Лоббизм на российском рынке ДМДК – это как?

Раздел: Общество
10 сентября 2019 г.

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough&Polished

От объ­яв­ле­ния ДМДК «объ­ек­та­ми по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции сто­и­мо­сти» до Пору­че­ния Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017

Не­о­жи­дан­ная для ре­гу­ля­то­ра же­ст­кость не­со­гла­сия от­рас­ле­во­го со­об­ще­ства с пе­р­вой по­пы­т­кой со­з­да­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за ДМДК, пред­при­ня­той в 2011 го­ду, ока­за­лась по­лез­ным уро­ком и власть сде­ла­ла не­об­хо­ди­мые вы­во­ды.

Во-­пе­р­вых, по до­сто­ин­ству оце­нив роль ак­тив­ной по­зи­ции от­рас­ле­во­го об­ще­ствен­но­го мне­ния, осо­бен­но на фо­не вво­ди­мой в то вре­мя в Рос­сии си­сте­мы оцен­ки ка­че­ства при­ни­ма­е­мых за­ко­нов (си­сте­мы ОРВ – оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов), ре­гу­ля­тор «по­со­дей­ство­вал» со­з­да­нию бо­лее дру­же­ствен­ных вла­сти от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. Укре­пив их ка­д­ра­ми соб­ствен­ных со­труд­ни­ков. Та­ким об­ра­зом, в про­ти­во­вес пре­ж­ним ак­ти­ви­стам, по­яви­лись «о­т­рас­ле­вые об­ще­ствен­ные го­ло­са», впол­не ло­яль­ные ини­ци­а­ти­вам вла­сти.

Во-в­то­рых, ве­ро­ят­но, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние дей­ство­вать от­рас­ле­вой вла­сти бо­лее же­ст­ко, с еще боль­шей опо­рой на мне­ния пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов. Кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны го­су­дар­ства, с од­ной сто­ро­ны, и об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции биз­не­са, с дру­гой сто­ро­ны, по­лу­чи­ли со­вер­шен­но не­рав­ные воз­мо­ж­но­сти убе­ж­де­ния пар­ла­мен­та­ри­ев при вне­се­нии за­ко­но­про­ек­тов. Очень ча­сто по­яс­ни­тель­ные за­пис­ки к за­ко­но­про­ек­там в сфе­ре ДМДК не со­дер­жат ни­ка­кой ре­аль­ной ар­гу­мен­та­ции в не­об­хо­ди­мо­сти уже­сто­чать ре­гу­ли­ро­ва­ние.

В-тре­тьих, так как не­ко­то­рая со­стя­за­тель­ность ин­те­ре­сов го­су­дар­ства и биз­не­са в про­це­ду­ру об­но­в­ле­ния за­ко­но­да­тель­ной ба­зы все же бы­ла вве­де­на обя­за­тель­ной, не­глас­но бы­ло по­став­ле­но усло­вие для лоб­би­стов: биз­нес дол­жен не про­ти­во­сто­ять в ре­ше­нии кор­не­вой за­да­чи го­су­дар­ства (чи­тай – си­ло­ви­ков), это бес­по­лез­но и га­ран­ти­ро­ван­но про­и­г­ры­ш­но, но мо­жет по­бо­роть­ся за смя­г­че­ние за­ко­но­да­тель­но­го уда­ра по сво­им ин­те­ре­сам.

И что­бы лоб­би­стам в сфе­ре ДМДК ста­ла по­нят­нее не­об­хо­ди­мость «не тре­бо­вать сли­ш­ком мно­го­го», вся без ис­клю­че­ния сфе­ра ДМДК бы­ла объ­яв­ле­на то­г­да­ш­ним ку­ра­то­ром от­рас­ли, статс-­сек­ре­та­рем и за­ме­сти­те­лем ми­ни­ст­ра фи­нан­сов РФ Ю. И. Зу­ба­ре­вым сфе­рой обо­ро­та «объ­ек­тов по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции сто­и­мо­сти», т.е. де-­фа­кто – по-­пре­ж­не­му ва­лют­ных цен­но­стей, но уже без за­ко­но­да­тель­ной ос­но­вы.

При этом не ва­ж­но, что ис­тин­ные ва­лют­ные цен­но­сти дол­ж­ны об­ла­дать вы­со­ким уро­в­нем ли­к­вид­но­сти без по­те­ри сво­ей сто­и­мо­сти, а юве­ли­р­ные из­де­лия быст­ро ре­а­ли­зо­вать мо­ж­но лишь как сы­рье, с по­те­рей по­ло­ви­ны их сто­и­мо­сти. Да и дра­го­цен­ные ка­м­ни быст­ро про­дать по их ры­ноч­ной це­не не­воз­мо­ж­но.

