Российский рынок ювелирных часов: специфика, анализ спроса, тенденции. Часть 1

Раздел: Рынки
29 октября 2019 г.

Жур­нал «На­ви­га­тор юве­ли­р­ной тор­го­в­ли» про­а­на­ли­зи­ро­вал рос­сий­ский ры­нок юве­ли­р­ных ча­сов и вы­явил ос­но­в­ные тен­ден­ции и осо­бен­но­сти спро­са со сто­ро­ны ко­неч­ных по­тре­би­те­лей про­дук­ции.

В ра­м­ках ис­сле­до­ва­ния бы­ли про­ве­де­ны ин­тер­вью с экс­пе­р­та­ми ча­со­во­го и юве­ли­р­но­го ры­н­ков пред­ста­ви­те­ля­ми ве­ду­щих ко­м­па­ний-­про­из­во­ди­те­лей и дис­три­бью­то­ров.

Об­щие тен­ден­ции

Ры­нок юве­ли­р­ных ча­сов нель­зя рас­смат­ри­вать в от­ры­ве от ча­со­во­го ры­н­ка в це­лом, од­на из клю­че­вых тен­ден­ций ко­то­ро­го в по­след­ние го­ды – пе­ре­те­ка­ние спро­са ме­ж­ду це­но­вы­ми се­г­мен­та­ми. Это свя­за­но пре­ж­де все­го с эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ци­ей в стра­не и па­де­ни­ем по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти на­се­ле­ния. При этом экс­пе­р­ты от­ме­ча­ют, что пре­ми­ум-­се­г­мент – ча­сы пре­и­му­ще­ствен­но за­ру­бе­ж­но­го про­из­вод­ства от 500 тыс. руб. и вы­ше – пра­к­ти­че­ски не из­ме­ни­л­ся, в то вре­мя как в сред­нем и вы­со­ком це­но­вых се­г­мен­тах от­ме­ча­ет­ся за­мет­ное со­кра­ще­ние.

В ни­ж­нем це­но­вом се­г­мен­те – до 20 000 руб., на­про­тив, от­ме­ча­ет­ся рост пре­ж­де все­го за счет зна­чи­тель­но­го уве­ли­че­ния объ­е­ма им­пор­та из Ки­тая, ко­то­рый экс­пе­р­ты свя­зы­ва­ют с из­ме­не­ни­ем та­мо­жен­но­го за­ко­но­да­тель­ства, сде­лав­ше­го ввоз ки­тай­ских ча­сов бо­лее вы­год­ным.

«Ес­ли срав­нить про­да­жи с тем, что бы­ло па­ру лет на­зад по ча­сам, ко­то­рые им­пор­ти­ру­ют­ся, и по дан­ным та­мо­жен­ной ста­ти­сти­ки, се­г­мент до­ро­гих ча­сов (до­ро­же 200 000 руб­лей) упал не силь­но – на 10–20%, при этом из­ме­не­ний по брен­дам не на­б­лю­да­лось, сред­ний упал на 30%. Что ка­са­ет­ся ди­а­па­зо­на до 20 000 руб­лей, тут офи­ци­аль­но ры­нок вы­рос в не­сколь­ко раз», – от­ме­ча­ет Ми­ха­ил КАСПАРОВ, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии ProTime Rus.

Жорж КИНИ, пре­зи­дент хол­дин­га Time&Technologies, та­к­же от­ме­ча­ет су­ще­ствен­ное па­де­ние про­даж имен­но в сред­нем и вы­со­ком це­но­вых се­г­мен­тах: «На­и­бо­лее по­стра­дал сред­ний и вы­со­кий се­г­мен­ты. В первую оче­редь со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство по­ку­пок – па­де­ние про­даж в сред­нем се­г­мен­те со­ста­ви­ло ми­нус 50%. От­ме­чу, что ни­ж­ний це­но­вой се­г­мент – ча­сы сто­и­мо­стью до 20 000 руб­лей, сред­ний – от 20 000 до 150 000 руб­лей, вы­со­кий – от 150 000 до 500 000 руб­лей, а то, что вы­ше, – пре­ми­ум».

Е­ще од­но зна­ко­вое из­ме­не­ние на ча­со­вом ры­н­ке – и это не толь­ко рос­сий­ская дей­стви­тель­но­сть, а об­ще­ми­ро­вая тен­ден­ция — кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны га­д­же­тов и SmartWatch, ко­то­рая осо­бен­но за­мет­но ста­ла про­яв­лять­ся с 2015 го­да. Ес­ли ра­нь­ше для де­мон­стра­ции сво­е­го ста­ту­са лю­ди при­об­ре­та­ли ча­сы из­ве­ст­ных швей­ца­р­ских ма­рок, то те­перь по­ку­па­ют по­след­ние мо­де­ли смар­т­фо­нов и дру­гих га­д­же­тов, ко­то­рые смо­гут со­че­тать в се­бе эс­те­ти­ч­ность и со­вре­мен­ную ути­ли­тар­но­сть.

