Ювелирный рынок ЕАЭС в поисках консенсуса

Раздел: Рынки
24 сентября 2019 г.

В Ар­ме­нии, как, впро­чем, и в дру­гих стра­нах ЕАЭС, уси­лен­но го­то­вят­ся к пред­сто­я­ще­му 1 ок­тяб­ря с.г. в Ере­ва­не за­се­да­нию Вы­с­ше­го Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ве­та с уча­сти­ем глав го­су­дарств ин­те­гра­ци­он­ной "пя­тер­ки".

С­пе­ци­аль­но к это­му ва­ж­но­му фо­ру­му и по слу­чаю пя­ти­ле­тия ЕАЭС Цен­тро­банк РА вы­пу­стил па­мят­ную мо­не­ту, на авер­се ко­то­рой изоб­ра­же­но по 5 па­ру­сов и звезд (по чис­лу го­су­дарств со­ю­за), а на ре­вер­се - эм­б­ле­ма ЕАЭС и сти­ли­зо­ван­ные изоб­ра­же­ния фла­гов со­юз­ных го­су­дар­ств. Ме­ди­а­пар­т­нер ЕЭК (Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия) - жур­нал "Ве­ст­ник эко­но­ми­ки ЕАЭС" ме­ж­ду­на­род­но­го из­да­тель­ско­го хол­дин­га "Ев­роМе­ди­а" - го­то­вит в свя­зи с ме­ро­при­я­ти­ем спе­ц­но­мер с фо­то­гра­фи­ей пре­мьер-­ми­ни­ст­ра Ар­ме­нии Ни­ко­ла Па­ши­ня­на на об­ло­ж­ке. На­по­м­ним некста­ти, что в бы­т­ность свою оп­по­зи­ци­он­ным де­пу­та­том ны­не­ш­ний гла­ва пра­ви­тель­ства яро­ст­но вы­сту­пал про­тив этой са­мой евразий­ской ин­те­гра­ци­и…

По­нят­но, что кра­е­у­голь­ным ка­м­нем и фун­да­мен­том ин­те­гра­ци­он­но­го объ­е­ди­не­ния вы­сту­па­ет об­щий ры­нок то­ва­ров и услуг. Од­на­ко фор­ми­ро­ва­ние ры­н­ков раз­ли­ч­ных то­ва­ров в ра­м­ках ЕАЭС идет с раз­ны­ми ско­ро­стя­ми, и окон­ча­тель­ное со­з­да­ние об­ще­го ры­н­ка на­ме­че­но лишь на 2025 год, с со­з­да­ни­ем еди­ных ры­н­ков фи­нан­сов и энер­го­но­си­те­лей. В этом пла­не осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы на ры­н­ке юве­ли­р­ной про­дук­ции со­ю­за. Об этом наш се­го­д­ня­ш­ний ма­те­ри­ал.

Ко­г­да Good Delivery не со­в­сем "гуд"

Как-то в раз­го­во­ре пред­се­да­тель прав­ле­ния Евразий­ско­го бан­ка раз­ви­тия (ЕАБР) Ан­д­рей Бе­лья­ни­нов за­ме­тил, что ЕАЭС об­ла­да­ет столь зна­чи­тель­ны­ми ре­сур­са­ми, в том чис­ле зо­ло­та, пла­ти­ны, ал­ма­зов, что "нам сам черт не брат, и мы хо­тим все­го лишь спо­кой­но жить­"…

И вот се­год­ня, бук­валь­но на на­ших гла­зах, в кон­тек­сте фор­ми­ро­ва­ния об­щих ры­н­ков на тер­ри­то­рии ЕАЭС ро­ж­да­ет­ся уни­каль­ное на­чи­на­ние по со­з­да­нию еди­но­го зон­ти­ч­но­го юве­ли­р­но­го брен­да ин­те­гра­ци­он­но­го со­ю­за, ко­то­рый под­ни­мет эту от­расль на но­вый уро­вень и ста­нет ре­аль­ным драй­ве­ром на­ра­щи­ва­ния экс­пор­та юве­ли­р­ной про­дук­ции го­су­дарств "пя­тер­ки", в том чис­ле в тре­тьи стра­ны.

В этом све­те клю­че­вым мо­мен­том яв­ля­ет­ся во­прос вза­и­м­но­го при­з­на­ния проб (про­би­р­ных клейм) юве­ли­р­ных из­де­лий на тер­ри­то­рии ЕАЭС, по­сколь­ку без это­го не бу­дет обес­пе­че­но сво­бод­ное об­ра­ще­ние в ин­те­гра­ци­он­ном объ­е­ди­не­нии юве­ли­р­ных из­де­лий, не со­сто­и­т­ся еди­ный сво­бод­ный ры­нок, а это, по­в­то­ри­м­ся, ос­но­ва и фун­да­мент ЕАЭС.