В це­лом же от­рас­ле­вая власть в 2012-2017 го­дах осо­з­на­ла на­ли­чие от­рас­ле­во­го лоб­би­ро­ва­ния как не­из­бе­ж­ный фа­к­тор, ко­то­рый не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать и с ко­то­рым жить. Лоб­бизм в юве­ли­р­ной сфе­ре от­ли­ча­ет­ся от лоб­биз­ма, ска­жем, в сфе­ре до­бы­чи зо­ло­та или ал­ма­зов. У юве­ли­ров нет иг­ро­ков, спо­соб­ных по фи­нан­со­вой мо­щи и мо­щи вли­я­ния встать ря­дом с та­ки­ми ги­ган­та­ми, как «Polyus Gold», «По­ли­ме­талл» или АЛРОСА.

К сча­стью для от­рас­ли, лоб­бизм юве­ли­ров не име­ет ри­с­ков кор­ру­п­ци­он­но­го ха­ра­к­те­ра. И де­ло не в иде­аль­но­сти лю­дей, ра­бо­та­ю­щих по обе сто­ро­ны в юве­ли­р­ной сфе­ре, а в объ­ек­тив­ных об­сто­я­тель­ствах. Во-­пе­р­вых, ни­кто из юве­ли­ров не за­хо­чет взят­ку да­вать: от­рас­ле­вой лоб­бизм все­г­да про­ис­хо­дит в ин­те­ре­сах не од­но­го от­дель­но взя­то­го иг­ро­ка, а, как ми­ни­мум, боль­шой груп­пы ко­м­па­ний, ра­бо­та­ю­щих по опре­де­лен­ной биз­нес-­мо­де­ли, а по­то­му пла­тить за мно­гих, но са­мо­му, ни­кто ни­ко­г­да не за­хо­чет. А, во-в­то­рых, и брать взят­ку ни­кто то­же не ста­нет – за­кон из­ме­нить в сфе­ре ДМДК – это вам не под­ряд ка­кой-­ни­будь вы­год­ный на стро­и­тель­ство или еще на что без кон­кур­са вы­де­лить.

От Пору­че­ния Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017 к дню се­го­д­ня­ш­не­му…

В от­ли­чие от «пе­р­во­го за­хо­да» со­з­да­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том ДМДК, к за­хо­ду вто­ро­му власт­ные струк­ту­ры под­го­то­ви­лись ос­но­ва­тель­но, учтя все та­к­ти­че­ские про­ма­хи про­ш­ло­го.

Во-­пе­р­вых, ини­ци­и­ро­ва­ние со­з­да­ния но­вой фе­де­раль­ной слу­ж­бы на этот раз шло с са­мо­го вер­ха – как впо­след­ствии вы­яс­ни­лось, та­кой пункт при­сут­ство­вал в Пору­че­нии Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017, имев­ше­го гриф «Д­ля слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния».

Во-в­то­рых, со­з­да­ние слу­ж­бы в ра­м­ках дан­но­го до­ку­мен­та пла­ни­ру­ет­ся не как са­мо­цель, а как тех­ни­че­ская не­об­хо­ди­мость в ра­м­ках со­з­да­ния еди­ной си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) за про­из­вод­ством, пе­ре­ра­бо­т­кой, ис­поль­зо­ва­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а та­к­же за до­бы­чей (в ча­сти, ка­са­ю­щей­ся сор­ти­ро­в­ки, пе­р­ви­ч­ной клас­си­фи­ка­ции и пе­р­ви­ч­ной оцен­ки), ис­поль­зо­ва­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней.

В-тре­тьих, опять же как вы­яс­ни­лось позд­нее, Пору­че­ние Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017 по­ро­ди­ло та­кой вал от­рас­ле­во­го нор­мо­твор­че­ства, на­прав­лен­но­го, есте­ствен­но, на уже­сто­че­ние кон­тро­ля в сфе­ре ДМДК, что те­перь на пред­сто­я­щее со­з­да­ние Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за ДМДК как на не­кое зло юве­ли­ры уже не смо­т­рят. Бо­лее то­го, этот во­прос уже ни­ко­го из юве­ли­ров и не вол­ну­ет – по­яви­лись про­б­ле­мы по­се­рьез­нее.

