О новациях в КоАП: прихлопнуть сразу, чтобы не мучились…

Раздел: Власть
28 марта 2019 г.

Вла­ди­мир Збой­ков, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ко­ми­те­та «Де­ло­вой Рос­сии» по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­лам.

«Гу­ма­низм» но­ва­ций в ста­тью 19.14. КоАП ви­жу в том, что хо­зяй­ству­ю­щим субъ­ек­там, ра­бо­та­ю­щим с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, раз­ре­ши­ли не му­чить­ся, гро­зя при­х­ло­п­нуть их все­го лишь не­сколь­ки­ми штра­фа­ми. На­по­вал.

Со­по­ста­вим нор­мы и штра­фы из про­ек­та ста­тьи 19.14. КоАП с дей­ству­ю­щей ре­да­к­ци­ей дан­ной ста­тьи:

Пред­ла­га­е­мые про­ек­том за­ко­на на­ка­за­ния яв­но не­со­раз­мер­ны мас­шта­бам по­тен­ци­аль­ной тя­же­сти воз­мо­ж­ных пра­во­на­ру­ше­ний в этой сфе­ре - по­стра­дав­ших при по­доб­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, как пра­ви­ло, не бы­ва­ет.

Из со­по­став­ле­ния вво­ди­мых за­ко­но­про­ек­том раз­ме­ров штра­фов с дей­ству­ю­щи­ми сле­ду­ет, что раз­мер штра­ф­ных сан­к­ций за иден­ти­ч­ные пра­во­на­ру­ше­ния по ча­сти 1 ста­тьи 19.14. КоАП уве­ли­чен в про­ек­те:

- в 23 … 24 ра­за для фи­зи­че­ских ли­ц;

- в 46 … 50 раз для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей­;

- в 20 … 25 раз для юри­ди­че­ских лиц.

В усло­ви­ях от­сут­ствия в рос­сий­ском за­ко­но­да­тель­стве еди­но­го сво­да уста­но­в­лен­ных пра­вил с за­кры­тым и ис­чер­пы­ва­ю­щим пе­реч­нем обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, до­пу­стить не­пре­ду­мы­ш­лен­ное пра­во­на­ру­ше­ние в ча­сти «На­ру­ше­ния уста­но­в­лен­ных пра­вил из­в­ле­че­ния, про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния, об­ра­ще­ния (тор­го­в­ли, пе­ре­воз­ки, пе­ре­сы­л­ки, за­ло­го­вых опе­ра­ций, сде­лок, со­вер­ша­е­мых бан­ка­ми с фи­зи­че­ски­ми и юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми), по­лу­че­ния, уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, же­м­чу­га, дра­го­цен­ных ка­м­ней или из­де­лий, их со­дер­жа­щих» пред­став­ля­ет­ся вы­со­ко ве­ро­ят­ным да­же для опы­т­ных участ­ни­ков ры­н­ка. Тем бо­лее, вы­сок риск не­пре­ду­мы­ш­лен­ных на­ру­ше­ний «уста­но­в­лен­ных пра­вил» со сто­ро­ны фи­зи­че­ских лиц, не зна­ко­мых с от­рас­ле­вой нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зой, а та­к­же ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц, толь­ко на­чи­на­ю­щих свою де­я­тель­ность на ры­н­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них.

С уче­том:

  • ли­к­ви­да­ции «на­д­зор­ных ка­ни­кул» по 294-ФЗ для но­вых (не­о­пы­т­ных) участ­ни­ков ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней,
  • пла­ни­ру­е­мо­го сня­тие огра­ни­че­ний по чис­лу и ча­сто­те пла­но­вых про­ве­рок для субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней,
  • ре­аль­но (по фа­к­ту) уве­ли­чив­шей­ся ин­тен­сив­но­сти вне­пла­но­вых про­ве­рок всех участ­ни­ков ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней,

о­ка­зать­ся «пой­ман­ным» на ка­ком-­ни­будь пу­стя­ке ста­но­ви­т­ся ле­г­ко и про­сто.

Ма­ло то­го, об­су­ж­да­ет­ся воз­мо­ж­ность со­з­да­ние Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. На­до по­ла­гать, вни­ма­ния с ее со­з­да­ни­ем к участ­ни­кам ры­н­ка ста­нет еще боль­ше.

