Росфинмониторинг выпустил методические рекомендации по рискам ОД/ФТ

Раздел: Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
05 марта 2019 г.

Пи­ни­ги­на Еле­на, экс­перт в сфе­ре ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Ко­м­мен­та­рии экс­пе­р­та к Ме­то­ди­че­ским ре­ко­мен­да­ци­ям Рос­фин­мо­ни­то­рин­га по про­ве­де­нию оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ от 01.03.2019.

01.03.2019 на офи­ци­аль­ном сай­те Фе­де­раль­ной служ­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу бы­ло раз­ме­ще­но Ин­фор­ма­ци­он­ное Пись­мо №59 «О ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях по про­ве­де­нию оцен­ки рис­ков ОД/ФТ ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми».

Ре­ко­мен­да­ции под­го­тов­ле­ны Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом в це­лях ока­за­ния ме­то­ди­че­ской по­мо­щи субъ­ек­там пер­вич­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га по ор­га­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нию ими внут­рен­не­го кон­тро­ля в ча­сти вы­яв­ле­ния и оцен­ки сво­их рис­ков от­мы­ва­ния де­нег и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, до­ку­мен­ти­ро­ва­ния оце­нок, обес­пе­че­ния их ак­ту­аль­но­сти, а так­же фор­ми­ро­ва­ния по­ряд­ка ин­фор­ми­ро­ва­ния упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на о ре­зуль­та­тах про­во­ди­мой оцен­ки рис­ков.

За­да­ча Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций – фор­ми­ро­ва­ние внут­рен­них по­ли­тик и про­це­дур, ко­то­рые поз­во­ля­ют субъ­ек­там пер­вич­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га эф­фек­тив­но кон­тро­ли­ро­вать и сни­жать вы­яв­ля­е­мые рис­ки ОД/ФТ.

О пра­к­ти­че­ском при­ме­не­нии ре­ко­мен­да­ций, да­лее чи­тай­те ко­м­мен­та­рий экс­пе­р­та в сфе­ре ПОД/ФТ/ФРОМУ – Пи­ни­ги­ной Еле­ны.

Вы­пу­щен­ные ре­ко­мен­да­ции име­ют су­ще­ствен­ное прак­ти­че­ское зна­че­ние так как, ра­нее субъ­ек­ты Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ име­ли воз­мож­ность ру­ко­вод­ство­вать­ся толь­ко Ин­фор­ма­ци­он­ным пись­мом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 02.08.2011 № 17 «О при­зна­ках опе­ра­ций, ви­дов и усло­вий де­я­тель­но­сти, име­ю­щих по­вы­шен­ный риск со­вер­ше­ния кли­ен­та­ми опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма».

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции рас­ши­ри­ли пе­ре­чень при­зна­ков и усло­вий вы­со­ко­го уров­ня рис­ка ОД/ФТ, тре­бо­ва­ния к про­грам­ме оцен­ки рис­ков пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, что поз­во­лит субъ­ек­там пер­вич­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га бо­лее эф­фек­тив­но ре­а­ли­зо­вы­вать про­грам­му оцен­ки риска.

На ка­ких субъ­ек­тов рас­про­стра­ня­ют­ся Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции?

Ре­ко­мен­да­ции вы­пу­ще­ны для ор­га­ни­за­ций ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, пе­ре­чис­лен­ных в ста­тье 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (за ис­клю­че­ни­ем не­кре­дит­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций), к ко­то­рым от­но­сят­ся так­же ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли, осу­ществ­ля­ю­щие скуп­ку, куп­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий (роз­нич­ная и опто­вая про­да­жа, из­го­тов­ле­ние, ре­монт и про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий, скуп­ка, и др.).

Не­об­хо­ди­мо ли вно­сить из­ме­не­ния в Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в свя­зи с вы­пу­щен­ны­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми?

Тре­бо­ва­ния к Пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ уста­нов­ле­ны По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утвер­жде­нии тре­бо­ва­ний к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­зна­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и".