В ос­но­ве но­вой си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) в сфе­ре ДМДК те­перь дол­ж­на ле­жать ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма, впо­след­ствии по­лу­чив­шая на­з­ва­ние «Го­су­дар­ствен­ная ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та» (ГИИС ДМДК).

Не­об­хо­ди­мо за­ме­тить, что вве­де­ние IT-кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий юве­ли­ры и са­ми пред­ла­га­ли с 2010 го­да, прав­да, вза­мен про­би­р­но­го на­д­зо­ра. И под­дер­жи­ва­ют про­ект сей­час. Ра­зу­ме­ет­ся, на­де­ясь, что все бу­дет сде­ла­но без ли­ш­ней спе­ш­ки, с ка­че­ствен­ной под­го­то­в­кой, а фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние ГИИС ДМДК не при­ве­дет к до­пол­ни­тель­ным за­тра­там юве­ли­рам. Вро­де бы, по­ни­ма­ние ре­гу­ля­то­ра по это­му во­про­су име­ет­ся пра­виль­ное, и есть на­де­ж­да на успе­ш­ное внед­ре­ние си­сте­мы.

Лоб­би­ст­скую де­я­тель­ность в юве­ли­р­ной сфе­ре (как ча­сти об­щей сфе­ры ДМДК) се­го­д­ня уве­рен­но воз­глав­ля­ют Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» (ген­ди­рек­тор с 2014 го­да Э. Ю. Ут­кин, пред­се­да­тель Г. Г. Ге­вор­кян) и Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­лам «Де­ло­вой Рос­сии» (этот ко­ми­тет воз­глав­ля­ет Ф. Ф. Гу­ме­ров, он же со­пред­се­да­тель Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»). Есть не­ма­ло то­го, что мо­ж­но за­не­сти в «по­бед­ный ак­тив» Ас­со­ци­а­ции за по­след­ние го­ды. Толь­ко за по­след­ний пе­ри­од уда­лось:

1. В ча­сти осла­б­ле­ния не­га­тив­но­го воз­дей­ствия на усло­вия ве­де­ния биз­не­са от вновь вво­ди­мых норм от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства:

- со­хра­нить для ма­ло­го биз­не­са в сфе­ре ДМДК (про­из­во­ди­те­лей и тор­го­в­ли) прав на при­ме­не­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов: упро­щен­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния – УСН и еди­но­го на­ло­га на вме­ня­е­мый до­ход – ЕНВД (24.06.2019 го­да в Го­с­ду­му РФ вне­сен со­о­т­вет­ству­ю­щий за­ко­но­про­ект №738437-7, не со­дер­жа­щий за­пре­та при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в сфе­ре ДМДК);

- со­хра­нить пра­ва про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий по-­пре­ж­не­му, без по­лу­че­ния ли­цен­зий осу­ще­ств­лять об­ра­бо­т­ку (пе­ре­ра­бо­т­ку) ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов, об­ра­зо­вав­ших­ся и со­бран­ных ими в про­цес­се соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, а та­к­же из­де­лий соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, не­ре­а­ли­зо­ван­ных и воз­вра­щен­ных (за­кон под­пи­сан Пре­зи­ден­том РФ 2 ав­гу­ста 2019 г.);

- со­гла­со­вать с Мин­фи­ном Рос­сии вве­де­ние ди­ф­фе­рен­ци­а­ции штра­фов за ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в сфе­ре ДМДК и сдер­жать рост раз­ме­ра штра­фов за ма­ло­з­на­чи­тель­ные или со­вер­шен­ные не­пре­ду­мы­ш­лен­но пра­во­на­ру­ше­ния в го­то­вя­ще­м­ся к при­ня­тию за­ко­но­про­ек­те № 638854-7;

- по­в­ли­ять на при­ня­тие ре­ше­ния о вве­де­нии в сфе­ре ДМДК бес­плат­ной для участ­ни­ков ры­н­ка си­сте­мы про­сле­жи­ва­ния обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий (ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мой ГИИС ДМДК Мин­фи­на Рос­сии), от­ли­ч­ной от плат­ной си­сте­мы опе­ра­то­ра ЦРПТ, при­ня­той для всех про­чих групп то­ва­ров.