В то же вре­мя пред­ла­га­е­мый про­ек­том за­ко­на раз­мер штра­фов пла­ни­ру­ет­ся уста­но­вить на за­пре­дель­ном уро­в­не как для фи­зи­че­ских лиц, так и для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц. Воз­мо­ж­но, раз­ра­бо­т­чи­ки за­ко­но­про­ек­та про­сто не по­ни­ма­ют, что да­же один штраф в раз­ме­ре 500…700 ты­сяч руб­лей для ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля и в ми­л­ли­он руб­лей для ма­ло­го юри­ди­че­ско­го ли­ца мо­жет ока­зать­ся убий­ствен­ным для биз­не­са.

Так, по дан­ным Рос­ста­та, сред­не­ме­сяч­ная на­чис­лен­ная в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­ра­бо­т­ная пла­та в I по­лу­го­дии 2018 го­да со­ста­ви­ла 42 550 руб­лей или 37018 руб­лей по­с­ле вы­че­та на­ло­га. Та­ким об­ра­зом, пред­ла­га­е­мый ад­ми­ни­стра­тив­ный штраф, на­при­мер, за не­кие не­пре­ду­мы­ш­лен­но со­вер­шен­ные на­ру­ше­ния уста­но­в­лен­ных для фи­зи­че­ских лиц пра­вил ис­поль­зо­ва­ния, тор­го­в­ли, пе­ре­сы­л­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней или из­де­лий, их со­дер­жа­щих, со­ста­вит сред­ний по стра­не фа­к­ти­че­ский до­ход этих фи­зи­че­ских лиц за пе­ри­од от 3,2 до 4,6 ме­ся­цев.

А­на­ло­ги­ч­ная кар­ти­на вы­ри­со­вы­ва­ет­ся и в от­но­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц. Так, по дан­ным Рос­ста­та го­до­вой обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий в тор­го­в­ле со­став­ля­ет око­ло 220 млрд руб­лей, а в стра­не ра­бо­та­ет око­ло 18 ты­сяч юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов. Та­ким об­ра­зом, сред­ний по стра­не еже­ме­сяч­ный обо­рот юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на со­став­ля­ет 1,018 млн руб­лей. При этом пред­ла­га­е­мый про­ек­том за­ко­на ад­ми­ни­стра­тив­ный штраф «за на­ру­ше­ние уста­но­в­лен­ных пра­вил» в раз­ме­ре от 0,50 до 0,70 млн руб­лей для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и от 0,75 до 1,0 млн руб­лей для юри­ди­че­ских лиц бу­дет эк­ви­ва­лен­тен пол­ной по­те­ре ме­сяч­ной вы­руч­ки юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на.

Кро­ме то­го, про­ек­том за­ко­на вво­ди­т­ся обособ­лен­ная ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность для гра­ж­дан, ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц за осу­ще­ств­ле­ние де­я­тель­но­сти по очи­ст­ке из­в­ле­чен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих хи­ми­че­ских эле­мен­тов юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми, не вклю­чен­ны­ми в утвер­ж­ден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пе­ре­чень (часть 2 ста­тьи 19.14.).

Та­к­же, для гра­ж­дан, ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и юри­ди­че­ских лиц про­ек­том за­ко­на вво­ди­т­ся обособ­лен­ная ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность за са­мо­воль­ную до­бы­чу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и (и­ли) дра­го­цен­ных ка­м­ней (часть 3 ста­тьи 19.14.).

С од­ной сто­ро­ны, вве­де­ние этой нор­мы до­ста­точ­но обос­но­ван­но: ес­ли в КоАП РФ се­го­д­ня су­ще­ству­ет Ста­тья 7.5. «Са­мо­воль­ная до­бы­ча ян­та­ря, не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней», то уж за са­мо­воль­ную до­бы­чу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней ка­кая-то ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность вы­г­ля­дит впол­не ло­ги­ч­но.

