Почем маркировка для народа?

Раздел: Власть
26 ноября 2019 г.

«Пусть впе­ре­ди боль­шие пе­ре­ме­ны,
Я это ни­ко­г­да не по­лю­б­лю»
В.Вы­со­ц­кий, «Я не лю­б­лю»

О том, что есть ГИИС ДМДК и есть ГИС Опе­ра­тор-ЦРПТ, и они мо­гут обос­но­вать­ся в юве­ли­р­ном биз­не­се ли­бо по от­дель­но­сти, ли­бо да­же вме­сте, из­ло­же­но в ста­тье «Ка­шу мас­лом не ис­пор­тишь? Как бы не оста­лось од­но мас­ло, без ка­ши…». Те­перь са­мое вре­мя углу­бить­ся в изу­че­ние то­го, во что вля­па­ют­ся юве­ли­ры, ес­ли си­сте­ма ГИС Опе­ра­тор-ЦРПТ при­дет в юве­ли­р­ную сфе­ру.

1. Пла­та и опла­та

Не­яс­ность то­го, сколь­ко же сто­ит удо­воль­ствие ра­бо­тать под опе­кой ЦРПТ за­клю­ча­ет­ся в пуб­ли­ч­ном умал­чи­ва­нии не­ко­то­рых тон­ко­стей про­цес­са. Затра­ты на ве­де­ние де­я­тель­но­сти с то­ва­ра­ми, под­ле­жа­щи­ми обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции, в за­ви­си­мо­сти от ви­да де­я­тель­но­сти и ви­да то­ва­ра вклю­ча­ют:

  • пла­ту за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки, не­об­хо­ди­мых для фор­ми­ро­ва­ния средств иден­ти­фи­ка­ции (за ка­ж­дую еди­ни­цу то­ва­ра);
  • пла­ту за из­го­то­в­ле­ние средств иден­ти­фи­ка­ции - ко­дов мар­ки­ро­в­ки в ма­ши­но­чи­та­е­мой фор­ме, пред­став­лен­ных в ви­де штри­хо­во­го ко­да, или за­пи­сан­но­го на ра­дио­ча­сто­т­ную мет­ку, или пред­став­лен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем ино­го сред­ства (тех­но­ло­гии) ав­то­ма­ти­че­ской иден­ти­фи­ка­ции (за ка­ж­дую еди­ни­цу то­ва­ра);
  • пла­ту опе­ра­то­ру пре­до­став­ле­ния Ин­тер­не­та за тра­фик по пе­ре­да­че дан­ных Опе­ра­то­ру ЦРПТ (за пе­ри­од хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти);
  • опла­ту при­об­ре­те­ния тех­ни­че­ские сред­ства на­не­се­ния ко­да мар­ки­ро­в­ки, вклю­чая спе­ци­аль­ные при­н­те­ры, про­гра­м­ма­то­ры ра­дио­ча­сто­т­ных ме­ток и т.д. (на пе­ри­од хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти);
  • опла­ту при­об­ре­те­ния тех­ни­че­ские сред­ства про­вер­ки ко­да про­вер­ки, вклю­чая ска­не­ры, фис­каль­ные на­ко­пи­те­ли и т.д. (на пе­ри­од хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти).

Су­м­ма в 50 ко­пе­ек плюс НДС за еди­ни­цу то­ва­ра, про­пи­сан­ная в По­ста­но­в­ле­нии Пра­ви­тель­ства РФ №577 от 8 мая 2019 го­да «Об утвер­ж­де­нии раз­ме­ра пла­ты за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки, не­об­хо­ди­мых для фор­ми­ро­ва­ния средств иден­ти­фи­ка­ции и обес­пе­че­ния мо­ни­то­рин­га дви­же­ния то­ва­ров, под­ле­жа­щих обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции, а та­к­же по­ря­док ее взи­ма­ния», как и сле­ду­ет из на­з­ва­ния до­ку­мен­та, ка­са­ет­ся лишь ча­сти за­трат биз­не­са на ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний.

