Драгоценные камни в России «выпустят на свободу»?

Раздел: Драгоценные камни
21 января 2020 г.

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough & Polished

С­ке­п­ти­че­ски вы­ска­зы­ва­ясь в от­но­ше­ние ли­бе­раль­но­сти Фе­де­раль­но­го за­ко­на 41-ФЗ от 12.03.1998 «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» (да­лее по тек­сту – за­ко­на 41-ФЗ) по от­но­ше­нию к обо­ро­ту дра­го­цен­ных ка­м­ней, в сво­их пре­ж­них ста­тьях я до­пус­кал не­ко­то­рое упро­ще­ние, не вда­ва­ясь в мел­кие де­та­ли нор­ма­тив­но-­пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния это­го сек­то­ра ДМДК. На са­мом де­ле ос­но­в­ную за­пре­ти­тель­ную роль в этом ре­гу­ли­ро­ва­нии иг­рал не сам за­кон 41-ФЗ, а под­за­кон­ные ак­ты, при­ня­тые на его ос­но­ве и в его раз­ви­тие. Осо­бо­го зна­че­ния это упро­ще­ние не име­ло, т. к. эф­фект все рав­но но­сил ин­те­граль­ный ха­ра­к­тер.

Но вот слу­чи­лась «ре­гу­ля­тор­ная ги­льо­ти­на», и ста­ло по­нят­но, что этот про­ект – уни­каль­ное «о­к­но воз­мо­ж­но­стей» для ли­к­ви­да­ции все­го нор­ма­тив­но­го на­с­ло­е­ния, ко­то­рое из от­но­си­тель­но при­ли­ч­ных за­ко­но­да­тель­ных от­рас­ле­вых норм де­ла­ет со­в­сем не­при­ли­ч­ны­ми усло­вия ре­аль­ной ра­бо­ты на ры­н­ке ДМДК. Тем бо­лее ак­ту­аль­но под­ни­мать те­перь эти во­про­сы «ню­ан­сов», ко­г­да Мин­фин Рос­сии сам пред­ла­га­ет вне­сти в пе­ре­чень утра­чи­ва­ю­щих си­лу под­за­кон­ные ак­ты, ре­аль­но бло­ки­ру­ю­щие нор­маль­ный роз­ни­ч­ный обо­рот дра­го­цен­ных ка­м­ней на рос­сий­ском ры­н­ке.

Что­бы оце­нить шан­сы на пе­р­с­пе­к­ти­ву, об­ра­ти­м­ся к ис­то­рии пре­об­ра­зо­ва­ния норм сфе­ры обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней в Рос­сии - по­смо­т­рим текст са­мой пе­р­вой ре­да­к­ции за­ко­на 41-ФЗ.

За­кон 41-ФЗ ввел про­грес­сив­ные для сво­е­го вре­ме­ни нор­мы, пре­до­став­ля­ю­щие субъ­ек­там до­бы­чи дра­го­цен­ных ка­м­ней пра­ва ре­а­ли­за­ции этих ка­м­ней лю­бым юри­ди­че­ским и фи­зи­че­ским ли­цам (пункт 5 Ста­тьи 20 «Рас­по­ря­же­ние до­бы­ты­ми и про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми»). При этом в 1998 го­ду в Рос­сии, как гри­бы по­с­ле до­ждя, учре­ж­да­лись все но­вые и но­вые то­вар­но-­сы­рье­вые би­р­жи – эко­но­ми­ка стра­ны пе­ре­хо­ди­ла на ры­ноч­ные рель­сы. По­это­му не­у­ди­ви­тель­но, что в то вре­мя бы­то­ва­ло пред­став­ле­ние о пред­сто­я­щем бу­ме на со­з­да­ние бирж дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней.