Как из­ве­ст­но, 2 ок­тяб­ря 2018 го­да кол­ле­гия ЕЭК одоб­ри­ла про­ект со­гла­ше­ния ме­ж­ду со­юз­ны­ми го­су­дар­ства­ми об осо­бен­но­стях опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми в ра­м­ках ЕАЭС, ко­то­рый да­лее был на­прав­лен на про­хо­ж­де­ние внут­ри­го­су­дар­ствен­ных про­це­дур в го­су­дар­ства - чле­ны со­ю­за. Од­на­ко там ука­зан юри­ди­че­ски не­кор­рек­т­ный ме­ха­низм всту­п­ле­ния в си­лу по­ло­же­ния про­ек­та со­гла­ше­ния, пре­ду­смат­ри­ва­ю­ще­го вза­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм го­су­дарств - чле­нов ЕАЭС. Так, пред­по­ла­га­ет­ся, что ор­ган со­ю­за (ЕЭК) бу­дет при­ни­мать ре­ше­ние о всту­п­ле­нии в си­лу дан­но­го по­ло­же­ния, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го уже про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые для всту­п­ле­ния в си­лу внут­ри­го­су­дар­ствен­ные про­це­ду­ры. Кро­ме то­го, про­ект со­гла­ше­ния не пред­по­ла­га­ет од­но­вре­мен­но­го всту­п­ле­ния в си­лу во всех го­су­дар­ствах - чле­нах со­ю­за, что при­ве­дет к не­рав­но­з­на­ч­но­му пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию дан­ных пра­во­о­т­но­ше­ний в ра­м­ках ЕАЭС.

Та­ким об­ра­зом, ре­ше­ние это­го во­про­са не обу­с­ло­в­ле­но сро­ка­ми ис­пол­не­ния и рас­тя­нет­ся на не­о­пре­де­лен­ное вре­мя, по­это­му вы­ход из со­з­дав­шей­ся си­ту­а­ции ви­ди­т­ся в про­д­ле­нии сро­ка дей­ствия со­о­т­вет­ству­ю­ще­го изъ­я­тия до под­пи­са­ния со­гла­ше­ния, с тем что­бы юве­ли­ры име­ли воз­мо­ж­ность нор­маль­но ра­бо­тать, при­чем дей­ствие это­го изъ­я­тия дол­ж­но рас­про­стра­нять­ся та­к­же на груп­пу ма­те­ри­а­лов и ин­стру­мен­тов, на им­порт ко­то­рых уста­нав­ли­ва­ют­ся та­мо­жен­ные по­ш­ли­ны (ме­ха­низ­мы и ко­м­плек­ту­ю­щие ча­сов, ре­жу­щие ин­стру­мен­ты, гра­фи­то­вые из­де­лия, ли­га­ту­ры и т.д.). Но вза­и­м­ное при­з­на­ние проб дол­ж­но быть без­о­го­во­роч­ным и сроч­ным для всех стран ЕАЭС, о чем го­во­ри­т­ся в по­след­ние 5 лет. Есте­ствен­но, ре­ше­ние это­го во­про­са сни­ма­ет це­лый ряд пре­пят­ствий в во­про­сах ра­бо­ты на да­валь­че­ском сы­рье и пе­ре­ме­ще­нии дра­г­ме­тал­лов и дра­г­ка­м­ней на евразий­ском про­стран­стве.

