы» все еще занимали серьезные позиции на рынке. Год назад завод прославился на федеральном уровне. Правда, не благодаря ювелирным успехам, а как участник сомнительной, с точки зрения ФНС, цепочки сделок по поставке золота на крупнейший в стране красноярский государственный завод «Красцветмет».
Тогда этому предприятию с выручкой больше 30 млрд рублей пришло требование возместить почти 2 млрд рублей недоплаченных налогов и еще 600 млн рублей пеней. Выходило, что покупаемое в банках чистое золото в слитках поступало на красноярский завод через цепочку поставщиков, а специальная, как говорится в материалах суда, «заемная» схема позволяла сильно экономить на налогах. Отталкиваясь от размера НДС, можно предположить, что сумма самих сделок могла приближаться к 20 млрд рублей.
Красноярцы заявили, что организатором длинной и не очень понятной обывателям цепочки сделок выступали именно «Ювелиры северной столицы». Им, мол, и платить. Если читать прошлогоднее решение суда, может сложиться впечатление, что именно учредители закрытого ныне юрлица и их партнеры-банкиры и должны были получать основной профит от этих схем: «В ходе указанных выше проверок установлены обстоятельства извлечения существенной выгоды (иных преимуществ) от реализации вменяемой ОАО «Красцветмет» «заeмной схемы» контролировавшими еe лицами: Кабукаевым Т.К. и Семеновой Я.В. (учредители ООО «СПБ ЮЗ «ЮСС»)...»
Все аргументы красноярцев пока еще не привели к какому-то окончательному решению — дело дошло уже до Верховного суда. Удалось ли получить эти деньги с петербуржцев — не понятно. Судя по доступным в сети данным бухгалтерии ООО «СПбЮЗ ЮСС» и картотекам судов, не похоже. Как любое крупное предприятие, «Ювелиры северной столицы» вели тяжбы с налоговиками, но максимальный объем претензий не превышал 50 млн рублей, причем еще в далеком 2014 году. Как сообщили «Фонтанке» источники в ФНС, «все претензии были закрыты ещe при Кабукаеве».