По­нят­но, что не­у­да­ч­ный тер­мин «са­мо­воль­ная до­бы­ча» тре­бу­ет точ­но­го и од­но­з­на­ч­но­го разъ­яс­не­ния (как и в слу­чае его упо­треб­ле­ния в Уго­ло­в­ном ко­дек­се РФ). Но при­н­ци­пи­аль­ное от­ли­чие вво­ди­мой за­ко­но­про­ек­том нор­мы ча­сти 3 ста­тьи 19.14. КоАП РФ от вво­ди­мой за­ко­но­про­ек­том нор­мы ча­стей 1 и 2 ста­тьи 191 УК РФ за­клю­ча­ет­ся в том, что КоАП бу­дет на­ка­зы­вать толь­ко за «са­мо­воль­ную до­бы­чу» по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­чее, а УК – за «со­вер­ше­ние сдел­ки, свя­за­н­ной с за­ве­до­мо са­мо­воль­но до­бы­ты­ми … (по­лу­дра­го­цен­ны­ми объ­ек­та­ми), а рав­но их не­за­кон­ные хра­не­ние, пе­ре­воз­ка и пе­ре­сы­л­ка в лю­бом ви­де, со­сто­я­нии».

По­лу­ча­ет­ся не­ле­по: на­ка­за­ние за со­вер­ше­ние сдел­ки, пе­ре­воз­ку и хра­не­ние са­мо­воль­но до­бы­тых по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней вы­ше, чем за са­мо­воль­ную их до­бы­чу (у­го­ло­в­ное пре­сле­до­ва­ние про­тив ад­ми­ни­стра­тив­но­го). Од­на­ко при со­вер­ше­нии сде­лок все­г­да есть две сто­ро­ны: про­да­вец (са­мо­воль­но до­бы­в­ший по­лу­дра­го­цен­ные ка­м­ни, а зна­чит – уже ви­но­в­ный по ста­тье КоАП) и по­ку­па­тель, ко­то­рый мо­жет и не по­до­зре­вать, что ка­м­ни бы­ли до­бы­ты «са­мо­воль­но». Но при этом, со­глас­но ча­стям 1 и 2 ста­тьи 191 УК РФ, на­ка­за­ние про­дав­ца (са­мо­воль­но­го до­бы­т­чи­ка) и по­ку­па­те­ля (че­ст­но­го при­об­ре­та­те­ля) мо­гут ока­зать­ся оди­на­ко­вы­ми…

О­пять же, огро­м­ный раз­мер штра­фа… От 120 тыс. до 170 тыс. руб. штраф на ту­ри­ста, не­за­да­ч­ли­во вы­ко­пав­ше­го из зе­м­ли ка­кой-­ни­будь по­лу­дра­го­цен­ный (по на­и­ме­но­ва­нию) ка­мень – это как?

За­вер­шая об­зор но­ва­ций в УК и КоАП РФ, хо­чет­ся ве­рить, что эти за­ко­но­про­ек­ты так и оста­нут­ся в ис­то­рии все­го лишь за­ко­но­про­ек­та­ми, не пре­вра­тив­шись в за­кон.

[ rough-polished.com ]

  • 28 марта 2019 г.:

    Ну что-ж. Если вдруг меня "прихлопнут,то остануться без работы-я,моя жена,продавцы.А налоги? Что важнее отчисления в бюджет или неправильная "Инструкция",за которую возможен штраф,а может и не "возможен"(какое настроение). Внедряйте цифровизацию,уменьшите бумажную писанину(никому не нужную,кроме шредера, и то только через 5 лет хранения-шутка).

  • 28 марта 2019 г.:

    2,) при чём тут уолстрит? это исключительно Российское ноу хау. зачистить поляну вплоть до конституции и работать монопольно. у них это называется бизнес. поэтому как за границу попадают, никакого бизнеса, кроме покупки дорогого дома, замутить не могут.

  • 29 марта 2019 г.:

    Скоро в стране останется пару-тройку федеральных сеток по ювелирке, а остальных задавят. И вернемся мы к совку.
    Пишут про маркировку, личные кабинеты по отчетности по ювелирке и т.д. И преподносят как панацею для бизнеса, забывая суть - мы отчитывается за свой же товар, как мы его храним и продаем. Перебор.
    .Если только одна отчетность - это налоговая отчетность.

  • 30 марта 2019 г.:

    Такое мнение мое,что законы были написаны для госпредприятий,а ИП добавили через запятую. Поэтому ,пожалуйста упростите законы для ИП. Пожалуйста предложите четкий регламент и алгоритм работы закона.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->