2. В ча­сти улуч­ше­ния су­ще­ству­ю­щей от­рас­ле­вой ре­гу­ля­тор­ной сре­ды:

- до­бить­ся вве­де­ния ре­жи­ма доб­ро­воль­но­го (вза­мен ра­нее дей­ство­вав­ше­го обя­за­тель­но­го) про­би­р­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра мас­сой до 3 грамм, и со­гла­со­вать с Мин­фи­ном Рос­сии пе­ре­ход на доб­ро­воль­ное клей­ме­ние из­де­лий из се­реб­ра лю­бой мас­сы­;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки про­ек­та по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ, пол­но­стью ле­ги­ти­ми­ру­ю­ще­го Ин­тер­нет-тор­го­в­лю юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми и сер­ти­фи­ци­ро­ван­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки «Стра­те­гии раз­ви­тия от­рас­ли дра­го­цен­ных ка­м­ней и юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сии на пе­ри­од до 2030 го­да» Мин­про­м­тор­га РФ на ба­зе про­гра­м­м­ных до­ку­мен­тов Ас­со­ци­а­ции.

3. В ча­сти за­щи­ты ин­те­ре­сов рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий на про­стран­стве Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за (ЕАЭС):

- до­бить­ся вы­рав­ни­ва­ния от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства и нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы стран ЕАЭС в сфе­ре ДМДК, что по­вы­си­ло кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­си­и;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки в ЕЭК раз­ра­бо­тан­но­го еди­но­го для ЕАЭС «Пла­на ме­ро­при­я­тий по про­дви­же­нию юве­ли­р­ной про­дук­ции го­су­дарств – чле­нов ЕЭК на ры­н­ки тре­тьих стран».

4. В ча­сти раз­ви­тия экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий в тре­тьи стра­ны:

- до­бить­ся вы­де­ле­ния суб­си­дий для участ­ни­ков кру­п­ных ме­ж­ду­на­род­ных юве­ли­р­ных вы­ста­вок от Рос­сий­ско­го экс­пор­т­но­го цен­т­ра (РЭЦ), Мин­про­м­тор­га РФ и Пра­ви­тель­ства Моск­вы­;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки за­ко­но­про­ек­та, да­ю­ще­го пра­во экс­по­нен­там на роз­ни­ч­ную ре­а­ли­за­цию то­ва­ров, экс­по­ни­ру­ю­щих­ся на ме­ж­ду­на­род­ных вы­став­ках, без за­клю­че­ния кон­тра­к­тов.

Ва­ж­но от­ме­тить, что все до­сти­же­ния – это ре­зуль­тат со­в­ме­ст­ной ра­бо­ты Ас­со­ци­а­ции с ре­гу­ля­то­ром, пре­ж­де все­го – с Мин­фи­ном и Мин­про­м­тор­гом РФ, с де­пу­тат­ским кор­пу­сом и чле­на­ми Со­ве­та Фе­де­ра­ции. По сча­стью, от­дель­ные де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы и от­дель­ные Чле­ны Со­ве­та Фе­де­ра­ции, как и от­рас­ле­вые ру­ко­во­ди­те­ли упо­мя­ну­тых ми­ни­стер­ств, се­го­д­ня го­то­вы се­рьез­но от­но­сить­ся к прось­бам биз­не­са сфе­ры ДМДК.

К со­жа­ле­нию, участ­ни­ки рос­сий­ско­го ры­н­ка дра­го­цен­ных и про­чих юве­ли­р­ных и кол­лек­ци­он­ных ка­м­ней сво­ей соб­ствен­ной об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции фе­де­раль­но­го уро­в­ня не име­ют. Ча­сти­ч­но их ин­те­ре­сы от­ста­и­ва­ют про­филь­ный ко­ми­тет «Де­ло­вой Рос­сии» и Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», но по­нят­но, что для них при­о­ри­тет­ны­ми яв­ля­ют­ся пре­ж­де все­го ин­те­ре­сы юве­ли­ров. Об­ще­ствен­ная от­рас­ле­вая ор­га­ни­за­ция – струк­ту­ра доб­ро­воль­ная, воз­ни­ка­ет от осо­з­на­ния биз­не­сом не­об­хо­ди­мо­сти ее со­з­да­ния. Зна­чит, участ­ни­ки рос­сий­ско­го «ка­мен­но­го» ры­н­ка та­кую по­треб­ность еще не осо­з­на­ли…

За­клю­че­ни­е

Исто­рия раз­ви­тия рос­сий­ско­го от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ДМДК скла­ды­ва­лась так, что пе­ри­о­ды ли­бе­ра­ли­за­ции бы­ли ко­ро­т­ки­ми и с не очень глу­бо­ки­ми ре­фор­ма­ми, а вот пе­ри­о­ды «за­кру­чи­ва­ния га­ек» - ку­да как бо­лее дли­тель­ны­ми и зна­чи­тель­ны­ми «по до­сти­же­ни­ям». Что не уди­ви­тель­но – в Рос­сии си­ло­ви­кам все­г­да бы­ло не­со­по­ста­ви­мо про­ще про­дви­гать свои идеи, чем биз­не­су.