При­чем пре­до­став­ле­ние воз­мо­ж­но­сти ре­а­ли­за­ции лю­бо­го то­ва­ра че­рез би­р­жу рас­смат­ри­ва­лось не как обя­за­н­но­сть, а как ли­бе­раль­ное пра­во – не гос­за­каз, а сво­бод­ный ры­нок, и это вы­г­ля­де­ло то­г­да бла­гом. Та­ким об­ра­зом, в пе­р­вой ре­да­к­ции за­ко­на 41-ФЗ ока­за­лась впо­след­ствии при­знан­ная «ли­ш­ней» Ста­тья 3 «Би­р­жи дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней», в ко­то­рой, в чис­ле про­че­го, бы­ло про­пи­са­но пра­во ре­а­ли­за­ции на та­ких би­р­жах «не­об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­шед­ших сор­ти­ро­в­ку» и «об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­шед­ших сер­ти­фи­ка­цию».

Дру­гой, опять-та­ки ли­бе­раль­ной осо­бен­но­стью пред­сто­я­ще­го «сво­бод­но­го» обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней, вы­г­ля­де­ла в 1998 го­ду воз­мо­ж­ность их пред­про­да­ж­ной сер­ти­фи­ка­ции. Де­ло в том, что к это­му вре­ме­ни и ря­до­вые гра­ж­да­не, и рос­сий­ские чи­но­в­ни­ки, уже успе­ли не­м­но­го по­пу­те­ше­ство­вать по ми­ру, вклю­чая стра­ны Юго-Во­сточ­ной Азии, где и смо­г­ли на­б­лю­дать мас­со­вую роз­ни­ч­ную тор­го­в­лю ру­би­на­ми и са­п­фи­ра­ми в ко­ро­боч­ках с при­ла­га­е­мы­ми к ним бу­ма­ж­ка­ми с на­з­ва­ни­ем «Certificate». Дру­гое де­ло, что на са­мом де­ле, все эти Certificate бы­ли во­в­се не сер­ти­фи­ка­та­ми, а про­сты­ми экс­пе­р­т­ны­ми за­клю­че­ни­я­ми, при­чем да­же не все­г­да от ге­м­мо­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий. Т. е. по су­ти – про­сто со­про­во­ди­тель­ным к ка­м­ню опи­са­ни­ем от про­дав­ца. Но до­пол­ни­тель­ную при­в­ле­ка­тель­ность ка­м­ню и ил­лю­зию за­щи­щен­но­сти по­ку­па­те­ля эти бу­ма­ж­ки со­став­ля­ли, вот и бы­ло ре­ше­но тран­с­ли­ро­вать та­кую пра­к­ти­ку на рос­сий­ский ры­нок.

И эта ме­ра рас­смат­ри­ва­лась то­г­да как без­усло­в­ная за­щи­та ин­те­ре­сов и прав по­ку­па­те­лей, а во­в­се не как огра­ни­че­ния. На­до за­ме­тить, в той са­мой пе­р­вой ре­да­к­ции за­ко­на 41-ФЗ за­щи­те ин­те­ре­сов по­ку­па­те­лей во­об­ще уде­ля­лось ес­ли не ос­но­в­ное, то, как ми­ни­мум, ва­ж­ное зна­че­ние всей вновь со­з­да­ва­е­мой ре­гу­ля­тор­ной ба­зы рос­сий­ско­го ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. Так, Ста­тья 13 за­ко­на 41-ФЗ так де­кла­ри­ро­ва­ла суть фе­де­раль­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра: «1. Фе­де­раль­ный про­би­р­ный на­д­зор осу­ще­ств­ля­ет­ся в це­лях за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей юве­ли­р­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, прав из­го­то­ви­те­лей этих из­де­лий от не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции, а та­к­же в це­лях за­щи­ты ин­те­ре­сов го­су­дар­ства».