Ре­ше­ние во­про­са вза­и­м­но­го при­з­на­ния проб не­о­прав­дан­но рас­тя­ги­ва­ет­ся в том чис­ле и по при­чи­не раз­ли­чий в ре­гу­ли­ро­ва­нии это­го сек­то­ра. Де­ло в том, что в Рос­сии на­не­се­ние проб остав­ле­но за го­су­дар­ством (Про­би­р­ная па­ла­та РФ), а, к при­ме­ру, в Ар­ме­нии это пре­ро­га­ти­ва част­но­го биз­не­са. Та­ким об­ра­зом, в Рос­сии опа­са­ют­ся, что до­сто­вер­ность и на­де­ж­ность опро­би­ро­ва­ния юве­ли­р­ных из­де­лий сла­бо га­ран­ти­ро­ва­на со сто­ро­ны част­ни­ка. Ме­ж­ду тем ав­то­ру этих строк до­под­лин­но из­ве­ст­но, что и зо­ло­той сли­ток с про­бой Про­би­р­ной па­ла­ты РФ во­в­се не га­ран­тия то­го, что сей сли­ток со­дер­жит зо­ло­то с ука­за­н­ной вы­с­шей про­бой "999,9" ("­че­ты­ре де­вят­ки"), ко­то­рую в за­па­д­ных стра­нах име­ну­ют Good Delivery. Ес­ли же со­в­ме­стить ука­за­н­ные два ме­то­да ре­гу­ли­ро­ва­ния это­го во­про­са, то по край­ней ме­ре не­из­бе­ж­но воз­ни­к­нет кон­ку­рен­ция ме­ж­ду го­су­дар­ством и част­ни­ком, в ре­зуль­та­те че­го це­ны за опро­би­ро­ва­ние сни­зят­ся.

Про­ект ука­за­н­но­го со­гла­ше­ния при­зван гар­мо­ни­зи­ро­вать пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в сфе­ре об­ра­ще­ния на внут­рен­нем ры­н­ке ЕАЭС дра­г­ме­тал­лов, дра­г­ка­м­ней и из­де­лий из них. В со­о­т­вет­ствии с этим до­ку­мен­том про­вер­ку про­из­водств юве­ли­р­ных из­де­лий упол­но­мо­чен­ные ор­га­ны смо­гут про­во­дить не толь­ко по за­яв­ле­нию гра­ж­дан или ор­га­нов сво­ей стра­ны о на­ру­ше­нии нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ний, но и на ос­но­ва­нии об­ра­ще­ния лю­бо­го го­су­дар­ства ЕАЭС, вы­явив­ше­го на­ру­ше­ния. Сле­ду­ю­щим ша­гом по ре­а­ли­за­ции по­тен­ци­а­ла ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий ЕАЭС, как уже от­ме­ча­лось вы­ше, ста­нет со­з­да­ние зон­ти­ч­но­го юве­ли­р­но­го брен­да со­ю­за. Этот про­ект в свою оче­редь опре­де­лит се­г­мен­ты ры­н­ка дра­г­ме­тал­лов, дра­г­ка­м­ней и из­де­лий из них го­су­дарств - чле­нов со­ю­за, об­ла­да­ю­щих по­тен­ци­а­лом встра­и­ва­ния во внут­ри­со­юз­ную ко­о­пе­ра­ци­он­ную це­поч­ку за счет стра­но­вой спе­ци­а­ли­за­ции.

Зо­ло­тое сы­рье: май­ское обостре­ни­е

Ре­ше­ни­ем со­ве­та ЕЭК N82 от 8 ав­гу­ста 2019 го­да утвер­ж­ден "План ме­ро­при­я­тий по про­дви­же­нию юве­ли­р­ной про­дук­ции го­су­дарств - чле­нов ЕАЭС на ры­н­ки тре­тьих стран". Еще раз под­чер­ки­ва­ем, что, в част­но­сти, без ста­тьи 11 пун­к­та 6 про­ек­та со­гла­ше­ния - "Юве­ли­р­ные и дру­гие из­де­лия, за­клей­мен­ные про­би­р­ным клей­мом на тер­ри­то­рии од­но­го го­су­дар­ства-чле­на, в слу­чае их пе­ре­ме­ще­ния на тер­ри­то­рию дру­го­го го­су­дар­ства-чле­на не под­ле­жат до­пол­ни­тель­но­му опро­би­ро­ва­нию, ана­ли­зу и клей­ме­ни­ю" - сво­бод­но­го ры­н­ка со­ю­за быть не мо­жет, по­это­му пре­ж­де­вре­мен­но го­во­рить о про­дви­же­нии про­дук­ции в усло­ви­ях, ко­г­да это­го ры­н­ка по су­ще­ству нет.

В пла­не ме­ро­при­я­тий опять же при­сут­ству­ют не­о­пре­де­лен­ные по сро­кам пун­к­ты. Не­сколь­ко ва­ж­ных ме­ро­при­я­тий име­ют по сро­кам фор­му­ли­ро­в­ку "по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти". Ме­ж­ду тем эта не­об­хо­ди­мость на­ста­ла уже "в­че­ра", и по­доб­ные ту­ман­ные фор­му­ли­ро­в­ки спо­соб­ны на­дол­го за­тя­нуть про­цесс ин­те­гра­ции юве­ли­р­но­го ры­н­ка со­ю­за.