Не сто­ит пу­тать два раз­ных по­ня­тия – ко­да мар­ки­ро­в­ки и сред­ства иден­ти­фи­ка­ции. Для про­сто­ты по­ни­ма­ния мо­ж­но при­ве­сти та­кое срав­не­ние: го­су­дар­ствен­ный но­мер ав­то­мо­би­ля и две та­б­ли­ч­ки, впе­ре­ди и сза­ди ав­то­мо­би­ля, на ко­то­рые этот го­су­дар­ствен­ный но­мер на­не­сен. Со­о­т­вет­ствен­но, го­су­дар­ствен­ный но­мер в си­сте­ме мар­ки­ро­в­ки ГИС Опе­ра­тор ЦРПТ на­зы­ва­ет­ся «ко­дом мар­ки­ро­в­ки», а та­б­ли­ч­ки, на ко­то­рых он на­не­сен – «сред­ством иден­ти­фи­ка­ции». Толь­ко в от­ли­чие от ав­то­мо­биль­ных но­ме­ров, ко­ды мар­ки­ро­в­ки пред­став­ля­ют со­бой не ви­зу­аль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ара­б­ских цифр и рус­ских букв, а не­кую по­сле­до­ва­тель­ность цифр, за­ши­ф­ро­ван­ную в ви­де дву­мер­но­го штрих-ко­да и (и­ли) в ви­де со­о­т­вет­ству­ю­щей про­шив­ки ра­дио­ча­сто­т­ной мет­ки.

Что имен­но бу­дет для то­го или ино­го то­ва­ра яв­лять­ся но­си­те­лем ко­да мар­ки­ро­в­ки, т.е. «сред­ством иден­ти­фи­ка­ции» – ре­ша­ет Пра­ви­тель­ство РФ. Та­кое пра­во пре­ду­смо­т­ре­но в Фе­де­раль­ном за­ко­не от 28 де­ка­б­ря 2009 го­да №381-ФЗ «Об ос­но­вах го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­вой де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Да, в ка­ких-то слу­ча­ях, для ка­ких-то то­ва­ров, дву­мер­ный штрих-­код DataMatrix бу­дет пе­ча­тать­ся не­по­сред­ствен­но на упа­ко­в­ке то­ва­ра. На­при­мер, на ко­роб­ках с обу­вью. Или упа­ко­в­ках с ле­кар­ства­ми. И то­г­да пла­ту за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки (50 ко­пе­ек плюс НДС за еди­ни­цу то­ва­ра) ока­жет­ся ис­чер­пы­ва­ю­щей и окон­ча­тель­ной. Ес­ли, ко­неч­но, не счи­тать амор­ти­за­ции при­н­те­ра, рас­хо­да кар­три­д­жа.

Од­на­ко не сто­ит обо­льщать­ся, что эти 50 ко­пе­ек – на ве­ка. Как пред­пи­сы­ва­ет под­пункт 3.5. Ста­тья 5. упо­мя­ну­то­го вы­ше за­ко­на, за­ин­те­ре­со­ван­ные ФОИВы (Мин­про­м­торг РФ, на­при­мер) и Пра­ви­тель­ство РФ впра­ве утвер­ж­дать раз­мер пла­ты за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки. Сколь угод­но по­вы­сить пла­ту за пре­до­став­ле­ние ко­дов мар­ки­ро­в­ки в даль­ней­шем бу­дет очень ле­г­ко не толь­ко Пра­ви­тель­ству РФ, но и Мин­про­м­тор­гу.

Но ес­ли речь зай­дет о мар­ки­ро­в­ке юве­ли­р­ной про­дук­ции, то не факт, что «сред­ством иден­ти­фи­ка­ции» Пра­ви­тель­ство РФ или Мин­про­м­торг РФ вы­бе­рет обы­ч­ный яр­лык (би­р­ка), ко­то­рым юве­ли­р­ные из­де­лия сна­б­жа­ют­ся се­год­ня. На­при­мер, для ме­хо­вых из­де­лий Пра­ви­тель­ство РФ ра­нее вы­бра­ло так на­зы­ва­е­мые КиЗы. КиЗ - это кон­троль­ный (и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ный) знак, пред­на­з­на­чен­ный для мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий, он яв­лять­ся блан­ком стро­гой от­чет­но­сти с эле­мен­та­ми за­щи­ты.

А вот сто­ят эти КиЗы по-раз­но­му, но это уже де­сят­ки руб­лей за еди­ни­цу «сред­ства иден­ти­фи­ка­ции» (а во­в­се не де­сят­ки ко­пе­ек). Сколь­ко при этом бу­дут сто­ить на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­до­ван­ное вла­стью обо­ру­до­ва­ние («­тех­ни­че­ские сред­ства на­не­се­ния ко­да мар­ки­ро­в­ки», «тех­ни­че­ские сред­ства про­вер­ки ко­да про­вер­ки») для ис­поль­зо­ва­ния в юве­ли­р­ной сфе­ре, вряд ли кто сей­час смо­жет ска­зать точ­но. Но это не бу­дет де­ше­вое обо­ру­до­ва­ние.

