Палладий: «пузырь», который дороже золота

Раздел: Рынки
18 февраля 2020 г.

Стре­ми­тель­ный рост це­ны пал­ла­дия в 2019 — на­ча­ле 2020 го­дов вы­де­ля­ет его сре­ди осталь­ных пред­ста­ви­те­лей се­мьи дра­г­ме­тал­лов. Пал­ла­дий, ко­то­рый в ос­но­в­ном ис­поль­зу­ет­ся в ка­та­ли­ти­че­ских филь­трах-­ней­тра­ли­за­то­рах вы­х­ло­пов ав­то­мо­би­лей, опе­ре­дил на­и­бо­лее по­пу­ляр­ные дра­г­ме­тал­лы в 2019 го­ду, по­до­ро­жав на $700, до $1920 за ун­цию. В ян­ва­ре, под вли­я­ни­ем но­во­стей о со­кра­ще­нии до­бы­чи в Юж­ной Аф­ри­ке и под­пи­са­ния пе­р­вой ча­сти тор­го­вой сдел­ки ме­ж­ду США и Ки­та­ем, фью­черс на пал­ла­дий до­стиг $2500, та­ким об­ра­зом, по­до­ро­жав на 75% за 12 ме­ся­цев. При­чи­ной яв­ля­ет­ся огра­ни­чен­ность пред­ло­же­ния и рост спро­са из-­за уже­сто­че­ния эко­ло­ги­че­ских стан­дар­тов в Ев­ро­пе и Ки­тае. Не­смо­т­ря на то, что рал­ли пал­ла­дия объ­яс­ня­ет­ся фун­да­мен­таль­ны­ми фа­к­то­ра­ми, те­м­пы ро­ста сто­и­мо­сти дра­г­ме­тал­ла уже пре­взо­шли все про­г­но­зы и обес­по­ко­и­ли да­же «Но­риль­ский ни­кель», ко­то­рый яв­ля­ет­ся ос­но­в­ным про­из­во­ди­те­лем пал­ла­дия и бе­не­фи­ци­а­ром по­вы­ше­ния цен. Опрос London Bullion Market Association (LBMA), опуб­ли­ко­ван­ный в на­ча­ле фев­ра­ля, го­во­рит о том, что экс­пе­р­ты не ви­дят боль­шо­го ап­сай­да для пал­ла­дия с до­сти­г­ну­тых им в ян­ва­ре ма­к­си­му­мов. Од­на­ко ве­ли­ки ря­ды сто­рон­ни­ков дру­гой точ­ки зре­ния: что струк­тур­ный де­фи­цит на фо­не уве­ли­че­ния по­треб­ле­ния обес­пе­чит пал­ла­дию про­дол­же­ние уве­рен­но­го ро­ста. По­ме­шать это­му мо­жет толь­ко за­ме­ще­ние пал­ла­дия бо­лее де­ше­вой пла­ти­ной, ко­то­ро­го по­ка не вид­но, или бур­ное раз­ви­тие элек­тро­мо­би­лей при ста­г­на­ции тра­ди­ци­он­ных бен­зи­но­вых ав­то­мо­би­лей.

ФАКТОРЫ РОСТА

Це­на пал­ла­дия по­с­ле ко­ро­т­ко­го всплес­ка в 2000 го­ду дол­гое вре­мя бы­ла ста­биль­но ни­же пла­ти­ны, бо­лее вос­тре­бо­ван­ной в про­мы­ш­лен­но­сти и юве­ли­р­ном де­ле. С раз­ви­ти­ем ис­поль­зо­ва­ния пла­ти­но­и­дов в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах, сни­жа­ю­щих то­к­си­ч­ность вы­бро­сов угар­но­го га­за, пла­ти­на и пал­ла­дий на­шли при­ме­не­ние: пла­ти­на — в ди­зель­ных дви­га­те­лях, пал­ла­дий — в бен­зи­но­вых. Ос­но­вы для рал­ли пал­ла­дия бы­ли за­ло­же­ны в 2015 го­ду, ко­г­да вспы­х­нул «Ди­зель­гейт» — вы­яс­ни­лось, что ав­то­кон­церн Volkswagen под­де­лы­вал эко­ло­ги­че­ские па­ра­мет­ры ди­зель­ных дви­га­те­лей на сво­их ав­то. По­с­ле это­го под дав­ле­ни­ем ре­гу­ля­то­ров ев­ро­пей­ский ры­нок ди­зель­ных ав­то­мо­би­лей стал те­рять по­зи­ции в поль­зу ма­шин с бен­зи­но­вы­ми и ги­брид­ны­ми дви­га­те­ля­ми, в ка­та­ли­ти­че­ских эле­мен­тах ко­то­рых со­дер­жа­ние пал­ла­дия су­ще­ствен­но вы­ше.