Од­на­ко экс­пе­р­ты оп­ти­ми­сти­ч­но смо­т­рят на дан­ную си­ту­а­цию с точ­ки зре­ния раз­ви­тия от­рас­ли и пред­по­ла­га­ют, что это вре­мен­ное яв­ле­ние, ко­то­рое в том чис­ле ко­м­пе­н­си­ру­ет­ся вклю­че­ни­ем ум­ных фун­к­ций в клас­си­че­ские ча­сы.

«На ча­со­вой ры­нок зна­чи­тель­но по­в­ли­я­ло по­сту­п­ле­ние но­вых тех­но­ло­гий, та­ких как фи­т­нес-­брас­ле­ты и смарт-­ча­сы. Я не рас­смат­ри­ваю как кон­ку­рен­та SmartWatch, это га­д­жет. Это вре­мен­ное яв­ле­ние, и оно, ко­неч­но, от­ра­зи­лось на крат­ко­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве на ча­со­вом ры­н­ке. Но ско­ро бу­дет до­сти­г­нут пре­дел, и в бли­жай­шее вре­мя на­ч­нет­ся от­кат. Толь­ко пред­ставь­те, рост про­даж по­доб­ной про­дук­ции за три го­да уве­ли­чи­л­ся в 30 раз, ры­нок не мо­жет рас­ти без оста­но­в­ки!» — ре­зю­ми­ро­вал Жорж КИНИ, Time&Technologies.

А­на­ло­ги­ч­но­го мне­ния при­дер­жи­ва­ет­ся Ма­ри­на МАЛЮТИНА, ру­ко­во­ди­тель от­де­ла мар­ке­тин­га ко­м­па­нии TBN Time: «Ко­неч­но, есть пе­ре­се­че­ния и кон­ку­рен­ция, но од­но не за­ме­нит дру­гое. Те лю­ди, ко­то­рые по­ни­ма­ют, что та­кое ча­сы, их зна­чи­мость и не­об­хо­ди­мо­сть, ни­ко­г­да не про­ме­ня­ют это на га­д­жет».

Ес­ли го­во­рить о спе­ци­фи­ке рос­сий­ско­го ры­н­ка юве­ли­р­ных ча­сов, то ры­нок в на­шей стра­не уни­ка­лен по сво­ей струк­ту­ре: рос­сий­ские юве­ли­р­ные ча­сы обособ­ле­ны от ры­н­ка ча­сов в це­лом и на­хо­дят­ся на сты­ке юве­ли­р­но­го и ча­со­во­го ры­н­ков. Во-­пе­р­вых, это вы­з­ва­но тем, что се­г­мент рос­сий­ских юве­ли­р­ных ча­сов дол­гое вре­мя раз­ви­вал­ся пре­и­му­ще­ствен­но че­рез юве­ли­р­ную, а не ча­со­вую роз­ни­цу. Во-в­то­рых, это свя­за­но с осо­бым вос­при­я­ти­ем по­доб­ных из­де­лий по­тре­би­те­ля­ми: юве­ли­р­ные ча­сы в со­з­на­нии по­ку­па­те­лей на­де­ле­ны пре­ж­де все­го ат­ри­бу­та­ми укра­ше­ния и ста­ту­са, не­же­ли ча­со­во­го ме­ха­низ­ма.

Сто­ит от­ме­тить, что ес­ли на ча­со­вом ры­н­ке в це­лом на се­го­д­ня­ш­ний день сфор­ми­ро­ва­на им­пор­то­о­ри­ен­ти­ро­ван­ная мо­дель – объ­ем им­пор­та в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии, по дан­ным за 2018 год, пре­вы­ша­ет объ­ем внут­рен­не­го про­из­вод­ства при­мер­но в 8 раз все­го им­пор­ти­ро­ва­но бо­лее 16,5 млн ча­сов раз­ли­ч­но­го ви­да[1], то в се­г­мен­те ча­сов из зо­ло­та и се­реб­ра зна­чи­тель­но боль­шая до­ля (в шту­ках) при­хо­ди­т­ся имен­но на ча­сы оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства.

