«Американские горки» продвижения законопроекта об ужесточении административного наказания в сфере ДМДК

Раздел: Власть
05 ноября 2019 г.

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough&Polished

Ав­тор этой ста­тьи уже пи­сал об об­но­в­ле­нии ад­ми­ни­стра­тив­но­го на­ка­за­ния за пра­во­на­ру­ше­ния в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней (ДМДК). Во­прос этот на­столь­ко ва­жен для все­го рос­сий­ско­го ры­н­ка, и путь дви­же­ния за­ко­но­про­ек­та на­столь­ко ре­лье­ф­но от­ра­жа­ет ино­г­да де­тек­тив­ный ха­ра­к­тер про­ти­во­сто­я­ния ре­гу­ля­то­ра и от­рас­ле­во­го биз­не­са на рос­сий­ском ры­н­ке ДМДК, что есть смысл рас­ска­зать о нем по­дроб­нее.

То взлет, то па­де­ние на­дежд биз­не­са на смя­г­че­ние го­су­дар­ствен­ной ка­ры хо­тя бы за не­з­на­чи­тель­ные по эко­но­ми­че­ской су­ти пра­во­на­ру­ше­ния. Опи­шем все ва­ж­ней­шие эта­пы дви­же­ния за­ко­но­про­ек­та.

1 ЭТАП – власть на­пу­га­ла биз­нес штра­фа­ми до 250 ты­сяч руб­лей.

Пер­вая ре­да­к­ция за­ко­но­про­ек­та, под­го­то­в­лен­ная в Мин­фи­не РФ, бы­ла вы­став­ле­на на сайт для оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия (ОРВ) 29 де­ка­б­ря 2017 г. (https://regulation.gov.ru/projects#npa=77204).

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью пред­ла­га­е­мых но­велл бы­ла чет­кая ори­ен­та­ция на ре­ше­ние по­став­лен­ной за­да­чи еще та­ин­ствен­но­го на тот мо­мент Пору­че­ния Пре­зи­ден­та РФ Пр-2167, на ко­то­рое да­ва­лась ссы­л­ка в обос­но­ва­ние раз­ра­бо­т­ки за­ко­но­про­ек­та – т.е. на под­го­то­в­ку к вве­де­нию еди­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы про­сле­жи­ва­е­мо­сти обо­ро­та ДМДК.

Са­мый пе­р­вый про­ект вклю­чал в се­бя вы­де­ле­ние осо­бой ста­тьи КоАП – на­ка­за­ния за не­пре­до­став­ле­ние све­де­ний и до­ку­мен­тов от участ­ни­ков ры­н­ка ДМДК в Рос­сий­скую го­су­дар­ствен­ную про­би­р­ную па­ла­ту, и уве­ли­че­ние штра­фов до 250 тыс. руб­лей за на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в сфе­ре ДМДК от их до­бы­чи до про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния.

На этом эта­пе об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции биз­не­са ука­за­ли за­ко­но­да­те­лям, что на ры­н­ке ДМДК по­ряд­ка 98% пред­при­я­тий от­но­сят­ся к ма­лым и ми­к­ро пред­при­я­ти­ям, и их еже­ме­сяч­ная при­быль в сред­нем не пре­вы­ша­ет 200 ты­сяч руб­лей, так что но­вые штра­фы для них мо­гут стать гу­би­тель­ны­ми.

Кро­ме то­го, биз­нес вы­сту­пил за ди­ф­фе­рен­ци­ро­ва­ние раз­ме­ров ад­ми­ни­стра­тив­ных штра­фов в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­но­го ви­да пра­во­на­ру­ше­ния, сте­пе­ни его об­ще­ствен­ной опас­но­сти и воз­мо­ж­ных не­га­тив­ных по­след­ствий.