О­се­нью 2017 го­да пал­ла­дий впе­р­вые за 16 лет обо­г­нал пла­ти­ну, а с 2018 го­да он уже ста­биль­но тор­гу­ет­ся вы­ше зо­ло­та.

Не­смо­т­ря на то, что пал­ла­дий дол­го го­то­ви­л­ся к сво­е­му ны­не­ш­не­му ме­сту, ди­на­ми­ка его ро­ста в 2019 го­ду ока­за­лась сюр­при­зом для ана­ли­ти­ков и экс­пе­р­тов. Ре­гу­ляр­ный опрос LBMA, про­во­див­ший­ся в кон­це 2018 - на­ча­ле 2019 го­дов, от­во­дил пал­ла­дию роль худ­ше­го сре­ди че­ты­рех дра­го­цен­ных ме­тал­лов (зо­ло­та, се­ре­бра, пла­ти­ны и пал­ла­дия). Кон­сен­сус­ным ре­зуль­та­том опро­са бы­ло па­де­ние сред­ней це­ны на 3,1%, до $1268 за ун­цию. В ито­ге про­г­ноз экс­пе­р­тов ока­за­л­ся на 17,5% ни­же сло­жив­ше­го­ся в те­че­ние го­да по­ка­за­те­ля в $1537. Клю­че­вым ар­гу­мен­том в поль­зу то­го, что рост пал­ла­дия бу­дет сдер­жан­ным, бы­ли опа­се­ния на­с­чет ро­ста про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей в Ки­тае и ма­к­ро­эко­но­ми­че­ская не­о­пре­де­лен­но­сть.

Но не­смо­т­ря на со­кра­ще­ние ав­то­мо­биль­но­го ры­н­ка в 2019 го­ду, спрос на ме­талл ока­за­л­ся вы­со­ким. Ва­ж­ную роль сыг­ра­ло уже­сто­че­ние эко­ло­ги­че­ских стан­дар­тов. «У­же­сто­че­ние за­ко­но­да­тель­ства о вы­бро­сах и бо­лее стро­гие ре­жи­мы ис­пы­та­ний тран­с­пор­т­ных средств в на­сто­я­щее вре­мя при­во­дят к уве­ли­че­нию за­гру­зок пал­ла­дия в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах на ос­но­в­ных ры­н­ках», - го­во­ри­лось в май­ском об­зо­ре Johnson Matthey, кру­п­ней­ше­го в ми­ре дис­три­бью­то­ра ме­тал­лов пла­ти­но­вой груп­пы. Вве­де­ние но­во­го эко­ло­ги­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния пра­к­ти­че­ски во всех клю­че­вых ре­ги­о­нах, в том чис­ле China 6 в Ки­тае, Tier 3 в США, Euro 6d в ЕС, Bharat 6 в Ин­дии поз­во­ли­ло ко­м­пе­н­си­ро­вать не­га­тив­ный эф­фект от сла­бых объ­е­мов про­даж ав­то­мо­би­лей, от­ме­чал «Нор­ни­кель» в от­че­те за первую по­ло­ви­ну 2019 го­да.

Вслед за ЕС в 2019 го­ду но­вые эко­ло­ги­че­ские стан­дар­ты ста­ли дей­ство­вать в Ки­тае, где не­ко­то­рые го­ро­да и про­вин­ции ра­нее, чем пла­ни­ро­ва­лось, пе­ре­шли на стан­дарт бен­зи­на China 6 в ра­м­ках трех­лет­ней про­гра­м­мы «Би­т­ва за го­лу­бое не­бо». По оцен­кам спе­ци­а­ли­стов, это при­ве­ло к уве­ли­че­нию объ­е­ма пал­ла­дия в ка­та­ли­за­то­рах ав­то­мо­би­лей для ки­тай­ско­го ры­н­ка при­мер­но на 30%. «Око­ло тре­ти про­из­вод­ства ле­г­ко­вых ав­то­мо­би­лей с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем в этом го­ду бу­дут со­став­лять мо­де­ли, со­о­т­вет­ству­ю­щие China 6, и это при­ве­дет к дву­з­на­ч­но­му ро­сту со­дер­жа­ния пал­ла­дия в ка­та­ли­за­то­рах, уве­ли­чив спрос на пал­ла­дий в ки­тай­ской ав­то­мо­биль­ной про­мы­ш­лен­но­сти по­чти на пол­ми­л­ли­о­на ун­ций, до 2,56 млн ун­ций», - по­яс­ня­лось в об­зо­ре Johnson Matthey. Оче­ред­ной ра­унд уже­сто­че­ния эко­ло­ги­че­ских норм в Ки­тае на­ме­чен на 2023 год.