Так, в 2018 го­ду из Швей­ца­рии, на ко­то­рую при­хо­ди­т­ся око­ло 80% об­ще­го объ­е­ма им­пор­т­ных по­ста­вок ча­сов из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, в Рос­сию вве­зе­но все­го око­ло 3,7 тыс. ча­сов. При­чем эти объ­е­мы на 40–45% ни­же по­ка­за­те­лей до­кри­зис­ных 2011–2013 го­дов.[2]


Ди­а­гра­м­ма 1.
Ди­на­ми­ка им­пор­та ча­сов из дра­го­цен­ных ме­тал­лов из Швей­ца­рии, тыс. шт.

В це­лом, по сло­вам экс­пе­р­тов, при­няв­ших уча­стие в ис­сле­до­ва­нии, ры­нок юве­ли­р­ных ча­сов про­дол­жа­ет под­вер­гать­ся из­ме­не­ни­ям, ха­ра­к­тер­ным для ры­н­ка ча­сов из недра­го­цен­ных ме­тал­лов с 2014 го­да от­ме­ча­ет­ся за­мет­ная тен­ден­ция суже­ния (со­кра­ще­ния об­щих объ­е­мов про­даж в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии) и пе­ре­те­ка­ния спро­са в бо­лее низ­кие се­г­мен­ты.

На­при­мер, по­ку­па­те­ли, ко­то­рые не рас­смат­ри­ва­ют укра­ше­ние как ин­ве­сти­цию, при­об­ре­та­ют его как ак­сес­су­ар и об­ра­ща­ют боль­ше вни­ма­ния на се­реб­ря­ные из­де­лия. Иг­ро­ки ры­н­ка за­яв­ля­ют, что ас­сор­ти­мент и раз­но­об­ра­зие се­реб­ря­ных ча­сов в пе­ри­од сни­же­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

«На се­го­д­ня­ш­ний день в це­лом на юве­ли­р­ном ры­н­ке рас­тет по­пу­ляр­ность се­ре­бра. До 2014 го­да все бы­ли со­сре­до­то­че­ны на зо­ло­тых укра­ше­ни­ях сред­не­го и вы­со­ко­го се­г­мен­тов. В боль­шин­стве слу­ча­ев пред­по­чте­ние при по­ку­п­ке от­да­ва­лось из­де­ли­ям из зо­ло­та и пла­ти­ны. Сей­час се­реб­ро за­ня­ло свое гла­вен­ству­ю­щее ме­сто на юве­ли­р­ном ры­н­ке и ры­н­ке юве­ли­р­ных ча­сов. Ес­ли до 2014 го­да бы­ли бо­лее вос­тре­бо­ва­ны зо­ло­тые ча­сы, то в пе­ри­од кри­зи­са по­тре­би­те­ли все боль­ше и боль­ше пе­ре­клю­ча­ют­ся на бо­лее де­ше­вые се­реб­ря­ные ча­сы. Это об­щая тен­ден­ция, и она бу­дет про­дол­жать­ся, ес­ли не из­ме­ни­т­ся эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция в стра­не и ми­ре», — рас­ска­за­ла о трен­дах А­на­ста­сия ДЕДОВА, ко­м­мер­че­ский ди­рек­тор ча­со­во­го на­прав­ле­ния ко­м­па­нии Sokolov.

Ос­но­в­ной объ­ем спро­са на юве­ли­р­ные ча­сы рос­сий­ско­го про­из­вод­ства при­хо­ди­т­ся на из­де­лия сто­и­мо­стью до 60 тыс. руб­лей. При этом спрос на бо­лее до­ро­гие мо­де­ли со­кра­ти­л­ся, од­на­ко не ис­чез пол­но­стью, по­это­му пол­но­стью из­бав­лять­ся от вы­со­ко­це­но­во­го ас­сор­ти­мен­та экс­пе­р­ты роз­ни­ч­ным точ­кам не ре­ко­мен­ду­ют.

Та­б­ли­ца 1. Струк­ту­ра про­даж в тор­го­вых точ­ках рос­сий­ских юве­ли­р­ных ча­сов раз­ли­ч­ных це­но­вых се­г­мен­тов в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии

Се­г­мен­т Про­да­жи в тор­го­вых точ­ках в шту­ках
1-­низ­кий (до 30 тыс. руб.) 47%
2-­сред­ний (30-60 тыс. руб.) 38%
3-­до­ро­гой (60-100 тыс. руб.) 10%
4-­пре­ми­ум (от 100 тыс. руб.) 5%
ИТОГО 100%

По дан­ным ко­м­па­нии Sokolov

Про­дол­же­ние сле­ду­ет.

[1] Источ­ни­ки: ФТС, ЕМИСС

[2] Источ­ник: ФТС

[ njt.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->