2 ЭТАП – власть по­ш­ла на встре­чу, вве­ла ди­ф­фе­рен­ци­ро­ва­ние пра­во­на­ру­ше­ний и не­м­но­го сни­зи­ла штра­фы­

В июне 2018 г. по­с­ле об­су­ж­де­ний биз­не­сом пред­ло­жен­ных но­ва­ций ре­гу­ля­тор (М­ин­фин РФ) пред­ло­жил но­вую, в це­лом ме­нее же­ст­кую ре­да­к­цию за­ко­но­про­ек­та. Ста­тью 19.14 КоАП пред­ла­га­лось ли­к­ви­ди­ро­вать, и все но­вел­лы за­не­сти в три но­вые ста­тьи 15.43 – 15.45, со­дер­жа­щие под­раз­де­лы:

- на­ру­ше­ние сро­ка по­да­чи за­яв­ле­ния о по­ста­но­в­ке на спе­ци­аль­ный учет (штраф до 140 тыс. руб.);

- на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний при пе­ре­хо­де пра­ва соб­ствен­но­сти в сфе­ре ДМДК (штраф до 4-х крат­ной сто­и­мо­сти ДМДК);

- на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний при до­бы­че и про­из­вод­стве, из­ме­не­нии фи­зи­че­ско­го со­сто­я­ния ДМДК (штраф до 240 тыс. руб.);

- на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний при пе­ре­ме­ще­нии ДМДК (штраф до 4-х крат­ной сто­и­мо­сти ДМДК);

- на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний уче­та и хра­не­ния ДМДК (штраф до 150 тыс. руб.).

3 ЭТАП – вы­бор биз­не­сом «ми­ни­маль­но­го из зол»

8 ав­гу­ста 2018 г. бы­ла пре­зен­то­ва­на на сай­те оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия 3-я ре­да­к­ция за­ко­но­про­ек­та, в ко­то­рой пра­во­на­ру­ше­ния еще бо­лее тща­тель­но бы­ли ди­ф­фе­рен­ци­ро­ва­ны и раз­де­ле­ны - пред­ла­га­лось вне­сти уже 5 но­вых ста­тей КоАП (15.43 – 15.47). Но ма­к­си­маль­ный штраф по срав­не­нию с пре­ды­ду­щей ре­да­к­ци­ей при­под­ня­ли до 280 тыс. руб.

В за­ме­ча­ни­ях в ра­м­ках ОРВ к за­ко­но­про­ек­ту пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­во­го биз­не­са и его об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций об­ра­ти­ли вни­ма­ние ре­гу­ля­то­ра на то, что в рас­смат­ри­ва­е­мых нор­мах КоАП пред­ла­га­ет­ся пе­рей­ти от по­ня­тия «на­ру­ше­ние уста­но­в­лен­ных пра­вил» к по­ня­тию «на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний», а при этом в сфе­ре ДМДК от­сут­ству­ет ка­кой-­ли­бо свод нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов, ис­чер­пы­ва­ю­щий весь пе­ре­чень обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний (Ко­декс и т.п.). Раз­бро­сан­ные по со­т­ням до­ку­мен­тов раз­ли­ч­но­го уро­в­ня, тре­бо­ва­ния ме­ста­ми про­ти­во­ре­чи­вы, а ме­ста­ми они во­об­ще не ого­во­ре­ны.

Та­к­же бы­ло от­ме­че­но, что не­пре­ду­мы­ш­лен­ное «пре­до­став­ле­ние не­до­сто­вер­ных све­де­ний» осо­бен­но ста­но­ви­т­ся опас­но для биз­не­са с уче­том вво­да си­сте­мы про­сле­жи­ва­е­мо­сти ДМДК, при этом ука­за­ли на не­пра­во­мер­ность при­ме­не­ния штра­ф­ных сан­к­ций в ча­сти на­ру­ше­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий, обо­рот ко­то­рых за­ко­но­да­тель­но на са­мом де­ле не име­ет огра­ни­че­ний, на не­о­пре­де­лен­ность при­ме­нен­но­го в за­ко­но­про­ек­те тер­ми­на «из­ме­не­ние фи­зи­че­ско­го со­сто­я­ния ДМДК», вы­сту­пи­ли про­тив кон­фис­ка­ция тран­с­пор­т­ных сред­ств, за­дей­ство­ван­ных в со­вер­ше­нии пра­во­на­ру­ше­ния, свя­за­н­ных с пе­ре­воз­кой и пе­ре­сы­л­кой ДМДК. Ука­за­ли на не­об­хо­ди­мость не вво­дить в пе­ре­чень обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний к пе­ре­воз­ке юве­ли­р­ные из­де­лия, т.к. дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство не пре­ду­смат­ри­ва­ет обя­за­тель­ной охра­ны и ис­поль­зо­ва­ния спе­ц­тран­с­пор­та для их пе­ре­воз­ки.