Что ин­те­рес­но, по­след­ней ре­да­к­ци­ей за­ко­на 41-ФЗ, в ко­то­рой это ос­но­во­по­ла­га­ю­щая нор­ма су­ще­ство­ва­ния фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра еще при­сут­ство­ва­ла, бы­ла ре­да­к­ция №12 от 02.05.2015 го­да. По­с­ле че­го нор­му за­щи­ты ин­те­ре­сов и прав по­ку­па­те­лей в за­ко­не 41-ФЗ ли­к­ви­ди­ро­ва­ли при­ня­тым Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 02.05.2015 № 111-ФЗ (о­ба за­ко­на име­ют од­ну и ту же да­ту при­ня­тия). Ве­ро­ят­но, нор­му ли­к­ви­ди­ро­ва­ли как мо­раль­но уста­рев­шую - не о том на­д­зо­ру за­бо­тить­ся ну­ж­но… Лю­бо­пы­т­но, что ре­да­к­ция №12 за­ко­на 41-ФЗ дей­ство­ва­ла все­го 4,5 ме­ся­ца, по 30 ок­тяб­ря 2015 го­да. Так что мо­ж­но до­га­дать­ся, ка­ки­ми не­про­сты­ми бы­ли об­су­ж­де­ния об­но­в­ле­ния за­ко­на 41-ФЗ.

Воз­вра­ща­ясь к сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней, за­ме­тим, что эта нор­ма, вве­ден­ная в пе­р­вой ре­да­к­ции за­ко­на 41-ФЗ, как раз и дол­ж­на бы­ла со­дей­ство­вать со­з­да­нию и раз­ви­тию роз­ни­ч­но­го ры­н­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней в Рос­сии. При­чем за­кон не вво­дил ни­ка­ких за­пре­тов – име­лось в ви­ду, что сер­ти­фи­кат, как чи­сто ры­ноч­ный ин­стру­мент, да­ю­щий га­ран­тии под­лин­но­сти, про­сто поз­во­лит на би­р­жах дра­го­цен­ных ка­м­ней бо­лее успе­ш­но про­да­вать об­ра­бо­тан­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни как фи­зи­че­ским, так и юри­ди­че­ским ли­цам. А не­об­ра­бо­тан­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни на тех же би­р­жах пред­по­ла­га­лось про­да­вать, опять-та­ки и фи­зи­че­ским, и юри­ди­че­ским ли­цам, и во­в­се лишь с од­ним усло­ви­ем – что­бы они бы­ли про­шед­ши­ми сор­ти­ро­в­ку. Что еще ва­ж­но – ни­о­т­ку­да не сле­до­ва­ло в за­ко­не, что про­да­вать дра­го­цен­ные ка­м­ни как фи­зи­че­ским, так и юри­ди­че­ским ли­цам, мо­ж­но толь­ко на би­р­же. Рас­смат­ри­ва­лось ина­че – и на би­р­же – то­же мо­ж­но! При ого­во­рен­ных вы­ше усло­ви­ях.

Во ис­пол­не­ние за­ло­жен­ных в за­кон 41-ФЗ норм, вы­шло По­ста­но­в­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 5 ап­ре­ля 1999 г. № 372 «О сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них», а в «Пра­ви­лах про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ров», утвер­ж­ден­ных По­ста­но­в­ле­ни­ем №55 Пра­ви­тель­ства РФ еще 19 ян­ва­ря 1998 г., по­яви­лись пун­к­ты 61-66. И вот тут, на уро­в­не под­за­кон­ных ак­тов, и воз­ни­к­ли огра­ни­че­ния обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Во-­пе­р­вых, утвер­ж­ден­ный по­ста­но­в­ле­ни­ем № 372 пе­ре­чень дра­го­цен­ных ка­м­ней, под­ле­жа­щих сер­ти­фи­ка­ции в РФ, ука­зы­вал не те слу­чаи их обо­ро­та, что бы­ли про­пи­са­ны в 41-ФЗ. Ес­ли в тек­сте 41-ФЗ бы­ло про­пи­са­но, что сер­ти­фи­ка­ции под­ле­жат об­ра­бо­тан­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, пред­на­з­на­чен­ные для со­вер­ше­ния юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми сде­лок на би­р­же дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, то в тек­сте По­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ от 5 ап­ре­ля 1999 г. № 372 по­че­му-то речь идет о сер­ти­фи­ка­ции «о­гра­нен­ных дра­го­цен­ных ка­м­нях в слу­чае ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам в роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле». Оче­вид­но, это силь­но ис­ка­жен­ное тол­ко­ва­ние нор­мы за­ко­на. За­ко­ном при­ме­не­ние сер­ти­фи­ка­та (при­чем не факт, что обя­за­тель­ное) ого­ва­ри­ва­лось при сдел­ках на би­р­же, а не в точ­ках роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли. На­ли­цо бы­ло со­з­да­ние огра­ни­че­ний, не пре­ду­смо­т­рен­ных от­рас­ле­вым за­ко­ном 41-ФЗ.