2. Пра­во­на­ру­ше­ния и на­ка­за­ния

О­чень увле­ка­тель­ная те­ма! Де­ло в том, что под опе­ку си­сте­мы ГИС Опе­ра­тор-ЦРПТ роз­ни­ч­ный обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий мо­жет по­пасть толь­ко в том слу­чае, ес­ли юве­ли­р­ную про­дук­цию Пра­ви­тель­ство РФ за­не­сут в пе­ре­чень от­дель­ных то­ва­ров, под­ле­жа­щих обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции. По­ка Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 28.04.2018 № 792-р, опре­де­ля­ю­щее этот пе­ре­чень, юве­ли­р­ной про­дук­ции не со­дер­жит.

Но вот ес­ли их ту­да за­не­сут, то юве­ли­рам при­дет­ся тща­тель­но изу­чить Фе­де­раль­ном за­ко­не от 28 де­ка­б­ря 2009 го­да №381-ФЗ. Там есть аж це­лых две ста­тьи об от­вет­ствен­но­сти за не­ис­пол­не­ние обя­за­н­но­сти по осу­ще­ств­ле­нию мар­ки­ро­в­ки и от­вет­ствен­но­сти за пол­но­ту, до­сто­вер­ность и сво­е­вре­мен­ность пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции в ЦРПТ (Ста­тья 8, под­пункт 10 и Ста­тья 20.1, под­пункт 16).

Речь, по сча­стью, идет не об уго­ло­в­ной (по­ка), а толь­ко об ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти. Но и это­го на­ру­ши­те­лям ма­ло не по­ка­жет­ся. И де­ло не в ве­ли­чи­не штра­фов по Ста­тье 15.12. КоАП, а в том, что на­ру­ши­те­ли под­вер­га­ют­ся… КОНФИСКАЦИИ пред­ме­тов ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ни­я! Т.е. кон­фис­ка­ции юве­ли­р­ных из­де­лий, мар­ки­ро­в­ка ко­то­рых от­сут­ство­ва­ла, ли­бо бы­ла не­пол­ной, не­до­сто­вер­ной, или ин­фор­ма­ция о ко­то­рой бы­ла пе­ре­да­на в ЦРПТ не­сво­е­вре­мен­но.

Сто­ит ли го­во­рить, что сфор­ми­ро­вать пра­во­на­ру­ше­ние здесь бу­дет не про­сто, а очень про­сто?

Но и сам раз­мер штра­фа до 300 тыс. руб­лей, пре­ду­смо­т­рен­ный Ста­тьей 15.12. КоАП, ма­лень­ким не на­зо­вешь. При­чем не факт, что спе­ци­аль­но для обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий не бу­дет уста­но­в­лен осо­бый, по­вы­шен­ный штраф. На­при­мер, для ал­ко­голь­ной и та­ба­ч­ной про­дук­ции по­вы­шен­ная ви­л­ка штра­фов в этой ста­тье уже уста­но­в­ле­на.

Ну, и бу­дем иметь в ви­ду воз­ни­к­но­ве­ние до­пол­ни­тель­ных ри­с­ков пра­во­на­ру­ше­ний: Мин­фин, как ре­гу­ля­тор всей сфе­ры ДМДК, со все­ми сво­и­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, и Рос­фин­мо­ни­то­ринг, со сво­и­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, ни­ку­да не ис­че­за­ют, а в слу­чае, ес­ли юве­ли­р­ную про­дук­цию Пра­ви­тель­ство РФ за­не­сут в пе­ре­чень от­дель­ных то­ва­ров, под­ле­жа­щих обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции, то у обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий по­яви­т­ся вто­рой ре­гу­ля­тор, та­к­же со сво­и­ми тре­бо­ва­ни­я­ми – Мин­про­м­торг.

И, ра­зу­ме­ет­ся, без при­ме­не­ния ГИИС ДМДК юве­ли­рам не сто­ит на­де­ять­ся ни на смя­г­че­ние норм за­ко­но­да­тель­ства ПОД/ФТ (Рос­фин­мо­ни­то­рин­га), ни на ожи­да­е­мый вслед­ствие при­ме­не­ния ГИИС ДМДК от­каз от обя­за­тель­но­го ре­жи­ма клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий.

Ну, как вам та­кое? Вот по­че­му Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» и Ко­ми­тет ДМДК «Де­ло­вой Рос­сии» вы­сту­па­ют про­тив мар­ки­ро­в­ки и от­сле­жи­ва­ния юве­ли­р­ных из­де­лий в ЦРПТ.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->