Биз­нес ука­зал, что на­ка­за­ние за на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний по обо­ро­ту объ­ек­тов ДМДК, на­хо­дя­щих­ся в част­ной соб­ствен­но­сти, свя­за­н­ные с кон­фис­ка­ци­ей дан­ных объ­ек­тов, вы­г­ля­дят как по­ся­га­тель­ство го­су­дар­ства на эту част­ную соб­ствен­но­сть. И во­об­ще, не­яс­на об­ще­ствен­ная опас­ность пра­во­на­ру­ше­ний, свя­за­н­ных с не­со­б­лю­де­ни­ем уста­но­в­лен­ных пра­вил обо­ро­та ДМДК и из­де­лий из них, ко­г­да речь идет о соб­ствен­но­сти, на­хо­дя­щей­ся в част­ном вла­де­нии.

И, глав­ное, в нор­мах КоАП сле­ду­ет от­де­лить не­пре­ду­мы­ш­лен­ное (слу­чай­ное) вне­се­ние не­до­сто­вер­ных све­де­ний от умысла.

Под­ве­дя ито­ги ОРВ, 12 ок­тяб­ря 2018 го­да Минэко­но­мраз­ви­тия РФ вы­нес на за­ко­но­про­ект от­ри­ца­тель­ное за­клю­че­ние. Од­на­ко по­с­ле мно­го­чис­лен­ных кон­суль­та­ций от­рас­ле­вых биз­нес-ор­га­ни­за­ций с Мин­фи­ном РФ, ста­ло по­нят­но, что осла­бить но­вую ре­да­к­цию норм КоАП для сфе­ры ДМДК, увы, ни­как не по­лу­чи­т­ся – си­ло­ви­ки не до­пу­стят. И 7 де­ка­б­ря 2018 г. на со­ве­ща­нии в Мин­фи­не РФ от­рас­ле­вые биз­нес-ор­га­ни­за­ции вы­ну­ж­де­ны бы­ли под­дер­жать те­ку­щую вер­сию за­ко­но­про­ек­та, как «на­и­мень­шее из воз­мо­ж­ных зол».

Но 13 де­ка­б­ря 2018 г. на со­ве­ща­нии по про­ек­ту КоАП в Ап­па­ра­те Пра­ви­тель­ства РФ за­ко­но­про­ект ока­за­л­ся под­вер­г­нут рез­кой кри­ти­ки со сто­ро­ны пол­но­моч­но­го пред­ста­ви­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ в вы­с­ших су­деб­ных ин­стан­ци­ях М. Ю. Бар­щев­ско­го и со­пред­се­да­те­ля «Де­ло­вой Рос­сии» А. В. Да­ни­ло­ва-Да­ни­лья­на.

4 ЭТАП – власть на­ка­зы­ва­ет за кри­ти­ку

По­с­ле кри­ти­че­ских за­ме­ча­ний на со­ве­ща­нии в Ап­па­ра­те Пра­ви­тель­ства РФ, 21 ян­ва­ря 2019 го­да на за­се­да­нии Ко­мис­сии Пра­ви­тель­ства РФ по за­ко­но­про­ек­т­ной де­я­тель­но­сти при рас­смо­т­ре­нии за­ко­но­про­ек­та бы­ло пред­ло­же­но до­пол­нить за­ко­но­про­ект нор­ма­ми по аф­фи­на­жу и са­мо­воль­ной до­бы­че ДМДК. Фа­к­ти­че­ски, за­ко­но­про­ект был воз­вра­щен к са­мой пе­р­вой ре­да­к­ции (ди­ф­фе­рен­ци­а­ция по ви­дам пра­во­на­ру­ше­ний бы­ла устра­не­на, вме­сто пред­по­ла­гав­ших­ся 5-ти но­вых ста­тей 15.43 – 15.47), и бы­ло ре­ше­но вдо­ба­вок мно­го­крат­но (до 1,5 млн. руб­лей) уве­ли­чить штра­фы по дей­ству­ю­щей ста­тье 19.14.

