Ювелирная отрасль и государство: неприоритетная сфера

Раздел: Рынки
11 июля 2019 г.

На­де­ж­да на от­те­пель - «ре­гу­ля­тор­ная ги­льо­ти­на»

На­до за­ме­тить, всей сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней (ДМДК) не по­вез­ло с са­мо­го на­ча­ла при­хо­да ка­пи­та­лиз­ма на про­стран­ство бы­в­ше­го СССР. В 1993 го­ду на­ча­лась, как ее поз­же на­з­ва­ли, «ал­маз­ная афе­ра», глав­ным фи­гу­ран­том ко­то­рой был учре­ди­тель ко­м­па­нии Golden ADA, Inc Ан­д­рей Коз­ле­нок. Исто­рия раз­во­ро­вы­ва­ния ал­ма­зов и про­чих цен­но­стей Рос­сии на су­м­му в 90 млн дол­ла­ров, в ко­то­рой ока­за­лась за­ме­ша­на вер­ши­на рос­сий­ской вла­сти, не мо­г­ла прой­ти бес­след­но для фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ле­вой нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы.

Не­ва­ж­но, бы­ла ли это в са­мом де­ле спла­ни­ро­ван­ная афе­ра, или это бы­ла обы­ч­ная оши­б­ка ру­ко­вод­ства, по не­о­пы­т­но­сти, но в от­ли­чие от всех про­чих от­рас­лей эко­но­ми­ки, сфе­ра ДМДК в эпо­ху ли­бе­ра­ли­за­ции эко­но­ми­че­ско­го за­ко­но­да­тель­ства и при­ва­ти­за­ции с са­мо­го на­ча­ла так и не по­лу­чи­ла той сте­пе­ни сво­бо­ды, ко­то­рую име­ли все иные сфе­ры.

Бо­лее то­го, ос­но­в­ной для всей рос­сий­ской сфе­ры ДМДК Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» при­ни­мал­ся в мар­те 1998 го­да¸ ак­ку­рат в мо­мент ве­де­ния пе­ре­го­во­ров о де­пор­та­ции в Рос­сию бе­г­ло­го к то­му вре­ме­ни Коз­лен­ка. Вся де­ло­вая прес­са, да и не толь­ко де­ло­вая, все СМИ без уста­ли пи­са­ли и го­во­ри­ли то­г­да об «ал­маз­ной афе­ре», а те­ма дра­го­цен­ных ка­м­ней и дра­го­цен­ных ме­тал­лов как аб­со­лют­но кри­ми­но­ген­ная зо­на об­са­сы­ва­лась все­ми те­ле­ка­на­ла­ми. Мог ли при­ни­ма­е­мый за­кон о ДМДК ока­зать­ся в та­ких усло­ви­ях ли­бе­раль­ным? Уди­ви­тель­но, что хо­тя бы пра­во част­ной соб­ствен­но­сти на ДМДК ока­за­лось за­кре­п­ле­но в этом за­ко­не. За­то фи­зи­че­ские ли­ца по­лу­чи­ли са­мые ми­ни­маль­ные пра­ва «об­ще­ния» с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми – на уро­в­не вла­де­ния юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, не бо­лее.

У сфе­ры ДМДК был в 2005 и в 2008 го­ду шанс ли­бе­ра­ли­за­ции, ко­г­да был под­го­то­в­лен ряд за­ко­но­про­ек­тов, рас­ши­ря­ю­щих пра­ва фи­зи­че­ских лиц на вла­де­ние дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми, ко­г­да об­су­ж­дал­ся «воль­ный при­нос» до­бы­тых гра­ж­да­на­ми зо­ло­та и цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. Но в тот пе­ри­од си­ло­вые струк­ту­ры (МВД и ФСБ) уже об­рос­ли под­раз­де­ле­ни­я­ми, ку­ри­ру­ю­щи­ми сфе­ру ДМДК, и по­след­нее сло­во ока­за­лось, ко­неч­но, за ни­ми – ли­бе­ра­ли­за­ция не со­сто­я­лась.