Се­год­ня в Ар­ме­нии не­ред­ки си­ту­а­ции, ко­г­да в ко­м­бан­ках на про­тя­же­нии дли­тель­но­го пе­ри­о­да от­сут­ству­ет зо­ло­тое сы­рье для про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий, как это, к при­ме­ру, слу­чи­лось в мае это­го го­да. То­г­да це­лых 10 дней юве­ли­р­ная от­расль стра­ны на­хо­ди­лась на гра­ни кол­ла­п­са, так как до­стать зо­ло­то в двух кру­п­ных стра­нах-­про­из­во­ди­те­лях - Рос­сии и Ка­за­х­ста­не - бы­ло пра­к­ти­че­ски не­воз­мо­ж­но. Вот по­че­му воз­ни­ка­ет ост­рая не­об­хо­ди­мость в ско­рей­шей ор­га­ни­за­ции би­р­жи по тор­го­в­ле сы­рьем дра­г­ме­тал­лов и ал­ма­зов. Тем бо­лее что тем же ар­мян­ским юве­ли­рам се­го­д­ня ко­м­фор­т­нее ра­бо­тать с по­став­щи­ка­ми сы­рья из тре­тьих стран, ко­г­да за­каз на 3 или 10 кг зо­ло­та уже че­рез 2 ча­са офор­м­ля­ет­ся в Ита­лии в по­став­ку по це­не Лон­дон­ской би­р­жи ме­тал­лов (LME), а в той же Рос­сии впол­не мо­гут от­ка­зать­ся от столь "ни­что­ж­ны­х" по­ста­вок, пред­ла­гая го­раз­до бо­лее со­лид­ные пар­тии, при­чем с 5%-­ной до­бав­кой к це­не LME.

Ме­ж­ду тем в це­лях сти­му­ли­ро­ва­ния со­труд­ни­че­ства в ра­м­ках ЕАЭС с 1 ян­ва­ря с.г. уже дей­ству­ет та­мо­жен­ная по­ш­ли­на в раз­ме­ре 3% в от­но­ше­нии им­пор­ти­ру­е­мо­го из тре­тьих стран юве­ли­р­но­го сы­рья, ко­то­рая с 1 ян­ва­ря 2020 и 2021 гг. воз­рас­тет со­о­т­вет­ствен­но до 6% и 10%. Вы­хо­дит, что сы­рье из тре­тьих стран ста­нет до­ро­гим, а из стран ЕАЭС… не­до­сту­п­ным?!

Не­об­хо­ди­мы та­к­же ша­ги по на­ла­жи­ва­нию мо­ни­то­рин­га со­юз­но­го и ми­ро­во­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий в при­о­ри­тет­ных стра­нах, эф­фек­тив­но­му сна­б­же­нию ал­маз­ным сы­рьем со сто­ро­ны ко­м­па­нии "Алро­са" и Го­хра­на РФ, внед­ре­нию мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ной про­дук­ции (в этом слу­чае есть опа­се­ние, что РФ вве­дет это у се­бя, тем са­мым воль­но-­не­воль­но за­крыв свой ры­нок для осталь­ных чле­нов ЕАЭС), уста­но­в­ле­нию та­ко­го еди­но­го ме­ха­низ­ма на­ло­го­об­ло­же­ния ре­а­ли­зо­ван­ных в хо­де тор­го­во-­вы­ста­воч­ных ме­ро­при­я­тий юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рый ис­клю­ча­ет двой­ное на­ло­го­об­ло­же­ние и ме­ж­ве­до­м­ствен­ные дряз­ги, а та­к­же про­ра­бо­т­ка во­про­са сня­тия ба­рье­ров по вы­во­зу ло­ма и от­хо­дов, со­дер­жа­щих дра­г­ме­тал­лы, из од­но­го го­су­дар­ства - чле­на ЕАЭС на аф­фи­на­ж­ные за­во­ды дру­гих стран со­ю­за.

Из это­го сле­ду­ет, что за­дач, ко­то­рые пред­сто­ит ре­шить, еще очень мно­го. Од­на­ко оста­ет­ся и на­де­ж­да на то, что нам уда­ст­ся со­в­ме­ст­ны­ми уси­ли­я­ми ре­шить все про­б­ле­м­ные во­про­сы, ли­бе­ра­ли­зо­вать ры­нок юве­ли­р­ной про­дук­ции, при­дав тем са­мым мо­щ­ный им­пульс раз­ви­тию от­рас­ли в на­ших стра­нах.

[ yerkramas.org ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->