За­ко­но­про­ект стал не про­сто пло­хим, он стал «у­бой­ным» для биз­не­са. Еще не вне­сен­ный в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му РФ, за­ко­но­про­ект под­вер­г­ся со сто­ро­ны биз­не­са ожи­да­е­мой кри­ти­ке.

В оче­ред­ной раз бы­ло ука­за­но, что в усло­ви­ях от­сут­ствия еди­но­го сво­да уста­но­в­лен­ных пра­вил с за­кры­тым и ис­чер­пы­ва­ю­щим пе­реч­нем обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в сфе­ре ДМДК до­пу­стить не­пре­ду­мы­ш­лен­ное пра­во­на­ру­ше­ние очень ле­г­ко. При этом раз­мер штра­фов пла­ни­ру­ет­ся уста­но­вить на за­пре­дель­ном уро­в­не как для фи­зи­че­ских лиц, так и для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц: по дан­ным Рос­ста­та, сред­не­ме­сяч­ная на­чис­лен­ная в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­ра­бо­т­ная пла­та в I по­лу­го­дии 2018 го­да со­ста­ви­ла 37018 руб­лей по­с­ле вы­че­та на­ло­га, и штраф для фи­зи­че­ских лиц за не­пре­ду­мы­ш­лен­но со­вер­шен­ные на­ру­ше­ния в сфе­ре ис­поль­зо­ва­ния, тор­го­в­ли и пе­ре­сы­л­ки ДМДК или из­де­лий их них со­ста­вит сред­ний по стра­не до­ход этих фи­зи­че­ских лиц за пе­ри­од от 3,2 до 4,6 ме­ся­цев. Ана­ло­ги­ч­но, в от­но­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц. Сред­ний ме­сяч­ный обо­рот юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на со­став­ля­ет 1,018 млн. руб­лей, а пред­ла­га­е­мый за­ко­но­про­ек­том ад­ми­ни­стра­тив­ный штраф «за на­ру­ше­ние уста­но­в­лен­ных пра­вил» в раз­ме­ре до 1,0 млн руб­лей бу­дет эк­ви­ва­лен­тен пол­ной по­те­ре ме­сяч­ной вы­руч­ки юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на.

О­че­вид­но, что та­кое из­ме­не­ние КоАП ни­как не спо­соб­ству­ет под­дер­ж­ке ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства, и идет в раз­рез с тре­бо­ва­ни­я­ми Пре­зи­ден­та РФ В. В. Пу­ти­на по под­дер­ж­ке ма­ло­го биз­не­са, обо­з­на­чен­ных в Май­ских Ука­зах 2018 го­да.

От­рас­ле­вой биз­нес пред­ло­жил для слу­ча­ев не­пре­ду­мы­ш­лен­ных и пе­р­ви­ч­ных пра­во­на­ру­ше­ний ни­ж­нюю план­ку штра­фов оста­вить на уро­в­не, со­о­т­вет­ству­ю­щем дей­ству­ю­щим нор­мам ста­тьи 19.14., а верх­ние уро­в­ни штра­фов сни­зить до уро­в­ня, при­мер­но со­о­т­вет­ству­ю­ще­го 30% сред­не­ме­сяч­но­го до­хо­да фи­зи­че­ских лиц, ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц.