В то же вре­мя спад про­даж ав­то­мо­би­лей, на ко­то­рые при­хо­ди­т­ся 70% спро­са на пал­ла­дий, ока­за­л­ся в про­ш­лом го­ду не та­ким боль­шим, как ожи­да­лось. Про­да­жи ав­то­мо­би­лей в США к но­яб­рю по­ка­за­ли рост на 2% по­с­ле па­де­ния на 3% в на­ча­ле го­да, в ЕС – на 5% по­с­ле па­де­ния на 2%. В Ки­тае про­да­жи со­кра­ти­лись, но ди­на­ми­ка ста­ла ме­нее удру­ча­ю­щей: ми­нус 4% в но­яб­ре про­тив ми­нус 13% в на­ча­ле го­да.

В 2020 го­ду, по оцен­ке «ВТБ Ка­пи­та­ла», гло­баль­ные про­да­жи ав­то­мо­би­лей вы­рас­тут на 4,8% про­тив 4-­про­цен­т­но­го па­де­ния в 2019 го­ду, что уси­лит де­фи­цит пал­ла­дия, ко­то­рый уве­ли­чи­т­ся до 1,8 млн ун­ций (15% от спро­са). Си­ту­а­ция не из­ме­ни­т­ся в бли­жай­шие го­ды и де­фи­цит бу­дет на­рас­тать до 2023 го­да, ко­г­да он до­сти­г­нет 2,34 млн ун­ций, счи­та­ет банк.

ПРОИЗВОДСТВО И ДЕФИЦИТ

Улуч­ше­ние спро­са в ав­то­про­ме про­ис­хо­дит на фо­не сни­же­ния по­ста­вок ме­тал­ла и ро­ста де­фи­ци­та, и это про­во­ци­ру­ет опа­се­ния, что рас­ту­щий спрос на пал­ла­дий не бу­дет удо­в­ле­тво­рен за счет по­ста­вок гор­но­до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний и вто­ри­ч­но­го про­из­вод­ства. Про­из­вод­ство пал­ла­дия в Юж­ной Аф­ри­ке про­дол­жа­ет сни­жать­ся из-­за ис­то­ще­ния шахт и не­до­фи­нан­си­ро­ва­ния.

Исто­ри­че­ски пал­ла­дий вы­сту­пал в ро­ли по­боч­но­го про­дук­та в гор­ной до­бы­че — в Рос­сии он со­дер­жи­т­ся в ру­дах, из ко­то­рых про­из­во­ди­ли в первую оче­редь ни­кель, в Юж­ной Аф­ри­ке — пла­ти­ну. Един­ствен­ные в ми­ре ме­сто­ро­ж­де­ния с пре­и­му­ще­ствен­ным со­дер­жа­ни­ем пал­ла­дия на­хо­дят­ся в Се­вер­ной Аме­ри­ке.

Ос­но­в­ная часть ми­ро­во­го пал­ла­дия про­из­во­ди­т­ся «Но­риль­ским ни­ке­лем», на ко­то­рый при­хо­ди­т­ся 41% гло­баль­но­го про­из­вод­ства это­го дра­г­ме­тал­ла. В 2019 го­ду «Нор­ни­кель» вы­пу­стил 2,922 млн ун­ций пал­ла­дия и 702 тыс. ун­ций пла­ти­ны. Ко­м­па­ния про­из­во­дит пла­ти­но­и­ды из суль­фид­ных руд Тай­мы­р­ско­го по­лу­о­ст­ро­ва, где он яв­ля­ет­ся по­боч­ным про­дук­том. В от­ли­чие от юж­но­а­ф­ри­кан­ских, по­тен­ци­ал ме­сто­ро­ж­де­ний Тай­мы­ра не ис­чер­пан, и ли­дер­ство «Нор­ни­ке­ля» толь­ко укре­пи­т­ся с вво­дом про­ек­та «Ар­к­тик Пал­ла­дий», за­па­сы ко­то­ро­го со­дер­жат око­ло 4,3 тыс. т пла­ти­но­и­дов. Дру­гие кру­п­ные про­из­во­ди­те­ли пал­ла­дия - Anglo American Platinum (Amplats), ли­ди­ру­ю­щий в ми­ре по про­из­вод­ству пла­ти­ны, Sibanye-Stillwater, вы­пус­ка­ю­щий 2,1 млн ун­ций, и Impala Platinum с 850 тыс. ун­ций.