В­про­чем, да­же пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­во­го биз­не­са, осо­бен­но ма­ло­го биз­не­са, по­кор­но вос­при­ни­ма­ют лю­бые не­га­тив­ные но­во­сти о вве­де­нии в сфе­ре ДМДК оче­ред­ной за­пре­ти­тель­ной нор­мы. Пред­при­ни­ма­те­лей в юве­ли­р­ной сфе­ре и сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­яв­ля­ю­щих стре­м­ле­ние не то что­бы от­кры­то по­бо­роть­ся за свои биз­нес-ин­те­ре­сы, а хо­тя бы про­сто пуб­ли­ч­но обо­з­на­чить ли­ч­ную по­зи­цию, у нас мо­ж­но по паль­цам пе­ре­с­чи­тать. При­чи­ны не­у­ча­стия в об­ще­ствен­ной от­рас­ле­вой жиз­ни у ка­ж­до­го свои, но оче­вид­но, что уве­рен­ность в «бес­по­лез­но­сти тре­пы­ха­ния» и страх ока­зать­ся на­ка­за­н­ным вла­стью за «не­у­ме­ст­ную» ини­ци­а­ти­ву со­про­тив­ле­ния - яв­ля­ют­ся глав­ны­ми.

Ис­клю­че­ния, ко­неч­но, есть, но они со­став­ля­ют еди­ни­цы «бой­цов». Тем цен­нее для ис­то­рии раз­ви­тия от­рас­ли ка­ж­дая ли­ч­но­сть, го­то­вая, не ле­нясь и ни­ко­го не бо­ясь, от­ста­и­вать здра­вый смысл на рос­сий­ском ры­н­ке ДМДК. Са­мым по­сле­до­ва­тель­ным бор­цом за раз­ви­тие оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти мо­ж­но без те­ни со­м­не­ния счи­тать Ф. Ф. Гу­ме­ро­ва, ос­но­ва­те­ля юве­ли­р­но­го брен­да «Ал­маз-Хол­динг». Ак­тив­но вклю­чив­шись в от­рас­ле­вую об­ще­ствен­ную ра­бо­ту еще в кон­це 90-х го­дах, Флун Гу­ме­ров на­пи­сал за про­шед­шие го­ды де­сят­ки пи­сем в ад­рес всех при­част­ных к сфе­ре ДМДК ин­стан­ций, вклю­чая Пре­зи­ден­та РФ, а чис­ло вы­сту­п­ле­ний на все­воз­мо­ж­ных от­рас­ле­вых со­ве­ща­ни­ях не под­да­ет­ся под­с­че­ту. Имен­но Флун Гу­ме­ров в 2009 го­ду пре­зен­то­вал вла­сти раз­ра­бо­тан­ную со­в­ме­ст­но с ав­то­ром этой ста­тьи первую рос­сий­скую «Стра­те­гию раз­ви­тия от­рас­ли ДМДК».

Лишь ген­ди­рек­тор юве­ли­р­ных вы­ста­вок и от­рас­ле­во­го ме­ди­а­хол­дин­га «РЕСТЕК Джун­векс» В. В. Буд­ный мо­жет по­с­по­рить за то, кто доль­ше за­ни­ма­ет­ся от­рас­ле­вым лоб­биз­мом (ин­те­ре­сов юве­ли­ров) на рос­сий­ском ры­н­ке. Хо­тя в раз­ные пе­ри­о­ды вре­ме­ни роль глав­ной дви­жу­щей си­лы от­рас­ле­во­го лоб­биз­ма вы­пол­ня­ли и дру­гие из­ве­ст­ные в про­фес­си­о­наль­ных кру­гах лю­ди: А. Ю. Си­до­рен­ко (ко­м­па­ния «А­да­мас»), А. Л. Гу­тер­ман (ко­м­па­ния «То­паз»), В. Б. Ра­да­ше­вич (Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия Юве­ли­ров Рос­сии»).

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->