Во-в­то­рых, те же усло­вия роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней (про­ти­во­ре­ча­щие нор­мам дей­ству­ю­ще­го за­ко­на 41-ФЗ) бы­ли уста­но­в­ле­ны в «Пра­ви­лах про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ро­в…», вве­ден­ных по­ста­но­в­ле­ни­ем № 55. Пункт 61 пра­вил роз­ни­ч­ной про­да­жи, дей­ству­ю­щей на мо­мент при­ня­тия за­ко­на 41-ФЗ ре­да­к­ции, ука­зы­вал: «Про­да­жа огра­нен­ных при­род­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней (ал­ма­зы, ру­би­ны, изу­мру­ды, са­п­фи­ры и алек­сан­д­ри­ты) осу­ще­ств­ля­ет­ся толь­ко при на­ли­чии на ка­ж­дый ка­мень или на­бор про­да­ва­е­мых ка­м­ней сер­ти­фи­ка­та».

С­пра­вед­ли­во­сти ра­ди за­ме­тим, что за­пуск дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­ч­ный обо­рот был сам по се­бе но­ва­ци­ей и вла­сти с тру­дом пред­став­ля­ли, как это ну­ж­но де­лать. «Пра­ви­ла про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ро­в…» вво­ди­лись с 12 фев­ра­ля 1998 го­да по­ста­но­в­ле­ни­ем от 19 ян­ва­ря 1998 го­да, т.е. еще до при­ня­тия са­мой пе­р­вой ре­да­к­ции от­рас­ле­во­го за­ко­на 41-ФЗ. И ба­зи­ро­ва­лись эти пра­ви­ла на нор­мах, ра­нее за­да­ва­е­мых По­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 15 июня 1994 г. №684 «Об утвер­ж­де­нии Пра­вил про­да­жи из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней», в ко­то­ром роз­ни­ч­ная ре­а­ли­за­ция дра­го­цен­ных ка­м­ней вне юве­ли­р­ных из­де­лий не бы­ла пре­ду­смо­т­ре­на во­в­се. Кро­ме то­го, за­ко­ном 41-ФЗ сра­зу бы­ла пре­ду­смо­т­ре­на воз­мо­ж­ность «дол­гой рас­ка­ч­ки»: в за­клю­чи­тель­ной Ста­тье 32 за­ко­на про­пи­са­ли, что «До ор­га­ни­за­ции и на­ча­ла ра­бо­ты бирж дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, пре­ду­смо­т­рен­ных ста­тьей 3 на­сто­я­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на, сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми осу­ще­ств­ля­ют­ся в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Не за­бы­ли и про лаг для вве­де­ния сер­ти­фи­ка­ции. В той же Ста­тье 32 за­ко­на за­пи­са­ли: «Сер­ти­фи­ка­ция, уста­но­в­лен­ная ста­тьей 14 на­сто­я­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на, вво­ди­т­ся по ме­ре ор­га­ни­за­ции сер­ти­фи­ка­ци­он­ных цен­тров и по­лу­че­ния ими со­о­т­вет­ству­ю­щих ли­цен­зий.»