Тем не ме­нее, 5 фев­ра­ля 2019 го­да за­ко­но­про­ект, со­дер­жа­щий все­го три раз­де­ла од­ной ста­тьи 19.14, те­перь уже под но­вым но­ме­ром 638854-7, был вне­сен Пра­ви­тель­ством РФ в Го­с­ду­му РФ (https://sozd.duma.gov.ru/bill/638854-7). Без ди­ф­фе­рен­ци­а­ции пра­во­на­ру­ше­ний, с раз­ме­ром штра­фов до 1,5 млн. руб­лей.

5 ЭТАП – Мин­фин РФ по­ни­ма­ет ка­та­стро­фи­че­ские по­след­ствия от при­ня­тия за­ко­но­про­ек­та и идет биз­не­су на встре­чу

19 мая 2019 го­да в Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­те РФ со­сто­я­лось со­ве­ща­ние по за­ко­но­про­ек­ту. И уже 22 мая 2019 го­да в Мин­фи­не РФ бы­ла до­сти­г­ну­та до­го­во­рен­ность и со­гла­со­ван но­вый текст за­ко­но­про­ек­та, фа­к­ти­че­ски воз­вра­ща­ю­щий к ме­нее «дра­ко­но­в­ской» для биз­не­са ре­да­к­ции. В со­гла­со­ван­ном с Мин­фи­ном РФ тек­сте пред­по­ла­га­лось вме­сто дей­ству­ю­щей од­ной дей­ству­ю­щей ста­тьи 19.14 КоАП РФ вне­сти 5 но­вых ста­тей (15.43 – 15.47) с ма­к­си­маль­ным раз­ме­ром штра­фа до 280 тыс. руб­лей.

Т.е. фа­к­ти­че­ски, сто­ро­ны в до­го­во­рен­но­сти «о­т­ка­ти­лись» к тек­сту за­ко­но­про­ек­та в ре­да­к­ции от 8 ав­гу­ста 2018 го­да.

6 ЭТАП – ка­та­стро­фа не ис­клю­ча­ет­ся!

По идее, ре­зуль­тат до­го­во­рен­но­сти биз­не­са с ре­гу­ля­то­ром по ито­гу про­шед­ше­го со­ве­ща­ния в Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­те РФ дол­жен был бы при­ве­сти к от­зы­ву Пра­ви­тель­ством РФ вне­сен­но­го им за­ко­но­про­ек­та №638854-7 из Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы РФ и вне­се­нию но­во­го за­ко­но­про­ек­та с со­гла­со­ван­ным тек­стом.

Од­на­ко что-то пошло «не так», и 17 июля 2019 го­да в Го­су­дар­ствен­ной Ду­ме РФ со­сто­я­лось 1-е чте­ние за­ко­но­про­ек­та (https://sozd.duma.gov.ru/bill/638854-7) в ре­да­к­ции его вне­се­ния. Пра­ви­тель­ство РФ не ото­з­ва­ло ра­нее вне­сен­ную ре­да­к­цию, и го­ло­со­ва­ние шло по ней.

В­не­се­ние по­пра­вок на вто­ром чте­нии, при­во­дя­щих текст за­ко­но­про­ек­та к уже со­гла­со­ван­но­му с Мин­фи­ном РФ при­е­м­ле­мо­му ви­ду, воз­мо­ж­но, но есть опас­но­сть, что в си­лу за­ме­ны двух ста­тей за­ко­но­про­ек­та на пять но­вых и крат­но­му сни­же­нию раз­ме­ров штра­фа по ним, по­сле­ду­ют воз­ра­же­ния яко­бы о кон­це­п­ту­аль­ном из­ме­не­нии су­ти за­ко­на с по­сле­ду­ю­щим от­ка­зом.

И то­г­да ка­та­стро­фа на рос­сий­ском ры­н­ке ДМДК ста­нет по­чти не­ми­ну­е­ма.

[ Ювелирные Известия ]

  • 05 ноября 2019 г.:

    и "катастрофа станет почти неминуемой".
    катастрофа - это то - что сейчас.
    а что там станет неминуемым имеет ли уже значение?

  • 06 ноября 2019 г.:

    Жаль! А так хотелось бояться Америки...)))

  • 06 ноября 2019 г.:

    Я розница,я Уйду

  • 07 ноября 2019 г.:

    Очень жалко.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->