С­пра­вед­ли­во­сти ра­ди, в со­вет­ские вре­ме­на сфе­ра ДМДК бы­ла еще бо­лее от­да­ле­на от на­род­но­го ис­поль­зо­ва­ния, и за­пре­тов бы­ло еще боль­ше, чем сей­час. Но ведь то­г­да со­ци­а­лизм был – мно­гое бы­ло «нель­зя», во все­м… Впро­чем, ис­то­рия дви­жет­ся кру­га­ми – на за­ре со­вет­ской вла­сти но­вое пра­ви­тель­ство та­к­же на­чи­на­ло с рас­про­даж дра­го­цен­но­го на­след­ства ца­р­ско­го ре­жи­ма. Так что, сна­ча­ла раз­во­ро­вы­вать, а по­том все за­пре­тить – это у нас в сфе­ре ДМДК – тра­ди­ци­и!

Что же име­ет сфе­ра ДМДК в ожи­да­ни­ях от го­су­дар­ства се­год­ня?

Во-­пе­р­вых, все-та­ки, это вли­я­ние об­щих трен­дов рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Т.е. рез­кое уси­ле­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го воз­дей­ствия на от­расль, уже­сто­че­ние кон­тро­ля за на­ло­га­ми, уси­ле­ние от­вет­ствен­но­сти за пра­во­на­ру­ше­ния и пре­сту­п­ле­ния в дан­ной сфе­ре. «В­се как у дру­гих», но – со спе­ци­фи­че­ски­ми, при­су­щи­ми толь­ко сфе­ре ДМДК осо­бен­но­стя­ми, уси­ли­ва­ю­щи­ми кон­троль­но-­на­д­зор­ные фун­к­ции го­су­дар­ства.

Глав­ная, и са­ма груст­ная от­рас­ле­вая осо­бен­ность – на­ли­чие Пору­че­ния Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 25.10.2017 № Пр-2167. Ста­тус до­ку­мен­та «Д­ля слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния» не поз­во­ля­ет об­су­дить до­ку­мент в де­та­лях, но в со­вер­шен­но от­кры­том ис­точ­ни­ке – сай­те Фе­де­раль­но­го пор­та­ла про­ек­тов нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов ре­гу­ляр­но вы­кла­ды­ва­ют­ся все но­вые и но­вые за­ко­но­про­ек­ты, ссы­ла­ю­щи­е­ся на упо­мя­ну­тое по­ру­че­ние как на ос­но­ва­ние для раз­ра­бо­т­ки дан­ных про­ек­тов (на­при­мер, https://regulation.gov.ru/projects#npa=90778). Из че­го да­же не ви­дя са­мо­го по­ру­че­ния, ле­г­ко по­нять – до­ку­мент этот о не­об­хо­ди­мо­сти рез­ко­го уже­сто­че­ния кон­тро­ля в сфе­ре ДМДК.

Что ин­те­рес­но: из со­во­ку­п­но­сти за­ко­но­про­ек­тов, ссы­ла­ю­щих­ся на упо­мя­ну­тое по­ру­че­ние, яс­но, что ва­ж­ней­шим ито­гом ис­пол­не­ния по­ру­че­ния дол­ж­но стать вве­де­ние обя­за­тель­ной для всех участ­ни­ков рос­сий­ско­го ры­н­ка ДМДК го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та – ГИИС ДМДК. Т.е. си­сте­мы IT-кон­тро­ля за обо­ро­том на ба­зе мар­ки­ро­в­ки объ­ек­тов обо­ро­та, со­з­да­ние ко­то­рой ра­нее пред­ла­га­ли са­ми юве­ли­ры. И лишь вве­де­ния ГИИС ДМДК бы­ло бы до­ста­точ­но для на­ве­де­ния на ры­н­ке пол­но­го по­ряд­ка, ли­к­ви­да­ции всех «се­рых» по­то­ков, по­вы­ше­ния до­ве­рия по­тре­би­те­лей и т.д.! Но нет, в рас­смат­ри­ва­е­мом по­ру­че­нии эта клю­че­вая цель об­рос­ла мас­сой иных, до­пол­ни­тель­ных за­дач по уже­сто­че­нию кон­тро­ля, что не­труд­но за­ме­тить из пе­реч­ня и со­дер­жа­ния все тех же про­ек­тов до­ку­мен­тов на том же сай­те regulation.gov.ru, ссы­ла­ю­щих­ся на по­ру­че­ние.