Од­на­ко обос­но­ва­ни­ем вво­ди­мых Пра­ви­тель­ством РФ огра­ни­че­ний роз­ни­ч­но­го обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней, не пре­ду­смо­т­рен­ных за­ко­ном 41-ФЗ, яв­ля­л­ся дей­ство­вав­ший на тот мо­мент дру­гой за­кон №3615-1 от 9 ок­тяб­ря 1992 го­да – «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле». Со­глас­но его Ста­тьи 1, к ва­лют­ным цен­но­стям за­кон от­но­сил «при­род­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни - ал­ма­зы, ру­би­ны, изу­мру­ды, са­п­фи­ры и алек­сан­д­ри­ты в сы­ром и об­ра­бо­тан­ном ви­де, а та­к­же же­м­чуг, за ис­клю­че­ни­ем юве­ли­р­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из этих ка­м­ней и ло­ма та­ких из­де­лий». По пун­к­ту 2 Ста­тьи 3 это­го за­ко­на, по­ря­док со­вер­ше­ния сде­лок с при­род­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, а та­к­же же­м­чу­гом в РФ уста­нав­ли­вал­ся Пра­ви­тель­ством РФ.

Что, соб­ствен­но, и по­ро­ди­ло пра­во­вую кол­ли­зию – от­рас­ле­вой за­кон 41-ФЗ не пре­ду­смат­ри­вал огра­ни­че­ний на роз­ни­ч­ный обо­рот дра­го­цен­ных ка­м­ней, но, поль­зу­ясь пра­вом ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ряд­ка со­вер­ше­ния сде­лок с при­род­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, пре­до­став­лен­ны­ми Пра­ви­тель­ству РФ дру­гим за­ко­ном, о ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии, Пра­ви­тель­ство РФ та­кие огра­ни­че­ния вве­ло в ви­де тре­бо­ва­ния на­ли­чия сер­ти­фи­ка­та у об­ра­бо­тан­ных ка­м­ней при их роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции. И фа­к­ти­че­ски вы­ве­дя за скоб­ки ка­кую-­ли­бо воз­мо­ж­ность роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции не­об­ра­бо­тан­ных ка­м­ней – про­сто не пре­ду­смо­т­рев та­кой пра­во­вой воз­мо­ж­но­сти.

Од­на­ко 10 июня 2004 го­да за­кон о ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии №3615-1 от 9 ок­тяб­ря 1992 го­да утра­тил си­лу, при­чем од­но­вре­мен­но всту­пил в си­лу дру­гой Фе­де­раль­ный за­кон, то­же «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле», но от 10 де­ка­б­ря 2003 го­да № 173-ФЗ, в ко­то­ром дра­го­цен­ные ка­м­ни бы­ли вы­ве­де­ны из пе­реч­ня ва­лют­ных цен­но­стей. Та­ким об­ра­зом, стро­го со­б­лю­дая юри­ди­че­скую тех­ни­ку, к 10 июня 2004 го­да, т.е. к мо­мен­ту всту­п­ле­нии в си­лу но­во­го за­ко­на о ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле, уже не пре­ду­смат­ри­ва­ю­ще­му пра­во Пра­ви­тель­ства РФ уста­нав­ли­вать по­ря­док со­вер­ше­ния сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, оба вы­ше­у­по­мя­ну­тых по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ, уста­нав­ли­ва­ю­щих по­ря­док в ча­сти тре­бо­ва­ний по на­ли­чию сер­ти­фи­ка­та на про­да­ва­е­мые в роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле дра­го­цен­ные ка­м­ни, дол­ж­ны бы­ли быть скор­рек­ти­ро­ва­ны и при­ве­де­ны к тре­бо­ва­ни­ям дей­ство­вав­шей на тот мо­мент ре­да­к­ции за­ко­на 41-ФЗ, но это­го то­г­да не бы­ло сде­ла­но.

Позд­нее нор­мы за­ко­на 41-ФЗ и упо­мя­ну­тых под­за­кон­ных ак­тов в ча­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней на роз­ни­ч­ном ры­н­ке не­од­но­крат­но кор­рек­ти­ро­ва­лись. Са­мым ре­во­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ем в рас­смат­ри­ва­е­мом во­про­се роз­ни­ч­но­го обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней (по­с­ле от­ме­ны у них ва­лют­но­го ста­ту­са) ста­ла… от­ме­на воз­мо­ж­но­сти их обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ци­и!