И­мен­но п. 15 рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние про­грам­мы оцен­ки риска, ко­то­рая обя­за­тель­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся в пра­ви­лах: «Про­грам­ма оцен­ки рис­ка преду­смат­ри­ва­ет по­ря­док и пе­ри­о­дич­ность осу­ществ­ле­ния мо­ни­то­рин­га опе­ра­ций (сде­лок) кли­ен­та в це­лях про­ве­де­ния оцен­ки сте­пе­ни (у­ров­ня) рис­ка и по­сле­ду­ю­ще­го кон­тро­ля за ее из­ме­не­ни­ем».

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции так же со­дер­жат в се­бе ука­за­ние на не­об­хо­ди­мость вклю­чить в пра­ви­ла опре­де­лен­ные раз­де­лы, и рас­ши­ря­ют пе­ре­чень при­зна­ков вы­со­ко­го уров­ня риска, раз­де­ляя их по ка­те­го­ри­ям.

В про­гра­м­му оцен­ки ри­с­ка не­об­хо­ди­мо вклю­чить сле­ду­ю­щие раз­де­лы:
1. Ме­то­ди­ка оцен­ки и при­сво­е­ния кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка до при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние кли­ен­та и в хо­де его об­слу­жи­ва­ния, в ко­то­рой ре­ко­мен­ду­ет­ся пре­ду­смо­т­реть:
а) клас­си­фи­ка­цию ри­с­ков по сле­ду­ю­щим ка­те­го­ри­ям:

  1. ри­с­ки, свя­за­н­ные со стра­на­ми и от­дель­ны­ми гео­гра­фи­че­ски­ми тер­ри­то­ри­я­ми (да­лее – стра­но­вые ри­с­ки);
  2. ри­с­ки, свя­за­н­ные кли­ен­та­ми (да­лее – кли­ен­т­ские ри­с­ки);
  3. ри­с­ки, свя­за­н­ные с про­дук­та­ми, услу­га­ми, опе­ра­ци­я­ми (сдел­ка­ми) или ка­на­ла­ми по­ста­вок, со­вер­ша­е­мы­ми кли­ен­том (да­лее – опе­ра­ци­он­ные ри­с­ки).

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га впра­ве раз­ра­ба­ты­вать до­пол­ни­тель­ные клас­си­фи­ка­то­ры ри­с­ков ОД/ФТ по сво­е­му усмо­т­ре­нию.
б) струк­ту­ру сте­пе­ней (у­ро­в­ней) риска [1].
в) по­ря­док при­сво­е­ния сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ, а та­к­же пе­ре­смо­т­ра при­сво­ен­ной кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ.
2. По­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния ре­зуль­та­тов оцен­ки ри­с­ка ОД/ФТ.
3. Управ­ле­ние ри­с­ка­ми ОД/ФТ, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­ва­ет при­ня­тие мер по сни­же­нию ри­с­ков ОД/ФТ и смя­г­че­нию их воз­мо­ж­ных по­след­ствий (раз­дел V).

Та­ким об­ра­зом, не­об­хо­ди­мость вне­сти из­ме­не­ния в ПВК в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ, су­ще­ству­ет, и я ре­ко­мен­дую не иг­но­ри­ро­вать ре­ко­мен­да­ции упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на в сфе­ре ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Срок вне­се­ния из­ме­не­ний в ПВК не уста­но­в­лен, т.к. Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции не яв­ля­ют­ся нор­ма­тив­ным ак­том, я ре­ко­мен­дую учесть до­ку­мент при оче­ред­ном вне­се­нии из­ме­не­нии в Пра­ви­ла, ко­г­да это обя­за­тель­но. На­при­мер, вме­сте с ре­да­к­ци­ей, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо утвер­дить в срок до 23 мар­та 2019 го­да. По­дроб­нее >>

Ка­кие еще до­ку­мен­ты не­об­хо­ди­мо учесть при раз­ра­бо­т­ке но­вой про­гра­м­мы оцен­ки ри­с­ка в Пра­ви­лах внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ?