И вот по­яви­лась оче­ред­ная на­де­ж­да на от­те­пель - «ре­гу­ля­тор­ная ги­льо­ти­на»! Для ка­ких-то от­рас­лей, мо­жет, она и ста­нет ги­льо­ти­ной, от­ру­ба­ю­щей все не­ну­ж­ное и ме­ша­ю­щее их раз­ви­тию, но толь­ко не для сфе­ры ДМДК. Увы, на фо­ру­ме «ОПОРА Рос­сии» в ок­тяб­ре про­ш­ло­го го­да Вла­ди­мир Пу­тин от­сек сфе­ру ДМДК от про­д­ле­ния мо­ра­то­рия на про­ве­де­ние пла­но­вых про­ве­рок и тем са­мым обо­з­на­чил, как ну­ж­но от­но­сить­ся к этой от­рас­ли: «Ста­ло по­нят­но, что ну­жен по­сто­ян­ный и бо­лее же­ст­кий кон­троль в ко­м­па­ни­ях с вы­со­ким про­фи­лем риска, чья де­я­тель­ность на­пря­мую за­тра­ги­ва­ет жизнь и без­о­пас­ность лю­дей, а та­к­же в спе­ци­фи­че­ских сфе­рах, на­при­мер, обо­рот дра­г­ме­тал­лов и ка­м­ней». Оче­вид­но, по­с­ле та­ких слов пре­зи­ден­та ни­ка­кая «ги­льо­ти­на» до сфе­ры ДМДК до­тя­нуть­ся уже не в со­сто­я­ни­и…

Как это бы­ло уже не раз, мне­ние си­ло­ви­ков о не­об­хо­ди­мо­сти «у­же­сто­чать и уси­ли­вать» ока­за­лось при­о­ри­тет­ным, при­ня­тым во вни­ма­ние и под­дер­жан­ным на са­мом вы­со­ком уро­в­не. Еще раз, увы.

Зо­ло­то без НДС на­ро­ду – про­б­ле­мы юве­ли­ра­м

И­дея про­да­жи гра­ж­да­нам сли­т­ков зо­ло­та без НДС то ли ра­ди дол­ла­ро­за­ме­ще­ния в «ку­бы­ш­ках» гра­ж­дан, то ли ра­ди кон­цен­тра­ции дра­г­ме­тал­лов у гра­ж­дан с ука­за­ни­ем Ф.И.О. ку­пив­ше­го ли­ца и ад­ре­са про­жи­ва­ния дан­но­го ли­ца, об­су­ж­да­ет­ся дав­но. При этом воз­мо­ж­ность про­да­жи зо­ло­та без НДС юри­ди­че­ским ли­цам, вклю­чая про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, счи­та­ет­ся в пра­ви­тель­стве не­при­е­м­ле­мой.

Но­вы­ми иде­я­ми ока­за­лись усло­вия вве­де­ния этой но­ва­ции – дабы зо­ло­тые сли­т­ки без НДС не по­па­ли к юве­ли­рам на про­из­вод­ство, от Фе­де­раль­ной на­ло­го­вой слу­ж­бы по­сту­пи­ло усло­вие – од­но­вре­мен­но с вве­де­ни­ем про­даж зо­ло­та физ­ли­цам без НДС ли­к­ви­ди­ро­вать воз­мо­ж­ность ис­поль­зо­ва­ния ма­лы­ми юве­ли­р­ны­ми про­из­вод­ства­ми и мел­кой юве­ли­р­ной тор­го­в­лей спе­ци­аль­ных, т.е. льго­т­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов – упро­щен­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (УСН) и еди­но­го вме­нен­но­го на­ло­га (ЕНВД).

Ре­жи­мы УСН и ЕНВД для ма­ло­го биз­не­са – са­мые ко­м­фор­т­ные, но эти же на­ло­го­вые ре­жи­мы удоб­ны для го­су­дар­ства – они про­з­ра­ч­ны, ле­г­ки для ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния, а са­ми на­ло­ги про­ще все­го со­би­ра­ет­ся. Из-­за че­го рост сбо­ров на­ло­гов с пред­при­я­тий, ра­бо­та­ю­щих по УСН, в Рос­сии вы­ше, чем рост сбо­ра на­ло­гов с пред­при­я­тий, ис­поль­зу­ю­щих обы­ч­ную си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния (ОСН).