Де­ло в том, что 27 де­ка­б­ря 2002 го­да был при­нят Фе­де­раль­ный за­кон №184-ФЗ «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии», ко­то­рым бы­ло упразд­не­но дей­ствие За­ко­на РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сер­ти­фи­ка­ции про­дук­ции и услуг», что сде­ла­ло не­воз­мо­ж­ным со­з­да­ние так и не на­чав­шей­ся к то­му вре­ме­ни, но пре­ду­смо­т­рен­ной в за­ко­не 41-ФЗ, ор­га­ни­за­ции сер­ти­фи­ка­ци­он­ных цен­тров дра­го­цен­ных ка­м­ней как обя­за­тель­ных ин­стан­ций для вы­пус­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­ч­ный обо­рот. При этом «Е­ди­ный пе­ре­чень про­дук­ции, под­ле­жа­щей обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции», пре­ду­смо­т­рен­ной Ста­тьей 25 но­во­го за­ко­на, не вклю­чил в се­бя дра­го­цен­ные ка­м­ни по ко­ду 7103. Прав­да, за­кон не за­пре­ща­ет внед­ре­ния доб­ро­воль­ной си­сте­мы сер­ти­фи­ка­ции, но это – со­в­сем не то, что пре­ду­смат­ри­ва­ют нор­мы «Пра­вил про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ро­в…». Та­ких доб­ро­воль­ных си­стем сер­ти­фи­ка­ции мо­жет быть со­з­да­но и за­ре­ги­стри­ро­ва­но сколь­ко угод­но, и ни­что не ме­ша­ет со­з­да­вать та­кие си­сте­мы доб­ро­воль­ной сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней, по ко­то­рым дра­го­цен­ный ка­мень од­ной из за­ре­ги­стри­ро­ван­ных си­стем сер­ти­фи­ка­ции вдруг ока­зы­ва­ет­ся во­в­се не дра­го­цен­ным в дру­гой си­сте­ме сер­ти­фи­ка­ции. Не го­во­ря уже о ве­ро­ят­ном не­со­о­т­вет­ствии опи­са­ния ха­ра­к­те­ри­стик ка­м­ней в раз­ных си­сте­мах сер­ти­фи­ка­ции.

Так что та бу­ма­ж­ка, ко­то­рая се­го­д­ня при­кла­ды­ва­ет­ся к бри­л­ли­ан­ту или изу­мру­ду при роз­ни­ч­ной его ре­а­ли­за­ции, ни­как не мо­жет быть тем «сер­ти­фи­ка­том», ко­то­рый пре­ду­смат­ри­вал­ся из­на­чаль­но как раз­ре­ши­тель­ный для роз­ни­цы до­ку­мент.

Ме­ня­лись в эти го­ды и «Пра­ви­ла про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ро­в…» в ча­сти пра­вил обо­ро­та об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. По­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 06.02.2002 за № 81 пе­ре­чень огра­нен­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, роз­ни­ч­ная ре­а­ли­за­ция ко­то­рых воз­мо­ж­на толь­ко при на­ли­чии на них сер­ти­фи­ка­та, сузи­л­ся до изу­мру­дов и бри­л­ли­ан­тов: «Про­да­жа огра­нен­ных бри­л­ли­ан­тов, из­го­то­в­лен­ных из при­род­ных ал­ма­зов, и огра­нен­ных изу­мру­дов осу­ще­ств­ля­ет­ся толь­ко при на­ли­чии сер­ти­фи­ка­та на ка­ж­дый ка­мень или на­бор (пар­тию) про­да­ва­е­мых ка­м­ней». И эта нор­ма дей­ству­ет по сей день, хо­тя что та­кое «сер­ти­фи­кат» на упо­мя­ну­тые ка­м­ни и кто его дол­жен вы­да­вать, на ос­но­ве ка­кой си­сте­мы сер­ти­фи­ка­ции – не зна­ет ни­к­то. Но, из­ред­ка про­да­вая та­кие ка­м­ни в роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле, са­мо­дель­ные «сер­ти­фи­ка­ты» вы­да­ют. За­то не­по­нят­но, что ста­ло те­перь с роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ци­ей огра­нен­ных алек­сан­д­ри­тов, ру­би­нов и са­п­фи­ров – она ока­за­лась под пол­ным за­пре­том, или, на­о­бо­рот, ста­ла пол­но­стью сво­бод­ной? Ви­ди­мо, во­прос от­дан на от­куп пра­во­о­хра­ни­те­лям. Пусть они и ре­ша­ют…