Пер­ви­ч­ное пред­ло­же­ние пал­ла­дия в 2019 го­ду, по оцен­кам «Нор­ни­ке­ля», со­ста­вит 7,1 млн ун­ций (рост на 250 тыс. ун­ций к 2018 го­ду). Про­из­вод­ство из ло­мов та­к­же уве­ли­чи­т­ся до 3,3 млн ун­ций (на 100 тыс. ун­ций). Од­на­ко, да­же с уче­том ро­ста, пред­ло­же­ние бу­дет ни­же спро­са, ры­нок про­дол­жит оста­вать­ся в струк­тур­ном де­фи­ци­те, ко­то­рый оце­ни­ва­ет­ся в 600 тыс. ун­ций.

С­прос на пал­ла­дий в 2018 го­ду вы­рос до 10,1 млн ун­ций с 9,3 млн ун­ций в 2016 го­ду, ос­но­в­ным его драй­ве­ром яв­ля­ет­ся ав­то­мо­биль­ная от­расль, по­треб­ность ко­то­рой в пал­ла­дии вы­рос­ла за это вре­мя до 8,6 млн ун­ций с 7,9 млн ун­ций, го­во­ри­т­ся в об­зо­ре Johnson Matthey.

Johnson Matthey оце­ни­ва­ет де­фи­цит пал­ла­дия в 2019 го­ду в 809 тыс. ун­ций про­тив 121 тыс. ун­ций го­дом ра­нее. В те­че­ние пред­ше­ству­ю­щих не­сколь­ких лет не­до­ста­ток ме­тал­ла на ры­н­ке ко­м­пе­н­си­ро­вал­ся за счет би­р­же­вых фон­дов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на вло­же­ния в пал­ла­дий. Но с се­ре­ди­ны 2015 го­да ак­ти­вы та­ких фон­дов сни­зи­лись в пять раз — с 3 млн ун­ций до ме­нее 0,6 млн ун­ций, сви­де­тель­ству­ют дан­ные Bloomberg. «За­па­сы ме­тал­ла в ETF ... уже не мо­гут по­кры­вать раз­ни­цу ме­ж­ду про­мы­ш­лен­ным по­треб­ле­ни­ем и по­став­ка­ми», - го­во­ри­т­ся в ис­сле­до­ва­нии Johnson Matthey.

«Нор­ни­кель» ожи­да­ет, что в 2020 го­ду спрос на пал­ла­дий по­вы­си­т­ся на 4% (на 400 тыс. ун­ций) при ро­сте по­ста­вок про­из­во­ди­те­лей на 3% (на 300 ун­ций). Экс­пе­р­ты «Нор­ни­ке­ля» про­г­но­зи­ру­ют пре­вы­ше­ние по­треб­ле­ния пал­ла­дия над про­из­вод­ством вплоть до 2025 го­да. Это свя­за­но в первую оче­редь с уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ства ме­тал­ла, ис­поль­зу­е­мо­го в ка­та­ли­за­то­рах ма­шин с дви­га­те­ля­ми внут­рен­не­го сго­ра­ния, в том чис­ле ги­бри­дов. «Де­фи­цит пал­ла­дия уси­ли­т­ся в свя­зи с по­сте­пе­н­ным вос­ста­но­в­ле­ни­ем ав­то­мо­биль­но­го про­из­вод­ства. Ожи­да­ет­ся, что это про­и­зой­дeт бла­го­да­ря ме­рам го­су­дар­ствен­ной под­дер­ж­ки про­даж ав­то­мо­би­лей в Ки­тае, а та­к­же уси­ли­ям ав­то­про­из­во­ди­те­лей по со­о­т­вет­ствию но­вым за­ко­но­да­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям. В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве про­г­но­зи­ру­ет­ся по­треб­ность в су­ще­ствен­ном до­пол­ни­тель­ном про­из­вод­стве пал­ла­дия, ко­то­рое мо­жет быть обес­пе­че­но за счет стро­и­тель­ства но­вых про­ек­тов его клю­че­вы­ми участ­ни­ка­ми и пе­ре­ра­бо­т­ки вто­ри­ч­но­го сы­рья», - го­во­ри­лось в от­че­те «Нор­ни­ке­ля».

ПУЗЫРЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ ДЕФИЦИТА?

Рал­ли пал­ла­дия вы­з­ва­ло бес­по­кой­ство у «Нор­ни­ке­ля», ко­то­рый стра­те­ги­че­ски за­ин­те­ре­со­ван в сни­же­нии во­ла­тиль­но­сти ме­тал­ла, при­но­ся­ще­го сей­час око­ло 45% вы­руч­ки. Фи­нан­со­вые спе­ку­лян­ты со­з­да­ли на ры­н­ке пал­ла­ди­е­вый «пу­зы­рь», что мо­жет пло­хо от­ра­зить­ся на от­рас­ли, за­явил в ян­ва­ре аген­т­ству Bloomberg ди­рек­тор де­пар­та­мен­та мар­ке­тин­га «Нор­ни­ке­ля» Ан­тон Бер­лин. «Пря­мой спрос со сто­ро­ны про­мы­ш­лен­но­сти рас­тет не так быст­ро, как мо­ж­но бы­ло бы сде­лать вы­вод, ис­хо­дя из ди­на­ми­ки це­ны», - по­яс­нил он.

«Нор­ни­кель» го­тов пред­при­нять ша­ги, что­бы сгла­дить опа­се­ния де­фи­ци­та на ры­н­ке. «Нор­ни­кель» в ос­но­в­ном вы­пус­ка­ет пал­ла­дий в по­ро­ш­ках, но та­кой вид это­го дра­г­ме­тал­ла не ис­поль­зу­ет­ся фи­нан­со­вы­ми ин­ве­сто­ра­ми. По­это­му ко­м­па­ния пла­ни­ру­ет уве­ли­чить про­да­жи пал­ла­дия в сли­т­ках ин­ве­сти­ци­он­но­го ка­че­ства вме­сто по­ро­ш­ков, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся про­мы­ш­лен­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми. Тем са­мым «Нор­ни­кель» на­де­ет­ся сни­зить во­ла­тиль­ность на ры­н­ке пал­ла­дия.

Рал­ли на ры­н­ке пал­ла­дия не яв­ля­ет­ся «пу­зы­рем» и мо­жет про­дол­жить­ся, по­сколь­ку Ки­тай фор­си­ру­ет про­гра­м­му по со­кра­ще­нию вы­бро­сов, счи­та­ет гла­ва Amplats Крис Гри­ф­фит. Де­фи­цит пред­ло­же­ния в раз­ме­ре око­ло 1 млн ун­ций бу­дет под­дер­жи­вать це­ны до тех пор, по­ка ав­то­про­из­во­ди­те­ли не на­ч­нут за­ме­нять пал­ла­дий пла­ти­ной, за­явил он: «Есть огро­м­ный де­фи­цит, и это при­во­дит к ро­сту цен. Это не «пу­зы­рь» и то, что про­ис­хо­дит, от­нюдь не стран­но. Не су­ще­ству­ет крат­ко­сроч­но­го ре­ше­ния про­б­ле­мы де­фи­ци­та по­ста­вок».

ПРОГНОЗЫ ПО ЦЕНЕ

О­жив­ле­ние про­даж ав­то­мо­би­лей и рост со­дер­жа­ний пал­ла­дия в ка­та­ли­за­то­рах, по оцен­ке «ВТБ Ка­пи­та­ла» мо­гут при­ве­сти к по­вы­ше­нию сред­ней це­ны пал­ла­дия в на­сту­пив­шем го­ду до $2000 за ун­цию, при­чем крат­ко­сроч­но в на­ча­ле го­да она мо­жет при­б­ли­зить­ся к $2500.

А­на­ли­ти­ки BofA в кон­це ян­ва­ря по­вы­си­ли про­г­ноз цен на пал­ла­дий в 2020 го­ду на 82% - до $2988 за ун­цию (по­тен­ци­ал ро­ста в 22% к спо­то­вой це­не) с ожи­да­е­мым пи­ком в $3,5 тыс. за ун­цию в IV квар­та­ле 2020 го­да. Про­г­ноз­ная сто­и­мость пал­ла­дия в 2021 го­ду бы­ла по­вы­ше­на на 102% - до $2625 за ун­цию.