Ко­рень про­б­ле­мы го­су­дар­ства во­в­се не в су­ще­ство­ва­нии спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в юве­ли­р­ной сфе­ре, а в не­о­бос­но­ван­ном при­ме­не­нии схем оп­ти­ми­за­ции те­ми до­ста­точ­но кру­п­ны­ми юве­ли­р­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, ко­то­рые ра­бо­та­ют по обы­ч­ным схе­мам на­ло­го­об­ло­же­ния. Да и ка­кие кро­хи смо­жет вы­и­г­рать го­су­дар­ство от от­ме­ны спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в сфе­ре ДМДК, ес­ли уро­вень воз­ме­ще­ния НДС на ры­н­ке зо­ло­та до­сти­га­ет 40 млрд. руб­лей, а на до­лю юве­ли­р­ных пред­при­я­тий, ра­бо­та­ю­щих в ре­жи­ме УСН, при­хо­ди­т­ся все­го 4% от об­щей на­ло­го­об­ла­га­е­мой ба­зы по обо­ро­ту зо­ло­та…

За­то при ли­к­ви­да­ции льго­т­ных ре­жи­мов на­ло­го­об­ло­же­ния для ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са бу­дет на­не­сен удар пре­ж­де все­го по го­су­дар­ствен­ной со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке, т.к. ма­лый юве­ли­р­ный биз­нес, ли­шен­ный воз­мо­ж­но­сти ра­бо­тать по УСН и ЕНВД в усло­ви­ях па­де­ния по­ку­па­тель­ско­го пла­те­же­с­по­соб­но­го спро­са про­сто не вы­жи­вет. Что даст ко­м­плекс­ный не­га­тив­ный вклад в ре­а­ли­за­цию На­ци­о­наль­ных про­ек­тов - ухуд­ше­ние за­ня­то­сти на­се­ле­ния, сни­же­ние ин­ве­сти­ци­он­ной при­в­ле­ка­тель­но­сти юве­ли­р­ной от­рас­ли как од­ной из сфер эко­но­ми­ки.

При­чем то, ра­ди че­го все за­те­ва­ет­ся – мас­со­вая по­ку­п­ка на­се­ле­ни­ем сли­т­ков зо­ло­та – все рав­но не слу­чи­т­ся. Ведь зо­ло­то без НДС в Рос­сии мо­ж­но ку­пить и се­го­д­ня – это зо­ло­тые мо­не­ты, име­ю­щие хо­ж­де­ние. Но вот толь­ко спред ме­ж­ду про­да­жей и об­рат­ным вы­ку­пом бан­ки на эти мо­не­ты без НДС уста­нав­ли­ва­ют та­кой боль­шой, что ни­ка­кой кон­ку­рен­ции по от­но­ше­нию к дру­гим ин­ве­сти­ци­он­ным ин­стру­мен­там та­кие мо­не­ты не вы­дер­жи­ва­ют, и ра­ци­о­наль­ный ин­те­рес к ним мо­жет быть раз­ве что у ну­миз­ма­тов.


Та­ким об­ра­зом, с от­ме­ной НДС на зо­ло­тые сли­т­ки для фи­зи­че­ских лиц объ­е­мы про­даж этих сли­т­ков гра­ж­да­нам уве­ли­чат­ся не­на­м­но­го, а се­го­д­ня­ш­ний НДС про­сто пре­вра­ти­т­ся в мар­жу бан­ков с со­хра­не­ни­ем по­чти пре­ж­ней це­ны зо­ло­та.