При этом за про­шед­шие го­ды сам от­рас­ле­вой за­кон 41-ФЗ то­же ме­ня­л­ся. Оста­ва­ясь, что ин­те­рес­но, до­ста­точ­но ли­бе­раль­ным в ча­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней. На­при­мер, по­яви­л­ся пункт 4 Ста­тьи 22, где про­пи­са­но огра­ни­че­ние обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней в при­н­ци­пе: «Со­вер­ше­ние сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, клас­си­фи­ка­ци­он­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки ко­то­рых не опре­де­ле­ны, за ис­клю­че­ни­ем до­го­во­ров, ука­за­н­ных в аб­за­це вто­ром на­сто­я­ще­го пун­к­та, не до­пус­ка­ет­ся». Но эта нор­ма не пре­пят­ству­ет нор­маль­но­му, ци­ви­ли­зо­ван­но­му обо­ро­ту дра­го­цен­ных ка­м­ней, да­же на роз­ни­ч­ном ры­н­ке, и не тре­бу­ет ка­ких-то ми­фи­че­ских сер­ти­фи­ка­тов.

С при­ня­ти­ем ФЗ №184-ФЗ «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии» в за­ко­не 41-ФЗ Ста­тья 14 «Сер­ти­фи­ка­ция дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них» сме­ни­ла на­з­ва­ние - ста­ла на­зы­вать­ся «Под­твер­ж­де­ние со­о­т­вет­ствия дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них». С тра­ди­ци­он­ным ука­за­ни­ем, что «До всту­п­ле­ния в си­лу тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов пе­ре­чень дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му под­твер­ж­де­нию со­о­т­вет­ствия, опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Ис­чез из за­ко­на 41-ФЗ раз­дел «Би­р­жи дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней», по при­чи­не их ре­аль­ной не­а­к­ту­аль­но­сти. Од­на­ко в за­клю­чи­тель­ной Ста­тье 32 за­ко­на го­во­ри­т­ся, что «до ор­га­ни­за­ции и на­ча­ла ра­бо­ты бирж дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней», пре­ду­смо­т­рен­ных ста­тьей 3 на­сто­я­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на (ко­то­рая утра­ти­ла си­лу!), сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми осу­ще­ств­ля­ют­ся в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

«Су­хой оста­ток»

В ито­ге име­ем уни­каль­ную воз­мо­ж­ность для Но­вой Рос­сии в ра­м­ках «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны» сне­сти го­ло­ву под­за­кон­ным нор­мам, пре­пят­ству­ю­щим сво­бод­но­му роз­ни­ч­но­му обо­ро­ту гра­не­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, и, воз­мо­ж­но – дать свет обо­ро­ту не­об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, клас­си­фи­ка­ци­он­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки ко­то­рых бы­ли опре­де­ле­ны. То есть – кол­лек­ци­он­но­му ма­те­ри­а­лу для ми­не­ра­ло­ги­че­ских кол­лек­ций гра­ж­дан.

Од­на­ко есть ре­аль­ная опас­ность пе­ре­те­ка­ния всех или мно­гих норм под­за­кон­ных ак­тов в сам за­кон 41-ФЗ, в том чис­ле – и нор­ме, тре­бу­ю­щей при роз­ни­ч­ной про­да­же дра­го­цен­ных ка­м­ней нечто, име­ну­е­мое сер­ти­фи­ка­том. Но на­де­ж­да есть на по­ни­ма­ние си­ту­а­ции в Мин­фи­не Рос­сии.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->