Банк ABN Amro по­вы­сил про­г­ноз по це­нам в 2020 го­ду на 27%, до $1968 за ун­цию, от­ра­жая про­и­зо­шед­ший рост цен, но от­ме­тил уяз­ви­мость пе­р­с­пе­к­тив это­го дра­г­ме­тал­ла в за­ви­си­мо­сти от успе­ха от­рас­ли элек­тро­мо­би­лей. Ожи­да­ния по сред­ней це­не пал­ла­дия в 2021 го­ду ABN Amro по­вы­cил на 10%, до $1613 за ун­цию.

Све­жий про­г­ноз LBMA 2020 Precious metals forecasts survey пред­по­ла­га­ет сред­нюю це­ну пал­ла­дия на уро­в­не $2116 за ун­цию. Уже в ян­ва­ре пал­ла­дий до­стиг $2500, пре­вы­сив про­г­но­зы не­ко­то­рых ана­ли­ти­ков на весь год. По­это­му, хо­тя про­г­ноз­ный по­ка­за­тель на 38% вы­ше сред­ней це­ны 2019 го­да, рост по срав­не­нию с ян­ва­рем очень скро­мен — все­го 2,5%. Это го­во­рит о пре­и­му­ще­ствен­но кон­сер­ва­тив­ных ожи­да­ни­ях и воз­мо­ж­но­сти рез­кой про­са­д­ки ме­тал­ла в 2020 го­ду. «Это слу­чай, ко­г­да сто­ит при­сте­г­нуть на­ши ре­м­ни, по­то­му что нам пред­сто­ит пу­те­ше­ствие по боль­шим уха­бам (bumpy ride) в 2020 го­ду», - за­клю­ча­ет LBMA.

Од­на­ко сло­ж­но по­ру­чить­ся, что ре­аль­ность не смо­жет вновь силь­но опе­ре­дить про­г­но­зы. Один из са­мых успе­ш­ных про­г­но­зи­стов в ис­то­рии опро­сов LBMA, не­за­ви­си­мый ана­ли­тик Росс Нор­ман, про­г­ноз ко­то­ро­го по це­не пал­ла­дия в 2019 го­ду ока­за­л­ся на­и­бо­лее близ­ким к дей­стви­тель­но­сти, ожи­да­ет сред­нюю це­ну на уро­в­не $2485. «Бы­чья» ис­то­рия про­дол­жа­ет­ся, и спе­ку­лян­ты в ней, ско­рее все­го, не при­ня­ли уча­стия, так как объ­ем пал­ла­дия в ETF сни­жал­ся за по­след­ние 2 го­да, упав до 1 млн ун­ций, счи­та­ет Нор­ман. Вз­лет пал­ла­дия — это, ско­рее, ис­то­рия не­до­ста­точ­но­го пред­ло­же­ния, чем ак­тив­но­го спро­са, объ­яс­ня­ет он. Уси­ли­ва­ю­щий­ся в те­че­ние 8 лет де­фи­цит обер­нул­ся устой­чи­вым со­кра­ще­ни­ем до­сту­п­ных за­па­сов. При при­б­ли­же­нии к уро­в­ням их ис­то­ще­ния, эф­фект для це­ны пал­ла­дия ста­нет не­про­пор­ци­о­наль­ным, ее мо­жет ждать экс­по­нен­ци­аль­ный ро­ст.

РИСКИ

Клю­че­вая ис­то­рия для пал­ла­дия — спрос со сто­ро­ны тра­ди­ци­он­но­го ав­то­про­ма и уве­ли­че­ние вы­пус­ка ав­то­мо­би­лей с бен­зи­но­вы­ми или ги­брид­ны­ми дви­га­те­ля­ми.

Рис­ком для рал­ли вы­г­ля­дит ­со­кра­ще­ние про­даж ав­то­мо­би­лей­, что осла­б­ля­ет дав­ле­ние на це­ны, но по­ка это ко­м­пе­н­си­ру­ет­ся уже­сто­че­ни­ем гло­баль­ных стан­дар­тов по вы­х­ло­пам, за­клю­ча­ет Росс Нор­ман.

«Пу­зырь мо­жет сдуть­ся, по­сколь­ку ав­то­мо­биль­ная про­мы­ш­лен­но­сть, ко­то­рая все­це­ло не­сет от­вет­ствен­ность за рост спро­са на пал­ла­дий, мо­жет охла­дить по­тен­ци­ал ме­тал­ла», – счи­та­ет ана­ли­тик бло­га Mining Technology Д.Кей­си.