На­ци­о­наль­ные це­ли – это не про «ю­ве­ли­р­ку»

Ко­г­да Рос­сия узна­ла про свои но­вые На­ци­о­наль­ные це­ли и На­ци­о­наль­ные про­ек­ты, биз­нес, осо­бен­но ма­лый и сред­ний, по­мра­ч­нел. Де­ло в том, что в це­лом, без­усло­в­но, по­лез­ный и ну­ж­ный для Рос­сии стра­те­ги­че­ский курс на подъ­ем ка­че­ства жиз­ни гра­ж­дан, как-то уж очень скро­м­но пре­ду­смо­т­рел под­дер­ж­ку раз­ви­тия част­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства. А это для нас ин­ди­ка­тор – Рос­сия, ведь, в не­дав­нем про­ш­лом – стра­на со­ци­а­ли­сти­че­ская, где лю­бая част­ная ини­ци­а­ти­ва счи­та­лась уго­ло­в­ным пре­сту­п­ле­ни­ем.

Во-­пе­р­вых, на­и­бо­лее щед­ро фи­нан­си­ру­е­мые На­ци­о­наль­ные про­ек­ты - это ин­фра­струк­тур­ные. Те­ма ес­ли не госкор­по­ра­ций, то как ми­ни­мум – кру­п­но­го биз­не­са.

Во-в­то­рых, раз­ви­тие ме­ди­ци­ны и об­ра­зо­ва­ния – это опять-та­ки в Рос­сии пре­и­му­ще­ствен­но сфе­ры де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных струк­тур. Да­же те­ма ци­ф­ро­ви­за­ции по На­ци­о­наль­ным про­ек­там – это за­да­чи мас­шта­б­ные, до­сту­п­ные толь­ко кру­п­но­му биз­не­су.

Есть в На­ци­о­наль­ных про­ек­тах те, что, вро­де бы, кор­ре­с­пон­ди­ру­ют ин­те­ре­сам ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. Это «Ма­лое и сред­нее пред­при­ни­ма­тель­ство и под­дер­ж­ка ин­ди­ви­ду­аль­ной пред­при­ни­ма­тель­ской ини­ци­а­ти­вы», «Про­из­во­ди­тель­ность тру­да и под­дер­ж­ка за­ня­то­сти», «Ме­ж­ду­на­род­ная ко­о­пе­ра­ция и экс­порт». Но ме­ры го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки по под­дер­ж­ке этих про­ек­тов вы­г­ля­дят весь­ма скро­м­но и как-то вто­ро­сте­пе­н­но.

А клю­че­вые, са­мые ва­ж­ные по­зи­ции по раз­ви­тию ме­ха­низ­ма управ­ле­ния си­сте­м­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми пред­при­ни­ма­тель­ской сре­ды «Тран­с­фор­ма­ция де­ло­во­го кли­ма­та» и со­вер­шен­ство­ва­нию кон­троль­но-­на­д­зор­ной де­я­тель­но­сти для биз­не­са в сфе­ре ДМДК так и во­в­се раз­би­ва­ют­ся о вы­ше­у­по­мя­ну­тое Пору­че­ние Пре­зи­ден­та.

А в-тре­тьих, и это для юве­ли­ров са­мое глав­ное – На­ци­о­наль­ные це­ли по сво­ей су­ти рас­смат­ри­ва­ют обес­пе­че­ние устой­чи­во­го ро­ста ре­аль­ных до­хо­дов гра­ж­дан не за счет пря­мо­го ро­ста до­хо­дов рос­си­ян в де­не­ж­ном вы­ра­же­нии, а за счет уве­ли­че­ния объ­е­ма и ка­че­ства по­лу­ча­е­мых ими го­су­дар­ствен­ных услуг. Ко­ро­че, борь­ба с бед­но­стью.

Но юве­ли­р­ные из­де­лия ни­как не яв­ля­ют­ся то­ва­ра­ми пе­р­вой не­об­хо­ди­мо­сти, и да­же не вклю­че­ны в по­тре­би­тель­скую кор­зи­ну рос­си­ян, так что ожи­дать юве­ли­рам гос­под­дер­ж­ки в ра­м­ках На­ци­о­наль­ных це­лей и На­ци­о­наль­ных про­ек­тов не при­хо­ди­т­ся. Раз­ве что в ча­сти по­мо­щи в экс­пор­те юве­ли­р­ных из­де­лий.

Вла­ди­ми­рЗ­бой­ко­вд­ляRough&Polished

[ https://rough-polished.com/ru/analytics/114343.html ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->