Со­глас­но са­мим ре­ко­мен­да­ци­ям при оцен­ке ри­с­ков дол­ж­ны учи­ты­вать­ся:

  • ре­зуль­та­ты на­ци­о­наль­ной оцен­ки ри­с­ков - От­че­ты о на­ци­о­наль­ной оцен­ке ри­с­ков ОД/ФТ раз­ме­ще­ны на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га и Ли­ч­ных ка­би­не­тах субъ­ек­тов пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га;
  • сек­то­раль­ных оце­нок ри­с­ков ОД/ФТ – раз­ме­ще­ны в Ли­ч­ных ка­би­не­тах субъ­ек­тов пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га;
  • ре­ко­мен­да­ции упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на, из­ло­жен­ные в Ин­фор­ма­ци­он­ном пись­ме Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 02.08.2011 № 17 «О при­з­на­ках опе­ра­ций, ви­дов и усло­вий де­я­тель­но­сти, име­ю­щих по­вы­шен­ный риск со­вер­ше­ния кли­ен­та­ми опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма», а та­к­же на­сто­я­щие Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ци­и;
  • а та­к­же име­ю­щи­е­ся ти­по­ло­гии ОД/ФТ, раз­ме­ща­е­мые в Ли­ч­ном ка­би­не­те на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, на офи­ци­аль­ных сай­тах ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, за­ни­ма­ю­щих­ся во­про­са­ми ПОД/ФТ, и иных до­сту­п­ных ис­точ­ни­ках.

Рос­фин­мо­ни­то­ринг вво­дит но­вый вид от­чет­но­сти раз в год о ри­с­ках ОД/ФТ?

О­бя­за­н­но­сти ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг о ри­с­ках ОД/ФТ за­ко­ном не уста­но­в­ле­на. Од­на­ко, сто­ит уче­сть, что ре­ко­мен­да­ции Рос­фин­мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны при­ни­мать­ся во вни­ма­ние субъ­ек­та­ми за­ко­на №15-ФЗ и при воз­мо­ж­но­сти их ис­пол­не­ния, дол­ж­ны ис­пол­нять­ся. Пе­ри­о­ди­ч­ность по­ря­док пред­став­ле­ния, со­дер­жа­ние от­че­та, ука­за­но в ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях.

Субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ре­ко­мен­ду­ет­ся ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг об ак­ту­аль­ных ри­с­ках ОД/ФТ, име­ю­щих­ся в их де­я­тель­но­сти не ре­же од­но­го ра­за в год или по ме­ре вы­яв­ле­ния но­вых ри­с­ков ОД/ФТ.

Ука­за­н­ную ин­фор­ма­цию ре­ко­мен­ду­ет­ся на­прав­лять в элек­трон­ной фор­ме че­рез Ли­ч­ный ка­би­нет субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га (раз­дел – «Рис­ки ОД/ФТ» / «Ис­хо­дя­щие»).

При этом в от­чет о ри­с­ках ОД/ФТ це­ле­со­об­раз­но вклю­чить сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

  • пе­ре­чень вы­яв­ля­е­мых ри­с­ков, с при­сво­ен­ной им сте­пе­нью (у­ро­в­нем);
  • обос­но­ва­ние при­сво­е­ния вы­яв­ля­е­мым ри­с­кам со­о­т­вет­ству­ю­щих уро­в­ней риска;
  • опи­са­ние при­ме­ня­е­мых мер по управ­ле­нию ри­с­ка­ми;
  • опи­са­ние про­б­лем, воз­ни­ка­ю­щих при вы­яв­ле­нии со­о­т­вет­ству­ю­щих ри­с­ков,
  • иная зна­чи­мая по мне­нию субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ин­фор­ма­ция.

Не­об­хо­ди­мо ли про­ве­сти внут­рен­нее обу­че­ние в фор­ме до­пол­ни­тель­но­го ин­струк­та­жа в свя­зи с вы­хо­дом Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций?

Та­кой обя­за­н­но­сти нет, так как до­ку­мент нор­ма­тив­ным ак­том не яв­ля­ет­ся, но я ре­ко­мен­дую озна­ко­мить со­труд­ни­ков с тек­стом ре­ко­мен­да­ций для то­го, чтоб со­труд­ни­ки, про­во­дя­щие иден­ти­фи­ка­цию и участ­ву­ю­щие в со­вер­ше­нии сде­лок (о­пе­ра­ций) с кли­ен­та­ми, мо­г­ли эф­фек­тив­но управ­лять ри­с­ка­ми ОД/ФТ.

Оз­на­ко­мить­ся с Ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми >>

За­ка­зать но­вые ПВК с уче­том из­ме­не­ний от 23.02.2019 и Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций >>


[1]­на­при­мер, вы­со­кий, по­вы­шен­ный, уме­рен­ный, низ­кий­;

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->