Он та­к­же от­ме­ча­ет си­м­п­то­мы то­го, что «­пред­ло­же­ние на­чи­на­ет до­го­нять спрос» - ряд про­ек­тов на­хо­ди­т­ся в ста­дии по­лу­че­ния раз­ре­ше­ний или рас­кон­сер­ви­ру­ет­ся, го­то­вясь вне­сти свой вклад в сна­б­же­ние ры­н­ка ме­тал­лом. В част­но­сти, ка­на­д­ский гор­но­до­бы­т­чик Ivanhoe за­вер­шил feasibility study про­ек­та Platreef в ЮАР, где пла­ни­ру­ет про­из­во­дить 219 тыс. ун­ций пал­ла­дия в год. Ко­м­па­ния North American Palladium пла­ни­ру­ет про­дол­жить под­зе­м­ные опе­ра­ции на сво­ей ра­нее за­кон­сер­ви­ро­ван­ной из-­за низ­ких цен шах­те Lac Des Illes в Ка­на­де и про­из­ве­сти там 2,32 млн ун­ций ме­тал­ла до 2027 го­да. Аме­ри­кан­ская Platinum Group Metals, в пар­т­нер­стве с тя­же­ло­ве­сом ин­ду­стрии Implats и JOGMEC, ин­ве­сти­ру­ет $874 млн в про­ект Waterberg в ЮАР, за­па­сы ко­то­ро­го на­с­чи­ты­ва­ют 19,5 млн ун­ций пал­ла­дия. Ко­м­па­ния ожи­да­ет, что Waterberg ста­нет од­ним из на­и­бо­лее при­быль­ных руд­ни­ков в от­рас­ли, про­из­во­дя еже­год­но око­ло 420 тыс. ун­ций в год в те­че­ние 45 лет. Тем не ме­нее, про­ек­ты, свя­за­н­ные с про­из­вод­ством пре­и­му­ще­ствен­но пал­ла­дия, как мы уже от­ме­ча­ли, очень ред­ки; ча­сто да­же на­ли­чие боль­ших за­па­сов не все­г­да га­ран­ти­ру­ет фи­нан­со­вую при­в­ле­ка­тель­но­сть, по­это­му ли­де­ры ин­ду­стрии на де­ся­ти­ле­тия за­стра­хо­ва­ны от по­яв­ле­ния кру­п­ных кон­ку­рен­тов.

В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве ре­ша­ю­щим фа­к­то­ром бу­дет успех от­рас­ли элек­тро­мо­би­лей­, го­во­ри­т­ся в об­зо­ре ABN Amro. Ес­ли этот ры­нок стре­ми­тель­но вы­рас­тет, а об­щие про­да­жи тра­ди­ци­он­ных ав­то ока­жут­ся уме­рен­ны­ми, спрос на пал­ла­дий упа­дет. Дер­жа это со­об­ра­же­ние в уме, про­из­во­ди­те­ли пал­ла­дия, ско­рее все­го, не за­хо­тят ин­ве­сти­ро­вать в дол­го­сроч­ные про­ек­ты по до­бы­че это­го ме­тал­ла. Ско­рее, они по­пы­та­ют­ся из­влечь вы­го­ду из те­ку­ще­го со­сто­я­ния ры­н­ка и вы­со­ких цен. Ес­ли рал­ли на ры­н­ке пал­ла­дия оста­но­ви­т­ся, це­на бу­дет близ­ка к $1500 за ун­цию на ос­но­ве фун­да­мен­таль­ных по­ка­за­те­лей, счи­та­ют ана­ли­ти­ки ABN Amro.

Е­ще один риск — ­за­ме­ще­ние пал­ла­дия в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах пла­ти­ной­. Ди­на­ми­ка це­ны на пла­ти­ну ме­нее впе­чат­ля­ю­щая, чем у пал­ла­дия — в про­ш­лом го­ду ме­талл по­до­ро­жал на 21%, не вос­пол­нив по­терь, на­не­сен­ных «Ди­зель­гей­том». Пре­мия пал­ла­дия к пла­ти­не по ито­гам 2019 го­да до­сти­г­ла $675, что ста­вит во­прос о це­ле­со­об­раз­но­сти ис­поль­зо­ва­ния в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах бо­лее де­ше­вой и близ­кой по ха­ра­к­те­ри­сти­кам пла­ти­ны.

По мне­нию ана­ли­ти­ков Bank of America Merrill Lynch, хо­тя огра­ни­чен­ные по­став­ки пал­ла­дия по-­пре­ж­не­му под­дер­жи­ва­ют це­ны, ав­то­про­из­во­ди­те­ли мо­гут об­ра­тить­ся к аль­тер­на­тив­ным ва­ри­ан­там. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в бли­жай­шие не­сколь­ко лет у ав­то­про­из­во­ди­те­лей мо­гут воз­ни­к­нуть пе­ре­бои с пал­ла­ди­ем, так как ми­ро­вые по­став­ки бу­дут оста­вать­ся на пре­ж­нем уро­в­не (о­ко­ло 10,2 млн ун­ций в год). «Ав­то­про­из­во­ди­те­ли на­чи­на­ют ис­кать за­ме­ну. Ве­ро­ят­но, на это уй­дет еще 12-18 ме­ся­цев, – ска­зал Financial Times ана­ли­тик Bank of America Май­кл Вид­мер. - Чем быст­рее они най­дут за­ме­ну или из­ме­нят ка­та­ли­за­то­ры, тем быст­рее за­кон­чи­т­ся рал­ли».

«В свя­зи с тем, что це­ны на пал­ла­дий уста­но­ви­ли но­вые ре­кор­ды, а сред­няя пре­мия к пла­ти­не вы­рос­ла до бо­лее чем $600 за ун­цию, по­яви­лись cпе­ку­ля­ции о воз­мо­ж­но­сти пе­ре­хо­да от пал­ла­дия к пла­ти­не в не­ко­то­рых ви­дах ав­то­ка­та­ли­за­то­ров», - го­во­ри­лось в про­ш­ло­год­нем об­зо­ре Johnson Matthey.

Тем не ме­нее, Johnson Matthey кон­ста­ти­ро­вал, что «на се­го­д­ня­ш­ний день рост цен на пал­ла­дий не ока­зал за­мет­но­го вли­я­ния на спрос ав­то­про­ма на пла­ти­но­и­ды». «В бли­жай­шем бу­ду­щем мо­жет по­явить­ся воз­мо­ж­ность за­ме­ны ча­сти пал­ла­дия пла­ти­ной в сек­то­ре ле­г­ких ди­зель­ных дви­га­те­лей, но за­ме­на трех­ко­м­по­нен­т­ных бен­зи­но­вых ка­та­ли­за­то­ров зай­мет боль­ше вре­ме­ни и по­тре­бу­ет зна­чи­тель­ных улуч­ше­ний тех­но­ло­гии», - под­чер­к­нул Johnson Matthey.

У пла­ти­ны и пал­ла­дия, при всей их бли­зо­сти, есть ряд раз­ли­чий в свой­ствах, по­яс­ня­ет Johnson Matthey. «Вы­со­кие це­ны на пал­ла­дий при­ве­ли к ин­тен­си­фи­ка­ции про­грамм по раз­ра­бо­т­ке и ис­пы­та­нию пла­ти­но­со­дер­жа­щих трех­ко­м­по­нен­т­ных ка­та­ли­за­то­ров. Од­на­ко до сих пор сло­ж­но со­по­ста­вить ха­ра­к­те­ри­сти­ки су­ще­ству­ю­щих пал­ла­ди­е­во-ро­ди­е­вых ка­та­ли­за­то­ров, по­сколь­ку пал­ла­дий име­ет луч­шую тер­ми­че­скую ста­биль­но­сть, чем пла­ти­на, при оди­на­ко­вых те­м­пе­ра­ту­рах вы­х­ло­п­ных га­зов бен­зи­на. Да­же ес­ли обо­га­щен­ные пла­ти­ной трех­ко­м­по­нен­т­ные ка­та­ли­за­то­ры мо­гут де­мон­стри­ро­вать эк­ви­ва­лен­т­ную про­из­во­ди­тель­но­сть, лю­бая зна­чи­мая за­ме­на, ве­ро­ят­но, зай­мет не ме­нее 2-3 лет», - счи­та­ет Johnson Matthey.

«Нор­ни­кель» та­к­же не фи­к­си­ру­ет при­з­на­ков угро­зы пал­ла­дию, обу­с­ло­в­лен­ных его по­до­ро­жа­ни­ем. «Со­глас­но на­шим на­б­лю­де­ни­ям, ав­то­кон­цер­ны не то­ро­пят­ся за­ме­щать пал­ла­дий на пла­ти­ну, по­сколь­ку в дан­ный мо­мент все их уси­лия на­прав­ле­ны на со­о­т­вет­ствие но­вым эко­ло­ги­че­ским стан­дар­там, осо­бен­но с уче­том бо­лее тре­бо­ва­тель­ных те­стов в усло­ви­ях ре­аль­но­го во­ж­де­ния», - от­ме­ча­ла ко­м­па­ния.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->